Женское божество» в языческих религиях и попытки отыскать таковое в христианстве



В соответствии с натуралистическим характером языческих религий стоит то обстоятельство, что «около каждого бога мы встречаем всегда и богиню жену». Так, Таммуза любит богиня Иштар. У Осириса имеется жена-сестра Исида. Адонис связан с Астартой, Аттис – с Кибелой, «Великой матерью». Это вполне соответствовало нату­ралистическому характеру языческих верований, где производящий принцип (бог) тре­бует дополняющего его начала рождающего, женского (богиню). Между тем, в религи­ях супранатуралистических – древне-еврейской и христианской – нельзя найти ни ма­лейшего следа того, чтобы рядом с Богом Откровения стояла какая-нибудь богиня. Еврейский язык совсем не знает слова «богиня». И даже представитель отрицатель­ного направления в библейской науке А. Ревиль должен был сказать, что «как бы мы далеко ни углублялись в древность, мы не найдем и признаков того, чтобы Бог Израилев имел когда-нибудь подругу или спутницу». Тем более нет ничего общего с мифологическими Изидою, Афродитою, Кибелою. Правда, в сочинениях мифологов можно встретить утверждение, что Пресвятая Дева Мария является модификацией древней индийской богини Майи, но в качестве единственного доказательства этой мысли указывается на звуковое сходство между именами христианской Богоматери и индийской богини. Но, во-первых, мифологи выпускают из виду то обстоятельство, что евангельские рассказы о Матери Христа Спасителя дышат полным убеждением в Ее действительное существование и в живое отношение к Ней Христа, тогда как ле­гендарный характер мифов о Майе становится сразу заметным даже при поверхност­ном знакомстве с мифом. Во-вторых, сходство между именами должно быть сведено к нулю, если мы обратим внимание на то, что оба указанных слова происходят от со­вершенно разных корней: еврейское от глагола «быть твердым, стойким» (Мариам – госпожа), а «Майя» – одного корня с персидским – чары, грезы. А в-третьих, зву­ковое внешнее сходство – слишком слабое доказательство.


О Боге

Возможности человеческого познания

Мы проповедуем Христа распятого,

 для иудеев соблазн, а для эллинов безумие.

(Первое послание к Коринфянам 1,23)

Credo , quia absurdum est .

Как были встречены открытия Галилея и Коперника, генетика, теория относительности, квантовая механика?!

Академик Л. Ландау: «Всякий существенный шаг вперед связан в физике с отказом от каких-то привычных нам представлений». Теория относительности заставила физиков отказаться как от предрассудков, от убеждения, что в природе существует абсолютное время – единое для всей вселенной, для всех движущихся систем. Она казалась безумной большинству исследователей. Но психологические неприятности, связанные с теорией относительности, показались физикам совершенно детскими огорчениями, когда им пришлось осваивать квантовую механику с ее «дикими» идеями. (Лит. газета. «Вам это покажется странным» 20. 8. 1960).

Локальная теория квантовой механики утверждает существование отрицательного времени в микромире.

«На уровне атома материя имеет двойственный аспект. Она проявляется как частицы и как волны, причем тот или иной аспект зависит от конкретной ситуации. Иногда проявляются свойства частицы, иногда – свойства волны» (Ф. Капра. Дао физики. СПб. 1994, с. 128). Н. Бор назвал это принципом дополнительности.

Оппенгеймер: «Если мы спросим, постоянно ли нахождение электрона, нужно сказать «нет»; если мы спросим, изменяется ли местонахождение электрона с течением времени, нужно сказать «нет»; если мы спросим, неподвижен ли электрон, нужно сказать «нет»; если мы спросим, движется ли он, нужно сказать «нет» (Ф. Капра. Дао физики. СПб., 1994, с. 130).

Невозможность одновременного и точного определения положения и импульса (скорости) частицы является еще одним принципом квантовой физики, получившим название принципа неопределенности Гейзенберга.

Американский физик Дж. Уилер: «Самое важное в квантовом принципе – это то, что он разрушает представление о мире, «бытующем во вне», когда наблюдатель отделен от своего объекта стеклянным колпаком... Для того, чтобы описать то, что происходит, нужно зачеркнуть слово «наблюдатель» и написать слово «участник» (Ф. Капра. Дао физики. СПб., 1994, с. 119).

Исаак Сирин : «Молчание есть тайна будущего века, а слова суть орудие этого мира» (сл. 42, с.263).

«Развитие теории познания показало, что никакая форма умозаключений не может дать нам абсолютно достоверного знания» (Ахлибинский Б.В. Чудо нашего времени. Кибернетика и проблемы развития. Л., 1963, с.91).

В. Гейзенберг: «Значения всех понятий и слов, образующиеся посредством взаимодействия между миром и нами самими, не могут быть точно определены... Поэтому путем только рационального мышления никогда нельзя прийти к абсолютной истине» (В. Гейзенберг. Физика и философия. М., 1963, с. 67).

Преподобный Симеон Новый Богослов : «Я оплакивал род человеческий, т. к. ища необычайных доказательств, люди приводят человеческие понятия и слова и думают, что изображают Божественное естество, то естество, которого никто ни из ангелов, ни из людей не мог ни увидеть, ни наименовать» (Божественные гимны. С. Посад. 1917, с. 272).

Если таковы возможности человеческого ratio в познании тварного мира, то очевидно, каковы они в отношении мира вечного. Только Откровение может дать то (некоторое) рациональное знание о Боге, которое необходимо и достаточно человеку для начала опытного Его постижения «целостным разумом», т. е. познания всем своим существом, включая сердце (орган чувств), ratio (рассудок), ум и даже тело. Но такое познание не может быть адекватно выражено понятиями. Потому так иррационально, антропоморфно, приточно, образно Откровение Бога о Себе.

Выводы:

1. Понятия этого мира неприложимы к описанию (пониманию) того мира, Бога.

2. Логика научного познания требует принятия достоверных фактов, а не отрицания их, хотя бы они и противоречили т. н. здравому смыслу.

3. Бог по Своему существу апофатичен, но по энергиям Он познаваем, катафатичен, и эти «видимые» Его свойства являются ориентирами в духовной жизни человека – в богопознании целостным разумом.

В отличие от воображаемых и прогнозируемых идеалов в философии и социологии, христианский идеал существует реально. Он есть Бог.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!