Вопрос о происхождении христианства



Nbsp;   Профессор А. И. Осипов     ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ     Курс лекций, прочитанных в 4-м классе Московской духовной семинарии в 1997/98 уч. году   Сергиев Посад МДА 2006

Содержание

Содержание. 2

Краткий исторический обзор попыток мифологического объяснения христианства 3

1. Вопрос о происхождении христианства. 6

1.1. Попытки естественно-научного объяснения происхождения христианства. 6

1.2. Метод мифологической школы и его основные недостатки. 8

1.3. Единство человеческого духа, как одно из объяснений сходства между христианством и языческими религиями. 11

1.4. Влияние христианства на языческие религии. 13

1.5. Язычество как положительный религиозный процесс. Праоткровение. 16

2. Основные различия между язычеством и христианством. 20

2.1. Натурализм язычества и сверхестественность христианства. Вопрос об элементах  натурализма в христианстве. 209

2.1.1. Натурализм язычества и сверхестественность христианства. 20

2.1.2. Мифотворчество в языческих религиях и историчность религии откровения. 23

2.1.3 Этический характер христианства и безнравственность языческих религий. 24

3. О Лице Господа Иисуса Христа. 27

3.1. Возможность возникновения «мифа» о Христе в иудействе и язычестве. 27

3.2. Исторические свидетельства об Иисусе Христе. 29

3.3. «Женское божество» в языческих религиях и попытки отыскать таковое в христианстве 36

4. О Боге. 38

4.1. Возможности человеческого познания. 38

4.2. Православное учение о Боге-Любви и инославные и иноверные представления

  о Боге.……………………………………………………………………………………..37

4.3. Бог – Любовь……………………………………………………………………………..39

4.4. Смысл понятия «наказание Божие»…………………………………….........................41

4.5. Православное учение о Боге-Троице и языческие триады (семейные, индуистская

  Тримурти, эллинская Геката, неоплатонические представления и др.)………..……43

4.6. Логос -Христос и дохристианские представления о Логосе

  (в  древнегреческой философии, у стоиков и Филона Александрийского)………….45

4.7. О Боговоплощении………………………………………………………........................48

4.8. Спасение в язычестве и христианстве………………………………………………….52

4.9. Существо жертвы Спасителя……………………………………………………………64

5. Церковь…………………………………………………………………………68

5.1. Теоцентрическое и антропоцентрическое понимания Церкви………….........................68

5.2. Христианские таинства…………………………………………………….........................68

6. Священное Писание. Его Богодухновенность………………………………76

7. Священное Предание и предания…………………………………………….76

8. Церковь и другие религии…………………………………………………….78

9. Духовность и псевдодуховность……………………………………………...80

10. Истинность христианства……………………………………………………81

 

Краткий исторический обзор попыток мифологического объяснения христианства

Отрицающие сверхъестественный характер христианской религии утверждают, что хрис­тианство, эта высшая форма религиозного сознания человечества, по существу своему не сказало людям нового слова, а представляет людям естественный продукт предшествующего развития человеческой мысли и по своему происхождению находится в прямой зависимости не только от иудейской ветхозаветной религии, но и от религий языческих. Христианство, с этой точки зрения, является простым продолжением язычества, и все его содержание без остатка может быть сведено к заимствованиям из языческой мифологии. Не только личность Христа низводится до степени легендарной, мифической личности, но и само христианство объявляется результатом массового мифотворческого процесса. Христианство представляет собой плод синкретизма – смешения различных древних религий, – откуда оно заимствовало свои обряды, свое учение и самый образ Христа. Христианство есть, таким образом, чистое мифотворчество, не более, как своеобразное сочетание религиозных идей, мифоло­гических элементов той эпохи.

В качестве основания для такого утверждения указывается на то, что между основными догматами христианства и верованиями язычников будто бы существует значительное сход­ство. Так, христианство говорит о воплощении Бога, – о том же говорят и другие религии. Христианство учит об искуплении, – и в других религиях можно найти веру в искупление. Воскресение Христово – один из главнейших догматов христианства, – и языческая мифоло­гия знает богов умирающих и воскресающих.

Идея мифологического толкования христианства является новой в исторической науке. В конце XVIII столетия французские «просветители» Вольней и Дюпюи впервые попытались разрешить христианство в систему мифов. Шарль Франсуа Дюпуи (§ 1809), которого совре­менные мифологи считают своим родоначальником, выпустил огромный (в трех то­мах) труд под заглавием: «Происхождение всех культов или всеобщая религия» (1794), в котором утверждал, что «существо, освященное под именем Христа, – это солнце... Хрис­тиане – это лишь почитатели солнца», а что «христианская религия, подобно прочим рели­гиям, основана на почитании солнца, сохранила те же обряды, те же догматы, те же мисте­рии, какие были у других религий».

Константин Франсуа Вольней в 1791 году издал свои «Руины или размышления о переворотах государств», где доказывал, что христиане свое уче­ние заимствовали у буддистов, что Христос есть «перелицованный Будда», и что Евангелия в сущности являются лишь «книгами персидских митраистов и сирийских ессеев, которые са­ми являются лишь видоизмененными буддистами». Идеи Вольнея и Дюпюи рано проникли в Германию, но там отрицательная критическая мысль направилась несколько по иному руслу.

Давид Штраус (§ 1874), Бруно Бауэр (§ 1882) и другие немецкие исследователи XIX столетия критически изучают новозаветную священную письменность, также объявляя ее собранием легенд и сказок, но для объяснения ее происхождения языческую мифологию привлекают весьма редко. Собственно продолжателями «просветителей» Дюпюи и Вольнея в Германии в XIX веке были иудейский ренегат Норк, писавший и под фамилией Корн, и Рудольф Зейдель. Первый в 60-х годах выпустил ряд книг о мифологии и христианстве (по теории Норка, источниками христианства были культ Митры и персидская религия), – а второй в своей книге «Будда – Легенда и жизнь Иисуса» (1897) утверждал, что Христос есть об­раз и подобие Будды.

Идеи мифологического объяснения христианства нашли себе почву и в Англии. В 1887 году появилось анонимное сочинение «Древняя Матерь», где евангельские повествования о смерти Спасителя сравнивались с мифом о Дионисе. Особенно много писал в этом в этом направлении Джон Робертсон (§ 1933). По Робертсону, вся евангельская исто­рия – не что иное, как обработка языческих мифов об умирающем и воскресающем боге. Из языческих элементов, смешанных с иудейскими, соткано и учение Спасителя; каждому пунк­ту христианского вероучения и каждому почти факту евангельской истории Робертсон пыта­ется найти параллель в языческой мифологии.

В XX столетии вышло чрезвычайно большое количество работ на различных языках с попытками дать мифологическое истолкование христианства, в 1904 году итальянец Эмилио Босси, под псевдонимом Милезбо, напечатал книгу «Иисус никогда не существовал», в которой доказывал, что Христос – солнечное, мифическое божество, аналогичное Кришне, Будде, Адонису. В 1906 году выступил американец (по специальности математик) Вильям Бенграмен Смит с работами: «Дохристианский Иисус» и «Ecce Deus». В Голландии профессор философии Болланд в ряде трудов выводит христианство из Александрии, из слияния там в одно целое греческой философии и иудейского эллинизма. Одновременно с этим выхо­дят работы так называемых «панвавилонистов» – ассириологов: Фритр. Делича, Иенсена, Гункеля, Иеремиаса, Винклера и др., которые задаются целью найти следы вавилонских мифов в библейской религии и, в частности, в христианстве.

Крупным событием в истории мифологической школы является выступление профессо­ра философии в Карлсруэ Артура Древса с первым томом его книги «Миф о Христе», по­явившейся около Пасхи 1909 года. Книга Древса вызвала большое возбуждение в проте­стантских кругах Германии, хотя по существу Древсом ничего не было сказано нового, «кроме разве только ошибок». Своей известностью Древс обязан германскому «Союзу мо­нистов», который взял идеи Древса под свою опеку, сделал их предметом страстной агита­ции и бросил их в толпу как «последнее слово» исторической науки.

31 января – 1 февраля 1910 года в Берлине происходил диспут по поводу книги Древса с участием автора и вид­нейших представителей немецкой богословской и исторической науки. Как на диспуте, так и в обширной литературе, которая появилась вокруг «Мифа о Христе», научно Древс был совершенно уничтожен, и немецкое общественное мнение более не возвращалось к его иде­ям. Тем не менее, свою писательскую деятельность по вопросам истории возникновения христианства Древс продолжал. В 1911 году он выпустил вторую часть своего «Мифа... », в которой пытался опровергнуть возражения своих противников. В 1921 году Древс печатает новую книгу под заглавием: «Евангелие Марка, как свидетельство против историчности Иисуса». В 1923 году выходит книга «Звездное небо в поэзии и религии древних народов и христианства», где Древс для объяснения возникновения христианства пользуется, кроме мифологического, еще астральным методом, т.е. утверждает, что евангельские сказания представляют описание «движения солнца» (Христос – «солнечный герой») и «положения его в разное время по отношению к неподвижным звездам». В 1924 году выходит новая ра­бота Древса «Возникновение христианства из гностицизма». Помимо этих основных трудов Древс пишет популярные работы: «Легенда о Петре», «Миф о Деве Марии», «Жил ли Хрис­тос», «Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем». Две последние работы Древс писал по специальному заказу нашего общества «Атеист». Во всех работах Древс стоит на определенно мифологической точке зрения.

Идеи Дюпуи, Робертсона и Древса оказали сильное влияние на польского писателя – бел­летриста Андрея Немоевского (§ 1919). В своей книге «Бог Иисус» Немоевский, по примеру своих учителей, отрицает историческое бытие Христа, а об евангельских повествованиях утверждает, что они частью заимствованы из языческих мифов, а частью вычитаны с звезд­ного глобуса. При этом метод астральный у Немоевского является преобладающим до того, что вызвал осуждение со стороны самого Древса.

В нашей антирелигиозной литературе идеи мифологического объяснения христианства получили в свое время широкую популярность. Советские мифологи, вслед за западными, считают Христа личностью легендарной, мифической, а Евангелия – собраниями мифов.

Позднее для объяснения возникновения «мифов» некоторые привлекают не только мифы языческих религий, пользуясь и методом астральным, но в добавление к этому обращают еще внимание на социальную среду, в которой возникла наша религия, на социально – экономические условия жизни современного появлению христианства общества, т.е. иначе го­воря, пытаются сочетать метод мифологический с методом диалектико-материалестическим.

Справедлив ли, однако, основной тезис мифологической школы о синкретическом харак­тере христианства? Представляет ли на самом деле наша религия продукт естественного религиозно – исторического развития человечества? Имеются ли научные основания говорить о причинной генетической зависимости или связи христианства с религиями языческими?

Вопрос о происхождении христианства


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!