Проблема мотивации в гомеостатических теориях поведения (З.Фрейд, К.Левин).



Фрейд постулировал «бессознательное», в котором видел ключ к объяснению поведения и которое представлял как непрерывное изменение и столкновение влечений, получающих свое фрагментарное и завуалированное выражение в поведении и сознательном переживании.
   Теория мотивации 3. Фрейда опиралась на идею о том, что «психический аппарат» должен прежде всего справиться не с внешними, а с внутренними раздражителями, от которых нельзя уклониться, так как они возникают в самом организме. Потребности той или иной части организма постоянно порождают энергию раздражения, которая аккумулируется и от которой требуется «избавиться».
   Во фрейдовской теории мотивации ключевую роль играет модель редукции влечения, которая берет начало в принципе минимизации Г. Фехнера и построена на гомеостатическом и гедонистическом представлениях. Согласно первому из них равновесие организма тем выше, чем ниже уровень накопившегося напряжения. Согласно второму всякое снижение этого уровня сопровождается чувством удовлетворения, всякое повышение — чувством неудовлетворения. Иными словами, активность пси­хического аппарата подчинена принципу удовольствия/неудо­вольствия.
   Понятие «влечение» отражает двойственность тела и духа, объединяет между собой органическое (энергию) и психиче­ское (аффект). 3. Фрейд отмечал, что при переходе от рассмот­рения биологического начала к душевной жизни понятие «вле­чение» определяется как пограничное между душевным и сомати­ческим, как психическая представленность раздражений, имею­щих внутреннее телесное происхождение и распространившихся в область духа, как мера необходимой работы, которая налага­ется на душевное вследствие его связи с телесным.
   Сущность влечения можно описать с помощью следующих понятий:
• напряжение влечения — это его моторный момент, сумма сил или мера усилий, которой оно соответствует;
• цели влечения — это состояние удовлетворение, которое мо­жет быть достигнуто только путем устранения раздраженного состояния источника влечения;
• объект влечения — это то, в чем или посредством чего вле­ чение может достигнуть своей цели. Это наиболее изменчивый компонент влечения, связанный с ним не происхождением, а лишь пригодностью для его удовлетворения;
• источник влечения — это тот соматический процесс в орга­не или части тела, раздражение от которого представлено в ду­шевной жизни как влечение.
К важнейшим положениям теории мотивации 3. Фрейда от­носятся:
1) влечения могут проявлять себя по-разному. Если при боль­шой интенсивности влечения отсутствует объект, необходимый для его удовлетворения, то неосуществившиеся желания возни­кают в сознании в виде представлений о прежнем удовлетворе­нии влечения. Влечения могут смещаться на другие объекты, они могут сублимироваться (т. е. внешне направляться на другие цели) и, наконец, вытесняться. 2) душевная жизнь, понимаемая как постоянный конфликт противоречивых тенденций внутри личности, предстает в виде иерархии трех механизмов: поиску удовлетворения {Оно) про­ тивостоит моральный контроль {сверх-Я), а примирением их че­рез достижение компромисса занимается механизм приспособ­ления к реальности (Я);
3) взрослая личность есть результат истории влечений, при­ чем особое значение имеет детство. Препятствия, возникаю­ щие на пути удовлетворения влечений, особенно в раннем детстве, имеют серьезные последствия и причиняют сильный ущерб способности человека работать и любить;
4) развитие влечений проходит несколько психосексуаль­ных фаз в соответствии со сменой так называемых эрогенныхзон (чувствительных участков кожи вокруг различных отверс­тий на теле). На каждой из фаз доминирует определенная эро­генная зона, ее раздражение доставляет максимальное чувственное удовлетворение. 5) ход развития влечений определяет система внутрисемей­ных отношений в «любовном треугольнике»: супружеской па­ры и ребенка (любовника). Ребенок стремится к сексуальным отношениям с родителем противоположного пола (Эдипов ком­плекс) и наталкивается при этом на сопротивление и угрозы со стороны родителя одного с ним пола. При нормальном разви­тии конфликт разрешается путем идентификации с родителем одного с ребенком пола. Это разрешение ведет к усвоению уже в раннем детстве моральных норм, персонифицируемых с од­ним из родителей, и тем самым к образованию совести (сверх-Я) как механизма, контролирующего поведение личности.
   Одним из преимуществ теории 3. Фрейда стало то, что тра­диционный статично-описательный анализ компонентов моти­вации был дополнен динамическим.
   Представитель гештальтпсихологического направления К. Левин показал, что с образованием ассоциаций в ходе науче­ния возникает не репродуктивная тенденция, т. е. психическая сила, а только связь между прежде несвязан­ными элементами. Чтобы эта связь проявилась в поведении, не­обходимо наличие особой тенденции к воспроизведению вы­ученного. К. Левин (1926) вмес­то термина «детерминирующая тенденция» стал пользоваться термином «квазипотребность». Правда, квазипотребности воз­никают на основе намерений субъекта и принятых им задач.
   К. Левин стремился объяснить поведение, исходя из возник­шего на данный момент актуального поля психологических сил. В своей теории поля он сравнивает психологические силы с векторами, исходящими от объектов и областей окружающе­го мира и обладающими побудительным характером (валент­ностью). Эти силы воздействуют на личность и определяют ее поведение.
   К. Левин разработал модель, в которой мотивация личности была представлена в виде скопления отдельных центральных или более периферийных областей (глубинных или поверхностных слоев). Каждая область представляла потребность или квазипо­требность. В зависимости от состояния потребности (например, при возобновлении действия, оставшегося незавершенным) та­кая область представляет собой более или менее напряженную систему, стремящуюся разрядиться через исполнительные функ­ции (например, моторику). Динамические представления такого рода близки воззрениям 3. Фрейда тем, что общим основополага­ющим принципом мотивации был гомеостатический принцип: восстановление нарушенного равновесия.
Поведение, с точки зрения К. Левина, является функцией личности и воспринимаемого окружения:
П=/(Л,О), где Л — личность; О — окружение.
   Гомеостатические модели имеют свои недостатки. Ос­новной из них состоит в том, что они не могут объяснить по­требность в возбуждении, стремление искать что-то новое. Этот недостаток преодолевает теория оптимальной активации Даф-фи и Хебба, основанная на законе Йеркса — Додеона Она гласит: организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, который позволит ему функци­онировать достаточно эффективно.
   Из этой теории не ясно, по какому пути пойдет поведение. Современные исследования преодолевают этот недостаток.

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!