Иерархическая модель классификации мотивов А.Маслоу.



На настоящий момент наиболее известной является иерархическая схема, предложенная Абрахамом Маслоу — представителем гуманистической психологии. Маслоу высказал мнение, что все потребности являются врожденными и делятся на витальные и духовные. Согласно выстроенной им иерархии, в основании пирамиды человеческих потребностей лежат потребности физиологические, а венчают ее потребности, связанные с самореализаций человека — наивысшим уровнем психологического проявления. В целом пирамида выглядит следующим образом:

1) физиологические потребности (пища, вода, воздух);

2) безопасность и защищенность (как физиологическая, так и психологическая, от боли, страха, гнева, неустроенности);

3) потребность в любви и принадлежности (потребность в социальных связях) – потребности в любви, нежности, социальной присоединенности, идентификации причастности к какой-либо социальной группе;

4) потребность в уважении (одобрении, признании компетентности и т. п.);

5) когнитивные и эстетические потребности (жажда красоты, знаний, справедливости);

6) потребность в самоактуализации (максимальной реализации своих способностей, возможностей, взгляд на себя не только как на человека разумного, но и как на человека творческого).

Потребности низших уровней А. Маслоу называл дефицитарными, а высших — потребностями роста.

А. Маслоу выдвинул идею, что пока потребность не удовлетворена, она активирует деятельность и влияет на нее. При этом деятельность не столько «толкается изнутри», сколько привлекается извне возможностью удовлетворения. Основу позиции А. Маслоу составляет принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящий, что, прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня. Однако данное положение касается только крайних, полярных видов потребностей. А. Маслоу говорит о том, что потребности смежных уровней часто могут возникать одновременно. Они никогда не удовлетворяются по принципу «все или ничего». Человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей.

Как правило, человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней.

 

Мотивационные факторы в теориях личности (Дж. Гилфорд, Р.Кэттелл).

Кроме побуждения, которое является причиной образования связей между различными действиями, существуют и другие общие факторы, такие, как способности и темперамент, влияние среды. С этой точки зрения представляет интерес список мотивационных факторов, предложенный Джоем Гилфордом (1959), который рассматривал:

A. Факторы, соответствующие органическим потребностям: голод; сексуальное побуждение (самца); общая активность;

Б. Потребности, относящиеся к условиям среды: потребность в комфорте, приятном окружении; педантичность (потребность в порядке, в чистоте); потребность в уважении к себе со стороны окружающих;

B. Потребности, связанные с работой: общее честолюбие; упорство; выносливость;

Г. Потребности, связанные с положением индивида: потребность в свободе (нонконформизм); независимость в противоположность зависимости; конформизм; честность;

Д. Социальные потребности: потребность находиться среди людей; потребность угождать; потребность в дисциплине; агрессивность;

Е. Общие интересы: потребность в риске или, напротив, в безопасности; потребность в развлечении.

Реймондом Кэттеллом (1957) был разработан собственный список мотивационных факторов. Он ввел разграничение понятий — эрг (нейтральный термин, призванный заменить термины «потребность» и «побудительная сила») и чувство (сентимент). Эрг соответствует источнику отношения или интереса, чувство определяется желаемым объектом и в значительной мере зависит от социальных и культурных стереотипов. Одни и те же эрги можно обнаружить в самых различных популяциях, в то время как чувства варьируются от одной страны к другой. Эрги и чувства не являются совершенно независимыми друг от друга, между ними существует неоднозначная связь. Изучение этих связей позволило Р. Кэттеллу указать семь «побудительных структур», связанных с пятью чувствами.

Список эргов: половой эрг; стадный инстинкт; потребность опекать; потребность в исследовательской деятельности, любознательность; потребность в безопасности; потребность в самоутверждении, признании; потребность в удовольствии, противостоящая сверх-Я.

Список чувств (сентиментов): чувства к профессии; спорт и игра; религиозные чувства (в конечном счете эрг — быть подвластным высшим силам); технические и материальные интересы (в конечном счете конструктивный эрг); самоощущение.

 Мотивационные диспозиции - эрги - в зависимости от ситуационного побуждения могут актуализироваться по-разному.

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 452; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!