Уровни эмоционального реагирования(по С. Л. Рубинштейну)



С. Л. Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня.

Первый - это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Он связан с физическими чувствованиями удовольствия - неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями. Они могут быть, по Рубинштейну, как специализированными, местного характера, отражая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельное ощущение, так и более общего, разлитого характера, отражая более или менее общее самочувствие человека, не связанное в сознании с конкретным предметом (беспредметные тоска, тревога или радость).Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений, по Рубинштейну, составляют предметные чувства (эмоции). На смену беспредметной тревоги приходит страх перед чем-нибудь. Человек осознает причину эмоционального переживания. Опредмеченность чувств находит свое высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируются, в зависимости от предметной сферы, к которой относятся, на интеллектуальные, эстетические и моральные. С этим уровнем связано восхищение одним предметом и отвращение к другому, любовь или ненависть к определенному лицу, возмущение каким-либо человеком или событием и т.п..

Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, аналогичными по уровню обобщенности отвлеченному мышлению. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п. Они тоже могут иногда выступать как более или менее частные состояния, приуроченные к определенному случаю, однако чаще всего они выражают общие устойчивые мировоззренческие установки личности. Рубинштейн называет их мировоззренческими чувствами.

Таким образом, заключает Рубинштейн, «в развитии эмоций можно... наметить следующие ступени:

1) элементарные чувствования как проявления органической аффективной чувствительности, играющие у человека подчиненную роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств;

2) разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний;

3) обобщенные мировоззренческие чувства; все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности».

 

Сопоставление основных форм эмоционального реагирования по параметрам длительности и интен-сивности.

Cопоставление основных форм эмоционального реагирования (аффект, настроение, чувство, соб-ственно эмоция, эмоциональный тон) по параметрам длительности и ин-тенсивности.В зависимости от глуби-ны, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувствен-ный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.Эмоциональный тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органиче-ской чувствительности, сопровожда-ющее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устранению или сохранению. Эмоциональный тон осознается как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспри-нимаемого предмета, явления, дей-ствия.Собственно эмоции — психиче-ское отражение в форме непосред-ственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношени-ем их объективных свойств к потреб-ностям субъекта. Это предметные специфические психические процес-сы и состояния, возникающие в конкретной обстановке и имеющие узконаправленный характер.Аффект — стремительно и бурно протекаю-щий эмоциональный процесс взрыв-ного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте — это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля за действиями. В аффекте резко изменяются параметры внима-ния: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память — вплоть до частичной или полной амнезии. Аффект оказывает дезорга-низующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции — ступор или хаотич-ные нецеленаправленные двигатель-ные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологического аффекта: измененность сознания (дезориента-ция во времени и пространстве); неадекватность интенсивности реаги-рования раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектацион-ной амнезии.Настроение — сравни-тельно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причины, вызывающие настроение, многочис-ленны — от органического самочув-ствия до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настроение имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объекта, но как свойство субъекта. Определенную роль играют индивидуально-личностные особенности. Многообра-зие проявлений эмоциональной жизни человека ставит психологию перед необходимостью их более четкой дифференциации.Чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеоб-разная «привязанность» к опреде-ленному кругу явлений действитель-ности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образова-ний личности.

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!