I. РЕЛИГИЯ СОЗНАНИЯ И СВОБОДЫ 7 страница



На нем основаны все буддийские учения. В связи с преимущественным применением палийского языка период называют палийским. Во время правления царя Ашоки (III в. до н.э.) в Магадхе, одном из наиболее значительных государств Индии, буддизм достиг своего расцвета. Ашока принял буддизм, а в стране возникло столько буддийских монастырей (вихара, бихара), что вторым названием Магадхи стало Бихар. Именно к этому времени относятся самые древние буддийские тексты, высеченные на камне и сохранившиеся до наших дней. Стала поощряться миссионерская деятельность, и буддизм проник в сопредельные страны. Магадха была завоевана андхарами, но буддизм сохранился и при царе Канишке (78—123 гг. н.э.) вернул свое величие. Это была эпоха, в которой сохранялись традиции устной передачи информации. Считают, что у некоторых людей развивалась феноменальная профессиональная память. Записи на пальмовых листьях велись людьми, посвящавшими этому трудоемкому процессу все свое время. Слова Будды записывали его ученики, сторонники, оппоненты и двоюродный брат Ананда, сопровождавший его много лет и обладавший блестящей памятью. Благодаря всему этому и собранным материалам, включенным в палийский канон, восстановлены основные положения, изложенные Буддой, к которым восходят и буддийская практика, и этика, и все учения буддийских школ.

83. БУДДИЗМ ТАНТРИЧЕСКИЙ. Направление буддизма, формирование которого относят к III в. Другие названия: ваджраяна (Алмазный путь, Алмазная колесница), мантраяна (Колесница тайных слов, Колесница мантр), гухья мантраяна (Тайный путь мантр), эзотерический буддизм, теоретический буддизм, буддийский тантризм, тантра. Название тантризм правой руки (дакшиначара, дакшинамарга) связано с ритуалом принесения в жертву крови из большого пальца правой руки. В отличие от индуистского (индусского) тантризма левой руки (вамачара, вамамарга), тантрический буддизм имеет целью не слияние с персонифицированным богом, а переход сознания в состояние нирваны, абсолюта. Ритуалы в нем не имеют характера оргий и доминирует философский аспект. Женское начало пассивно и отождествляется с мудростью (праджня). Мужское начало активно и выступает как средство (упайя, упая) достижения освобождения. Основателем учения считается Асанга (IV в.), которому приписывают создание «Гухьясамаджа-тантры», произведения высшего уровня тантрической литературы. В индуизме тантризм наибольшее развитие получил в кашмирском шиваизме. В канон тантрического буддизма кроме палийского канона «Трипитака» входят учение о космических циклах («Калачакра»), трактаты о космическом Будде (Ади-будда), о высочайшем состоянии сознания (Махамудра) и др. Одна из форм ваджраяны — тибетский буддизм. Тантризм оказал влияние на школы китайского буддизма ми, чань, тяньтай, на школы японского буддизма дзэн, сингон, тэндай. Некоторые тантрические произведения (сутры, тантры, шастры) имеют двойное прочтение. Одно — буквальное (нейартха), доступное всем и воспринимаемое как миф. Истинный смысл при этом остается скрытым. Другое (нитартха) доступно только посвященным, проникающим в скрытую суть произведения. Иногда тексты записываются тайным, «сумеречным» языком (самдхьябхаша, сандхьябхаша, самдхьябхаса), содержащим символы, метафоры. Каждый этап духовной практики в тантризме сопровождается ритуалом посвящения (абхишека, дикша, дикшана, упанаяна, упасадхана). Учитель (гуру, сиддха, махасиддха) открывает адепту тайны шифров, символов, иносказаний, мантр. Обучает технике изменения состояния сознания, философии учения. Передавать знания неподготовленному, непосвященному человеку категорически запрещается. Между учителем и учеником должна быть психологическая совместимость. Их отношения регулируются гуру-йогой. Почитание учителя обязательно. Тантризм привлекает высокой эффективностью, возможностью получить освобождение в одной жизни. Уход из мира, разрыв с ним не обязательны. Главное — достижение единства мира и природы будды в самом себе, постоянное поддержание этого осознания через практику (садхана), ритуал. В тантризме присутствуют элементы магии и алхимия. Широко применяется визуализация и управление энергиями.

83.1. БУДДИЗМ ТАНТРИЧЕСКИЙ. Символика. Символ и знак выступают как синонимы, но когда говорят о невербальном выражении сущности чего-либо, а не просто о замене предмета условленным знаком, принятым по договоренности для обозначения этого предмета, применяют термин-символ. В буддизме главная мантра-символ — Ом, главная мудра — махамудра. В мандалах и янтрах представлены комбинации символов. В тантрическом буддизме большое значение придается символам мужского и женского начал, традиционным в индийской культуре. Ваджра (алмаз) изображается в виде стержня с овальным или острым навершием. Выступая как скипетр, оружие символизирует мужскую силу, высшую ценность. Учение тантрического буддизма называют ваджраяной. Двунаправленная ваджра, стержень с двумя навершиями трактуется как единство противоположностей. Пятиконечная — как пять видов мудрости. Точка, из которой расходятся стержни, — зародыш вселенной. Их схождение в одну точку — однонаправленное, одноточечное сознание. Ваджра в руках великих сущностей, будд, бодхисаттв или пучок ваджр считается символом молнии, мгновенного просветления, оружия, побеждающего неведение. Другие названия ваджры: дордже, дорчже (тибет.), очир (монгол.), дзинганси (кит), конгосё (яп.) и т.д. Женское начало, лоно (йони, гарбха и др.), изображается в виде колокола, колокольчика (сс. гханта, гхантика, тибет. дильбу). Термин татхагатагарбха означает порождающее лоно, чрево высшего начала, космическое сознание, абсолют, содержащий все потенции мира, наполненную пустоту. Другое значение — интуитивная женская мудрость (праджня). Колокольчик с пестиком — символ единства мужского и женского начал, мудрости и метода, средства (упайя). Такое же значение имеет мудра в виде любовного объятия мужчины и женщины (сс. юганаддха, тибет. яб-юм). Слон-альбинос, белый слон означает величие. Его увидела мать Будды во время родов. Бог Сакра (Шакра) является на белом слоне, который держит в хоботе ваджру. Колесо — символ учения (Дхармачакра). Золотые рыбки — освобождение, цветок лотоса — чистота, зеркало — зеркалоподобная мудрость, которая не замутняется тем, что отражается в ней. Книга — высшая мудрость праджняпарамиты. Меч — просвещение, рассекающее тьму невежества. В архитектуре буддийских ступ и др. присутствуют символы первоэлементов материи: земля (квадрат), вода (круг или овал), огонь (треугольник) воздух (пустая чаша или полумесяц), эфир (маленький кружок, точка, пылающая капля мудрости или лиана). Символы используют для рефлексий и медитативного созерцания, что способствует приведению сознания в определенное состояние, благоприятное для духовной практики. В явной или неявной форме символы присутствуют не только в предметах культа, но во всем, что окружает буддиста: в орнаменте, в живописи, скульптуре. Природные объекты, животный мир, явления окружающей среды могут рассматриваться как символы, вызывающие в сознании ощущения и переживания, связанные с буддийскими доктринами невечности, изменчивости, единства, пустотности и т.д. Яркий пример — искусство дзэн. Широкое применение символики характерно для тантрического буддизма.

84 БУДДИЗМ ТИБЕТСКИЙ (тибет. санге-ки чё, санже чой, чё, чой). Направление тантрического буддизма в махаяне. Европейское название ламаизм считается недостаточно точным, так как лама — титул священнослужителя, который может не быть монахом. Буддизм проник в Тибет из Индии. Под влиянием различных школ, в том числе китайских, он сформировался как самобытное направление, взаимодействующее с местным учением бон и автохтонными религиями (тибет. ми шос). В период гонений на буддизм в Индии ( XIIXIII вв.) многие мудрецы нашли убежище в Тибете и привезли туда ценнейшие манускрипты, которые до сих пор хранятся в монастырских библиотеках. Тибет стал теократическим государством, в котором Далай-Лама (великий Лама, Лама-Море) был правителем, обладающим светской и духовной властью. Это во многом объясняет особенности тибетской культуры. Психотехника тибетского буддизма поднялась на такой высокий уровень, что казалась европейцам сверхъестественной. Ритуал охватывал все стороны жизни монахов и играл важную роль в жизни мирян, связанных с монастырями родственными, экономическими и духовными узами. В XIII в. Тибет вошел в состав Китая. После подавления восстания тибетцев 1959 г Далай-Лама XIV эмигрировал из страны. Его считают воплощением Авалокитешвары и почитают в буддийских общинах различных стран. Буддизм сохранился в Тибете в виде учения ваджраяны. Он имеет свой язык, пантеон, канон, практики, школы. Целью духовной практики буддиста считается всеведение, в котором наступает освобождение, нирвана (тибет. тхарпа, нян-дэ). Тибетцы почитают Будду Шакьямуни (тибет. Шакья-Тхуб-па, Шакья-Тон-па, Сан-ге, Сан-жей), божеств (тибет. лха), личных покровителей (тибет. идам, йидам) различного уровня, будд, бодхисаттв, низших богов, гневных божеств, способных победить все, что мешает спасению от новых рождений. Покровителя для ученика (тибет. нян-той) выбирает учитель, руководствуясь знанием его недостатков. В процессе практики идам, который может иметь мужской или женский облик, быть мирным, гневным или полугневным, он уничтожает в сознании адепта определенные аффекты. Аналогичные функции выполняют херуки, подобные идамам. Идамы-срунма охраняют буддизм и буддистов, выступая аналогами дхармапал в Индии. Тибетский канон составляет сотни томов, содержащих 20 606 текстов. В него входят «Трипитака», сборники «Ганджур» («Канджур», «Канджура»), «Данджур» («Танджур», «Танджура»), сутры, шастры, тантры, произведения ваджраяны, труды по медицине, алхимии, философии, религии, астрологии, музыке, истории, технике и др. Обучение может продолжаться до тридцати лет, после чего адепт доказывает авторитетной комиссии свою компетентность. Тибет долго был страной, закрытой для европейцев, но в нем провели много лет исследовательница А. Дэви-Неел (А. Дэвид-Ниль, 1868—1969) и Э.Л. Гоффманн (Лама Анагарика, Говинда, 1898—1985). О Тибете писали Н.К. Рерих и Ю.Н. Рерих. Некоторые практики сохраняются только в тибетских монастырях.

84.1. БУДДИЗМ ТИБЕТСКИЙ. Бардо (Бар-до). Тибетский термин, означающий «пребывание между» (сс. антара-бхава). Переход. Промежуточное, переходное состояние, в частности, между смертью и новым рождением. Механизм перерождений рассматривается в учении Наропы («Шесть йог Наропы»), в тибетской «Книге мертвых» («Бардо тёдол», «Бардо тходол», «Бардо Тодрол»), в книге о тибетской медицине «Чжуд ши» и др. Согласно буддийскому учению, сознание в переходный период обладает свободой воли и может не только повлиять на следующее рождение, но и получить освобождение от него. Подготовке к переходу и похоронному обряду придается очень большое значение. Специальная практика при жизни и чтение над усопшим «Книги мертвых» должны помочь ему выбрать правильный путь. Чтение над монахом и мирянином продолжается семь недель. Предполагается, что сознание умершего частично сохраняется и способно уловить подсказку. Описаны шесть основных состояний перехода (тибет. бардо) в процессе жизни и смерти. Рождение (тибет. жей-ней, жэй ней бардо), сон (тибет. ми-лам, рМи-лам бардо) и медитативный транс, самадхи (тибет. сам-тан бардо) относятся к прижизненным переходным состояниям, которые вместе называют кене бардо. При разрушении тела наступает бардо смерти, смертного часа (тибет. чикей, чи-кхей бардо). Остаточная карма при этом формирует комбинацию вспышек дхарм сознания, призрачное тело (сс. гандхарва, тибет. дися). Если умирающий видит Ясный Свет дхарматы, он может слиться с ним и перейти в состояние абсолюта, духовного бессмертия. Этот переход называют бардо Ясного Света, дхарматы (тибет. хонид, чонид, шой нид бардо). Упустивший этот шанс обречен на новое рождение, он проходит через бардо воплощения, ожидания нового бытия (тибет. сидпа, срид-па бардо). Его одолевают искушения, переживание реальности, кармические наваждения, персонифицируемые как иллюзорные сущности бодхисаттв, идамов, свирепых херуки и т.д. При хорошей карме новое рождение может быть лучше предыдущего, но все может оказаться самообманом, и новая жизнь будет полна страданий. Если остаточная карма не уничтожена, призрачное тело переходит в новое лоно. Остаточная карма взаимодействует со спермой отца и кровью матери. Происходит зарождение живого существа в одном из шести миров сансары. Процесс переноса (тибет. Пхова) составляющей сознания, призрачного тела отличается от переселения субстанциальной души, так как, согласно буддийской теории дхарм, он связан со вспышками дхарм в определенной комбинации, зависящей от кармы. Умение вызывать ощущения Ясного Света в состоянии прижизненных бардо способствует достижению высшей цели — получению освобождения от новых рождений.

84.2. БУДДИЗМ ТИБЕТСКИЙ. Дубтхаб (сГью-лус). Тибетский термин, означающий визуализацию (сс. прана-пратиштха). Фиксирование праны. «Метод успеха». Практикуя визуализацию, адепт вызывает образование фантомов, трехмерных изображений будд, идамов, учителя, с которыми можно вступить в контакт, в отношения с обратной связью, вести диалог, который трактуется как внутренний диалог в сознании адепта. Голограмма, образующаяся в сознании, может стать, как утверждают, видимой для третьих лиц. Зная, что образы иллюзорны, учителя обучают учеников свертывать, убирать их по собственному желанию, т.к. процесс может привести к галлюцинациям, когда «неуправляемый дух» начинает сам управлять адептом. Визуализируют собственные внутренние органы, потоки праны, силу, энергию, свет и т.д. Метод широко применяют в целительской практике. К нему прибегают индийские факиры. Мандалы, мантры, янтры — обязательные элементы практики визуализации. В литературе как синонимы используют термины «объективация» и «материализация».

84.3. БУДДИЗМ ТИБЕТСКИЙ. Тумо. Туммо (гТум-мо). Тибетский термин, означающий генерирование внутреннего тепла (сс. чунда-йога). Практикуя тумо, адепт концентрирует внимание на области своего пупка и, визуализируя огонь, отождествляет себя с ним. Затем он направляет огонь по определенным каналам в организме. Количество реально выделяемого тепла при этом так велико, что способно высушить мокрую накидку или растопить снег вокруг адепта. Практика сопровождается распеванием мантр и контролем за дыханием. После длительных тренировок генерирование тепла происходит спонтанно при понижении температуры воздуха. Практикующие тумо никогда не ощущают холода. О мудрецах (тибет. респа), сидящих голыми среди снегов и льдов в Гималаях, слагают легенды.

84.4. БУДДИЗМ ТИБЕТСКИЙ. Шамбала (Шамбхала, Шамбара). Страна, с которой в ваджраяне связано учение о космических циклах (сс. калачакра). В Тибете сс. отождествляют со страной Тарсиг, выходцами из которой считают себя исповедующие религию бон. Учение о калачакре занимает центральное место в школе гелук (гелуг-па). Его описание составляет пять томов канонических текстов «Ганджура». Согласно одной версии, Будда Шакьямуни проповедовал учение о калачакре в Шамбале, согласно другой версии, правитель Шамбалы Сучандра передал его Будде. Предполагают, что Шамбалой называлась небольшая страна в древнем Китае, расположенная между реками Янцзы и Хуанхэ. В тантрическом буддизме считается, что она находится высоко в горах севернеё реки Сита (Шита). В ней скрыт тайный центр управления миром и пребывают великие души (махатма, махасиддха). Ею правит Ригдендапо (Ригденджапо, Ригден Дагпо, Хормо-чэн). Столица Шамбалы — г. Калава. С Шамбалой связывают предсказание о грядущем распространении буддизма во всем мире после страшной войны. Путь к Шамбале лежит через медитации и трансформацию сознания, а сама она представляет одно из полей Будды, т.е. на уровне высшей истины Шамбала относится к категории идеального, обозначая область надиндивидуального сознания или один из уровней измененного состояния сознания.

84.5. БУДДИЗМ ТИБЕТСКИЙ. Шесть йог Наропы (тибет. чхос-друг). Шесть учений или шесть наставлений индийского мудреца из Кашмира Наропы (Нарота, 956—1040 или 1016—1100), жившего в Тибете и признанного духовным патриархом в школе Кагью. Будда Шакьямуни утверждал, что развязать шесть узлов на шелковом платке можно, только зная, как и в каком порядке они завязаны. Следуя наставлениям Наропы, ученик (тибет. нян-той) обучается правильному поведению в переходных, промежуточных состояниях (бардо). Таких состояний шесть: бардо рождения (утробы), бардо сна, бардо транса, бардо умирания, бардо перехода в высшее состояние (трансцендирования) и бардо воплощения для нового рождения. Человек, уничтоживший свою карму, получает освобождение. Человек, упустивший этот шанс, может получить лучшее рождение. Сначала он практикует правильные позы (асана), учится управлять дыханием (пранаяма), активизировать психофизиологические центры (чакра), направляя прану по определенным каналам (нади). Поддерживает температуру своего тела, визуализируя огонь, практикуя туммо. Визуализирует образы покровителя-идама, гневных божеств и других сущностей. Учитель раскрывает перед ним иллюзорность этих образов и обучает методом свертывания их по собственному желанию. Преодолевая страх перед миражами, адепт осваивает «путь сна», управляя сновидениями. Он достигает транса, вызывая ощущение Ясного Света, что предшествует состоянию нирваны (тибет. тхарпа), освобождению. Так как достичь его в течение одной жизни почти невозможно, учитель раскрывает перед адептом «ядро пути», объясняя механизм переноса (тибет. Пхова) составляющей сознания и остаточной кармы, т.е. носителя кармической информации (дися), в новое лоно. Учение Наропы формирует личность адепта, ориентируя его на достижение высшего состояния — Махамудры, абсолюта в этой или в будущей жизни. Важным элементом практики при этом считается созерцание пустоты. Учение Наропы рассматривают как систему из шести учений о шести видах измененного состояния сознания и практики управления собственной жизнью и смертью с целью достижения духовного бессмертия. Все йоги Наропы причислены к высшим знаниям тантрического буддизма (ануттара-йога-тантра) и входят в учения и практики многих школ.

84.6. БУДДИЗМ ТИБЕТСКИЙ. Школы тибетского буддизма. Тибет оказался благоприятной средой для проповедей индийских мудрецов. Возникли монастыри, владеющие ценными рукописями и предметами культа, вывезенными из Индии. На базе крупнейших монастырских общин формировались школы и новые традиции, в том числе учительская. Появились тибетские священнослужители. Буддизм адаптировался к тибетскому менталитету, взаимодействуя с местными религиями, в основном с учением бон. Наиболее известны четыре крупных школы тибетского буддизма.

Гелуг (па). Школа гелуг, гелук, гелу, гэлуг. «Система добродетелей». Школа желтошапочников, названная так из-за цвета головного убора монахов. Основана в XIV—XV вв. Цонкапой (Цонкаба, Цзонхапа, Цзонкаба, Цзонхава, Цзонхаба), который почитается как воплощение бодхисаттвы Манджушри (Маньчжушри), олицетворяющего мудрость, всеведение. Цонкапа создал многотомный труд, интегрирующий многие учения и содержащий руководство «Ступени пути» (тибет. «Лам-рим»). Гелуг — самая влиятельная школа в Тибете. В ней был разработан статус Далай-Ламы («Лама-Море»), который признается четвертой драгоценностью и почитается всеми школами, как и Будда, Дхарма, Сангха. По традиции, Далай-Лама, возглавлявший теократическое государство Тибет, всегда был представителем этой школы. Он играл и продолжает играть большую роль в консолидации буддистов в направлении тибетского буддизма. Учение опирается на идеи индийской школы мадхьямика и сс. основателя Нагарджуны. Целью буддиста признается состояние всеведения, связанного с бодхисаттвой Маньчжушри, называемого Буддой Знания. Всеведения, как считают, достиг и Цонкапа. В гелуг глубоко изучаются философские произведения буддийской литературы. Одна из важнейших задач практики — развитие памяти и спорадической мудрости, проявляющейся при полной концентрация и сосредоточенности сознания адепта. Школа первой ввела аттестацию монахов компетентной экзаменационной комиссией. Монахи соблюдают безбрачие и полную трезвость, отдавая все силы получению знаний и практике освобождения


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!