I. РЕЛИГИЯ СОЗНАНИЯ И СВОБОДЫ 11 страница



128. ГАНДХАРВА — сс. Питающийся запахами. Полубог, обитающий в воздушном пространстве, певец и музыкант. Гандхарвы и их подруги, небесные куртизанки (апсара) живут в призрачных городах, предаваясь наслаждениям. Гандхарвы научили людей обращаться с огнем и считаются знатоками медицины. Апсары появились из океана при пахтании его для получения напитка бессмертия (амрита). Вождь Читрасена (Читраратха) посылает ганхарвов соблазнять земных женщин. Апсары соблазняют аскетов, чтобы, накопив много духовной энергии (тапас), они не стали соперничать с богами. В буддизме местопребыванием прекрасных дев считают небеса тридцати трех богов, где они развлекаются. Термин «гандхарва» имеет и другое значение. Это призрачное тело, имеющее полное или замутненное сознание. Гандхарва образуется после смерти тела (мритью) и существует до формирования зародыша новой жизни, выступая как носитель кармической информации, как «семя будущей жизни». В зависимости от содержания этой информации гандхарва притягивается, руководствуясь «нюхом», к определенному лону, но в промежуточном состоянии (антарабхава) может находиться до семи недель. При зачатии гандхарва служит источником кармических потенций, во многом определяющих будущее существование нового живого существа. Гандхарва порождается только сознанием (мано-нирджата) и после передачи информации зародышу разрушается, а у зародыша появляется чувствительность. Гандхарва рассматривается как форма сознания, психическая структура, как то, что переносит (переводит) через что-то (ативахика). Представление о гандхарве возникло в буддизме в связи с отрицанием буддистами представления о субстанциальной душе (атман, саткая дришти) и опирается на теорию дхарм, комбинация которых образует призрачное тело.

129. ГАТХА — сс. Песня. Пение. Стихотворный размер. Строфа буддийского текста. Жанр буддийской литературы. Буддийская догматика, выраженная в гатхах, легко запоминается и передается другому. Особое значение это имело в начальный период развития письменной культуры. Гатхами пользовались при дискуссиях. Устраивались соревнования среди монахов на лучшую гатху, в сжатой форме излагающую глубокую истину, концепцию.

130. ГУНА, ГУН—-сс. Нить. Шнур. Первооснова. Элемент. Качество. Признак. Свойство. Термин упоминается в упанишадах как психическое состояние. Учение о гунах как о трех носителях определенных качеств, способных взаимодействовать и взаимообусловленных, создано в школе санкхья. Гуны выступают как субстанции-силы и первооснова материи (пракрити), как энергетические или информационные потоки. Свиваясь, они порождают множество качеств, предопределяющих признаки материальных объектов. Гуны находятся на грани проявленного и непроявленного. С ними связано все живое и неживое. Они относятся к людям и богам, к материи и психике. В непроявленном состоянии гуны пребывают в равновесии, которое нарушает только присутствие духа (Пуруша). Неравновесное состояние, волнение гун приводит к возникновению объектов, чувств и идей. Затем гуны возвращаются в состояние покоя. Их названия: саттва (сату), раджас (раджу), тамас (таму). Саттва-гуна привносит во все спокойствие и ясность. Раджас-гуна сообщает всему активность, с ней связан прогресс. Тамас-гуну отождествляют с косностью, инерцией, безразличием, неведением, именно она обусловливает существование неодушевленного мира и удержание объекта в поле внимания. Восприятие связывают с раджас-гуной, а постижение сущности вещей с саттвой. Раджасу свойственны скачкообразные революционные изменения, мутации. Саттве соответствуют эволюционные процессы, а тамасу — регресс, инволюция, догматизм, традиционность. Ни одна из гун не может полностью исчезнуть, но какая-либо из них всегда доминирует. Санкхья, как и буддизм, отвергает существование субстанциальной души (атман, джива). Учение о гунах приняли йога и веданта. Оно имеет сходство с буддийской теорией дхарм и их потока (сантана), но, в отличие от пустотных дискретных дхарм, существующих в виде мгновенных вспышек, импульсов, гуны непрерывны, континуальны, субстанциальны. Их проявление и переход в непроявленное состояние имеют циклический характер.

131. ГУРУ — сс. Достойный, почтенный человек. Учитель. Наставник. Индийская традиция ставит учителя на высшую ступень почитания среди людей. Наиболее уважаемы учителя учителей, родоначальники школ, традиций. Институт учительства восходит к древним мудрецам (риши), которые, нарушая традицию одинокого существования, стали обучать юношей из высших сословий (варна). Эти дети были более развиты и подготовлены к постижению сложных концепций. Риши сделали знание доступным для другого, поднимая «младенцев» до своего уровня. Учителя-риши предложили людям не только знания, обретенные за долгие годы отшельнической жизни, но и новую идеологию, гармонизирующую общественное сознание в ведическую эпоху. Возникло представление о системе передачи знаний и опыта. При отсутствии учебников и апробированных методик прямая, непосредственная передача знаний от учителя ученику (гуру-шишья парам-пара) осуществлялась индивидуально, сокровенно, интимно. Большое значение имела невербальная информация: мимика, жест, собственный пример и др. Позднее обучение стало происходить в доме учителя (гуру-кула), в ашрамах и монастырях. Большое значение придавалось психологической совместимости учителя и ученика. На первом этапе их взаимоотношения имеют характер обычного служения (саманья-сева) ученика учителю, а на стадии обретения высших знаний — характер высшего служения (уттама-сева). Учитель может взять на себя карму ученика, чтобы уничтожить сс., а ученик может вызвать образ учителя методом визуализации даже после его смерти, чтобы получить от него совет или помощь. Согласно гуру-йоге, регулирующей их взаимоотношения, ученик должен полностью довериться учителю, отказавшись от гордыни и самоуничижения. Учеников называют чела, челака, шравак, шравака, шайкша, садхак, садхака, шишья, прашишья, атеваси и др.Ученик низшей ступени (атхама) понимает учителя с трудом. Средний ученик (мадхьяма) понимает все указания и выполняет их. На высшей ступени способный ученик (уттама) продолжает дело учителя. Найти «своего» учителя или ученика считается большой удачей. Термину «гуру» синонимичны ачарья, пандит, упадхьяя, бханант и др. Сложные концепции буддизма не постигаются на низком уровне развития и подготовки. Буддийские учителя учатся всю жизнь, разыскивая и изучая сутры, шастры, тантры. Достичь вершины буддийской практики редко кому удается в течение одной жизни. Буддист ощущает себя всегда в пути. Даже умирая, он предполагает, что в следующей жизни сделает еще один шаг по пути к спасению.

132. ДАКИНИ — сс. В индуизме дакини — женские божества, богини или демонические существа. В буддизме направления ваджраяны так называют женщин-лам, наставниц. Женский аспект, ипостась будды, бодхисаттвы называют «праджня» или «дакини». Некоторые из них имеют собственные имена и присутствуют в иконографии.

133. ДАНА — сс. Дарение. Щедрость. Духовная щедрость. Одно из совершенств (парамита) бодхисаттвы. В буддизме существуют ритуалы дарения. Известно, кому, что и как следует дарить. Дарением может быть чтение проповеди, обучение традиции, наставление, дружелюбие или акт самопожертвования. Жест, символизирующий дарение (дана-мудра), представляет собой ладонь, открытую в сторону одариваемого. Он часто присутствует в иконографии святых, бодхисаттв. Термину дана синонимичен термин тьяга (чага), означающий отказ, отречение в чью-то пользу. Один из важнейших актов дарения — передача заслуги (пунья) другому.

134. ДАО, ТАО — кит. Путь. Закон мироздания. Высший нравственный принцип. Абсолют. Неперсонифицируемое начало, проявляющееся как гармоничная самоорганизация мира. Среди важнейших терминов китайской философии даосизма: гармония (кит. хэ) и спонтанность (кит. цзы жань). Дао выступает как пустота, порождающее лоно, богиня-мать, мать Поднебесной, Сокровенная Самка (кит. сюань пинь). Действие дао выражается через смену инь и ян, предопределение и воздаяние. В китайском буддизме карму (кит. е) соотносят с дао. В конфуцианстве дао рассматривают как моральный закон, основу этического аспекта бытия, источник гуманности, человечности (кит. жэнь), сыновней почтительности, братской любви и т.д. Культуру Дао в Китае уподобляют культуре Логоса в Греции и культуре Ом в Индии.

135. ДАОСИЗМ, ТАОСИЗМ. Учение о дао (кит. дао цзя). Одна из древнейших религиозно-философских систем, основателем которой считается Хуан ди, Желтый император, Желтый предок, Предок Желтой Земли, царствовавший в III тыс. до н.э. Утверждают, что в его правление были изобретены письменность, календарь, литье металлов, лук, топор, музыкальные инструменты и многое другое. Он включен в китайский пантеон как бог неба. Автором первой книги о дао считается мудрец Лао-цзы (VI—IV вв. до н.э.). Его «Книга о пути и добродетели» (кит. «Дао дэ цзин») содержит основные положения учения, рассуждения о сущности дао, о пустотности мира, о недеянии, о развертывании единого первоначала в мир и т.д. В IV—II вв. до н.э. появился труд другого даосского мудреца-философа Чжуан Чжоу — «Чжуан цзы», признанный не только философским, но и высокохудожественным произведением. В VI в. даосская литература была собрана в единый комплекс «Сокровищница Дао» (кит. «Дао цзан»). Согласно даосизму, все в мире происходит спонтанно, естественно, по воле Неба (кит. тянь чжи) благодаря механизму, называемому «небесной пружиной» (кит. тянь цзи). Попытки изменить ход событий нарушают гармонию, поэтому даосы практикуют недеяние (кит. у вэй). Мир по своей сути непротиворечив, в нем происходит постоянная трансформация (кит. хуа). Небесная пружина, играющая роль первотолчка, инициирует жизнь человека, которая затем спонтанно протекает от рождения до смерти. Изучая медицину, алхимию, астрологию, магию и т.д., занимаясь даосской практикой, адепт может достичь соединения, слияния с дао, что считается обретением состояния дао, бессмертия. Даосская практика содержит визуализацию (кит. цунь сян), манипулирование пневмой (кит. ци) и первоначалами инь, ян. Согласно даосизму, пустота (кит. кун, кунсюй, сюй кун, сюй у, сюй) содержит все потенции мира и порождает «тьму вещей». Все находится либо в непроявленном состоянии, называемом прежденебесным (кит. сянь тянь), либо в проявленном, посленебесном (кит. хоу тянь). Вещи можно переводить из одного состояния в другое. Даос (адепт даосизма) бесстрастен и занимает позицию наблюдателя даже по отношению к собственной психике. Он действует, находясь в состоянии недеяния, что называют недеянием в действии, проявляет ярость при полной невозмутимости, предпочитает интуитивный способ мышления дискурсивному. Ему свойственны детскость и непосредственность, «состояние ребенка». В даосизме существует традиция передачи учения (кит. дао тун), которая сохранила имена великих даосских учителей. В III—VI вв. в Китае под влиянием даосизма распространился стиль жизни и творчества «ветер и поток» (кит. фэн лю), основанный на представлении, что все находился в непрерывном движении, изменении, в связи с чем необходимо жить, постоянно следуя принципу «ветер и вода» (кит. фэн Шуи), осознавая текущий момент и ощущая природную гармонию. Даосизм терпим, толерантен к другим учениям. Существует выражение, что буддизм «въехал в Китай на даосизме», так как даосизм подготовил мировоззрение людей к восприятию буддийских концепций. В 1957 г. ассоциация последователей даосизма поставила вопрос о воспитании даосской интеллигенции, но была распущена. Восстановлена в 1980 году. Даосские монастыри мирно соседствуют с буддийскими.

135.1. ДАОСИЗМ. Алхимия бессмертия. Учение о бессмертии или «учение о сокровенном» (кит. сянь сюэ) основано на догматах и практике даосизма, в котором большое значение придается поддержанию физического и психического здоровья, продлению жизни и слиянию с дао, что соответствует представлению о переходе в состояние таковости, абсолюта (кит. ши сян, чжэнь жу, жулай цзан) в буддизме. Развитию алхимии способствовали труды Чжан Бодуаня (984—1082) и др. Для достижения желаемого состояния адепт десять лунных месяцев при помощи наставника, алхимии и психотехники формирует в себе бессмертный зародыш (кит. сянь тянь). В практику входят дыхательные упражнения, визуализация (кит. цунь сян), регулировка циркуляции пневмы (кит. цигун, ци гун), внешняя алхимия (кит. вай дань), в которой используют эликсиры и пилюли, внутренняя алхимия (кит. нэй гун, нэй дань), позволяющая производить трансформацию веществ из состояния посленебесного в прежденебесное непосредственно в организме. Внутренний зародыш, «пилюля бессмертия» (кит. сань тай) обеспечивает если не полное бессмертие, то улучшение здоровья и продление жизни. Бессмертный (кит. сянь, шэнь сянь) — популярный персонаж в китайской литературе. Все включенные в китайский пантеон считаются небесными бессмертными (кит. тянь сянь). Герои притч и мифов, находящиеся в состоянии сознания, соединившегося с дао, считаются земными бессмертными (кит. ди сянь). При появлении в Китае буддийского учения нирвана (кит. непань) стала отождествляться с состоянием слияния с дао.

135.2. ДАОСИЗМ. Гуа. Знаковая система в древнем Китае. Двоичная система кодирования информации, изобретенная, как утверждает традиция, императором Фуси (по разным источникам, III—I тыс. до н.э.), который ввел в обиход узелковое письмо и многое другое. Система гуа подтверждает присущность, имманентность дихотомического мышления человеческому разуму. Основой системы служит двоица, два знака, две черты. Одна из них прямая непрерывная, другая — прерывистая. В комбинациях по три черты (триграмма) или по шесть черт (гексаграмма) они способны передать любую информацию. В качестве носителей знаков используют обожженные пластинки черепашьих панцирей или стебли тысячелистника. Известны модели расклада их в виде пасьянса. Каждая комбинация черт имеет название, номер и толкование. Области применения: мантика (гадательная практика), астрологические прогнозы, календари, описание ритуалов, медицина и др. Основной источник сведений о гуа — книга «Чжоу и», в которую входит трактат «И цзин» («Книга перемен») и комментарии, приписываемые Конфуцию. Создание «И цзин» связывают с даосизмом и относят к VIII—VII вв. до н.э. Практическое применение системы гуа продолжалось до XIII века. Это одна из древнейших информационных систем человечества. В буддийском учении дискретности и разделению сознанием единого целого на парные оппозиции придается большое значение. С этим свойством непросветленного сознания связывают дискурсивное мышление и ложное видение мира множественным, разделенным. Размышления о дихотомии присутствуют в произведении основателя даосизма Лао-цзы.

135.3. ДАОСИЗМ. Гунфу. Мастерство. Подвижничество. Самосовершенствование. Термин введен даосским философом, теоретиком учения о бессмертии (кит. сянь сюэ) Гэ Хуном (283—363). Практика гунфу, (кит. гун-фу, кунфу, кунг-фу) сочетает статическую и динамическую медитации, психофизиологическую саморегуляцию, дыхательные и физические упражнения. Под гунфу подразумевают иногда не всю систему, а один какой-либо прием борьбы или способ тренировки. Считается, например, что шаолиньское ушу содержит семьдесят два гунфу. Термином гунфу обозначают восточные боевые искусства вообще. В даосизме гунфу опирается на соблюдение моральных правил. Утверждают, что в него входят приемы буддийской практики. Но и в практике буддизма чань присутствуют приемы, характерные для даосизма. Термину гунфу синонимичны ушу и нэй цзя. В Японии аналогичная практика — каратэ и др.

135.4. ДАОСИЗМ. Инь-ян. Теневой и солнечный (склоны холма или берега реки). Свет и тень. Два великих духа, управляющих небом (кит. ян) и землей (кит. инь). Как и система гуа, принцип инь-ян отражает склонность сознания человека к дихотомии, разделению целого и противопоставлению частей. Оппозиция инь-ян появляется как первый знак дифференциации хаоса (кит. хунь дунь). К инь относят луну, женское начало, даосизм, зеленый цвет и пр. К ян — солнце, мужское начало, конфуцианство, красный цвет. Подчеркивается, что за разделением стоит сущностное единство инь и ян, которые нельзя разделить полностью, как нельзя рассматривать понятие «верх» без понятия «низ». Они — как полюса в каждом кусочке магнита. Без одного нет второго. Категория инь — ян учитывается в боевых искусствах, в медицине, это элемент китайской культуры. Идея единства противоположностей присутствует и в буддизме.

135.5. ДАОСИЗМ. Тайцзи (тай цзи, тай-цзи). Великий предел. Предел проявленного (кит. ву-чжи). За ним — беспредельное непроявленное (кит. у-цзи). Тай-цзи отождествляют с недифференцированным хаосом (кит. хунь дунь), в котором возникает оппозиция инь-ян, а затем — все вещи эмпирического мира. Тай-цзи не огораживает некое пространство. Проявленное и непроявленное пронизывают друг друга, граница между ними — везде. Она условна и абсолютна одновременно. Впервые термин тай-цзи встречается в трактате «Чжоу и» (VIII—IV вв. до н.э.). Существует насколько диаграмм-моделей, изображающих тай-цзи и у-цзи. Наиболее известна диаграмма в виде круга с черной и белой «рыбками», вписанными в круг. Белый глазок на черном поле и черный на белом означают присутствие в каждом потенции другого. Фигуры могут «перетекать» одна в другую, но никогда не исчезают полностью. Диаграмму считают также моделью инь-янь. Тай цзи трактуется не только как предел, но и как великое единое начало, синоним дао, абсолют. В «Дао дэ цзин» это подвижный предел отсутствия-небытия (кит. у), что соответствует в различных учениях непроявленному и пустоте (кит. кун, сс. шунья). В китайской астрологии тайцзи выступает как Юпитер.

135.6. ДАОСИЗМ. Уцзи (У цзи, у-цзи). Беспредельное. Беспредельное непроявленное. Бесконечное. Непроявленное. Порождающее женское начало. Термин впервые встречается в трактате «Дао дэ цзин» Лао-цзы (VI—IV вв. до н.э.). Уцзи персонифицируют как нерожденную Праматерь (кит. Ушэн Лаому) и как Святого Патриарха Беспредельного (кит. У-цзи шэн-цзу). Это пустота, (кит. кун сюй, сюй кун), содержащая потенции мира. Она присутствует везде и во всем как то, что стоит за мирскими представлениями, за мирской истиной, мирской логикой. Уцзи не определяется инструментально, но постигается на высоком уровне состояния сознания. Она учитывается в юпитерианском календаре и выступает как теневая планета, называемая супругой Юпитера (кит. Тай-цзи), Анти-юпитером, Они изображаются в виде двух драконов, обращенных друг к другу.

135.7. ДАОСИЗМ. Хунь дунь. Хаос. Недифференцированное начало, породившее все сущее. Термин встречается у Чжуан Чжоу (IV—III вв. до н.э.). Из неупорядоченного хаоса дао формирует упорядоченный универсум, вселенную. Даосские практики содержат психотехники, направленные на постижение первозданного хаоса, в котором все спонтанно занимает свое место. Хаос представляется как нерасчлененное единство. Утрата им первозданной простоты (кит. пу) и целостности грозит деградацией мира. Существование мира циклично. В начале каждого цикла в хаосе возникает поляризация, дифференциация, образование инь-ян, а затем первоэлементов материи и всего разнообразия вещей эмпирического мира. Разрушаясь, мир в конце цикла переходит в состояние пневмы (кит. ци), которая сохраняется в хаосе, являясь универсальной основой вселенной. Даосская космологическая модель наиболее близка к буддийской.

135.8. ДАОСИЗМ. Цзы жань. Спонтанность. Естественность. В трактате Лао-цзы (VI—IV вв.до н.э.) она определяется как то, что происходит само собой, «без приказа». Цзы жань — принцип. Дао спонтанно «следует самому себе». Этому принципу соответствует принцип недеяния, которого придерживаются даосы, т.е. невмешательства в гармоничное саморазвитие мира. Даже император должен быть только проводником «воли неба» (кит. тянь чжи). Даосское учение о спонтанности восприняло конфуцианство, в котором Ван Янмин (XV—XVI вв.) утверждал, что со спонтанностью связано врожденное знание блага (кит. лян чжи), благомыслие. Дай Чжэнь (XVIII в.) отождествлял спонтанность с необходимостью (кит. би жань), приводя в пример кровоток в организме. Согласно принципу цзы жань, художник должен только выявлять истинную сущность, таковость (кит. чжэн жу, ши сян) вещей. В этом даосское искусство близко к буддийскому искусству школ чань и дзэн.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!