I. РЕЛИГИЯ СОЗНАНИЯ И СВОБОДЫ 6 страница



80.4. БУДДИЗМ КИТАЙСКИЙ. Школа саньлунь (кит. саньлунь цзун). «Школа трех трактатов». Основана в V—VI вв. Проблема исследований: пустота, пустотность мира (кит. кун сюй, сюй кун, кун). Аналог индийской школы мадхьямика. Учение содержит доктрины пустотности дхарм (кит. фа), взаимообусловленности их существования, наличия двух истин, относительной и абсолютной, срединного пути (кит. чжун дао). Допускается возможность быстрого, внезапного, спонтанного просветления (кит. дунь у, юань дунь) или обретения нирваны (кит. непань). Утверждается, что истина абсолютная постигается только через интуицию.

80.5. БУДДИЗМ КИТАЙСКИЙ. Школа тяньтай (кит. тяньтай цзун). «Опора Небес». Основана Чжии в VI в. Прямого аналога в Индии не имеет. Духовным патриархом, основным авторитетом считается Нагарджуна. В учении утверждается, что нет принципиального различия между живым и неживым. Во всем присутствует дхармовость, дхармата (кит. фа син), истинная природа будды (кит. фо син), таковость (кит. чжэнь жу, ши сян). Мир дхарм, дхармадхату (кит. фа цзе), трактуется как десять миров-состояний, которые существуют одновременно и взаимопроницаемы. Подавление всех этих состояний, кроме высшего состояния будды, абсолюта, дхармакаи (кит. фа шэнь, жулай цзан) происходит при парном, одновременном совершенствовании мудрости и транса (кит. чжи гуань). В результате этой практики прекращается волнение дхарм (кит. фа) в сознании адепта, который обретает природу будды. Транс, самадхи (кит. саньмэй) может наступить в любое время и в любом месте. Он рассматривается как просветление. Чжии ввел технику «думаний о будде» (кит. нянь фо), заключающуюся в постоянной ре-Цитации, повторении имени будды Амитабхи (кит. Амитофо)

Согласно учению тяньтай, существует гармоничное триединство, «круглая гармония» трех истин: условной, мирской истины (кит. цзя ди), срединной (кит. чжун ди) и абсолютной (кит. кун ди). Мир, воспринимаемый на трех уровнях, в целом образует гармонию (кит. хэ). Всё пронизывает друг друга. За иллюзорным мирским бытием стоит единое сознание (кит. и синь), чистое сознание (кит. цзин синь). Школа предложила концепцию единого учения, интегрирующего все догматы буддизма, модель «единой колесницы», поддержанную школами чань и хуаянь. В школе тяньтай большое значение придается способностям адепта, символике и достижению внезапного, мгновенного просветления (кит. дунь у, юань дунь). Высшим персонифицированным началом считается космический будда Вайрочана (кит. Дажи).

80.6. БУДДИЗМ КИТАЙСКИЙ. Школа фасин (кит. фасин цзун). Под этим названием имеется в виду идеологическое содружество трех школ: саньлунь, тяньтай и хуаянь, которые одинаково трактуют сущность дхарм, дхармовость, дхармату (кит. фа син), природу будды (кит. фо син) и пустотностъ (кун, кун сюй, сюй кун, сюй) дхарм (кит. фа).

80.7. БУДДИЗМ КИТАЙСКИЙ. Школа фасян (кит. фасян цзун). «Школа истинной сущности дхарм». Другое название — «Школа только сознания» (кит. вэйши). Аналог индийской школы виджнянавада. Допускают, что фасян и вэйши были двумя разными школами, что не доказано. Как и в случае виджнянавады (йогачара), два названия подчеркивают два аспекта деятельности школы: практику работы с сознанием, достижение высших его состояний и создание концепции, основанной на результатах этой практики. Учение виджнянавады было привнесено в китайский буддизм Сюаньцзаном в VII в. Оно содержит концепцию астаявиджняны, восьмиединого сознания (кит. ба ши), в которой высшей формой сознания служит алаявиджняна, сознание-сокровищница (кит. алие-ши, цзан-ши). Целью практики фасян считает уничтожение кармы (кит. е) через уничтожение семян впечатлений (кит. чжун цзы) и достижение состояния чистого сознания (кит. цзин синь, у синь). При этом прекращается кармическая активность и происходит переход в состояние нирваны (кит. непань). В учении отрицается пустотность дхарм. Признается существование шести необусловленных дхарм (кит. у вэй фа), не подверженных бытию в мире и не связанных с сознанием мирского уровня. Считается, что природа будды (кит. фо син) присутствует в каждом человеке и в любом живом существе. Как и виджнянавада, школа фасян занимается проблемами логики (кит. иньмин), которая призвана установить связь между результатами практики и способом их осмысления, трактовки и описания.

80.8. БУДДИЗМ КИТАЙСКИЙ. Школа хуаянь (кит. хуа-янь цзун), «Гирлянда цветов». Основана Фацзаном в VII-VIII вв. Прямого прототипа в Индии не имеет. Сочетает элементы виджнянавады и мадхьямики. Развивает учение о подлинной, истинной реальности, таковости (кит. чжэнь жу),об абсолюте, татхагатагарбхе (кит. жулай цзан), о едином субстрате сознания. Рассматривает закон всеобщей причинности. Исследует философскую терминологию. Согласно учению хуаянь, сознание (кит. ши) одновременно служит причиной всех вещей и явлений и само зависит от них. Оно воспринимает объект, формирует его образ и проецирует этот образ вовне. Весь мир уподобляется гирлянде из драгоценных камней-зеркал. Каждый из них отражает другие и сам отражается в них. Идея восходит к «сети Индры» («Аватамсака-сутра»). Утверждается, что индивидуальное сознание связано с космическим, которое постоянно присутствует в сознании живого существа как его высшая форма, как природа будды. Сознание имеет собственную природу (кит. ти), которая определяется как субстрат, тело, носитель, субстанция. Путь к просветлению (кит. божо пути, цзюэ, саньмэй) содержит четыре стадии. На первой мир воспринимается адептом с позиции ложно ощущаемого «я». На второй он обретает знания, используя дискурсивный способ мышления. На третьей — постигает тождественность всего в мире истинной реальности через интуицию. На четвертой он открывает тождественность всех аспектов природе будды (кит. фо син). Адепт мгновенно переходит в состояние абсолюта (кит. чжэнь жу). В хуаянь разработано учение о шести признаках каждой вещи (целое, часть, тождество, различие, становление, разрушение). Образование пар (часть и целое и т.п.) свидетельствует о сущностном единстве, в котором одно не существует без другого. Учение хуаянь о категориях эмпирического, феноменального (ши) и абсолютного, трансцендентного (ли) соответствует представлению о сансаре и абсолюте. Ли — принцип идеального, духовного, нематериального начала. Ши — конкретное явление, событие, феномен, фактор многообразия, множественности мира. Ли соответствует единому сознанию, ши — индивидуальным сознаниям. Мир выступает как поле проявления ли и ши, которые образуют единую систему. Чэн Гуань, развивая учение о ши и ли, выделил четыре аспекта мира: эмпирический (кит. ши), абсолютный (кит. ли), дхармовый (кит. фа цзе), в котором нет преград между ши и ли, и аспект тождественности ши и ли, т.е. абсолютной и феноменальной реальности, проявленного и непроявленного. В школе хуаянь создана классификация буддийских учений. Высшей ступенью в ней признается учение хуаянь.

80.9. БУДДИЗМ КИТАЙСКИЙ. Школа цзинту (кит. цзинту цзун). — «Школа Чистой Земли». Другое название: «Школа Лотоса» (кит. лянь цзун). Сформировалась в VII в. на основе Общества Белого Лотоса (кит. бай лянь шэ). Учение связано с культом будды Амитабхи (кит. Амитофо). Форма китайского амидаизма. Считается, что будда создал Чистую Землю (кит. Цзин Ту), аналог индийской Сукхавати, в которую может попасть каждый, кто ведет праведный образ жизни, постоянно думает о будде, созерцает его образ и призывает его, повторяя его имя.

80.10. БУДДИЗМ КИТАЙСКИЙ. Школа чань (кит. чань цзун). «Школа медитаций». Другие названия: «Школа сознания Будды» (кит. Фо синь цзун), «Школа передачи печати сознания Будды» (кит. чжуань фо синь инь цзун). Первым патриархом считается индийский проповедник-миссионер Бодхидхарма (кит. Путидамо, Дамо), который в VI в. прибыл в Китай. Представ перед императором (Лянский У-ди), он поразил его парадоксальными ответами. Поселившись в монастыре, Бодхидхарма в течение девяти лет практиковал статическую медитацию при «созерцании стены». То, что сначала казалось странным, алогичным и даже смешным, сформировалось в высокоэффективную практику работы с сознанием. Парадоксы, «живые слова» и другие приемы, введенные Бодхидхармой, облегчают прямую передачу опыта и знаний и восприятие сложных доктрин. Они получили дальнейшее развитие как в школе чань, так и в японском буддизме дзэн. Четыре принципа этого направления: признание прямой передачи опыта « вне учения», отказ от опоры на вербальные методы, слова и знаки, непосредственное обращение к сознанию, обретение состояния будды через постижение собственной природы. Согласно учению чань, природа живых существ изначально чиста (кит. цзин), но неведение (кит. у мин) скрывает это. Практика созерцания раскрывает перед адептом истинную реальность (кит. чжэнь жу). Методологические разногласия привели к разделению школы на две ветви. Северное направление возглавил Шэньсю (606— 706). Практиковалась статическая медитация и постепенное просветление (кит. цзянь у). Южное направление возглавил Хуэйнэн (638-713), проповедующий мгновенное спонтанное просветление (кит. дунь у, юань дунь) и динамическую медитацию в комплексе с другими средствами для его достижения. Динамическая медитация восходит к даосской практике недеяния в действии, когда адепт совершает интуитивные, спонтанные поступки, находясь в медитативном состоянии. На ней основаны некоторые виды боевых искусств. Внезапному просветлению способствуют и парадоксальные диалоги (кит. вэнь да), в которых ответ на вопрос кажется бессмысленным, но образует с ним некое единство, неожиданно вызывающее в сознании сильнейшее переживание и откровение. Размышления над текстами-задачами (кит. гунъань), приводящие адепта в состояние прозрения, шоковое воздействие в виде удара палкой или восклицания в момент максимального сосредоточения также относятся к приемам, помогающим получить просветление. Наиболее последовательно такие приемы практиковались в школе Линьцзи (IX в.). В учении чань признается существование единого сознания (кит. и синь), в котором одновременно присутствуют прошлое, настоящее и будущее Просветление (кит. божо пути, цзюэ, саньмэй) открывает единство мирского (кит. луньхуэй) и абсолютного (кит. жулай цзан, чжэнь жу). Большое значение имеет опыт наставника, владеющего искусными средствами, уловками (кит. фаньбянь). В чаньских монастырях обязательны ежедневный труд, тренировки, дыхательные упражнения и др. Говорят: «Опрятен, как чаньский монастырь». При просветлении может наступить состояние «мнимой смерти», после чего адепт испытывает бурную радость, сопровождающуюся неудержимым «чаньским смехом». В его языке появляются «живые слова» (кит. хо цзюй), что означает возникновение в сознании новых связей, делающих язык выразительным, способным оказывать воздействие на окружающих и раскрывать перед ними высшие истины, что отличает его от «мертвых слов» (кит. сы цзюй), выполняющих функции бытового общения. Изменение личности необратимо. Чаньский юмор лишен условностей и ханжества. Большие психические нагрузки иногда приводят к срыву, к «чаньской болезни» (кит. чань бин), с чем связан литературный персонаж — сумасшедший монах, бродящий по деревням. В философском аспекте учение чань содержит элементы учений индийских школ виджнянавады и мадхьямики, но главным достижением чань считаются непревзойденные результаты духовной практики. Направление чаньбуддизма более известно как дзэнбуддизм.

81. БУДДИЗМ МАХАЯНЫ. Направление буддизма, сформировавшееся в Индии на рубеже н.э. «Широкий путь». «Большая колесница». Оно сделало освобождение доступным для большего количества адептов и привлекло к учению мирян. Другие названия: махапатха (Великий путь), даршана-марга (путь учения Будды), бодхисаттваяна (путь бодхисаттв). Наибольшее распространение махаяна получила в северных регионах, в связи с чем получила название северный буддизм. Первым сигналом о возникновении реформаторских тенденций считается выступление Махадевы, «монаха из Матхуры», в IV в. до н.э. Он и его сторонники настаивали на смягчении подхода к вопросу о святости. На их стороне оказалось большинство (махасангхика). От махасангхиков отделилась группа адептов, считающих Будду Шакьямуни воплощением извечного принципа, космического, трансцендентного Будды. Новое учение оформилось как учение о надмирном (локоттаравада, локутта-равада). В сопредельных с Индией южных странах буддизм представлен в основном школами традиционного направления (хинаяна, тхеравада), в северных — школами махаяны. Идеал святого в махаяне — бодхисаттва. В отличие от архата и пратьека-будды он думает не только о личном спасении, но и о спасении других людей Откладывая переход в заслуженную нирвану, он остается в состоянии высшего просветления, проповедуя буддизм и способствуя освобождению всех, кто к нему обращается. Многие буддисты считали это уступкой индуизму. Адепты махаяны развили широкую миссионерскую деятельность, создав религию масс. Популярности махаяны способствовала сутра о мирянине-буддисте Вималакирти Добродетельный обаятельный семьянин, он прекрасно разбирался в вопросах буддизма. Миряне оказывали буддийским монастырям существенную помощь. Все учения в махаяне опираются на палийский канон «Трипитака». Разработки многочисленных школ внесли огромный вклад в доктринальный и практический аспекты буддизма, в его философию, логику, психологию, медицину, боевые искусства и др. Благодаря направлению махаяны буддизм распространился в различных слоях населения многих стран.

81.1. БУДДИЗМ МАХАЯНЫ. Школа виджнянавада. «Учение о сознании». Другое название — йогачара. Оно подчеркивает, что учение школы основано на логической практике, работе с собственным сознанием, результаты которой обобщаются и интерпретируются. Допускают, что было две тесно сотрудничающие школы. Третье название — дхармалакшана — подчеркивает, что учение опирается на теорию дхарм и исследование их признаков (лакшана). Школа основана Майтрейей после III в. Адептами виджнянавады были великие буддийские учителя братья Асанга и Васубандху, Ашвагхоша, написавший биографию Будды, плеяда блестящих логиков: Дигнага, Дхармакирти, Дхармоттара и др. В школе была разработана модель восьми един ого сознания (астаявиджняна). Согласно учению Будды, человек воспринимает мир как комбинацию вспышек дхарм, неразличимых сознанием на обычном уровне. Но и само сознание — вспышки дхарм. Существуют особые дхармы сознания. Виджнянавада исследует формы сознания. Его высшая форма — сознание-сокровищница (алая-виджняна, алая) — аспект абсолюта (татхата), загрязненный, омраченный аффектами (клеша). Из-за аффектов происходит возбуждение дхарм, возникают иллюзорные образы, участвующие в процессе дальнейшего творения. Мыслеформы становятся содержанием сознания. Переход в состояние просветления и нирваны происходит при очищении всего поля алаи от следов, семян аффектов и прекращении их притока. Для этого адепт прекращает кармическую деятельность, отказывается от волевых поступков, слов и помыслов. Он совершает только спонтанные действия и сохраняет интуитивное мышление при установке на уничтожение любых аффектов и их семян, появляющихся в поле индивидуального сознания. Созерцая его, адепт приходит к просветлению, видит истинную реальность и постигает сущностное единство мира. Сознание воспринимает самое себя как чистое сознание. Сохраняется только это осознавание (виджняпти-матра). Состояние считается наивысшим (нирвана, татхата, абсолют). Оно рассматривается как истинная, конечная, трансцендентная (паринишпанна) реальность. Восприятие имеет относительный (паратантра) характер. Дхармы на этом уровне выступают только как импульсы единого чистого сознания. Результаты интроспективных исследований требовали использования новых средств выражения, описания и разработки новой, более совершенной логики. Несколько поколений виджнянавадинов работали над этими проблемами и создали буддийскую логику (хету, хетувидья), связанную с процессами восприятия, познания и называемую эпистемологической. Наследие школы считается еще недостаточно изученным. Виджняна-вада ввела представление о трех поворотах колеса учения (дхарма-чакра-правартана, дхамма чакка паваттана). Первым поворотом считается проповедь Будды Шакьямуни о четырех благородных истинах. Вторым — появление сутр праджняпарамиты и учения мадхьямики. Третьим — учение виджнянавады. Идея о трех поворотах» казалась привлекательной, некоторые школы третьим поворотом называют собственное учение.

81.2. БУДДИЗМ МАХАЯНЫ. Школа мадхьямика (мадхьямака). Главным методологическим принципом считает срединность (мадхья). Главная тема исследования и обсуждения — пустота, пустотность (шунья, шуньята) мира. Другое название школы — шуньявада (учение о пустоте). Основана во II в. монахом-философом Нагарджуной. Он отрицает собственную природу (свабхава) вещей и считает, что ею обладает только абсолют, который представляет собой пустоту (шунья), в которой все имеет только имя (нама-матра). Его учение называют негативной, отрицательной диалектикой. Все построения в учении опираются на принцип срединного пути (мадхьяма-марга), введенный Буддой Шакьямуни. Идея срединности опирается на восемь «не»: ничто не рождается, не исчезает, не-не-прерывно, не-прерывно, не-едино, не-множественно, не приходит и не уходит. Пустота на мирском уровне не выразима словами (авачья), непознаваема (ачинтья, ачитта). В ней одновременно присутствуют эмпирическое и абсолютное (сансара и нирвана), выступающие как тождество, не имеющее противоречий, прошлое (атита), настоящее (пратьютпанна) и будущее (анагата). Отсутствие (уже) прошлого и (еще) будущего лишает смысла представление о реальности настоящего. Учение Нагарджуны о двух истинах, мирской (лаукика) и надмирской (локоттара), демонстрирует способность сознания переходить из одной системы отношений в другую, от одной точки зрения к другой. На уровне мирской истины присутствуют неведение (авидья), заблуждения (моха), действует закон взаимозависимого возникновения и существования (пратитьясамутпада). Непросветленное сознание адепта принимает иллюзорную, поверхностную, условную реальность за истинную. Но в высшем состоянии сознание постигает мир интуитивно, не сводя его к ментальным моделям. Мир предстает перед ним в аспекте всеобщей относительности, взаимообусловленности, единства потенций, ни одна из которых не существует сама по себе, но только в системе связей, проявляющихся при актуализации. Нагарджуна понимал, что еще не существует языка, способного точно описать все состояния и процессы. То, что постигает сознание при самой глубокой интроспекции, имеет характер психического переживания и не может быть адекватно передано другому. Будда говорил о состоянии, в котором «не существует ни этого берега, ни того берега, ни этого и того вместе..». Нагарджуна, также поднявшийся до высочайших состояний сознания, приводит основанные на результатах практики и подтвержденных логикой соображения о пустотности мира, об отсутствии акта творения и самого творца. Мир спонтанно развертывается как взаимообусловленные потенции. Карма, принимаемая на мирском уровне как созидающая сила, с позиций высшей истины таковой не является. Учение мадхьямики оказало огромное влияние на большинство буддийских школ. В V—VIII вв. в школе возникло два направления. Сватантрика определяет дхарму как носитель (дхармин), совпадающий с присущим ему признаком (свалакшана). Существование дхарм признается только в настоящем. Прасангика (прасангхика) полностью отрицает субстратность дхарм и наличие у них собственной природы (свабхава). В X в. мадхьямика как школа перестала существовать.

82. БУДДИЗМ РАННИЙ. Ранним называют период до третьего собора (III в. до н.э.) либо до разделения буддизма на два направления, махаяну и хинаяну (тхеравада), в конце I в. до н.э. В раннем буддизме сформировался доктринальный комплекс, закрепленный в палийском каноне «Трипитака» («Типитака»)


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!