С. Рахманинов: жизнь и творчество. Основные сочинения для фортепиано.



Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в Новгородской губернии. Первые уроки игры на фортепиано и первые музыкальные занятия начались с четырехлетнего возраста и проходили под руководством матери.

С зимы 1892 года начались публичные выступления Рахманинова как пианиста. И он быстро показал свои незаурядные способности. Уже в те годы игра его отличалась яркостью, силой, богатством и полнотой звучания, блеском и остротой ритма, захватывающей и приковывающей внимание выразительностью и властно покорявшей волевой напряженностью. Признание Рахманинову как талантливому симфонисту впервые принесла оркестровая фантазия „Утес», написанная в 1893 году.

Неожиданная пауза наступила в 1897 году, после неудачного исполнения Первой симфонии Рахманинова - сочинения, в которое композитором было вложено много труда и душевной энергии, непонятого большинством музыкантов и почти единодушно осужденного на страницах печати, даже осмеянного некоторыми из критиков. Провал симфонии стал глубокой психической травмой для Рахманинова по собственному, более позднему признанию, он „был подобен человеку, которого хватил удар, и у которого на долгое время отнялись и голова и руки”.

Три последующих года были годами почти полного творческого молчания, но одновременно и сосредоточенных размышлений, критической переоценки всего ранее сделанного. Результатом этой напряженной внутренней работы композитора над самим собой явился необычайно интенсивный и яркий творческий подъем в начале нового столетия. Пять лет отделяют Второй фортепианный концерт Рахманинова, оконченный в 1901 году, от его предыдущего фортепианного произведения - Шести музыкальных моментов. Композитор предстает в этом новом своем сочинении как зрелый сложившийся мастер с ярко выраженной индивидуальностью и выработанной манерой письма. Более скромная по масштабу симфоническая кантата, или вокально-симфоническая поэма „Весна”(1902), написана на слова стихотворения Н. А. Некрасова „Зеленый шум”. Произведение это оказалось созвучным тем „весенним” настроениям, связанным с подъемом освободительных чаяний и ожиданием близких перемен, которыми были охвачены широкие круги русского общества в начале 1900-х годов. Более сложной оказалась судьба двух последующих крупных произведений Рахманинова - опер „Скупой рыцарь”и „Франческа да Римини», впервые показанных на сцене Большого театра в один вечер 11 января 1906 года. Встреченные с большим интересом, они вместе с тем вызвали много споров и разногласий в их оценке.

Оба произведения были во многом новы и необычны сточки зрения сложившихся традиционных норм оперной драматургии XIX века. Как и „Алеко», они отличаются краткостью, сжатостью формы, отсутствием развернутого, постепенно развивающегося действия:

все внимание сконцентрировано на немногих важнейших его моментах и переживаниях одного-двух главнейших действующих лиц.

Опера „Франческа да Римини”оказалась последней у Рахманинова. Задуманная в конце 1906 года новая опера „Монна Ванна” по одноименной пьесе Метерлинка осталась неоконченной. Написав первое ее действие, композитор по каким-то причинам отказался от продолжения этой работы и в дальнейшем не обращался к оперному жанру.

Может быть, этому способствовал его отъезд в Дрезден, где Рахманинов прожил три зимы, летом, возвращаясь домой, или довольно частые выступления его в тот период в Европе как пианиста и дирижера.

Особое место в творчестве композитора занимают романсы. В них Рахманинов предстает другой стороной своего творческого облика. Преимущественной сферой его камерного вокального творчества была лирика, мир личных чувств и настроений. Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение и в романсах Рахманинова.

К числу наиболее популярных относятся: „Сирень», „Не пой, красавица», „Весенние воды», „Ночь печальна», „Отрывок из Мюссе», „Я опять одинок”.

Только через десять лет после тяжелого нервного потрясения, связанного с неуспехом Первой симфонии, Рахманинов вновь обратился к этому жанру, создав свою Вторую симфонию. На этот раз как московская, так и петербургская пресса единодушно признала высокие художественные достоинства нового произведения. Важнейшим этапом в творческом развитии Рахманинова стало создание в 1909 году Третьего фортепианного концерта. Не уступая своему предшественнику по свежести вдохновения, мелодическому богатству и красоте тем, Третий концерт носит на себе печать большей зрелости и сосредоточенности мысли.

В том же году Рахманинов впервые успешно гастролирует в США. С 1909 и по 1912 год он занимает должность инспектора русской музыки при Главной дирекции Русского музыкального общества. В 1910 году Рахманинов обращается к духовной музыке. Он пишет Литургию св. Иоанна Златоуста.

Рахманинов не прибегает в своей Литургии к знаменному и другим одноголосным распевам Древней Руси, создавая „свободную”композицию, в которой выражает свое понимание смысла литургического действа, свое личное отношение к богослужебным текстам. Композитор стремится к созданию высокохудожественной церковной музыки, которая, не нарушая благоговейной простоты и строгости богослужебного чина, в то же время обладала бы самостоятельной эстетической ценностью.

Вокально-симфоническая поэма „Колокола”на стихи Эдгара По в русском переводе К. Д. Бальмонта, написанная в пору высокой творческой зрелости Рахманинова в 1913 году, по значительности своего замысла и мастерству его воплощения принадлежит к наиболее выдающимся образцам русской музыки кануна Первой мировой войны.

Напряженно экспрессивный, беспокойный характер музыки „Колоколов”обусловлен предчувствием грядущих трагических перемен. В четырех ее частях представлен жизненный путь человека от полной надежд и ожиданий юности до печальной кончины. Звон колоколов, звучащих то светло и радостно, то тревожно и зловеще, как грозное предупреждение, то глухо и мрачно, символизирует разные этапы этого пути.

Подобным настроением проникнуто и следующее произведение композитора - „Всенощное бдение”. „Самым значительным созданием Рахманинова является изумительная музыка его „Всенощной”для хора без инструментального сопровождения, - считал Асафьев.

- „Всенощная” вместе с тем оказывается пока и наивысшим достигнутым творческим опытом, где композитор, словно под влиянием духовного откровения, отметает все случайное, наносное, мелколичное и соприкасается с глубиной народного и древнерелигиозного сознания.

Напевность или песенная текучесть проявляется в каждом миге звучаний „Всенощной», создает напряженное, живо ощутимое наличие жизненного потока, струящегося беспредельно и в щедром едином светлом порыве сливающего (перерабатывающего) всякую личную страсть, скорбь, смятение в целостное, в объединяющее течение”.

Октябрьская революция застала Рахманинова за переделкой его Первого концерта. Многие тогда считали, что переворот в России временный.

Рахманинов же думал, что это конец старой России и что ему, как артисту, ничего другого не остается, как покинуть родину. Он считал, что жизнь без искусства для него бесцельна. Боялся, что в наступившей ломке искусство, как таковое, существовать не может и что всякая артистическая деятельность прекращается в России на многие годы.

Поэтому он воспользовался пришедшим неожиданно из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. В конце 1917 года он вместе с женой Натальей Александровной и детьми покидает Россию.

Вначале он едет в Париж, затем перебирается в Швейцарию. С 1935 года композитор живет в США. Наступает новый перерыв в творчестве Рахманинова, на этот раз значительно более длительный, чем предыдущий.

Только спустя целое десятилетие композитор возвращается к сочинению музыки, сделав обработку трех русских народных песен для хора и оркестра и завершив Четвертый фортепианный концерт, начатый еще накануне Первой мировой войны.

Рахманинов мучительно тосковал по родине, постоянно размышляя о том, не совершил ли он ошибку, покинув отчизну. Он жадно интересовался всем, что приходило из Советского Союза, и его интерес к своей обновленной родине был искренен, глубок. Он читал книги, газеты и журналы, приходившие из СССР, собирал советские пластинки.

Особенно любил он слушать русские песни в исполнении замечательного Краснознаменного ансамбля.

Возможно, все это послужило толчком для постепенного возрождения творчества Сергея Васильевича, создавшего в 1930-е годы такие прекрасные сочинения, как „Симфонические танцы», Рапсодия на тему Паганини и особенно Третья симфония.

Лето 1934 года принесло композитору долгожданную творческую удачу. Всего за семь недель Рахманинов создал одно из наиболее блестящих своих произведений - Рапсодию для фортепиано с оркестром на тему скрипичной пьесы Никколо Паганини.

В Третьей симфонии, завершенной в 1936 году, обобщаются лучшие рахманиновские свойства. Она, без всякого сомнения, крупное явление в эволюции национально русского симфонизма. Симфония, одухотворенная лирикой и гимнами восторга и любви, обращена к великой родине композитора - России.

Еще одна вершина того периода - „Симфонические танцы”(1940). Рахманинов, всегда очень строго и критически относившийся к своим произведениям, по-иному относился к „Симфоническим танцам”. Он до конца жизни любил их, вероятно, считая своим лучшим произведением, и радовался, когда узнавал, что тот или другой дирижер хочет их исполнять.

Он надеялся, что известный хореограф М. М. Фокин поставит балет на эту музыку. Они не раз обсуждали эту идею, но осуществить намерение - поставить балет на музыку „Симфонических танцев”Рахманинова - из-за смерти Фокина, последовавшей летом 1942 года, так и не удалось.

Последний концертный сезон Рахманинова -1942-1943 годов - начался 12 октября сольным концертом в Детройте.

Весь сбор с концерта 7 ноября в Нью-Йорке, в сумме 4046 долларов, Сергей Васильевич, как делал до этого не раз, опять отдал на нужды войны:

часть пошла американскому Красному Кресту, часть была передана через генерального консула - России, стране, которую он никогда не забывал.

После тяжелой болезни Рахманинов скончался в кругу своих близких в Беверли Хилз 28 марта 1943 года.

Фортепианное творчество С.В. Рахманинова

Лучшие и наиболее самобытные черты творческого облика Рахманинова проявились полнее всего в его фортепианных произведениях. В сочинениях для фортепиано отражается искусство Рахманинова - пианиста. Рахманинов был гениальным “певцом на фортепиано”, исполнение его отличалось широтой и напевностью. Произведения его отличаются мелодическим богатством, песенностью. В его музыке слышатся народно-песенные интонации. Рахманиновские мелодии льются так же свободно, плавно и непринужденно, как и русские песни.

Большое значение в его произведениях имеет ритмика. “Суровая и благородная” ритмика отражает мужественный, волевой тонус рахманиновского исполнения. Игра Рахманинова отличалась мужественным драматизмом, лирикой и виртуозностью. Для фортепианного изложения его произведений характерна плотная, полнозвучная фактура, сочность фортепианного звучания.

Для фортепиано Рахманиновым в жанре крупной формы написаны:

-две сонаты,

-два вариационных цикла,

-пять фортепианных концертов(в том числе, рапсодия на тему Паганини).

В своем творчестве Рахманинов развивал традиции русской музыкальной культуры. Традиции Чайковского были особенно дороги Рахманинову. Чайковский всегда оказывал ему внимание и поддержку. Подобно си бемольному концерту Чайковского концерты Рахманинова можно считать симфониями для фортепиано с оркестром. В них партия солиста на первом плане, но оркестр также принимает активное участие в раскрытии содержания.

Среди рахманиновских произведений второй до минорный концерт выделяется богатством художественных образов. Концерт отличает редкая художественная цельность, этому способствует тематическое родство между отдельными частям концерта - родство эмоциональное, интонационное, ритмическое.

Та же эмоциональная насыщенность, сочетание мелодического богатства с совершенством фортепианного стиля свойственны третьему, ре минорному фортепианному концерту Рахманинова. Написан он был в 1809 году. В третьем концерте усиливается роль пианистической виртуозности.

В фортепианном творчестве Рахманинова большое место занимают произведения малой формы:

-прелюдии,

-музыкальные моменты,

-этюды - картины.

В число первых изданных сольных фортепианных произведений входит знаменитая прелюдия до-диез минор. Впервые прелюдия до-диез минор ор. №2 прозвучала 26 сентября 1802 года. Судьба ее оказалась совершенно необычной. Она быстро стала завоевывать широкую популярность: ее играли студенты консерватории. В 1898 году в концертах А.И. Зилоти в городах Европы и Америки прелюдия имела исключительный успех. В Англии и Америке прелюдия была выпущена несколькими изданиями. Позже, когда Рахманинов, уже будучи известным пианистом, дирижером гастролировал в различных городах Европы и Америки, прелюдия до-диез минор сделалась обязательным номером в его концертах.

К числу ранних пьес Рахманинова, в которых проявились оригинальные черты раннего рахманиновского стиля, относятся “Пьесы-фантазии”. Написанные в 1892 году, в 19 летнем возрасте, они быстро завоевали популярность и вошли в репертуар пианистов. Под заголовком “Пьесы-фантазии” объединены пять пьес, в том числе знаменитая прелюдия до-диез минор, Элегия, Мелодия, Полишинель.

К числу пьес малой формы следует отнести его 10 фортепианных прелюдий соч.23, созданных после второго фортепианного концерта. Задуманы прелюдии как единый цикл, в котором пьесы расположены по принципу “от мрака к свету”. Пять драматических минорных прелюдий чередуются с пятью мажорными прелюдиями светлого настроения.

Выдающейся популярностью пользуется соль минорная прелюдия.

Лучшее и наиболее популярное из произведений Рахманинова, созданных за рубежом в 1934 году является “Рапсодия на тему Паганини” - крупное произведение для фортепиано с оркестром.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 508; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!