Характеристика оперного творчества Н. Римского-Корсакова. Опера «Царская невеста».



Основная область творчества Римского-Корсакого — опера. 15 его опер представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Преобладает эпическая тенденция, связанная с обращением автора к жанрам народного искусства. Былина, сказка, легенда питают творчество Римского-Корсакого не только сюжетами, но и идеями, помогая композитору понять и передать мировоззрение и идеалы народа, его веру в торжество добра и справедливости. Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Тем не менее оркестру в операх отведена огромная роль: он выступает как важный, а иногда и главный носитель сквозного музыкально-драматургического развития. Нередко ему поручаются самостоятельные симфонические картины: например вступление «Океан-море синее» к опере «Садко», антракты «Три чуда» и «Сеча при Керженце» в операх-сказках «Сказка о царе Салтане» и «Сказание о невидимом граде Китеже».

Симфоническое творчество Римского-Корсакого представлено жанровыми произведениями, продолжающими традиции Глинки и связанными с разработкой народных тем («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.), а также характерными для «кучкистов» программными сочинениями преимущественно живописно-картинного или сказочного содержания («Садко», «Антар»). Большинство симфонических произведений основано на принципе контрастного сопоставления внутренне законченных образов. Отсюда преобладание таких музыкальных форм, как увертюра и сюита.

Опера «Царская невеста»

«Царская невеста» — опера в 4 действиях Н. А. Римского-Корсакова по драме Льва Мея в обработке Ильи Тюменева. Первое представление состоялось 22 октября 1899 года в театре Московского товарищества частной русской оперы.

История создания

Опера была начата в феврале 1898 года и закончена 24 ноября того же года. Либретто было создано самим композитором по драме Мея, причем с сохранением не только общего плана драмы, но и многих текстов из неё. Небольшие изменения и добавления для арий и ансамблей делал бывший ученик Римского-Корсакова Илья Тюменев. Летом того же года в Вечаше Римский-Корсаков показывал оперу В. И. Бельскому. В одном из писем к нему сам автор характеризует свою оперу в шутливой манере:

«        … было б хорошо, когда б в Вечашу

Приехали вы к нам, на долю нашу

Взглянуть, послушать Царскую невесту.

В ней есть Andante, Moderato, Presto,

Ансамбли, арии, речитативы,

Мелодии, аккорды, лейтмотивы.

И кривда драматическая есть,

А правды музыкальной и не счесть…[1].     »

К последним двум строчкам автор сделал примечание: «Слова кривда и правда, а также драматическая и музыкальная могут быть переставлены. Это зависит от точки зрения на оперную музыку».

Написание этой оперы было связано с желанием автора создать оперу, в которой он мог бы показать богатство и драматические возможности традиционных оперных форм, а также настоящей вокальной кантилены (в противовес кучкистским устремлениям к отказу от мелодий ариозного типа и замкнутых оперных номеров).

Ещё на стадии работы над оперой летом 1898 года было решено, что её премьера пройдёт в театре Мамонтова, тем более, что партию Марфы композитор писал «в расчете на голос и умение» Н. И. Забелы[2]. Однако между Мамонтовым и Римским-Корсаковым возникли разногласия по поводу распределения остальных ролей. Переписка между ними внезапно прекратилась, а вскоре после этого Мамонтов перестал участвовать в деятельности Частной оперы по независящим от него причинам. Премьера оперы состоялась в Москве 22 октября 1899 с блестящим успехом, который во многом способствовал дальнейшему существованию Частной оперы в виде самостоятельного Товарищества.

Действующие лица:

· Василий Степанович Собакин, новгородский купец — бас

· Марфа, его дочь — сопрано

· Григорий Григорьевич Грязной, опричник — баритон

· Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник — бас

· Боярин Иван Сергеевич Лыков — тенор

· Любаша, любовница Грязного — меццо-сопрано

· Елисей Бомелий, царский лекарь — тенор

· Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена — сопрано

· Дуняша, её дочь, подруга Марфы — контральто

· Петровна, ключница Собакиных — меццо-сопрано

· Царский истопник — бас

· Сенная девушка — меццо-сопрано

· Молодой парень — тенор

· Два знатных всадника

· Опричники, песенники и песенницы, плясуньи, бояре и боярыни, сенные девушки, слуги, народ.

Действие происходит в Александровской слободе осенью 1572 года

Сюжет

Первое действие: «Пирушка».

 Боярин Грязной в тяжелом раздумье: он горячо полюбил Марфу, но она просватана за Ивана Лыкова. Чтобы забыться, Грязной устраивает пирушку. Приходят гости, среди них — Иван Лыков, недавно возвратившийся из поездки по Европе, царский лекарь Елисей Бомелий, Малюта Скуратов. Грязной представляет свою любовницу Любашу. Когда гости стали уходить, Грязной задержал Бомелия: «Есть у меня приятель, зазнобила ему сердечко красная девица». После чего спросил — нет ли такого зелья, чтоб девица полюбила друга? Бомелий отвечает, что есть такое зелье, чтобы девушка полюбила. Грязной уговаривает Бомелия приготовить это зелье, посулив награду, и лекарь соглашается его сделать. Их разговор подслушала Любаша.

Второе действие: «Приворотное зелье».

После церковной службы на улице Марфа и Дуняша ждут Лыкова. На девушек обращает внимание проезжавший мимо всадник, в котором они не узнали Ивана Грозного. Вскоре появляются Собакин и Лыков, все идут к Собакиным. Вечером Любаша приходит к Бомелию и просит отравляющее зелье, чтоб извести в лице Марфы соперницу за любовь Грязного. Взамен Бомелий требует любви, ставит Любашу в безвыходную ситуацию. Она соглашается.

Третье действие: «Дружко».

 Дома у Собакина Лыков и Грязной в ожидании. Царь собрал на смотрины 2000 девушек, из которых осталось только 12, среди них Дуняша и Марфа. Опасаются, что царь может выбрать Марфу, тогда не быть её свадьбе с Лыковым. Грязной вызывается быть на свадьбе дружкой. Приходит Домна Сабурова и рассказывает, что Иван Грозный «положил глаз» на Дуняшу, и скорее всего невестой быть ей. Грязной предлагает за это выпить, наливает в бокалы мёд, Марфе подсыпает зелье. Но Любаша поменяла зелья и вместо приворотного тот подсыпает девушке отравляющее. Приходят Дуняша и Марфа, которая выпивает мёд с зельем. Сабурова и Дуняша поют величальную песню жениху Лыкову и невесте Марфе. Неожиданно в дом приходят бояре во главе с Малютой Скуратовым с новостью: царь выбрал в жёны именно Марфу.

Четвёртое действие: «Невеста».

Перед свадьбой Марфа живёт в царских палатах, её губит неизвестный недуг. Появляется Грязной и говорит, что под пыткой Лыков признался, что хотел отравить Марфу, за что по приказу царя казнён. Марфа в безумии принимает Грязного за Лыкова. Грязной понимает, что желая приворожить Марфу, он её отравил. Не выдержав, он сознаётся во всём: это он оклеветал Лыкова, он подсыпал зелье для приворота, а оно оказалось отравой. Просит бояр забрать его, но прежде разделаться с Бомелием. Появляется Любаша и говорит, что зелье подменил не Бомелий, а она сама. Рассказывает, что подслушала разговор и подменила зелье, от которого Марфа совсем зачахнет и умрёт. В гневе Грязной закалывает Любашу и прощается с Марфой, которая в безумии снова принимает его за Лыкова и поёт «Приходи же завтра, Ваня».

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 641; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!