Социальные нормы - правила поведения людей, установленные и одобряемые всем обществом.
Социальным нормам присущи следующие признаки:
- являются общими правилами, т.е. определяют, каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества;
- возникают в связи с волевой и сознательной деятельностью людей;
- основным направлением их действия является регулирование общественных отношений;
- возникают в процессе исторического развития общества, в дальнейшем совершенствуются, изменяются и функционируют вместе с прогрессом общества;
- носят объективный характер, т.е. не зависят от воли и желания людей;
- имеют определенную иерархичность, занимают то или иное место в социальной регуляции, играют в ней конкретную роль (системность социальных норм);
- выступают мерой общественно значимого поведения, направленной на достижение определенного результата.
Социальные нормы бывают двух типов:
Писаные - формально зафиксированные, например, в конституции, уголовном праве и других нормативных правовых актах, соблюдение которых гарантируется государством.
Неписаные - неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми актами государства; они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т.е. некоторыми молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным поведением.
Существующие в обществе социальные нормы можно представить в ряде их разновидностей.
|
|
Классификация социальных норм | |
По сферам действия | По механизму регулирования |
- Экономические - Политические - Религиозные - Экологические - Другие | - Обычаи - Мораль - Право - Нормы общественных организаций |
Все социальные нормы являются правилами поведения общего характера, т.е. рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц.
Социальные нормы выполняют в обществе важные функции.
Функции социальных норм
Наименование функции | Ее сущность |
Ориентирующая | Обусловливает предстоящий поступок человека |
Программная | Позволяет выдвигать новые цели, корректировать уже поставленные; информирует об оптимальных способах их достижения |
Прогностическая | Ставит в известность о предполагаемых последствиях различных действий человека и его возможной ответственности |
В современной юридической науке термин "право" используется в нескольких значениях:
- система правовых (юридических) норм;
- официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации;
- совокупность всех правовых явлений, т.е. правовая система;
|
|
- совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, мудрость Бога.
Мы понимаем под правом систему норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.
Так понимаемое право имеет ряд признаков. Признаки права - это такие присущие ему свойства, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.
К наиболее существенным признакам права относятся следующие:
Наименование признака | Его сущность |
Социальность | Право с момента своего возникновения и по сей день регулирует общественные отношения, оно действует в человеческом обществе |
Нормативность (нормативный характер) | Право выступает и действует в системе юридических норм, которые закрепляют права и обязанности участников общественных отношений, им регулируемых. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы |
Общеобязательный (неперсонифицированный) характер | Нормы права адресованы неопределенно большому количеству адресатов, попавших в типичную жизненную ситуацию, и обязательны для исполнения ими |
Государственно-волевой характер | Право - это проявление воли государства, так как в нем определяется будущее поведение личности, организации, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Воля государства аккумулирует экономические, социальные, политические и иные интересы различных слоев населения; государственное признание этих интересов осуществляется через волю компетентных государственных органов; по своему характеру государственная воля объективна и обязательна для всех; государство всегда заинтересовано в реализации собственной воли |
Системность | Система права - категория объективная, не зависящая ни от воли, ни от желания субъектов правотворчества. Система права характеризуется внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих ее элементов |
Формальная определенность | Право не существует само по себе, оно так или иначе должно быть выражено в конкретной форме (например, закон, иные нормативные акты, судебные решения и т.д.), выбор которой в конечном итоге зависит от государства |
Обеспеченность государством | Государство как издает нормы права, так и обеспечивает их реализацию. Данное обеспечение основано на применении мер государственного принуждения |
|
|
|
|
На протяжении всей истории право играет определенную роль в жизни общества, выполняет соответствующие функции:
Наименование функции | Ее сущность |
Культурно-историческая | Право аккумулирует в себе все духовные ценности и достижения народа, общества, передает их из одного поколения в другое |
Воспитательная | Право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений, правовой защиты и наказания |
Социального контроля | Право определяет меру возможного и должного поведения субъектов общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ограничения |
Регулятивная | Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на координацию общественных отношений, упорядочение связей между людьми |
Охранительная | Право защищает наиболее важные общественные отношения от негативного воздействия на них со стороны, которое может пагубно отразиться на всем ходе общественного развития |
Таким образом, право связано с жизнью людей и, главное, с жизнью людей в обществе: в соответствии с правовыми нормами решается вопрос о правомерности поведения субъектов общественных отношений.
Право состоит из действующих в данном обществе юридических, или правовых норм.
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования:
Социальные нормы, с которыми взаимодействует право | Проявления взаимодействия |
Мораль | Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлены тем, что люди считают их справедливыми. Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности |
Обычаи | Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимыми и общественно полезными. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей |
Религия | В некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же - государство и, соответственно, право отделены от религии и не оказывают на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом |
Нормы общественных организаций | По формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предметом регулирования норм общественных организаций являются отношения, не урегулированные юридически |
Таким образом, право не является единственным регулятором общественных отношений. Действуя в системе социальных норм, право выступает только одним из ее элементов.
Вопрос о происхождении права и его сущности остается дискуссионным, что находит свое отражение в следующих теориях.
Теологическая теория (Ф. Аквинский, Ж. Маритен, идеологи исламской религии и другие). Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше.
Достоинства: понимание того, что право в истории общества возникает в силу тех же причин. Как и государство, они существуют и взаимодействуют только совместно и во взаимосвязи.
Недостатки: в своем объяснении происхождения права данная теория опирается на веру в божественное его происхождение, право понимается как результат божественного начала.
Теория естественного права (XII в. Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Радищев). Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.
Достоинства: это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй; сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.; теория провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
Недостатки: данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно; такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
Психологическая теория (XX в.: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие). Право есть результат человеческих переживаний. Личности присущи эмоции долга. Законы государства зависят от психологии людей.
Достоинства: обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда - нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида; акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.
Недостатки: представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права; в связи с тем что "подлинное" (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.
Историческая школа (конец XVIII - начало XIX в. Г. Гуго, К-Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие). Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют.
Достоинства: впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе; справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению; верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.
Недостатки: данная теория во время своего возникновения объективно выступала как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи французской революции; как идеология феодализма - уже отживающего строя; ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.
Нормативистская теория (XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.Я. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.). Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.
Достоинства: верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы; нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов; признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.
Недостатки: представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами; признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.
Социологическая теория (XX в. Е. Эрлих, С.А. Муромцев, Р. Паунд). Разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеолог естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права. Формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.
Достоинства: теория обращает внимание прежде всего на реализацию права, на практическое применение; фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права; хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.
Недостатки: если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной; в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.
Марксистская теория (XIX - XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие). Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление; право есть содержание выраженной в праве классовой воли, в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть; оно представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.
Достоинства: представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного; показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него; обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.
Недостатки: преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества; излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право.
Норма права - это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников.
Можно выделить следующие существенные признаки правовой нормы:
- единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли;
- представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека;
- издается в конкретной форме;
- является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений;
- поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства;
- всегда представляет собой властное предписание государства;
- является единственным государственным регулятором общественных отношений;
- представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т.е. указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1055; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!