Понятие психологической общности



Парыгин Б.Д.

Социальная психология: Учеб. Пособие. – СПб.: СПбГУП, 2003.

Глава 11-12 (стр. 259-332)

Раздел V СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩНОСТИ

Глава 11

Общность как социально - психологический феномен

Статус и модификации феномена общности в социальной психологии

Постановка вопроса. Наряду со ставшей за последние годы традиционной для социальной психологии категории группы правомерно рассмотрение и исследование достаточно близкого по смыслу, но не тождественного ей феномена общности.

Социальная психология общности включает в себя более широкий круг явлений, нежели психология группы. Представление о групповой психологии складывается вместе с первыми экспериментальными исследованиями отечественных и зарубежных социальных психологов в 20-е годы XX века. Оно, несомненно, альтернативно опыту второй половины XIX века.

Малая группа как альтернатива понятиям «дух времени» и «психология эпохи». Обращение пионеров отечественной и зарубежной социальной психологии конца XIX века к таким глобальным явлениям, как психология эпохи или дух времени, психология или «душа» народа уже в первой четверти нового, XX века могло расцениваться лишь как неизбежная на первых порах творческого поиска дань умозрительности и беллетристике, не имеющей под собой сколько-нибудь серьезных научных оснований.

Что можно сказать о духе времени или «душе» народа, если эти явления бесплотны, если их нельзя увидеть и сделать предметом контролируемого экспериментального исследования?

В противовес этому получило развитие исследование ощутимого и зримого поведения индивида в малой группе. Со временем экспериментальные исследования малых групп превратились в центральную ось современной социальной психологии, прежде всего зарубежной, а вслед за ней и отечественной.

260

Не ставя перед собой задачи обзора всего массива накопленных по итогам этих исследований данных и результатов, отметим лишь, что в общей картине социально-психологических явлений, соответствующих более широкому понятию социальной психологии общности, психология малой группы занимает более скромное место.

Гипертрофия феномена малой группы. Очевидная теперь гипертрофия феноменологии малой группы и ее места в структуре социально-психологических проявлений общности может быть объяснена не только удобством микроявлений и микропроцессов для экспериментального подхода в исследовании, но и рядом других обстоятельств.

В их числе — доминирование эмпирических традиций и недооценка роли теории в данной науке, повышенный интерес к микросоциальным явлениям и процессам в ущерб глобальным.

Последнему в определенной мере способствовало и представление об относительной стабильности целого, то есть системы социальных ценностей и институтов западного мира, тогда как более актуальной представлялась задача социального контроля за процессом адаптации и включения индивида в эту систему, нежели ее возможных изменений.

Природа внимания к психологии макрообщности. Будучи' во многом традиционной для зарубежной социальной психологии, эта тенденция концентрации внимания исследователей на феномене малой группы была изначально односторонней применительно к потребностям и перспективам развития отечественной социальной психологии.

Главная причина этого — высокий уровень нестабильности социальных институтов (если не общества в целом!) применительно по крайней мерс к последнему столетию российской истории.

Вот почему в центре ставшего традиционным внимания пионеров отечественной социальной психологии оказались прежде всего не те или иные частные, хотя и универсальные социально-психологические механизмы (заражение, подражание, внушение и т. д.), а такие глобальные социально-психологические явления и процессы, как психология социальных движений, психология и «душа» народа, история и судьба России.

 


В дальнейшем эта традиция была по известным причинам прервана и заменена обращением к исследованию малых групп по образу и подобию опыта зарубежных социальных психологов.

Теперь же становятся все более очевидными издержки такой утраты. Ключ к решению большинства проблем сегодняшнего российского общества связан не с отдельными недочетами прежней или вновь складывающейся системы, а с глобальными социально-психологическими проблемами перехода от одной системы к другой в масштабах уже не одной страны, а целой совокупности стран, исторически связанных глубокими общими корнями.

Занятая на протяжении последних двух или даже трех десятков лет изучением микроявлений и малых групп, преимущественно трудовых коллективов, отечественная социальная психология оказалась не готовой, как и общество в целом, к ответу на масштабные проблемы, поставленные сегодня ходом радикальных перемен.

Понятие психологической общности

Определение понятия психологической общности. «Общность» это понятие, которое характеризует связь и сопричастность людей друг другу по тому или иному признаку. В качестве последних может выступать и сходство, единство элементов, составляющих нечто целое, то есть в данном случае какое-то человеческое сообщество.

В отличие от деятельности как процесса активности субъекта общность означает свойства последнего, обусловленные чувством, сознанием и переживанием им той или иной связи с другими участниками совместного действия.

Понятие общности неразрывно связано с понятием общения. В своем предельно широком смысле, как родовое понятие, означающее принадлежность человека к роду homo sapiens и отличающее человека от животных, это понятие охватывает любую совокупность индивидов, способных к общению друг с другом. В этой связи и в этом смысле общность может рассматриваться как предпосылка общения, поскольку для

262

того, чтобы общение имело место, необходимы индивиды, испытывающие потребность в совместной деятельности и общении друг с другом.

Многозначность понятия общности. Однако, наряду с предельно широким пониманием общности, предполагающим единство лишь общечеловеческих признаков и родовую принадлежность человека, правомерно говорить и о более узком понимании общности как об объединяющем различные группы людей в какие-то постоянные или временные формы совместной социально-специфической деятельности.

Понятие общности в этом смысле очень близко понятию группы, имеющей общий предмет внимания и переживания. Таковы, несмотря на специфику признаков, самые различные формы группового контакта и деятельности людей: театральная публика и слушатели публичной лекции, многотысячная армия болельщиков на стадионе и случайная толпа на улице.

Разумеется, степень общности при этом весьма различна и относительна, а сама общность во многом случайна и неустойчива

Слушатели публичной лекции и театральная публика, которых объединяет относительная общность культурных интересов, могут оказаться более устойчивой общностью, чем армия болельщиков или тем более случайно собравшаяся уличная толпа.

Однако состав и театральной публики, и слушателей публичной лекции или концерта не остается неизменным, а постоянно обновляется.

Любая из названных выше неустойчивых общностей одновременно и весьма относительна, поскольку за пределами общего интереса к театру, лекции или спортивному состязанию находятся различные вкусы, привязанности и переживания. Театральная публика нередко расходится во мнениях при оценке спектакля. Еще существеннее расхождения между болельщиками на спортивном состязании, которое разделяет их. как правило, на два противоположно настроенных лагеря.

В более узком смысле понятие общности обозначает уже не случайную совокупность общающихся индивидов, а группы людей, объединенных устойчивыми социальными призна-

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

263

ками безотносительно того, наблюдается или не наблюдается между ними непосредственная межличностная связь.

Таковы понятия класса, профессии, нации, народа и т. д. Устойчивая социальная общность может характеризовать как большие, гак и малые группы людей. К последним относятся семья, учебный или производственный коллектив и т. д.

В задачу настоящего раздела не входит конкретное рассмотрение социально-психологических особенностей различных видов социальной общности (классовой, профессиональной, национальной, политической, идеологической, культурной и т. д.), поскольку это выходит за рамки общей социаль-но-психоло1ической теории и является или должно стать, если еще не стало, предметом специального изучения. Этому соответствуют, например, этническая и политическая психология как самостоятельные отрасли социальной психологии. Точно так же религиозная общность исследуется в рамках самостоятельной социально-психологической дисциплины — психологии религии и т. д.

Общность как духовная солидарность. Наряду с обозначением факта принадлежности к устойчивым социальным группам понятие общности употребляется и для характеристики внутренней духовной солидарности общающихся, которая может наблюдаться или не наблюдаться в достаточной степени в рамках устойчивых социальных общностей, объединенных теми или иными признаками принадлежности: профессиональной, национальной, политической, идеологической, родовой, этнической, земляческой и т. д.

В таком случае принято говорить о степени внутренней симпатии, сплоченности и взаимопонимания между общающимися членами группы или между людьми, принадлежащими к одной социальной группе. Понятию внутренней, духовной общности соответствует чувство «мы» и развитое самосознание групповой принадлежности, связанное с осознанием специфических особенностей, интересов и ценностей данной группы.

Общность как взаимопонимание. Особой формой общности, выражающейся во взаимопонимании людьми друг друга, является устойчивая духовная связь между двумя индивидами. Специфика данной общности или духовной связи состо-

264

ит в возможности наиболее полного понимания одной индивидуальности другой индивидуальностью, что достигается только при условии постоянного контакта, высокого уровня психофизической совместимости, знания друг друга и взаимного доверия. Значимость такой формы общности как абсолютного взаимопонимания бесспорно велика, поскольку она открывает большой простор для самовыражения и самоутверждения индивидуальности.

Именно в этом контексте можно понять смысл фейерба-ховской идеи о духовном, интимном контакте между «Я» и «Ты». Идея значимости духовного, интимного контакта как единственного способа сохранения и проявления индивидуальности в еще большей мере характерна для всей философии экзистенциализма.

Общность и чувство «мы». Разумеется, из трех основных значений понятия общности возможны различные сочетания этих смысловых нагрузок, которые дают еще более конкретную картину реальной общности. Так, очевидна, например, принципиальная возможность существования таких случайных и недолговременных общностей, которые сопровождаются достаточно глубоким внутренним контактом, чувством «мы» и развитым самосознанием групповой принадлежности.

Точно так же и в рамках устойчивых социальных групп (профессиональных, классовых, политических, производственных, учебных и т. д.) возможна различная степень представ-ленности группового самосознания. В таком случае принято говорить о развитом или неразвитом классовом или национальном самосознании и т. п. Из сказанного следует, что понятие общности в одном значении может не совпадать целиком с понятием общности в другом значении.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1394; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!