Создание новой картины мира на основе «корпускулярной философии»



В многосторонней научной деятельности М.В. Ломоносова физика занимает особое место. Она была первой областью его научных интересов, способствовала формированию материалистического мировоззрения и выработке собственной, строго научной методологии. Логическим центром всех естественнонаучных исследований ученого стала его «корпускулярная философия» (так Ломоносов называл свое атомно-молекулярное учение).

Рассмотрим, как же появилась эта теория. В январе 1736 г., Ломоносова в числе двенадцати лучших учеников Заиконоспасской славяно-греко-латинской академии зачислили в университет при Петербургской академии наук. Одной из первостепенных задач русских ученых в то время было изучение природных богатств России, и возникла острая потребность в специалистах горного дела. В Европе их было достаточно, но пора было воспитывать свои, российские кадры. Поэтому через несколько месяцев, в сентябре того же года, Михаила Ломоносова и еще двух отличившихся в учебе студентов – Виноградова и Рейзера послали учиться в Германию, в Марбургский университет.

В университете Ломоносов познакомился с новейшими теориями в области физики и химии. Лекции студентам читали видные профессора, в том числе один из самых крупных ученых в Европе Христиан Вольф. Именно от него Ломоносов впервые узнал о корпускулярной теории и живо заинтересовался ею. По его рекомендации Ломоносов прочел книги ряда выдающихся физиков XVIII вв. — Э. Мариотта, П. Гассенди, С. Гэльса и других. Особое впечатление на Ломоносова произвели сочинения Бойля. В 1756 г. он записал: «С тех пор как я прочитал Бойля, мною овладело страстное желание исследовать мельчайшие частицы. О них я размышлял 18 лет» [1, 23].

Главные труды Ломоносова, в которых изложена его корпускулярная теория, это: «Элементы математической химии (1741), «276 заметок по физике и корпускулярной философии» (1741–1743), «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств» (1743–1744), «Физические размышления о причинах теплоты и холода» (1744), «Опыт теории упругости воздуха» (1748). Полагая, что химические процессы тесно связаны с тепловыми, электрическими, световыми и капиллярными явлениями, М. В. Ломоносов считал знание физики залогом успешной деятельности в области химии. «Химик без знания физики, — писал он, — подобен человеку, который всего искать должен ощупом. И сии две науки так соединены между собою, что одна без другой в совершенстве быть не могут» [2].

В своих работах М.В. Ломоносов дал логически безупречные и близкие к современным определения атомов и молекул: «Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо меньших и отличающихся от него тел. Корпускула есть собрание элементов, образующее одну малую массу... Корпускулы — сущности сложные, не доступные сами по себе наблюдению, т. е. настолько малые, что совершенно ускользают от взора..., поэтому свойства их и способ взаимного расположения должно исследовать при помощи рассуждения: ...Корпускулы, состоящие непосредственно из элементов, называются первичными... Корпускулы, имеющие основание своего сложения в других, меньших, чем они, корпускулах, суть производные». Ученый считал, что всякое изменение тел происходит посредством движения составляющих эти тела атомов и молекул, следовательно, тому, кто хочет глубже постигнуть химические истины, необходимо изучать механику и математику.

В более поздней работе (1748) он вместо «элемента» употребляет слово «атом», а вместо «корпускула» — партикула — «частица» или «молекула». «Элементу» он придаёт современное ему значение – в смысле предела делимости тел — последней составной их части. Древние говорили: «Как слова состоят из букв, так и тела — из элементов».

Но учёный не остановился на схеме строения. Основной заслугой кинетической теории тепла М.В. Ломоносова является придание понятию движения более глубокой физической значимости. Причём именно М.В. Ломоносову принадлежит приоритет мысли о внутреннем вращательном («коловратном») движении частиц в контексте его тезисов о природе тепла, что в наибольшей степени, при всех недостатках его системы, приблизило представления о строении материи к современному её состоянию. Никто из его предшественников не давал подобной модели.

В статье «Опыт теории упругости воздуха» (1748) М.В. Ломоносов дал кинетическую модель идеального газа, по отдельным положениям, при ряде поправок – соответствующую принятой в дальнейшем. По его гипотезе, частицы отталкиваются подобно вращающимся телам, — а это является следствием того, что газ постоянно нагрет до определённой температуры. Рассматривая тепло и свет, учёный в своей работе «Слово о происхождении света...» (1756–1757) пришел к выводам о вращательном («коловратном») распространении первого и волновом («зыблющемся») – частиц второго. Русский учёный указывал на происхождение света и электричества как следствия движения одного и того же эфира, что при определённых поправках и с учётом обусловленного временем упрощённого понимания явления, можно сопоставить с положениями электромагнитной теории Д. К. Максвелла.

Применяя свою атомистику к различным отраслям знаний, Ломоносов делал смелые научно-философские выводы, которые прочно вошли в фундамент современной науки. Также и природу ощущений Ломоносов объяснял, используя свою атомистику. На основе движения и сцепления («совмещения») частиц возникают, по его мнению, не только свойства материальных тел, но и сами ощущения как результат взаимодействия корпускул и элементов в организме человека [1, 205].

Таким образом, основная заслуга Ломоносова в физике заключается в том, что он сумел предвидеть магистральное направление ее развития и был одним из первых, кто стал заниматься, говоря современным языком, физикой элементарных частиц.

Литература

1. Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.: Просвещение, 1987. — 397 c.

2. Корпускулярная философия М.В. Ломоносова //phisitory.ru/

 

Секция 7. Знаете, каким он парнем был… К 50-летию полета Ю.А.Гагарина (руководитель — ст. преподаватель Р.В. Якубовская).

 

Гурченко К.А., аспирант СПГУВК,

Космическое начало шашечной игры

Исследователи игры нередко подчеркивают, что феномен «игра» несёт в себе нуменозную, потустороннюю, трансцендентальную идею. Онтологический характер шашечной игры отмечал, в частности, в своих сочинениях Гераклит, который полагал, что космос подобен шашечной партии, которую разыгрывает младенец, ничего не мыслящий в шашках.

Версии о божественном происхождении игры в шашки можно обнаружить в трудах древних философов. Так, например, в «Диалогах» Платона и мы читаем: «А самому божеству имя было Тевт. Он первым изобрёл число, счёт, землемерие, звездочётство, вдобавок игру в шашки и кости, а также письмена» [4].

Существует легенда о том, как бог Тевт играл с богиней Луны в шашки и выиграл у неё семидесятую часть каждого дня в году, из чего образовались пять прибавочных дней. Таким образом, в году насчитывается 365 дней, а не 360.

Шашечная игра была любима не только богами, но и теми людьми, которые непосредственно были связаны с космосом. Российские космонавты нередко проводили свой досуг за шашечной доской. Полюбилась эта игра и в семье лётчика-космонавта России, дважды Героя Советского союза Владимира Викторовича Аксёнова. В одном из интервью на вопрос корреспондента журнала «64-шахматное обозрение», какая игра ему ближе — шахматы или шашки, В.В.Аксёнов сказал: «Затрудняюсь ответить. Обе игры интересны. Младший мой сын явно отдаёт предпочтение шашкам. И если нет дома меня — усаживает за доску маму или брата»[2, 179].

По свидетельству авторов документальной повести «Сын Земли», Андриян Николаев, будучи дублёром космонавта-два, накануне полёта вечером играл в шашки с врачом Е.А.Карповым. В одной из более поздних книг приведена фотография, на которой запечатлён момент досуга космонавта-3. На переднем плане показан бильярд, а на заднем можно рассмотреть шашечный комплект. 

На земле космонавты любили проводить своё свободное время за шашечной игрой, в космосе они также не прочь поиграть в шашки. Однако в условиях невесомости необходим специальный комплект шашек, приспособленный для «космической» игры. Такой необычный комплект был изобретён киевлянином Б.Л.Левиным. Работа над изготовлением «космической» шашечницы продолжалась на протяжении восьми лет. Суть данного изобретения заключается в следующем: шашки должны передвигаться по специальным пазам. Такой проект не оставил равнодушным космонавтов и весьма их заинтересовал. Герой Советского Союза В.Жолобов поделился своим впечатлением об изобретении «космических шашек»: «С интересом ознакомился с «шашками Левина». Считаю изобретение заслуживающим большого внимания и со стороны космонавтов, и со стороны большой аудитории любителей. Удобны в игре, несложны в изготовлении, их можно рекомендовать для производства». [2, 180].

Коль речь идёт о связи космоса с шашечной игрой, то нельзя не сказать о поэтике шашечного творчества, о красоте шашечного искусства. Всё это открывается перед нами в шашечной композиции. Если литераторы сочиняли стихи и поэмы о подвигах космонавтов, то любители шашечной композиции посвящали им свои новые творения.

Братья Анатолий и Алексей Шабалины из Минска придумали «космическую» задачу по шашкам. Она выглядит следующим образом:

В этой «космической» задаче по шашкам белые при своём ходе запирают простую шашку противника. Приём, который используется в этом примере — «запирание».

В этой диаграмме кроется некая загадка. Данная композиция буквально пронизана всевозможными знаками, символами. Если внимательно вглядеться в рисунок, который композиционно задуман в этой задаче, то можно прочесть изображение буквы «Ю» — начальную букву имени первопроходца космоса Юрия Гагарина. Количество белых и чёрных шашек, включая дамки — 17. Это число символизирует количество витков в космосе, которые сделал Герман Титов. Двухвариантное разветвление в задаче указывает на совместный полёт Андрияна Николаева и Павла Поповича.

Раз уж мы коснулись вопроса символизма в шашках, целесообразно подчеркнуть символическую значимость числа 64, ведь шашечная игра ведётся на игровой доске в 64 клетки. Известный математик и философ В.Налимов интерпретирует число 64 следующим образом: «…в ставшей теперь широко известной древнекитайской Книге перемен философское отношение к различным проблемам разъясняется через толкование 64 гексаграмм – неполных строк матрицы Адамара, обращённых в столбцы (64 гексаграммы являются всего лишь иной формой записи хорошо известного в математической статистике плана для 6-факторного эксперимента), где бинарными знаками оказываются сплошная черта с разрывом. Мы видим, что матрица, состоящая из 64 слов, оказывается достаточной один раз для кодирования (при наследственной передаче) всего многообразия в мире живого, другой раз — для выражения отношения китайской философской мысли (как конфуцианской, так и даосской) к многообразию проблем, стоящих перед человеком» [5, 34]. 

В интерпретации Пифагора сущность всех вещей абстрактна — она носит числовой характер. Таким образом, всё есть воплощение числа. Число у Канта не входит в список априорных категорий, но оно определяет представление о количестве и многообразии: «…число 64 является квадратом числа 8. Число 8 мы находим в европейской храмовой архитектуре, в знаковой системе — восьмиконечные кресты, звёзды. Ещё Г.Лейбниц, рассуждая о числах, обратил внимание на то, что если три — это треугольное число, то восемь — кубичное, несущее в себе (но уже усложнённым образом) всё ту же троичность. Понимание этого требовало уже такого развития культуры, которое ориентировано на пространственно-архитектурную символику».

   Таким образом, совершенно очевидна связь числа 64, являющегося квадратом числа 8, с космосом – звёздным пространством. Число 64 содержит в себе также тайну единства мироздания, так как само число 64 состоит из 6 и 4. Суммарное их значение — 10 (здесь опять прослеживается божественное начало, так как в религии число 10 имеет божественную сущность — 10 заповедей).  Число 10 можно толковать и следующим образом: 1 — это Бог; 0 — бесконечность. Качества цифры 1 даруют честь, веру, уверенность в себе, имя и славу, действующие в соответствии с законом Божественного предопределения; 0 подталкивает к духовной борьбе, которая приводит человека к пониманию своего предназначения в этой жизни. Число в этом аспекте понимается как выражающее сакральное единство материального и духовного начал: число десять — само совершенство, так как обладает обоими началами.
    Десять — венец творения. Именно десятка почитается как наиболее сакральное и полное число, поскольку оно представляет (отражает) возвращение от единицы к изначальной пустоте. Это также символ красоты, Высшей гармонии, совершенное число Космоса.
    Число 10 в свою очередь состоит из 1 и 0, суммарное значение которых равно единице. А 1 — символ начала всего, единства и гармонии. Всё в мире стремится к этому единству. В 1 гармонизируется всё, существующее в мироздании. Поэтому справедливо сделать вывод о связи геометрии шашечной доски с божественной сущностью, космическим началом.    

Литература

1.Апинян Т.А. Игра в пространстве серьёзного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

2. Голосуев В.М. Древняя и загадочная игра. Мир шашек. — СПб.: 1997.

3. Ямвлих Халкидский. Комментарии на диалоги Платона. — СПб.: 2000.

4. Налимов В. В поисках иных смыслов. — М.: Прогресс, 1993.

 

Крюкова А.И., аспирант СПбГУГА,

научный руководитель Жуковский О.Ф., к.и.н., доцент СПбГУГА


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 318; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!