Как изменить свою реальность, чтобы согласовать ее с седьмой тайной



Седьмой урок мы посвятили алхимии. Что бы ни говорили, алхимия действительно обладает магической силой. Тебе не удастся превратить кусок свинца в золото, сколько ты ни нагревай его, сколько ни бей, сколько ни пытайся перелить его в разные формы и сколько ни смешивай его с другими известными веществами. Все это только способы изменения физических свойств. Точно так же ты никогда не достигнешь внутренней трансформации, если станешь обрушивать на себя критику, подогревая ее в жарком пламени своих эмоций, и если попытаешься изменить свою физическую форму или познакомиться с новыми людьми. Как же действует волшебная сила алхимии?

Она действует согласно тем принципам, которые составляют операционную систему Вселенной. Став приверженцем этой системы, ты открываешь себе путь к трансформации.

Запиши эти десять принципов, поскольку они предназначены непосредственно для тебя, и начни жить по ним. Всегда держи этот список при себе. Чтобы лучше запомнить, обращайся к нему через каждые несколько дней. Лучше сосредоточиться на усвоении одного принципа в день, чем пытаться изучить их все сразу. Вот примеры того, как можно применять эти принципы в повседневной жизни:

События моей жизни отражают меня, какой я есть.  Сегодня я испытаю на себе одно переживание. Во всем, что привлекает мое внимание, есть нечто важное для меня. Когда я сержусь на кого-нибудь, то стараюсь понять, присутствует ли то, чего я не терплю, во мне самом. Если мне доведется услышать чужой разговор, я приму эти слова как личное послание для меня. Я хочу открыть тот мир, который существует внутри меня.

Люди, которые есть в моей жизни, отражают черты моей личности.  Я представляю собой всех тех людей, которые важны для меня. Я стараюсь смотреть на друзей и семью как на свой групповой портрет. Большую часть своих знаний я добываю у тех людей, которых очень люблю или очень не люблю: первые отражают мои самые высокие порывы, а вторые отражают мои самые большие страхи перед тем, что есть внутри меня.

Все, на что я обращаю внимание, начинает расти.  Я составлю перечень того, что привлекает мое внимание. Я  стану записывать, сколько времени отнимают у меня телевизор, видеоигры, компьютер, а также занятия, которые я обожаю, и фантазии о том, как убежать от жизни, либо о том, как полностью реализовать себя в ней. Таким образом я смогу увидеть, какие черты моей личности развиваются, а какие нет. Затем я спрошу себя: «Что в моей жизни мне следует вырастить?» Так я узнаю, на что мне следует перенаправить свое внимание.

Ничто не случайно — моя жизнь полна знаков и символов.

Я буду искать закономерности в моей жизни. Эти закономерности могут встретиться мне где угодно: в том, что говорят мне другие, в их отношении ко мне, в том, как я реагирую на ситуации. Я каждый день тку гобелен своего мира, и мне нужно знать, какой узор у меня получается. Я буду искать знаки, о существовании которых подсказывают мои тайные убеждения. Найду ли я новые возможности, которые приведут меня к успеху или к поражению? Эти знаки подскажут, хватит ли мне сил или нет. Я буду искать подтверждения моим предположениям о том, любим ли я и заслуживаю ли любви — или нет.

Каждое мгновение Вселенная дает мне все самое лучшее, чего только можно желать.  Сегодня я сосредоточусь на тех дарах, которые преподносит мне жизнь. Я буду думать о том, что в ней процветает, а не наоборот. Я научусь ценить этот мир, где есть место свету и тени. Я с благодарностью приму тот замечательный подарок, что называется осознанием. Я запомню тот момент, когда мое новое осознание поможет мне целиком воспринять тот мир, в создании которого я тоже принимаю участие.

Мое внутреннее осознание всегда развивается.  Где я сейчас? Какую часть избранного мною пути я уже прошел? Могу ли я ощутить свой внутренний рост, если мне не видны внешние признаки его немедленных результатов? Сегодня мне понадобятся эти вопросы, чтобы честно спросить себя, где я нахожусь. Я смогу пережить свое осознание не как поток мыслей, но как потенциал, чтобы стать тем, кем я хочу быть. Я пересмотрю сдерживающие меня рамки и границы с намерением их расширить.

Жизнь протекает от дуализма к единству.  Сегодня я хочу ощутить свою принадлежность к этому миру. Я хочу чувствовать себя защищенным, как дома. Я хочу понять, что это значит — просто жить, ни от чего не защищаясь и не испытывая никаких страстей. Я хочу любить поток жизни таким, каков он есть, ведь это мое истинное «я». Я запомню те мгновения, в которые смогу лучше ощутить себя, сознавая, что одна фраза — «я есмь» — будет всегда служить мне защитой и опорой. Я прилягу в траву и посмотрю на небо, чтобы ощутить свое единство с природой, чувствуя, как мое «я» разрастается, ширится и уносится в бесконечность.

Если я буду стремиться навстречу силам эволюции, они доставят меня туда, куда я захочу.  Сегодняшний день я посвящу длительным размышлениям о себе самом. Какой видится мне моя жизнь? Каково отношение этой жизни ко мне? Я хочу, чтобы это мое видение раскрылось легко, чтобы я не противился ему. А как это происходит на самом деле? И если я противлюсь этому своему видению жизни, то что же вызывает мое сопротивление? Я постараюсь понять, какие мои убеждения мешают мне больше всего. Завишу ли я от других, вместо того чтобы самому отвечать за свое эволюционное развитие? Возможно, я сосредоточился на внешних признаках благополучия, приняв их за свой внутренний рост? Сегодня я вновь посвящу себя внутреннему осознанию, понимая, что в нем источник той силы, которая движет Вселенной.

Фрагментарный ум не может привести меня к единству, но я должен воспользоваться им на своем пути.  Что значит для меня единство? Какие примеры единства я могу привести? Сегодня я буду думать о различии между тем, что значит жить в согласии с самим собой и быть с собой в раздоре. Я найду центр своего бытия, свой мир, найду силы, чтобы плыть вместе с потоком. Мысли и желания, которые мною движут, — это вовсе не единственная реальность. Они — лишь способ вернуть меня к единству. Я буду помнить, что мысли прилетают и улетают, как гонимые ветром листья, но ядро сознания остается навсегда. Моя цель состоит в том, чтобы жить исходя из этого ядра.

Я живу сразу в нескольких измерениях; кажущаяся замкнутость во времени и пространстве — это всего лишь иллюзия. Сегодня я испытаю, что значит жить вне всяких рамок и пределов. Я найду время насладиться тишиной, оставшись с сами собой наедине. Прислушиваясь к своему дыханию, я увижу, как мое существо выйдет из плоти и распространится повсюду. По мере того как я стану погружаться в свою внутреннюю тишину, любой образ, который придет мне на ум, будет рад присоединиться к моему существу. Я приму все и вся, что придет мне в голову, и скажу им: «Вы и я едины в своем бытии. Так присоединитесь ко мне, оставив видимую сцену человеческой жизни с ее категориями места и времени». Я испытаю любовь, которую представлю как свет, чьим источником служит мое сердце. Этот свет струится в те пространства, каких может достичь мое воображение. По мере того как эти образы будут возникать в моем сознании, я буду посылать им свою любовь и свет.

 

Тайна 8

Зло тебе не враг

 

Самая печальная ошибка, которую может допустить духовность, случается при столкновении со злом. Идеалисты и романтики, которые при других условиях никогда не причинили бы зла другому человеку, могут оказаться втянутыми в круговорот войны. Религии, которые отстаивают идею существования единого Бога, организовывают походы с целью уничтожить неверных. Те религии, которые проповедуют любовь, питают скрытую ненависть к еретикам и тем, кто представляет угрозу их вере. Даже когда ты убежден, что обладаешь единственной истиной, ты не можешь быть уверен в том, что тебе удастся избежать встречи со злом. Во имя религии совершено больше насилия, чем по любой другой причине. Так появился едкий афоризм: Бог изрек истину, а Дьявол сказал: «Позволь, я организую ее исполнение».

Но есть еще более тяжкая ошибка — это пассивность, которая позволяет злу безнаказанно вершить свои дела. Возможно, в этом проявляется скрытая вера в то, что зло все равно сильней добра. Одного из ведущих духовных лидеров XX века спросили о том, как должна поступить Англия перед лицом фашистской угрозы. Он ответил:

 

— Я хочу, чтобы вы боролись с фашизмом без оружия. Я хотел бы, чтобы вы сложили свое оружие, которое не способно спасти ни вас, ни все человечество. Пусть герр Гитлер и синьор Муссолини берут все, что захотят, в тех странах, которые вы называете своими владениями. Пусть они даже заберут ваш прекрасный остров со всеми вашими прекрасными сооружениями. Пусть вы отдадите им все это, зато никогда не отдадите ни ваши души, ни умы.

 

Автором этих слов был Махатма Ганди. Понятно, что его «открытое письмо» к народу Великобритании вызвало шок и бурю негодования. Однако Ганди был искренне верен принципу «ненасилия» (ахимса ), который предполагает отказ от применения насильственных методов борьбы со злом. Он с успехом использовал пассивный отказ от насилия, чтобы убедить англичан предоставить свободу Индии. Поэтому, отказываясь воевать с Гитлером, — этой позиции Ганди придерживался в течение всей Второй мировой, — он был последователен в своих духовных убеждениях. Но мог ли принцип ненасилия убедить отказаться от войны Гитлера, который однажды заявил, что «Война — это отец всего сущего»? Этого нам узнать не дано.

Конечно, у пассивности есть своя темная сторона. Католическая церковь считает самым мрачным периодом своего существования те годы, в течение которых она допустила уничтожение фашистами миллионов евреев. Причем облавы на итальянских евреев фашисты устраивали чуть ли не под окнами Ватикана.

Так что давайте признаем, что духовность уже потерпела бессчетное множество поражений в борьбе со злом. Отвергая те учения, которые только и делали, что позволяли злу размножаться и распространять свое влияние, единая реальность открывает новый путь, поскольку если есть всего одна реальность, значит, зло не обладает никакой особенной властью и не может существовать отдельно. Нет никакого космического Сатаны, который бы мог конкурировать с Богом, и даже война между добром и злом — это всего-навсего возникшая из дуализма иллюзия. В конечном счете добро и зло — это форма, которую может принимать сознание. В этом смысле зло ничем не отличается от добра. Они подобны, поскольку берут начало из одного источника. Из двух рожденных в один день младенцев один, когда вырастет, может творить зло, тогда как другой станет творить добро. Но пока они еще дети, нельзя считать, что один из них был порождением зла. Потенциальная энергия зла или добра скрыта в их сознании, и по мере того, как они вырастают, их сознание формируется воздействием многих сил.

Эти силы настолько сложны, что утверждать, будто кто-то является воплощением абсолютного зла, просто не имеет смысла. Позвольте предложить вам список сил, которые формируют каждого новорожденного ребенка:

• Родительское воспитание или его недостаток.

• Наличие любви или ее отсутствие.

• Царящая в семье атмосфера.

• Воздействие, которому ребенок подвергается со стороны своих школьных товарищей, и воздействие, которое оказывает на человека общество в течение всей его жизни.

• Личные склонности и ответные реакции.

• Внушаемые суждения и религиозное обучение.

• Судьба.

• Ход истории.

• Образцы для подражания.

• Коллективное сознание.

• Привлекательность мифов, героев и идеалов.

Каждая из перечисленных сил влияет на твой выбор и незримо подталкивает тебя к действию. Поскольку действительность скрывается где-то внутри запутанного клубка этих сил, значит, там же скрывается и зло. Все эти силы, взятые вместе, способствуют проявлению добра и зла. Если в детстве твоим любимым героем был Сталин, ты не сможешь воспринимать мир так, как ты воспринимал бы его, если бы твоей героиней была Жанна д’Арк. Если бы ты был протестантом, твоя жизнь во времена преследований гугенотов не была бы такой, какой ты ее видишь сейчас в пригородных районах Америки.

Представь человеческое существо как некое здание. Внутри здания имеется густая электрическая сеть, по которой поступает бессчетное множество команд, управляющих огромным количеством различных проектов. Глядя на это здание, ты воспринимаешь его как единое целое, как отдельно стоящий объект. Но его внутренняя жизнь зависит от сотен поступающих в него сигналов.

От таких же сигналов зависит и твоя жизнь.

Ни одна из тех сил, что действуют внутри нас или снаружи, не является силой зла. Но под влиянием этих сил каждый человек делает тот или иной выбор. Я полагаю, что любая дурная наклонность сводится к выбору, который мы делаем в своем сознании. И наш выбор — в тот момент, когда мы его делаем, — кажется нам вполне хорошим. Это основной парадокс, который заключается в злых деяниях, потому что, за редким исключением, люди, которые совершают зло, объясняют свои действия самыми лучшими намерениями. Таю например, дети, которые страдают от плохого обращения со стороны родителей, нередко, вырастая, сами плохо обращаются со своими собственными детьми. Ты скажешь, что только последний негодяй мог бы прибегнуть к насилию в своей семье, если сам когда-то был его жертвой. Но сознанию этих людей другие варианты просто недоступны. Привычка к грубому обращению, усвоенная ими с раннего детства, настолько сильна, что затмевает собой любую возможность свободного выбора.

Люди с различным состоянием сознания по-разному воспринимают добро и зло. Ярким примером тому может служить наблюдающееся во всем мире социальное порабощение женщины, которое в наше время кажется совершенной несправедливостью, но подпитывается традициями, религиозными убеждениями, общественными ценностями и семейным укладом, которые сформировались в некоторых странах в течение многих веков. Еще совсем недавно даже сами жертвы подобного угнетения видели в облике беспомощной, послушной и инфантильной женщины символ «добродетели».

 

Зло полностью зависит от уровня нашего сознания.

В подтверждение этому выводу я предлагаю тебе рассмотреть семь различных определений зла. Какое из них кажется тебе верным?

 

ЧТО ЯВЛЯЕТ СОБОЙ ХУДШЕЕ ЗЛО?

Семь мнений

1. Худшее зло — это травмировать человека физически или подвергнуть опасности его жизнь.

2. Худшее зло — делать людей материально зависимыми, лишив их возможности достигнуть успеха и процветания.

3. Худшее зло — это уничтожать мир и распространять беспорядки.

4. Худшее зло — это вводить людей в заблуждение.

5. Худшее зло — это уничтожать красоту, творческий потенциал и свободу творческого поиска.

6. Худшее зло часто трудно отличить от добра, так как все в мироздании относительно.

7. Никакого зла не существует — есть только изменение образа нашей мысли, которая кружится в бесконечном танце.

Огромное большинство людей, вероятно, выбрали бы первые два определения, потому что физический вред и лишение жизни кажутся им особенно ужасными. На этом уровне сознания зло подразумевает неспособность к выживанию или невозможность обеспечить средства к существованию, а добро означает физическую безопасность и экономическую обеспеченность.

На следующих двух уровнях зло представляет собой скорее не физическую, а ментальную опасность. Наибольший страх здесь вызывает не возможность остаться без пищи, но опасность думать по принуждению и жить с ощущением беспокойства и хаоса. Добро ассоциируется с внутренним покоем и свободным потоком сознания и интуиции.

Другие два уровня еще более тонки. Они затрагивают творческий потенциал и мировоззрение. Наибольший страх здесь может быть вызван невозможностью самовыражения или принуждением к тому, чтобы воспринимать других людей как воплощение зла. Поистине одухотворенная личность не рассматривает добро и зло как некие резко противоположные категории, но сознает, что Бог имел целью создать как то, так и другое. Добро — это свободное проявление чувств, открытость всему новому, почтительное отношение как к светлым, так и темным сторонам жизни. И наконец, находясь на последнем уровне, можно рассмотреть взаимодействие добра и зла, игру света и тени, которая возникает перед нами, словно мираж. Каждый новый опыт укрепляет нашу связь с Создателем. Живи так, словно ты Его полноправный соавтор, — погрузившись в сознание Бога.

Единая реальность принимает все эти определения как должное, ибо все, что доступно восприятию, субъект познания воспринимает как реальность. Зло — это часть иерархической лестницы развития, где все изменяется в зависимости от того, на какой ступени ты стоишь. Но при этом процесс развития продолжается бесконечно. Он происходит в тебе и в эту самую минуту.

Если, проснувшись однажды утром, ты поймешь, что настолько ненавидишь кого-то, что у тебя не остается иных средств, кроме насилия, а любовь тебе не помощник, — то подумай над тем, как ты пришел к этому решению. Ведь силы всего огромного мира должны были потребоваться для того, чтобы зачем-то схватить тебя либо кого-то другого и бросить в объятия того, что мы называем добром или злом. Усвоив природу этих сил, ты сможешь отражать в себе этот мир точно так же, как он отражает тебя. Вот что практически мы имеем в виду, когда говорим, что человек — это целый мир.

Пока весь мир находится в тебе, зло не может быть твоим врагом. Оно может быть лишь одной из граней твоей личности. Каждая грань твоего «я» достойна любви и сочувствия. Каждая грань необходима для жизни и ни одна из них не может быть отвергнута или низвергнута во мрак. Такая позиция может показаться тебе еще более наивной, чем пассивное непротивление злу Махатмы Ганди, поскольку, приняв эту точку зрения, тебе придется любить и воспринимать какого-нибудь убийцу как святого. Именно этому учил нас Христос. Но проявлять любовь и сочувствие в непростых ситуациях — значит подвергнуть свою духовность тяжким испытаниям, что может привести к огромной ошибке: насилие разрушает любовь, обращая ее в страх и ненависть. Но это сотворило не зло. В этом повинны те силы, которые формируют наше сознание. Именно здесь добро и зло становятся равны друг другу. Вот поразительный пример того, что я имею в виду.

В 1971 году студентам Стэнфордского университета предложили принять добровольное участие в необычном эксперименте, который проводился в форме ролевой игры. Одна группа студентов должна была играть роль тюремщиков, которым предстояло охранять другую группу, которой поручили играть заключенных. Хотя предполагалось, что тюрьма будет воображаемой, были построены декорации, и обе группы находились вместе в течение всего эксперимента. Согласно правилам эксперимента, каждому студенту предстояло играть свою роль в течение двух недель. Но уже по прошествии шести дней «тюремный эксперимент» пришлось прекратить. Причина? Юноши, при отборе которых для участия в эксперименте учитывалось прежде всего их психическое здоровье, превратились в разнузданных охранников с наклонностями садистов — с одной стороны, и в узников, переживших невероятный стресс, — с другой.

Проводившие эксперимент ученые были потрясены, но не могли отрицать того, что произошло. Руководитель эксперимента Филипп Зимбардо писал: «Мои охранники неоднократно раздевали донага своих заключенных, надевали им на головы мешки, заковывали их в наручники, лишали их пищи или сна, подвергали одиночному заключению и заставляли голыми руками чистить унитазы». Те, кто не опускался до подобных зверств, не предпринимали ничего, чтобы остановить тех, кто это делал. (Историческая параллель с позорными действиями американских тюремщиков в Ираке в 2004 г. побудила профессора Зимбардо вновь обратиться к результатам эксперимента, который состоялся более тридцати лет назад.) Не было такой формы насилия, к которой не прибегли бы студенты-охранники, за исключением откровенных физических пыток. Как мрачно вспоминает Зимбардо: «Когда рутина и скука их повседневной службы усилились, охранники стали использовать заключенных в качестве своих игрушек, изобретая для них все более унизительные и оскорбительные «игры». Со временем эти развлечения стали принимать сексуальный характер. Так, например, заключенных вынуждали изображать гомосексуальные сцены. Однажды узнав об этом, я прекратил эксперимент и закрыл “Стэнфордскую тюрьму”».

В чем кроется источник этих неконтролируемых вспышек жестокости? В таких случаях для собственного успокоения мы вспоминаем известную поговорку о «паршивой овце», но Стэнфордский эксперимент внушает тревожные опасения: зло, словно тень , существует в каждом из нас. Это происходит по той самой причине, что каждый из нас содержит в себе целый мир. Тот, кто прослыл хорошим человеком, естественно кажется нам противником скрывающихся в тени сил зла. Если мы вернемся к нашему списку сил, которые формируют сознание, то для каждого из нас этот список будет различным. Но если тебе повезло и ты оказался на стороне добра, тебе все равно придется признать, что где-то внутри тебя эта тень существует.

Эта тень формируется теми же самыми каждодневными ситуациями, которые формируют наше сознание, и проявляется под воздействием новых ситуаций, которые сопоставимы с предыдущими. Если в детстве с тобой плохо обращались, то пребывание среди детей может вызвать у тебя воспоминания об этом. Ученые Стэнфордского университета разработали перечень условий, которые понуждают людей делать то, что мы называем злом, или по крайней мере поступать вопреки нашему истинному «я». Мыс вами уже говорили об этом, когда пытались выяснить, что нам известно о дуализме и разобщенности.

 

ВЗРАЩИВАНИЕ ЗЛА

Условия, способствующие проявлению «теневой энергии»

Отсутствие чувства ответственности Анонимность

Дегуманизация, т. е. наличие социальной среды, которая лишает человека личностной составляющей

Примеры дурного поведения, почерпнутые от сверстников или из среды людей с равным социальным статусом

Пассивные свидетели

Жесткие уровни власти

Преобладающий хаос и беспорядок

Отсутствие смысла

Скрытое позволение творить зло

Умонастроение, подразделяющее людей на «нас» и «их»

Изолированность

Неумение отдавать себе отчет в своих поступках

И опять же: является ли какое-либо из этих условий проявлением зла? Похоже, что в этот список, в отличие от первого, добавился какой-то элемент зла. Оставим в покое тюрьмы, в которых вполне возможно ожидать самых низменных проявлений человеческой натуры, но, будучи врачом, мне приходилось быть свидетелем подобных злоупотреблений и в стенах больницы. Конечно, больницы нельзя считать злом. Их первостепенная задача состоит в том, чтобы творить добро. Но тень не разбирает, кто плох, а кто хорош. Ей нужна глубоко скрытая и подавляемая энергия, которая требует выхода, а больница изобилует условиями, которые были перечислены выше. Пациент беспомощен перед властью врачей и медсестер, он обезличен холодной и бездушной больничной рутиной и в какой-то степени анонимен, поскольку в нем видят не человека, а один «случай» из многих тысяч других, и т. д.

 

При наличии необходимых условий в каждом из нас проявляется теневая энергия.

Теперь давайте рассмотрим тень как область, в которой сознание искажается до такой степени, что человек может сделать выбор в пользу зла. (Слово «может» здесь приведено не случайно, поскольку даже в самых бесчеловечных условиях некоторые люди остаются хорошими. Иными словами, они способны сопротивляться своей теневой энергии или управлять ею.) Знаменитый швейцарский психолог Карл Густав Юнг был первым, кто применил слово «тень» в качестве медицинского термина. Однако здесь я хотел бы коснуться всех скрытых мест, где мы подавляем в себе все то, в чем себя виним и чего стыдимся. Я назову такое место тенью и полагаю, что относительно ее будет правильно сказать следующее:

Тень является свойством личностным и в то же время универсальным.

Тень может хранить в себе все что угодно.

Все, что хранится во мраке тени, неизбежно искажается.

Интенсивность теневых энергий — это способ проявить себя.

Привнося осознание в такую энергию, мы разряжаем ее.

Сама по себе тень не является злом, и поэтому она нам не враг.

Исследовав каждое из этих суждений, мы можем приблизиться к тому, чтобы отринуть от себя того страшного демона, чьим именем мы почти всегда клеймим других людей, которых считаем его воплощением.

 

Тень является свойством личностным и в то же время универсальным.  Каждый из нас таит в себе свое индивидуальное представление о чувстве вины и стыда. Столь простые вещи, как нагота, половые сношения, гнев и беспокойство, могут вызывать у нас чрезвычайно сложные чувства. В каком-то одном обществе видеть свою мать обнаженной считается делом обычным, тогда как в другом это может стать для человека настолько травматическим переживанием, что ему ничего не останется, как укрыть свои чувства в густой тени. Нет никаких резких различий между личными чувствами, чувствами семейными и социальными. Все они смешиваются и переплетаются воедино. Но даже если ты переживаешь из-за того, что в семилетием возрасте ударил какого-то драчуна на детской площадке, а другой человек расценивает подобную ситуацию как момент, необходимый для развития его личного мужества, то все равно эта тень остается не только личной, но и универсальной. В человеческой душе было изначально предусмотрено такое потаенное место, и для большинства людей это место совершенно необходимо, поскольку они испытывают определенные трудности, сталкиваясь с самыми мрачными побуждениями и с глубочайшими оскорблениями.

Там может храниться все что угодно.  Твой банковский сейф, в котором ты хранишь самые главные свои ценности, находится под такой же суровой охраной, как и тюремная камера. То же самое можно сказать и о тени. Но хотя большей частью мы используем этот термин для обозначения места, в котором храним свою негативную энергию, именно ты превращаешь позитивную энергию в негативную и наоборот. Я когда-то знавал двух сестер, которые в детстве были очень похожи, но, когда выросли, превратились в двух совершенно разных людей. Одна из них сегодня с успехом преподает в колледже, тогда как другая успела дважды развестись и сейчас пробавляется временным заработком. Одна женщина (преуспевающая) говорит о своем детстве как о чем-то удивительном, тогда как другая говорит о нем с болью.

— Ты помнишь, как за какую-то провинность отец запер тебя в ванной на целых шесть часов? — услышал я как-то вопрос этой несчастной женщины, обращенный к своей счастливой сестре. — В тот момент вся жизнь переменилась для меня. Могу только представить, сколько обиды и безнадежного горя пережила ты тогда.

Счастливая сестра была удивлена этими словами.

— Почему же ты никогда не говорила со мной об этом? Мне очень понравилось находиться в одиночестве. Я просто ушла в себя и стала рассказывать себе всякие придуманные мною же истории. Этот инцидент ничуть не был для меня негативным.

Следовательно, одну и ту же историю каждый из нас может описать своим уникальным способом. Один и тот же случай не имел никакой эмоциональной нагрузки для одной из сестер, в то время как в другой он вызвал гнев и чувство стыда. Шедевры большого искусства порой основываются на сценах насилия (взгляни на «Гернику» Пабло Пикассо), так же как сцены ужаса основываются на примерах Божьей благодати (вспомни распятие Иисуса). В бессознательной сфере содержится множество еще не известных нам импульсов. Тот же самый студент из Стэнфорда, который опустился до роли садиста-тюремщика, мог скрывать в себе талант великого артиста. Этот талант никогда бы не раскрылся, если бы не сложилась соответствующая ситуация, которая вызволила из сферы бессознательного то, что в ней таилось.

Все, что хранится во мраке тени, неизбежно искажается.  Осознание подобно источнику родниковой воды. Вода свежа, пока она течет. Но стоит ей застояться, и она испортится. В твоем внутреннем мире живет бесчисленное множество воспоминаний и подавляемых импульсов. Ты не позволяешь им течь. Иными словами, ты не даешь им выхода, поэтому они просто застаиваются. Хорошие импульсы умирают потому, что ими не пользуются. Любовь становится робкой и трусливой, когда ее боятся выразить. Ненависть и страх могут заполнить собою всю твою жизнь. Это основное свойство нашего сознания — принимать новые формы и образы. Не позволяя сознанию развиваться в нужном ему направлении, ты в итоге способствуешь формированию дезорганизованной энергии. Например, если мы попросим людей описать те чувства, которые они испытывают, вспоминая своих родителей (эти мысли у большинства из нас ассоциируются с прошлым), то окажется, что наши воспоминания детства находятся в каком-то запутанном беспорядке. Обыденные события кажутся нам донельзя обидными, прочие члены семьи кажутся маленькими, словно герои мультфильмов, а истинные чувства залегают на такой глубине, что их даже экскаватором не отрыть. В результате когда возбужденный пациент приходит к психоаналитику, чтобы тот исцелил его от полученной в детстве травмы, то для того, чтобы отличить реальный факт от фантазии, часто требуются месяцы, если не годы.

Интенсивность теневых энергий — это способ быть замеченным.  Сокрыть еще не значит уничтожить. Теневые энергии чрезвычайно живучи. Даже когда ты отказываешься их замечать, они фактически не угасают, их жажда жизни становится еще более отчаянной. Чтобы привлечь внимание своих родителей, дитя, которому кажется, что его не замечают, резко меняет свое поведение: сначала оно пытается привлечь наше внимание, потом начинает плакать, а затем впадает в истерику. Теневые энергии действуют подобным способом. Кажется, было бы единственно разумно, если бы испытываемое нами чувство страха принимало форму, например, скрытой тревоги, которая вызывала бы у нас раздражение. Эта тревога поначалу стремится обнаружить себя обычным путем, но когда человек отказывается ее замечать, ее боязливый шепот срывается в крик, что в итоге окончится истинным приступом страха. Страх и гнев обладают особой способностью повышать свое напряжение до того уровня, на котором мы воспринимаем их как посторонние, злые, демонические силы, действующие помимо нашего желания. В сущности, они — просто проявления нашего сознания, которые обрели нечеловеческую силу потому, что мы подавляли их в себе. Подавляя свои эмоции, ты как бы говоришь им: «Если я не стану замечать вас, вы оставите меня в покое». Но тень отвечает на это: «Я сделаю так, что тебе придется обратить на меня внимание».


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!