Страдания — плод нашей фантазии



 

Чаще всего люди прибегают к духовным исканиям для того, чтобы научиться справляться со своими страданиями. Эти поиски не случайны, а вызваны тем, что, коль скоро религия обещает избавить от боли, вера способна возвысить нас над страданиями бренного тела, а душа служит приютом измученному сердцу. Но, обратившись к Богу, вере или душе, многие люди либо не находят в них облегченья, либо это может быть облегчение того же типа, как и после беседы с психиатром. Можем ли мы обнаружить в духовности какую-то уникальную силу? Те, кто прибегают к медицинским средствам, находят их эффективными, и самые распространенные формы боли, тревоги и депрессии поддаются лечению медикаментами. Если у человека вспышка депрессии, то зачем ему обращаться к душе?

Чтобы ответить на подобные вопросы, прежде всего следует сознавать, что физическая боль и страдания души — это не одно и то же. Предоставленное самому себе, тело спонтанно избавляется от боли, отпуская ее в тот самый момент, когда мы устраним ее скрытую причину. Душевные страдания — это боль, которую мы не можем от себя отпустить. Эта привычка основана на нашей мистической вере в то, что боль есть некое благо или нечто неизбежное, что человек заслуживает ее. Не будь этой веры, страдания перестали бы существовать. Страдания создаются силами нашего сознания — некой смесью веры и предположения о том, что человек не может их контролировать. Но сколь неизбежными ни казались бы наши страдания, чтобы исцелиться от них, нужно не бороться с самим страданием, а постараться справиться с чувством нереальности, которое заставляет нас привязываться к нашей боли.

Тайная причина страданий кроется в мире нашего воображения. Волнующее подтверждение тому я получил недавно, причем самым обычным путем. Я случайно посмотрел одну из тех телевизионных передач, в которых людям, страдающим врожденными физическими дефектами, предлагают изменить свою внешность, бесплатно воспользовавшись всеми достижениями современной пластической хирургии, стоматологии и косметологии. В данном конкретном эпизоде люди, отчаянно желавшие изменить свою внешность, были однояйцевыми близнецами. Одна из близнецов пожелала изменить свою внешность, а другая — нет. Будучи людьми взрослыми, близнецы уже перестали быть точной копией друг друга. Те из близнецов, которые считали себя «уродцами», страдали от того, что у них был кривой нос, плохие зубы или лишний вес. Больше всего меня потрясло то, сколь незначительными казались все эти дефекты в сравнении с сильным убеждением, которое разделяли обе близняшки в каждой паре, полагая, что одна из них была невероятно красива, а другая — уродлива. «Уродины» признавались, что не могли и дня прожить без того, чтобы не сравнивать себя со своими «красавицами»-сестрами. Эта передача наглядно указала пути, которые ведут нас к страданиям:

Неспособность замечать реальные факты.

Усвоение негативного восприятия.

Усиление такого восприятия навязчивыми идеями.

Страх боли, неспособность избавиться от этого чувства.

Привычка сравнивать себя с другими людьми.

Закрепление душевных страданий во взаимоотношениях с другими людьми.

Если бы существовал некий справочник душевных мук («Самоучитель самомучителя»), в него следовало бы включить все эти пункты. И соответственно, руководство по избавлению от страданий должно было бы указать противоположные пути, которые позволили бы вернуть человека к реальности.

Неспособность замечать реальные факты.  Страдания обычно начинаются там, где мы отказываемся видеть ситуацию такой, какова она есть. Несколько лет назад группа ученых предприняла исследование вопроса, как люди реагируют на кризис. Работу финансировали врачи, надеявшиеся выяснить, куда их потенциальные пациенты обращаются, когда с ними случаются неприятности. Исследования показали, что, когда происходит самое худшее — потеря работы, измена супруга или смертельная болезнь, — около 15 % обращаются за помощью к психологу, врачу или священнику. Остальные смотрят телевизор. Они отказываются даже замечать свои проблемы или обсуждать их с теми, кто мог бы оказать им помощь.

Врачи пришли в ужас, а я задумался: неужели это естественная реакция — смотреть телевизор? Люди инстинктивно пытаются перебить боль удовольствием. С точно такой же ситуацией столкнулся Будда много веков назад. Во времена Будды люди тоже пытались как-то справиться со страданием, когда сезон дождей не наступал вовремя и все посевы погибали или когда целые селения вымирали от холеры. Телевидения не было, так что им приходилось искать какие-то другие удовольствия, но логическая посылка была все та же: удовольствие лучше боли, а значит, оно может избавить от страданий.

На короткое время удовольствие действительно может заглушить боль. И то, и другое суть чувства, и если одно из них сильнее, оно может вытеснить другое. Но, согласно учению Будды, дело тут не в боли, которую причиняет жизнь, а в страданиях, которые мы испытываем. Можно сидеть у бассейна где-нибудь в Майами-Бич, глядеть на экран личного ноутбука, кушать шоколад и при этом какая-нибудь красотка будет щекотать вас перышком. Казалось бы, ничто не причиняет боли, но в этот самый момент душа может разрываться от страданий.

Единственный реальный выход из данной ситуации состоит в том, чтобы выявить источник этих страданий. А для этого прежде всего необходимо желание увидеть ситуацию такой, какова она есть.

Негативное восприятие . Реальность — это восприятие, и страждущий человек может обмануться в своих отрицательных ощущениях, творцом которых он сам и является. Восприятие управляет болью, не уменьшая ее, но сдерживая еще более сильную боль. Не все понимают эту премудрость. Тело освобождается от боли автоматически, но сознание может подменить этот инстинкт, превратив боль в нечто «хорошее». В том смысле, что боль — не самый плохой исход, которого можно было ожидать. Смятение и внутренний конфликт —· вот что мешает нашему сознанию исцелить себя, несмотря на всю его силу. Эта сила оборачивается против него самого, и в результате вместо того, чтобы немедленно прекратить страдания, наше сознание словно пытается запереться от них на ключ.

Усиление восприятия.  Наше восприятие подвижно, если только мы сами не сдерживаем его. Личность — это непрестанно изменяющаяся система, которая ежеминутно прибавляет к прежним своим чертам нечто новое. Однако если ты всецело захвачен старым восприятием, то с каждым повторением оно все больше усиливается. Приведу необычный пример. Нервная анорексия — специальный медицинский термин, означающий состояние, в котором человек (чаще всего молодая девушка) принимает голодное истощение как нормальный образ жизни. Если вы поговорите с девушкой-анорексичкой, весящей меньше сорока килограммов, и покажете ей изображения четырех человеческих тел — от самого тонкого до самого толстого и круглого, — она уверенно покажет на самого толстого и скажет, что выглядит точно так же, хотя на самом деле похожа на скелет. Если даже вы приклеите изображение ее лица к каждой из четырех фигур, она все равно выберет самую толстую фигуру. Это искаженное представление о собственном теле, которое питает и поддерживает болезнь, всегда ставит в тупик посторонних наблюдателей. Кажется невероятным смотреть в зеркало на скелетоподобное создание и видеть вместо него толстуху (столь же невероятно, как видеть, что однояйцовые близнецы считают одну из них красавицей, а другую — уродом).

В таких случаях искажению подвергается именно восприятие человека, что непонятным образом связано с эмоциями и личностью человека. Если страдающей анорексией показать фотографии четырех кошек или четырёх девушек ее возраста, она без труда и вполне объективно определит, какая из них самая толстая, а какая — самая худая. Искажения начинаются на более глубоком уровне, где «я» решает, что реально относительно него, а что нет. Все дело в обратной связи. Как только «я» принимает какое-нибудь решение относительно себя, все во внешнем мире начинает ему соответствовать. В глазах анорексички она толста, ее стыд за себя — неотъемлемая часть ее «я», и таким образом у мира не остается иного выбора, кроме как швырять ей в лицо этот постыдный образ. У нее нет другого выхода, и голод становится единственным способом прогнать эту ужасную толстуху в зеркале.

 

Реальность — это то, с чем мы себя отождествляем.

 

Всякий раз, когда жизнь ранит нас, это говорит лишь о том, что мы сами создали ложное представление о себе, искренне поверив в нами же сочиненную сказку о том, какие мы есть. Единственное лечение от анорексии — это каким-то образом разорвать связь между «я» и той странной реальностью, в которую оно верит. То же самое можно сказать и обо всех прочих видах страдания, поскольку каждый человек произвольно и последовательно отождествляет себя с каждым отдельным предметом, из чего складывается искаженное представление о том, кем он является. Даже если бы ты мог каждую минуту своей жизни посвятить удовольствиям, то и тогда ложное представление о себе все равно нашло бы лазейку и ввергло бы тебя в пучину новых страданий.

Страх боли.  Удивительно, насколько различной бывает чувствительность к боли у разных людей. Ученые провели эксперимент, в ходе которого подвергали его участников воздействию болевых раздражителей одинаковой силы. Они подводили электрический ток к тыльной стороне их ладоней, а затем просили оценить степень боли по десятибалльной шкале — от 1 до 10. Долгое время считалось, что поскольку болевые ощущения передаются одними и теми же путями нервной системы, то болевые ощущения у разных людей должны быть примерно одинаковы (так, например, каждый из нас ощущает разницу между ярким светом прожектора и светом автомобильных фар ближнего света). Однако если одни участники данного эксперимента оценивали свои болевые ощущения в 10 баллов, то другие ставили всего 1 балл. Это говорит не только о том, что в боли присутствует субъективный фактор, но и что наша чувствительность к боли совершенно индивидуальна. Не существует универсального пути между раздражителем и ответной реакцией. Одинаковые болевые ощущения могут серьезно травмировать одного человека и остаться почти незаметными для другого.

Но самым странным оказалось то, что никто из участников эксперимента даже не предполагал, что каждый из них возбуждал в себе ответную реакцию. Если случайно ты положишь руку на горячую кухонную плиту, твое тело немедленно отреагирует на этот раздражитель. В этот самый момент мозг оценит степень причиненной тебе боли, силу которой ты воспримешь как объективную реальность. Но, пытаясь сдержать свою боль, люди испытывают нечто похожее на болевой шок. «Что же мне делать? Мама недавно умерла, и я чувствую себя опустошенным. Утром я даже не в силах подняться с постели». В этих словах ощущается прямая связь между причиной (смерть матери) и следствием (депрессия). Но реальные взаимоотношения причины и следствия не столь прямолинейны. В центре этих взаимоотношений всегда стоит человек во всем многообразии факторов, которые воздействовали на него в прошлом.

Перед тем как мы ощутим боль, она как будто попадает в «черный ящик», подобный тем, какие устанавливают в самолетах. Находясь в этом «черном ящике», боль приводит себя в соответствие со всем, что мы собой представляем, — со всеми эмоциями, воспоминаниями, убеждениями и ожиданиями, которые были в нашем прошлом. Если ты обладаешь достаточным самосознанием, то содержимое этого «черного ящика» должно быть тебе известно. Ты знаешь, что можешь влиять на процессы, которые внутри него происходят. Но, страдая, мы изводим себя. Почему мы оцениваем свою боль в десять баллов, а не в один? Да просто потому, что нам больно! На самом деле наши страдания будут усиливаться до тех пор, пока мы не найдем себя в нами же придуманном мире.

Привычка сравнивать себя с другими людьми.  Наше эго  стремится во всем быть первым. Именно поэтому ему ничего не остается, как играть в одну и ту же бесконечную игру — сравнивать себя с другими. Эту страсть так же трудно преодолеть, как и другие укоренившиеся привычки. Один из моих друзей недавно узнал, что знакомая ему женщина погибла в автокатастрофе. Он был мало знаком с этой женщиной, зато знал всех ее друзей. Скорбная весть о ее гибели разнеслась среди них в течение нескольких часов. Друзья любили ее, она успела сделать много добрых дел. Она была молода и полна оптимизма. Это вызывало в людях, и в том числе в моем друге, еще большую скорбь. «Я представлял, как я выхожу из своей машины и меня сбивает какой-то автомобиль, который тут же спешит скрыться с места происшествия, — точно так же, как в случае с той женщиной. Меня не оставляла мысль, что я должен сделать нечто большее, чем просто послать ее близким цветы и открытку с соболезнованиями. Так случилось, что как раз в ту неделю, на которую были назначены похороны, я был в отпуске. Но я не мог наслаждаться отдыхом, поскольку все время думал о том, какой шок и какие муки пришлось ей испытать перед смертью».

Но, будучи погруженным в эти переживания, мой друг внезапно осознал нечто важное. «Я становился все мрачнее и мрачнее, как вдруг меня осенило: “Ведь это не моя жизнь.

И убитая женщина — вовсе не я”. Эта мысль казалась очень странной. Разве это не хорошо — быть сострадательным? Разве не должен был я разделить скорбь со всеми своими друзьями, которые испытывали те же чувства?» В эту минуту он перестал сравнивать себя с кем-то другим — что не так-то легко, поскольку все мы обретаем индивидуальность благодаря своим родителям, друзьям и супругам. Внутри нас время от времени обитает все человеческое общество, которое само состоит из отдельных черт других личностей.

Наше умение страдать мы перенимаем у других. В зависимости от того, насколько мы бываем сильны или слабы, пытаемся управлять ситуацией или готовы стать ее жертвой, отчаиваемся или питаем надежды, — мы стараемся проявлять те формы реакции, которые были выработаны кем-то задолго до нас. Любое отступление от этих общепринятых норм кажется странным и даже пугающим. В случае с моим другом: он отказался от общепринятых норм выражения скорби только тогда, когда понял, что был не первым, кто пользовался ими. Ведь поначалу он стремился проявить надлежащие и вполне ожидаемые чувства. Ему хотелось видеть ситуацию такой, какой ее видели все остальные. Поскольку ты продолжаешь сравнивать себя с другими, страдания приспосабливаются к этой твоей привычке и не оставляют тебя.

Закрепление душевных страданий во взаимоотношениях с другими людьми.  Чувство боли свойственно всем. Вот почему она проникает во все формы человеческих взаимоотношений. Ведь по правде сказать, никто не страдает в одиночку. Делая все возможное, чтобы тихо побыть наедине со своими страданиями, ты все равно воздействуешь на окружающих тебя людей. Людям бывает очень трудно оздоровить свои взаимоотношения именно потому, что воспитание, которое они получили в семье своих родителей, сделало их безразличными. Мы не замечаем того, чего не хотим видеть. В беседе мы обходим стороной неудобные для нас темы. Мы уважаем всяческие границы, даже если кому-то в них тесно. Короче говоря, семья — это место, где нас учат игнорировать боль. Но игнорируемая боль приносит лишь новые страдания.

Если бы люди могли выбирать, то они скорее предпочли бы сохранить свои прежние отношения, чем прекратить страдать. Таковы бывают семьи, в которых людей, словно в тюрьме, заставляют молчать и не выпускают на прогулку. (В некоторых штатах США изданы соответствующие законы, которые предписывают полиции арестовывать домашних тиранов. При этом их женам, которые терпят от них побои и издевательства, достаточно лишь подать соответствующую жалобу. Там, где такого закона нет, потерпевший чаще всего уступает своему обидчику.)

Целительные отношения — то есть те, которые лечат душу, — основываются на взаимном участии, где оба партнера стремятся сломать старые привычки, которые только усиливают страдания. При этом им нужно быть столь же осторожными, как и мой приятель, поскольку, проявляя сострадание, мы отдаем дань уважения как чувствам других людей, так и своим собственным. Но здесь нужна и некая отрешенность, чтобы страдание, каким бы оно ни было реальным, не стало для нас доминирующей реальностью. Те установки, которые способствуют возникновению целительных отношений, становятся частью твоего представления о самом себе и о другом человеке.

 

ВЗГЛЯД, ЛИШЕННЫЙ СТРАДАНИЯ

Что можно сказать человеку, который испытывает страдания  

Я сочувствую тебе. Я знаю, как тебе тяжело.

Не делай вид, что все хорошо, только чтобы успокоить меня.

Я помогу тебе пройти через это.

Не бойся — ты не производишь на меня отталкивающего впечатления.

Я знаю, что ты не идеал. Но ты меня не огорчаешь.

Твоя боль — это еще не весь ты.

Ты можешь быть там, где хочешь, но одного я тебя не оставлю.

Я буду с тобой настолько естественным, насколько смогу. Я не испугаюсь тебя, даже если ты сам станешь бояться своей боли.

Я сделаю все, что смогу, чтобы доказать тебе, что жизнь по-прежнему прекрасна и радость все еще возможна.

Я не стану воспринимать твою боль как свою собственную.

Я не позволю тебе цепляться за свою боль — мы вместе пройдем через это.

Я стану бороться за твое исцеление точно так же, как боролся бы за свое собственное благополучие.

Как видишь, эти фразы содержат скрытые ловушки. Обращаясь к человеку, который испытывает боль, ты берешь его под свою опеку, но не переходишь определенных границ. Установка «Я чувствую твою боль, однако это не моя боль» очень коварна. Она, как весы, может склониться либо в одну, либо в другую сторону. Ты можешь настолько проникнуться ощущением чужой боли, что превратишься в чью-нибудь няньку или психоаналитика.

Или же спрячешься в пределах своих внутренних границ и не подпустишь к себе страждущего. Целительные отношения всегда уравновешены. Ты и твой партнер должны оставаться внимательны и сосредоточенны. Вы должны видеть друг друга прежде всего своим духовным оком. Вы должны быть готовы к тому, чтобы каждый день находить новый отклик на чувства друг друга. Прежде всего, нужно помнить, что оба вы — спутники, вместе идущие по пути, который ведет вас прочь из нереального мира.

Высшая цель, если ты действительно хочешь стать реальным, состоит в том, чтобы ощутить бытие как таковое. Испытывая это ощущение, мы говорим «Я есмь». Это одновременно и трудно, и легко, ибо все знают, что означает слово «быть», но лишь некоторые извлекают из бытия все свои потенциальные возможности. «Я есмь» исчезает, когда мы отождествляем себя с «я делаю то-то, у меня есть это, я предпочитаю “А”, а не “Б”». Эти отождествления становятся более важными для нас, чем реальность истинного бытия.

Давай повнимательней рассмотрим эту взаимосвязь между страданием и нереальностью. Тому, что мы забываем важность и смысл ощущения «я есмь», есть пять причин. На санскрите они называются пятью клеша , или источниками страданий[4].

1. Незнание того, что реально, а что нет.

2. Погоня за нереальным и привязанность к нему.

3. Страх перед нереальным и отвращение к нему.

4. Идентификация с воображаемым «я».

5. Страх смерти.

Мы с тобой постоянно следуем по меньшей мере одному из пунктов этого списка — и начали делать это так давно, что на сегодняшний день процесс принял уже застарелые формы. Все пять клеша тесно связаны между собой. Стоит утратить понимание того, что реально, а что нет (первая клеша), как тут же автоматически включаются остальные. Это означает, что для большинства людей только последний пункт списка — страх смерти — находится в области осознания. Поэтому давай начнем с конца и поднимемся в обратном порядке к самому началу лестницы.

Страх смерти — источник тревоги, которая проявляется во многих областях. То, как наше общество поклоняется молодости и пытается скрыть старость, наша отчаянная потребность в развлечениях, фантастические доходы косметических фирм и салонов красоты, расцвет фитнес-центров с зеркалами по четырем стенам зала, культ красивых и успешных знаменитостей — все это не что иное, как симптомы желания отвратить смерть. Теологи пытаются убедить нас, что есть жизнь после смерти, но стоит принять это на веру, как возникает необходимость строгого послушания под угрозой посмертного воздаяния, которое, как дамоклов меч, висит над головой каждого верующего. Если же нам не хватает веры, если мы верим в «неправильного» Бога или грешим против «правильного», у нас не остается ни малейшего шанса продлить себе жизнь. Этот вопрос порождает все новые и новые религиозные войны, ведь фанатики скорее умрут за свою веру, чем допустят, что чья-то чужая тоже ведет к спасению. «Я умираю, чтобы ты не верил в своего Бога» — вот одна из самых сомнительных посылок пятой клеша.

Человек боится смерти не как таковой, но по более глубокой причине, которая на поверку оказывается стремлением защитить свое воображаемое «я». Идентификация с воображаемым «я» — это четвертая клеша, и этим с переменным успехом занимаемся все мы. Даже на самом поверхностном уровне люди всегда создают себе образ, основанный на доходе и статусе. Когда Франциск Ассизский, сын богатого торговца шелком, публично сорвал с себя роскошные одежды и отказался от денег своего отца, он отверг не только мирскую собственность, но и саму свою личность — ту, благодаря которой его знали и узнавали другие люди. Он понимал, что Бога не достигнуть при помощи ложного и иллюзорного образа себя.

Образ себя тесно связан с самооценкой, а все мы знаем, как дорого обходится людям утрата самооценки. Дети, которые в школе всегда сидят за последней партой и прячутся от глаз учителя, скорее всего никогда не смогут свободно обсуждать особенности внешней политики и средневекового искусства, потому что с младых ногтей в их образ себя было вписано чувство неполноценности. И наоборот, исследования показали, что, если учитель скажет, что этот ученик чрезвычайно талантлив, последний обязательно проявит себя с лучшей стороны, даже если его выбрали чисто случайно. Дети с низким коэффициентом интеллекта нередко делают большие успехи, чем их сверстники с высоким, если учитель принимает их и относится к ним уважительно. Образ, закрепившийся в сознании учителя, способен превратить слабого ученика в сильного.

Идентификация с ложным образом себя причиняет человеку неисчислимые страдания. Жизнь требует все больше и больше. В наше время требования среды могут стать настолько высокими, что ощущение собственной неполноценности воспринимается уже как истинная правда. В недрах ложного образа себя всегда похоронены все те бесчисленные эпизоды, в которых что-то пошло не так и вы обвинили в этом себя. Все эти «я не могу», «у меня не получится», «я сдаюсь» берут начало в четвертой клеша.

Третья клеша говорит о том, что даже при здоровой самооценке мы продолжаем шарахаться от всего, что представляет угрозу для эго. А угрожает ему почти все. Я боюсь обеднеть, потерять супругу, нарушить закон. Я боюсь осрамиться перед тем, чье уважение для меня важно. Для некоторых мысль о том, что их дети могут пойти не по той дорожке, является перманентным источником угрозы самооценке. «В нашей семье так не принято» — вот обычная формулировка, за которой скрывается посыл «Твое поведение угрожает моей самооценке». Но люди не осознают, что говорят обиняками. Стоит мне идентифицироваться с образом самого себя, как страх перед его разрушением переходит в разряд инстинктов. Потребность защититься от того, чего я боюсь, — естественная часть моей личности.

Вторая клеша говорит о том, что человек страдает от привязанности, а привязаться можно к чему угодно. Когда ты за что-то цепляешься, это значит: ты боишься, что у тебя это отнимут. Любой почувствует себя подавленным, когда средь бела дня грабитель вдруг вырывает у него из рук бумажник или когда он возвращается домой и видит, что от того не осталось камня на камне. Эти утраты не имеют особого значения, потому что относятся к сфере материального. Можно построить новый дом и снова набить бумажник деньгами.

Однако чувство боли и обиды нередко остается на месяцы и даже годы.

Если несчастный случай произошел в нужное время и в нужном месте, даже украденный бумажник может напрочь лишить вас чувства собственной безопасности. Другой человек злонамеренно лишил вас иллюзии неприкосновенности. (Америка до сих пор пожинает плоды террористической атаки на Всемирный Торговый Центр: это выразилось в новой эскалации противопоставления «нас» и «их» — на этот раз в невиданных ранее масштабах. Хваленая американская непобедимость оказалась иллюзией. На самом деле происходящее является не национальной, а личностной проблемой, охватившей широчайшие слои населения.)

Много путей ведут нас к страданиям. Страх преследует нас, начиная с мысли о смерти, и приводит к ложной самооценке, заставляя нас цепляться за свои опасения. Однако на самом деле причиной всех наших страданий является нереальность сама по себе. И боль здесь вовсе ни при чем. Напротив, боль существует для того, чтобы нас не покидал обман иллюзий. Если бы нереальность не вызывала у нас чувства боли, она не казалась бы нам такой реальной.

Все пять клеша можно победить одним махом, приняв и постигнув единую реальность. Другими словами, нам надо перестать отождествлять себя с круговоротом боли и наслаждений. Разница между утверждениями «Я есть моя боль» и «Я есмь» невелика, но чрезвычайно важна. Из этой единственной ошибки восприятия проистекает великое множество страданий. Думая о том, что когда-то я родился на свет, я не могу не страшиться смерти. Предполагая, что существуют некие грозные внешние силы, я должен принять тот факт, что они могут причинить мне вред. Понимая, что я — личность, я всюду вижу подобных мне. Все это картины, созданные восприятием, а не объективные факты. Однажды созданный нами образ будет жить своей собственной жизнью, пока мы не возвратимся и не изменим его.

Одной искры сознания достаточно, чтобы утратить связь с реальностью. В реальности ничто не может существовать вне себя самого. Стоит тебе приступить к усвоению этой малой крупицы познания, как тут же изменится смысл всей твоей жизни. Единственная цель, к которой стоит стремиться, — это свобода быть самим собой, без всяких иллюзий и ошибочных убеждений.

 

Как изменить свою реальность, чтобы согласовать ее с пятой тайной  

Пятая тайна посвящена тому, как прекратить страдания. Твой внутренний мир свободен от страданий. Это простое и открытое восприятие. В отличие от него, мир страданий устроен очень сложно, поскольку, пытаясь одолеть боль, наше эго отказывается понять, что есть более простое средство — нужно просто научиться быть. Любые шаги, которые ты предпримешь для того, чтобы перестать цепляться за эти сложности, приведут тебя в простое состояние бытия. Сложности предстают перед нами в форме мыслей, чувств, убеждений и тонких энергий, которые вызывают у нас ощущение эмоциональной зависимости и сопротивление.

В следующем упражнении тебе придется припомнить в своей жизни что-то такое, что вызывает у тебя сильное беспокойство, волнение или страдания. Ты можешь выбрать нечто такое, что длится уже несколько лет, или то, что беспокоит тебя в данный момент. Уровень твоего физического развития при этом не имеет значения, однако если ты страдаешь каким-нибудь хроническим заболеванием, то не следует использовать данное упражнение в качестве лечебного — здесь мы будем иметь дело с теми навыками восприятия, которые заставляют нас привязываться к своим страданиям.

Отныне ты будешь каждый день сидеть в уединении как минимум 5 минут, стремясь избавиться от следующих трудностей:

Беспорядок.  Хаос сложен, порядок прост. Твой дом в беспорядке? Твой стол доверху завален работой? Ты позволяешь другим безнаказанно сорить и творить беспорядок? Ты накопил столько мусора, что, глядя на окружающую тебя обстановку, можно подумать, будто в ней рылись археологи, изучавшие твое прошлое?

Стресс.  Каждый из нас подвержен стрессу, но если ночью ты не можешь полностью избавиться от переживаний минувшего дня, чтобы вернуться в спокойное, уравновешенное и приятное внутреннее состояние, значит, ты переживаешь повышенный стресс. Постарайся понять, что тебя беспокоит. Не утомляют ли тебя регулярные поездки на работу и домой? Возможно, ночью ты недосыпаешь, а встаешь очень рано? Ты не обращал внимания на признаки переутомления? Может, твое тело страдает от излишнего веса или ты вовсе потерял форму? Составь список типичных стрессовых ситуаций, которые ты переживаешь на работе и в быту. Постарайся сократить их число, чтобы больше не испытывать излишнего стресса.

Эмпатическое страдание.  Ощущение чужой боли заражает и нас, заставляя страдать. Если после того, как ты проявил сочувствие, у тебя стало тяжело на душе, значит, ты переступил черту между сочувствием и страданием. Если ты искренне не переносишь негативных ситуаций, то лучше уйди. Не видеть своих границ не значит быть «хорошим человеком».

Негативные эмоции.  Благополучие — это простое состояние, в которое естественным образом возвращаются наши душа и тело. Негативные эмоции препятствуют этому возвращению, заставляя нас размышлять о чем-то неблагополучном. Приходилось ли тебе ненароком распространять сплетни и радоваться неудачам других людей? Приходилось ли тебе проводить время с людьми, которые любят нести всякий вздор и осуждать других? Любишь ли ты наблюдать картины стихийных бедствий и катастроф, которыми нашпигованы программы теленовостей? Не стоит увлекаться этими источниками негативных эмоций. Лучше держись от них подальше и сосредоточь свое внимание на чем-то более позитивном.

Инерция.  Инерция — это примирение со старыми обычаями, привычками и создание для них благоприятных условий. Что бы ни было причиной депрессии, волнения, душевной травмы, чувства опасности или скорби, — все эти состояния задерживаются в нас, если мы относимся к ним пассивно. «Такова жизнь» — вот он, девиз инерции. Смотри, как ничегонеделание приучает нас ничего не менять в своей жизни. Ты сидишь, погрузившись в свои страдания? Ты отвергаешь полезный совет, даже не пытаясь его рассмотреть? Ты знаешь, в чем разница между привязанностью к своим чувствам и искренним проветриванием их с намерением оздоровить? Изучи принцип действия твоих страданий и избавься от них.

«Ядовитые» отношения.  Существует всего три типа людей: одни нас не трогают, другие нам помогают, а третьи причиняют нам боль. Те, кто нас не трогает, относятся к нашим страданиям с досадой, как к очередной неприятности, — они предпочитают держаться на расстоянии, потому что так им удобней. Те, кто нам помогают, имеют больше сил и опыта, что позволяет им лучше нас справляться с нашими бедами. Те, кто причиняет нам боль, хотят, чтобы все оставалось, как прежде, потому что в душе у них нет того благополучия, какое есть у тебя. Попробуй честно подсчитать, сколько людей каждого типа находится в твоем окружении. Это совсем не то, что считать друзей и твоих любящих близких. Распределяй людей исключительно в соответствии с тем, как они относятся к твоим трудностям.

Закончив этот реалистичный подсчет, прими следующие решения:

 Я больше не стану делиться своими проблемами с теми, кому я безразличен. Это не дает ничего хорошего ни мне, ни им. Раз они не желают мне помочь, то и просить их об этом не стоит.

 Я поделюсь своими проблемами с теми, кто желает мне помогать. Ни из-за своей гордыни, ни по нерешительности, ни из-за сомнения я не стану отказываться от искренних предложений поддержки. Я попрошу этих людей помочь мне исцелить мою душу и занять главное место в моей жизни.

 Я стану держаться подальше от тех, кто хотел бы меня обидеть. Я не желаю враждовать с ними. Я не хочу читать им детских нотаций и не желаю вызвать у них жалость по отношению к себе. Но я не хочу отравиться тем ядом, который они на меня изливают, — а значит, я должен держаться от них подальше. Так я и намерен поступить.

Предрассудки.   Постарайся осознать мотивы, по которым тебе хочется страдать. Разве ты не находишь в этом ничего плохого? Не кажется ли тебе, что, умея скрывать свою боль, ты становишься лучше? Нравится ли тебе, что в момент твоей слабости или боли на тебя обращают внимание? Чувствуешь ли ты себя уверенно, находясь в одиночестве, когда тебе не нужно принимать жестких решений? Система наших предрассудков очень сложна — в ней заключается то представление о нас, которое мы хотели бы внушить окружающему миру. Проще было бы вовсе не иметь предрассудков, то есть открыть свою душу навстречу жизни и принимать ее такой, какова она есть, живя при этом своим умом, а не по усвоенным нами чужим суждениям. Если тебя одолели страдания, если снова и снова ты возвращаешься к старым знакомым мыслям, значит, ты запутался в своих собственных предрассудках. Выбраться из этой западни ты можешь только в том случае, если перестанешь цепляться за эти свои предрассудки.

Энергия и ощущения.   Испытывая боль, мы доверяемся ощущениям нашего тела, но тело, как и наше сознание, ведет себя в соответствии с известными ему моделями поведения. Ипохондрики, например, принимают малейшее недомогание за симптом опасной болезни. Так же и в нашем случае — мы используем известные нам ощущения, чтобы определить, страдаем мы или нет. Многие люди, пребывающие в подавленном настроении, принимают это свое состояние за депрессию. Не выспавшись за ночь или переутомившись на работе, они думают, что их усталость — это признак депрессии. Чтобы разобраться в своих ощущениях, нужно перестать толковать их по своему разумению. Вместо того чтобы впадать в печаль, нужно воспринимать это состояние как энергию печали. Так же как и усталость, печаль — одно из свойств нашего тела, от которого можно освободиться. Вместо того чтобы думать о себе как о человеке беспокойном, лучше определить свое отношение к энергии беспокойства. Снятие нагрузки происходит для всех видов энергии одинаково:

 Глубоко вздохни, сядь спокойно и прислушайся к ощущениям своего тела.

 Прислушиваясь к своим ощущениям, не делай никаких суждений. Просто сознавай эти ощущения, находись в этом состоянии.

 Позволь проявиться любым своим ощущениям, мыслям или энергиям — так иногда можно услышать, что говорят тебе твои чувства: волнение, злость, страх или оскорбленное самолюбие. Позволь своим чувствам говорить все, что они захотят. Слушай и старайся понять происходящее.

 Проследи, чтобы энергия рассеялась настолько, насколько это возможно. Не требуй, чтобы она рассеялась полностью. Скажи себе, что наше тело способно высвободить столько содержащейся в нем энергии, сколько может.

 Через несколько часов либо на следующий день повтори всю эту процедуру еще раз.

Может показаться, что для этого нужен какой-то строгий режим, но я предлагаю тебе тратить всего 5 минут в день на любое из приведенных здесь упражнений. Маленькие шаги приводят к большим результатам. Простое состояние самоосознания — это свойственное всей природе состояние покоя. Страдания, а также трудности и сложности жизни противоречат нашей природе — они расходуют энергию на то, чтобы создать все эти сложности. Ежедневно стремиться к тому, чтобы достичь как можно более простого состояния, — вот самый верный способ покончить со страданием и искоренить все нереальное.

 

Тайна 6

Свобода укрощает разум

 

Нравится ли тебе твой разум? Я не встречал людей, которым бы он нравился. Людям с прекрасным телосложением или с красивым лицом часто нравится их природный дар (хотя возможно и обратное — большинство красивых людей также избегают опасных ситуаций и не хотят казаться самовлюбленными пустышками). Ум нравится нам гораздо меньше, чем все другие составляющие нашей личности. Ведь нам кажется, что мы сидим в нем, как в западне, — не постоянно, а лишь в те моменты, когда с нами случается что-то плохое. Страх распространяется в нашем уме, парализуя волю. Депрессия омрачает наш ум. Гнев угрожает всплеском неконтролируемых и шумных эмоций.

От древних цивилизаций мы унаследовали уверенность в том, что наш ум беспокоен и ненадежен. В Индии ум чаще всего сравнивают с диким слоном, причем считается, что успокоить ум — это все равно что привязать такого слона к столбу. В буддизме ум уподобляется обезьяне, которая изучает окружающий мир посредством пяти своих чувств. Обезьяны известны своей подвижностью, непостоянством и легкомыслием. Буддийская психология вовсе не ставит себе целью приручить обезьяну, чтобы затем изучить ее повадки, перенять их и преобразовать в некий высший разум, которому чуждо непостоянство ума.

Метафоры не могут научить нас любить ум. Для этого необходимо самому испытать умиротворенность и спокойствие. Но чтобы этого достигнуть, ум нужно освободить. Обретя свободу, ум успокаивается. Он перестает быть неугомонным и становится каналом, по которому к нам приходит умиротворение. Это противоречит нашим интуитивным представлениям, поскольку вряд ли кто-то считает, что слона или обезьяну можно укротить, выпустив их на волю. Скорее можно было бы предположить, что предоставленное само себе животное станет еще более диким, но этот секрет основывается на реальном опыте. Ум «дикий», поскольку мы пытаемся ограничивать его или управлять им. Но на более глубоком уровне все упорядочено. Здесь мысли и нервные импульсы гармонируют с тем, что правильно необходимо для каждой личности.

Каким же образом можно освободить ум? Для этого сначала нужно понять, как он оказался в западне. Свобода — это не комната, в которую можно войти, стоит лишь нам сбросить с себя кандалы и распахнуть дверь. Ум тоже закован в кандалы, о чем догадался поэт Уильям Блейк, когда внимательно присматривался к людям, которых встречал на улицах Лондона:

 

 

Мужская брань и женский стон,

И плач испуганных детей,

В моих ушах звучат, как звон,

Законом созданных цепей [5].

 

Пытаясь понять, каким образом ум загоняет себя в им же придуманную западню, мудрецы Древней Индии разработали основополагающую концепцию, которая получила название «самскара» (основано из двух корневых слов санскрита, которые означают «сливаться, объединяться»). Самскара — это некий желоб в нашем сознании, который позволяет мыслям плыть в одном направлении. Буддийская психология усложняет эту концепцию, говоря о самксарах как об отпечатках в нашем сознании, каждый из которых живет своей жизнью. Твои личные самскары , сформировавшиеся из воспоминаний о прошлом, заставляют тебя реагировать на них снова и снова, тем самым лишая тебя права свободного выбора (ты делаешь выбор как будто впервые).

Большинство людей строят свою личность на основе самскар , даже не осознавая, что таков был их выбор. Но следы этого процесса неминуемо проявятся. Представь себе человека, склонного к приступам гнева. Для такого заядлого скандалиста (в английском языке для подобных людей даже придуман специальный термин «regeaholics», что можно было бы перевести как «гневоголики») импульс гнева представляется как тайное властное «нечто», которое им управляет. Эти неконтролируемые вспышки ярости всегда начинаются постепенно. Сначала появляются физические симптомы — например, стеснение в груди, головная боль, ускоренное сердцебиение, затруднение дыхания. Затем внутри поднимается волна ярости. Испытываемое при этом давление носит как физический, так и эмоциональный характер. Тело хочет избавиться от дискомфорта, тогда как ум желает освободиться от сдерживаемых чувств. В этот момент человек начинает искать повод, чтобы выплеснуть свой гнев наружу. А поводом может оказаться любая мелочь — не выполнивший задание ребенок, медлительный официант, не слишком любезная кассирша в супермаркете.

И вот тогда-то начинается неудержимый, как извержение вулкана, приступ ярости, и только после того, как он закончится, человек осознает, что он наделал; этот период завершается раскаянием и очередным обещанием впредь держать себя в руках. К нам приходит ощущение стыда и чувство вины; мы обещаем себе подавлять подобные всплески в дальнейшем, разумно рассуждая о том, сколь недопустимы и рискованны подобные излияния гнева.

Тем, кто подвержен приступам гнева, бывает трудно исправить сделанный ими выбор. Когда вслед за первым импульсом в человеке нарастает поток эмоций, его внутреннее давление требует выхода. И тут выясняется, что этот человек вступил в некий тайный сговор с собственным гневом, позволив ему овладеть собой. Некогда в своем прошлом такие люди принимают решение использовать свой гнев в качестве громоотвода. Таким людям часто приходилось сталкиваться с проявлениями гнева на работе, в школе и дома. В их представлении власть соединилась с запугиванием и страхом, и, возможно, у них не было иного доступа к власти. Обычно им бывает трудно выражать свои чувства словами, и вспышки гнева заменяют им слова и мысли. Взяв однажды привычку скандалить, они перестали искать другие способы снятия напряжения. Гнев, от которого они стремятся избавиться, сделался необходимым и желанным — без него они не смогут получить то, что им нужно.

Такова анатомия самскары во всем ее многообразии. Вместо гнева мы можем использовать другие проявления — такие, как тревога, депрессия, пристрастие к сексуальным удовольствиям, алкоголь и наркотики, склонность к насилию. Но в любом случае мы получим одну и ту же картину — так самскары лишают людей свободы выбора. Не в силах избавиться от дурных воспоминаний, мы приспосабливаемся к ним, слой за слоем укрепляя их все новыми и новыми впечатлениями. Нижние придонные слои памяти продолжают отправлять нам свои ядовитые послания, и поэтому так называемые взрослые, глядя в зеркало, нередко видят там перепуганных детей. Мы своевременно не разобрались как следует со своим прошлым, и потому самскары ведут нас через дебри нашего давно устаревшего и никому не нужного опыта.

Хранимые в недрах памяти воспоминания похожи на микрочипы, запрограммированные снова и снова выдавать одно и то же сообщение. Когда вы обнаруживаете у себя знакомые реакции, это значит, что сообщение отправлено: изменить его уже невозможно. Но именно это большинство из нас и пытаются сделать, стараясь укротить свой ум. Получая сообщение, которое им почему-то не нравится, люди реагируют на него тремя возможными способами:

Манипулируют

Контролируют

Отрицают

Если внимательно присмотреться к этим типам поведения, то станет понятно, что все они связаны с повреждением нашего ума, являясь причиной душевных страданий, а не их симптомами. Эти возможные типы реакции будут иметь ужасные негативные последствия.

Манипуляции  позволяют добиваться того, что нам нужно, не обращая внимания на желания и нужды других людей. Для этого манипуляторы используют свое очарование, силу убеждения, уговоры, обман и всяческие уловки. Тайный смысл манипуляций состоит в следующем: «Я должен обмануть людей, чтобы получить то, что мне нужно». Будучи пойманы за руку, манипуляторы даже воображают, будто хотели оказать своим жертвам любезность. И в самом деле — ну кто бы отказался помочь какому-нибудь милому человеку? Мы и сами порой манипулируем, когда не слушаем других людей, или игнорируем их желания, или считаем, что наша цель оправдывает любые средства. Манипуляции имеют и внешние признаки. Присутствие манипулятора привносит в ситуацию внутреннее напряжение, переутомление, неудовлетворенность и конфликт.

Некоторые люди используют пассивную манипуляцию — они разыгрывают сцены под общим названием «ах, какой я несчастный», стараясь вызвать симпатию и жалость у других людей. Они также любят читать нотации, стараясь доказать другим людям, что намерения тех тщетны или вредны. Манипуляции прекращаются, когда мы перестаем ставить наши желания превыше всего. В этом случае мы воссоединяемся с другими людьми и начинаем верить в то, что их желания можно объединить с нашими. При отсутствии манипуляций люди чувствуют, что их желания действительно чего-то стоят. Они верят, что мы на их стороне. Они перестают видеть в нас актеров и торгашей. Ведь никому не хочется чувствовать себя одураченным.

Контроль  — это попытка подчинить себе события и людей, направив их в нужное нам русло. Под маской контролера чаще всего скрывается неуверенность в себе. Люди, использующие эту модель поведения, смертельно боятся позволить людям быть такими, какие они есть. Поэтому контролер постоянно предъявляет к ним такие требования, которые внушают им чувство неуверенности и душевного дисбаланса. Тайный смысл контроля состоит в следующем: «Не отпускать и не давать спуску». Когда ты обвиняешь других и ищешь оправданий для себя, говоря, что никто тебя не ценит и не проявляет должной благодарности, — знай, что дело тут не в людях, а в том, что ты пытаешься их контролировать. Внешние признаки контроля проявляются в тех, кого ты контролируешь: они напряжены и упрямы, они жалуются, что ты их не слышишь, они называют тебя служакой и педантом. От контроля можно избавиться, если понять, что твоя точка зрения не обязательно единственно правильная. Ты осознаешь свою потребность контролировать, когда поймаешь себя на том, что жалуешься, обвиняешь других, считаешь, что ты один прав, и придумываешь любые оправдания своему поведению и своим действиям. Как только ты перестанешь контролировать людей, они вздохнут свободнее. Напряжение спадет, а на лицах появятся улыбки. Люди почувствуют, что могут быть собой, и им не обязательно просить у тебя на это разрешения.

Отрицать проблему  — значит стараться не замечать ее. По мнению психологов, отрицание — самая незрелая манера поведения из трех названных нами выше, поскольку она тесно связана с уязвимостью. Отрицая, человек теряет способность решать проблемы, уподобляясь в этом малолетнему ребенку. С отрицанием непосредственно связаны чувство страха, а также вызванная неуверенностью в собственных силах детская потребность в любви. Тайный смысл здесь такой: «Не нужно замечать то, чего нельзя немедленно исправить». Отрицание может выражаться в недостаточной собранности, забывчивости, медлительности, в нежелании сопротивляться своим обидчикам, в принятии желаемого за действительное, в тщетных надеждах и в чувстве замешательства. Основным внешним признаком является то, что окружающие не могут на тебя положиться и не обращаются к тебе за советом. Рассеивая твое внимание, отрицание лишает тебя способности видеть твои проблемы. Разве можно винить человека за ошибки, которых он даже не видит? Избавиться от отрицания можно, посмотрев в глаза правде, даже если она причиняет боль. Первый шаг — это честно признаться себе в своих чувствах. Для человека, у которого отрицание вошло в привычку, серьезным испытанием может стать любое тревожное чувство. Отрицание можно побороть через концентрацию, собранность и готовность действовать невзирая ни на какие страхи.

Каждый из перечисленных типов поведения позволяет нам уверить себя в невозможном: будто манипуляциями можно любого заставить плясать под свою дудку, будто благодаря контролю никто не посмеет ничего сделать с нами без нашего на то согласия и будто с помощью отрицания можно избавиться от всего плохого, просто если мы не будем обращать на это внимания. Правда состоит в том, что люди могут отказаться исполнять твои желания, расстаться с тобой без всякой причины и доставить тебе неприятности — как явные, так и скрытые. Никто не может сказать, сколько еще будут продолжаться эти упрямые попытки доказать обратное, но прекратятся они лишь тогда, когда мы научимся смотреть правде в глаза.

Следующее, что необходимо знать о самскарах, — это то, что они отнюдь не молчаливы. Эти глубоко укоренившиеся в нашем сознании представления обладают собственным голосом. Их многократно повторяющиеся установки перекликаются у нас в голове на разные голоса. Можно ли узнать, какие из этих голосов истинны, а какие ложны? Это важный вопрос, поскольку мы не можем думать, не слыша слов, которые звучат у нас в голове.

В Дании в начале XIX века скромного пастора, известного как магистр Адлер, выгнали из прихода. Его обвинили в неповиновении церковным властям: он утверждал, что получил прямое откровение непосредственно от Бога. Обращаясь с кафедры к своим прихожанам, священник заявил, что, когда во время проповеди он вдруг начинал говорить высоким писклявым голосом, это означало, что им владеет Бог, когда же его голос звучал как обычно, он говорил только от себя.

Такое эксцентричное поведение убедило паству в том, что их духовный наставник сошел с ума, и им ничего не оставалось делать, как уволить его с занимаемой должности. Когда это случилось, слухи о необычайном происшествии достигли знаменитого датского философа Сёрена Кьеркегора, который задал по-настоящему важный вопрос: возможно ли вообще доказать, что кто-либо слышал голос Бога? Какие особенности поведения или иной внешний знак помогут отличить мнимое откровение от подлинного? Если бы несчастный священник продемонстрировал те же симптомы в наши дни, ему неизбежно поставили бы диагноз «параноидальная шизофрения». Кьеркегор пришел к выводу, что происходящее не имело ни малейшего отношения к гласу Божьему, но в то же время понял, что никогда нельзя с уверенностью сказать, откуда берутся наши внутренние голоса. Мы просто различаем их, как различаем поток слов, которым наполнен наш разум.

Глубоко верующий человек мог бы утверждать, что любой внутренний голос в той или иной степени является гласом Божьим. Несомненно одно: мы все слышим шумный хор этих внутренних голосов. Они ворчат, хвалят, льстят, осуждают, предостерегают, подозревают, разуверяют, убеждают, жалуются, надеются, любят и боятся — без какой-либо очередности. Было бы слишком просто сказать, что у нашей личности есть две стороны — дурная и хорошая; на самом деле подобных аспектов тысячи, и все они являются результатом прошлого опыта.

Подчас невозможно определить, сколько у нас на самом деле голосов. Многие из них взывают к нам из далекого детства; они похожи на сироток, которые стоят на пороге и просят впустить их в дом. Другие голоса — взрослые и суровые; я словно бы слышу тех, кто когда-то осуждал и наказывал меня. Каждый голос хочет завладеть моим вниманием целиком и полностью, невзирая на остальные, у которых такие же претензии. И нет никакой главной личности, которая свысока взирала бы на этот хаос мнений, требований и просьб и мановением руки успокаивала бы бушующие волны. Тот голос, к которому в данный момент приковано мое внимание, становится моим только для того, чтобы, как только я отвернусь, толпа стащила его со сцены и начала драться за его место. Эта разноголосица, которая призывает меня то в одну сторону, то в другую, служит прямым доказательством того, насколько мы внутренне разобщены и раздроблены.

Как же унять этот нескончаемый внутренний хор? Как нам восстановить свое самоощущение, которое бы соответствовало единой реальности?

Ответ будет все тот же — свобода, только свобода в совершенно необычном смысле. Нам нужно отпустить свои решения. Стоит тебе перестать делать выбор, как хор голосов сразу утихнет. Самскара — это некий выбор, сделанный тобою в прошлом. Каждый твой выбор изменяет какую-то черточку в твоей личности. Этот процесс начался вместе с рождением — и все еще длится. Вместо того чтобы прекратить его, мы думаем, что должны продолжать делать выбор за выбором. В результате мы добавляем новые самскары и таким образом укрепляем старые. (В буддизме это называется колесом самскары , потому что прежние ответные реакции возвращаются к нам снова и снова. В космическом смысле колесо самскары — это то, что перемещает душу из одной жизни в следующую, — сохранившиеся в нашей памяти отпечатки заставляют нас вновь и вновь сталкиваться с одними и теми же проблемами даже в загробной жизни.) Сёрен Кьеркегор писал, что тот, кто обрел Бога, освободился от необходимости выбирать. Но какие чувства должны испытывать мы, когда Бог будет все решать за нас? Я думаю, для того чтобы подойти к решению этого вопроса, нам необходимо сначала установить более тесную связь с Богом.

В состоянии прямого познания большинство эволюционных решений приходят к нам спонтанно. Пока наше эго терзается сомнениями по поводу каждой отдельной детали какой-нибудь ситуации, глубинная часть нашего сознания уже знает, что делать, причем ее решения поразительно точны и своевременны. Разве не приходилось каждому из нас переживать вспышки озарения — моменты, когда у нас неожиданно возникал конкретный план действий? Безвариантное знание — так можно назвать свободное познание. Освободившись от внутренней необходимости выбора, действуя по воле Бога и исполненные веры в него, мы восстанавливаем свое право на жизнь без ограничений и границ.

Неужели все мы — жертвы нашего выбора? Эта мысль невероятна, поскольку противоречит всему ходу нашей жизни. Для каждого из нас жизнь — это цепь последовательно принимаемых нами решений. Внешний мир похож на огромный многоцветный восточный базар, предлагающий невероятный выбор возможностей, и все мы бродим по нему, стараясь выбрать то, что лучше всего подошло бы для нашего «я». Представление большинства нормальных людей о себе основывается на «списке покупок», которые они принесли домой: дом, работа, спутник жизни, машина, дети, деньги. Но всякий раз выбирая «А» вместо «Б», ты вынуждаешь себя отказаться от какой-то части единой реальности. Ты сам определяешь себя своими (нередко совершенно случайными) предпочтениями.

Но существует и альтернатива — она заключается в том, чтобы прекратить концентрироваться на результатах и посмотреть на причину. Кто чаще всего определяет твой внутренний выбор? Этот голос — пережиток прошлого, скопление изживших себя старых решений. Ты несешь на своих плечах непомерный груз прошлого. Ты должен постоянно защищать тысячи уже сделанных выборов, подтверждающих личность, которая на самом деле уже давным-давно умерла. А ведь тот, кто совершает выбор, мог бы наслаждаться куда большей свободой. Если бы твой выбор был сделан в настоящем и полностью соответствовал настоящему моменту, то твоей памяти не за что было бы цепляться и прошлое перестало бы быть непосильной ношей.

Выбор подобен реке, он должен течь, а не застаиваться. Твое тело давно знает, что таков естественный порядок вещей. Как мы уже выяснили, каждая клетка удерживает внутри только такой объем кислорода и питательных веществ, какой необходим для ее выживания в течение буквально нескольких секунд. Клетки не запасают энергию, они не думают о том, что случится в следующий момент. Гибкие и подвижные связи гораздо важнее для выживания, чем накопление запасов. С одной стороны, это делает клетки предельно незащищенными и уязвимыми; с другой — эти хрупкие клетки уже выдержали 2 миллиарда лет эволюции.

Каждый умеет выбирать, но не каждый умеет отпускать.  Только отпуская пережитое, можно освободить почву для нового опыта. Искусству отпускать можно научиться. Научившись отпускать, ты сможешь наслаждаться жизнью, которая станет гораздо более спонтанной.

 

Искусство отпускать ,

или как выбирать, не попадая в ловушки  Старайся извлечь максимальную пользу из любой ситуации.

Не изводи себя раздумьями о том, какое решение верно, а какое нет.

Прекрати отстаивать свое представление о себе.

Не бойся рисковать.

Не принимай никаких решений, если ты не уверен.

Во всем, что бы ни случилось, старайся отыскать новые возможности.

Найди свой источник радости.

Старайся извлечь максимальную пользу из любой ситуации.  Современная массовая культура всячески превозносит прелести полной жизни. Стоит мне только включить телевизор и настроить его на любой канал, как тут же на меня обрушивается поток рекламных лозунгов: «Лучший выбор мужчины», «Словно прикосновение ангела», «В каждом движении — легкость, в каждом решении — сила. Это чувство всегда со мной», «Ты посмотришь — они засмеются. Ты победишь — они заплачут». И что же нам предлагают купить? Нам предлагают иллюзию радости, социальный статус, сексуальную привлекательность и возможность видеть себя в роли победителя.

Приведенные здесь фразы взяты из одного видеоролика, в котором рекламируют станки для бритья. Следует отметить, что призыв к полной жизни — неотъемлемая часть любой рекламной кампании. Однако все они упускают саму реальность истинных переживаний. Вместо поиска бесконечных нервных перегрузок лучше обрести понимание, что любое переживание должно быть наполнено смыслом и позитивными эмоциями.

Смысл необходим. Если данный момент действительно имеет для тебя значение, ты ощутишь его в полную силу. Эмоции помогают нам обрести связь или настроиться на то или иное событие. Переживание, которое затронет твое сердце, наполнит это событие еще большим личным смыслом. Полнота физических ощущений, социальный статус, сексуальная привлекательность и ощущение победы исполнены внешнего блеска, что и делает их столь привлекательными для людей.

Беседуя со спортсменами, которые не раз побеждали в соревнованиях, или общаясь с одинокими людьми, которые ведут активную половую жизнь и переспали не с одной сотней партнеров, ты довольно быстро обнаружишь две вещи:

1. Число побед ничего не значит.  Нередко в глубине души спортсмен вовсе не считает себя героем, а завоеватель чужих сердец не считает себя особо привлекательным или более достойным своих избранниц, чем кто-либо другой.

2. Каждая очередная победа доставляет все меньше наслаждения.  Возбуждение от нового приза или от новой партнерши в постели становится все менее сильным и проходит все быстрее.

Чтобы испытать действительно полное ощущение того или иного события, необходимо быть целиком в него вовлеченным. Встреча с каким-нибудь незнакомцем будет мимолетной и скорее всего закончится для тебя ничем, если ты не войдешь в мир этого человека, не обнаружишь в нем хотя бы одно подлинное чувство или хотя бы одну действительно важную для него деталь. Процесс установления контакта с другими людьми всегда идет по кругу: вначале ты двигаешься в их сторону, а затем принимаешь их ответные реакции. Но заметь: обычно ты этого не делаешь. Держась в стороне, изолировав себя от людей и посылая им лишь мнимые сигналы, ты получаешь от них очень мало или совсем ничего.

То же самое круговое движение должно происходить и тогда, когда мы имеем дело не с людьми, а с явлениями. Представь себе троих человек, которые могли бы вместе наблюдать закат солнца. Но первый из них настолько погружен в свои дела, что даже не замечает заката. Второй думает: «Прекрасный закат. Давно такого не бывало». Третий — художник, который тут же начинает рисовать закат. Разница между тремя этими людьми состоит в том, что первый из них не вызвал в себе никаких чувств и ничего не получил взамен. Другой позволил своему сознанию отметить закат, но не нашел в себе ничего, что можно было бы отдать, — он только механически запомнил эту сцену. Третий человек был единственным, кто смог замкнуть этот круг: он вобрал в себя закат, творчески переработал в своем сознании и подарил миру свое творение.

 

Если ты хочешь ощутить жизнь в полную силу, тебе придется замкнуть этот круг.

Правильные или неправильные решения.  Размышляя над тем, является ли твое решение верным или неверным, ты фактически предполагаешь, что вселенские силы вознаградят тебя в первом случае и накажут во втором. Это суждение ошибочно, потому что Вселенная представляет собой гибкую систему, — она сумеет приспособиться к любому твоему решению. Верно и неверно — это только ментальные конструкции. Могу представить возмущенные возгласы моих оппонентов: «А как же моя Правильная Половина, которую я ищу или с которой уже живу?», «Как выбрать самую лучшую работу?» или «Как быть с выбором наилучшего автомобиля?»

Мы привыкли смотреть на людей, работу, автомобили с точки зрения потребителей, стремясь получить за свои деньги все самое лучшее. Но решения, которые мы обозначаем как правильные или неправильные, в реальности оказываются просто случайными. «Правильная Половина» — это один из тысячи человек, с которым ты мог бы вполне прилично коротать свой век. Самую лучшую работу найти невозможно, поскольку этот выбор зависит от множества разных факторов, которые выясняются лишь после того, как ты начнешь работать. (Кто может знать заранее, какими окажутся твои сотрудники, какой эмоциональный климат сложится на вашем предприятии, сможешь ли ты находить подходящие для данного момента идеи?) А наилучшая машина может разбиться в аварии через пару дней после ее покупки.

Вселенная не имеет четкого плана действий. Стоит тебе принять очередное решение, как она тут же начинает над ним трудиться. Нет ничего верного или неверного, есть лишь ряд возможностей, которые изменяются от каждой твоей мысли, чувства и действия. Если все это кажется тебе мистикой, вспомни опять о том, как живет твое тело. Каждый из основных показателей состояния организма — температура тела, сердечный ритм, потребление кислорода, уровень содержания гормонов, деятельность мозга и так далее — может повлиять на то, какое решение ты примешь в данный момент. Обмен веществ в организме бегущего человека не может протекать столь же медленно, как и у того, кто сидит и читает книгу, потому что без интенсивного потребления кислорода и учащенного ритма работы сердца бегун бы задохнулся и потерял сознание.

Решения — это сигналы, заставляющие твое тело, сознание и окружающую среду действовать в определенном направлении. Возможно, в дальнейшем тебе не понравится направление, которое ты выбрал, но ломать голову над тем, верно твое решение или нет, — это все равно что не выбрать никакого направления вовсе. Помни, что ты сам — творец своих решений, а это значит, что твоя сущность отнюдь не зависит от одного—единственного решения, какое ты принял или примешь.

Нужно ли отстаивать представление о самом себе.  С годами у тебя сформировалось представление о самом себе, которое ты определил как свое «я». В этом представлении ты собрал все то, что, по-твоему, раскрывает твою истинную сущность. В этом портрете нет места ничему постыдному, достойному порицания или тому, что вызывает страх, — поскольку все это может повредить твоему представлению о себе. Но те черты, которые ты стараешься прогнать или подавить, возвращаются обратно. Их настойчивые и требовательные голоса звучат у тебя в голове. Пытаясь подавить их, ты вносишь хаос в свой внутренний диалог, и тогда идеальные черты созданного тобой автопортрета стираются, как бы ты ни старался выглядеть получше и как бы хорошо о себе ни думал.

Чтобы чувствовать себя по-настоящему хорошо, тебе необходимо отказаться от своего представления о себе. Тогда ты сразу же станешь более открытым, беспечным и спокойным. Здесь полезно вспомнить поразительно точное замечание, которое сделал знаменитый индийский духовный наставник Нисаргадатта Махарадж: «Заметь, что ты обнаруживаешь в себе личность только тогда, когда попадаешь в беду». Если ты сомневаешься в правоте этих слов, представь себя гуляющим в тех кварталах своего города, где, как ты знаешь, появляться небезопасно. Вокруг себя ты видишь людей, чьи взгляды заставляют тебя нервничать; их незнакомая речь указывает на то, что ты отличаешься от этих людей, и в этом отличии ты ощущаешь опасность. Чувство угрозы заставляет тебя съежиться и уйти в себя. При этом пропасть, отделяющая тебя от тех, кого ты боишься, становится еще шире. Однако на самом деле это бегство в замкнутый и тесный мирок своего «я» ни от чего не спасает. Он существует лишь в твоем воображении. Увеличивая размеры пропасти, которая лежит между тобой и предметом твоих страхов, ты навсегда теряешь чувство внутреннего комфорта и уверенности в себе. По мнению Махараджа, мы называем «собой» сжатую субстанцию, сконцентрированную вокруг пустого ядра, тогда как в реальности нам должно быть свободно и просторно в нашем самосознании.

Впоследствии придется затратить много самостоятельных усилий на то, чтобы плохое представление о самом себе превратить в хорошее. Можно с уверенностью утверждать, что все наши представления о себе содержат одну и ту же ошибку: в них мы видим себя не такими, как есть, а какими мы были.  Все эти наши «я», «мне», «мое» основаны на воспоминаниях, которые далеки от того, каковы мы есть на самом деле. Перестав цепляться за свое представление о себе, ты впервые  реально обретешь свободу выбора.

Наше мнение о себе уводит нас от реальности, особенно на эмоциональном уровне. Многие люди не желают признаться в своих истинных чувствах. Их представление о себе диктует им, что, например, сердиться и проявлять чувство тревоги недопустимо. Ведь эти эмоции несовместимы с образом того, «каким я хотел бы стать». Некоторые эмоции кажутся нам слишком опасными, чтобы стать частью нашего идеального образа, и потому мы спешим надеть на себя личину, под которой скрываем эти свои чувства. Печально, что к их числу мы относим не только затаенный гнев и страх, но также безмерную радость, экстаз, а также свободные и раскованные проявления чувств.

Ты перестанешь подчиняться своему представлению о себе, когда:

 Чувствуешь то, что действительно чувствуешь.

 Ничто тебя больше не раздражает.

 Ты перестаешь оценивать себя в зависимости от ситуации.

 Ты больше не пытаешься отдалиться от людей, которых считаешь лучше иди хуже себя.

 Ты перестаешь заботиться о том, что о тебе думают другие.

Ни деньги, ни положение в обществе, ни собственность, которой ты владеешь, больше не отягощают твой ум.

 Ты больше не стремишься отстаивать свои взгляды.

 

Не бойся рисковать.  Поскольку будущее непредсказуемо, каждое решение предполагает определенную степень риска. По крайней мере, так принято считать. Нам говорят, что некоторые пищевые продукты опасны, поскольку могут вызвать, скажем, сердечные и раковые заболевания. Поэтому нам рекомендуют просчитать степень риска, чтобы уменьшить его опасность. Но жизнь просчитать невозможно. На каждое статистическое исследование с данными о вероятности сердечных заболеваний (к примеру, люди, которые выпивают литр молока в день, подвергают себя опасности инфаркта) приходится другое исследование, которое доказывает, что стресс повышает риск сердечных заболеваний только в том случае, если человек предрасположен к стрессу (некоторых людей стресс только укрепляет).

Риск — понятие механическое. Он предполагает, что за кулисами нашей жизни не скрывается никакой тайный разум, а все события представляют собой лишь результат сложения определенного числа факторов. Ты можешь не бояться риска, если будешь знать, что где-то в тайном измерении твоей жизни существует и трудится бесконечный разум. Этот разум всегда готов поддержать твой выбор. В этом случае риск стоит принимать в расчет лишь для того, чтобы определить, насколько разумен твой образ действий. Тогда ты не станешь полагаться на анализ своего риска, пренебрегая более важными факторами — теми самыми факторами, значение которых определяется на уровне глубинного знания:

Чувствую ли я, что сделал правильный выбор?

Хочу ли я знать, куда этот выбор меня приведет?

Нравятся ли мне люди, которые приняли в нем участие?

Подходит ли этот выбор для всей моей семьи?

Разумно ли делать этот выбор на данном этапе моей жизни?

Имею ли я моральное право на этот выбор?

Поможет ли этот выбор моему дальнейшему росту?

Смогу ли я стать еще более творческой и вдохновенной личностью благодаря тому, что собираюсь совершить?

Если в ответах на эти вопросы будет допущена ошибка, выбор не сработает.

Риск может оказаться значительным, но не безнадежным. Те люди, которые способны оценить выбор в глубине своего сознания, обретают связь с бесконечным разумом и тем самым получают больше шансов на успех, чем те, кто привык щелкать цифры, как семечки.

Если ты не уверен.  Нам трудно отпускать от себя свое прошлое, особенно если мы не знаем, насколько правильным окажется наш выбор. Сомнения не покидают нас и заставляют цепляться за прошлое. Многие браки заканчиваются разводом потому, что людям недостает чувства ответственности. Однако этот недостаток не развился с течением времени. Он существовал с самого начала и никогда не исчезал. Очень важно не предпринимать решительных шагов, когда тебя одолевают сомнения. Вселенная поддерживает всякое начатое действие. Иными словами, принимая решение, ты приводишь в движение механизм, который очень трудно повернуть вспять. Разве может замужняя женщина вдруг почувствовать себя незамужней лишь потому, что ей этого захотелось? Разве можешь ты решить, что отныне ты не дитя своих родителей потому, что можно было бы найти себе родителей получше? И в том, и в другом случае узы, привязывающие нас к сложившейся ситуации, оказываются чрезвычайно крепки. Однако если ты пребываешь в сомнениях, то лучше попросить Вселенную сделать паузу. Ведь ей все равно, в каком направлении двигаться.

Сделать паузу — это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо то, что у тебя появляется возможность многое лучше понять, а когда ты больше понимаешь, будущее раскрывает перед тобой новые причины, по которым ты поступаешь так или иначе. А плохо то, что инерция непродуктивна. Не делая выбора, ты не развиваешься и не растешь. Если сомнения не отпускают тебя, ты должен выйти из состояния застоя. Большинство людей в этом случае хватаются за первый попавшийся выбор, пытаясь «оседлать» жизнь с наскока: «Если это не получилось, то я сделаю что-то другое — не важно, что именно».

Обычно оказывается, что люди, которые действуют наобум, принимая случайные решения, — опрометчиво выбирая тот дом, ту работу или ту интимную близость, которая первой появится на их горизонте, — слишком усердствуют в своих расчетах. Они тратят столько времени на то, чтобы учесть все возможные риски, обнаружить все «за» и «против», предусмотреть все худшие варианты, что уже ни одно из возможных решений не кажется им правильным. И в полнейшем отчаянии они пытаются вырваться из этого тупика. По иронии судьбы такие необдуманные прыжки иногда венчаются успехом. В запасе у Вселенной для нас приготовлено многое, чего невозможно предугадать, и разочарование от ошибочного решения часто впоследствии сглаживается, поскольку нашим тайным устремленьям известно, куда мы идем.

Однако сомнения пагубно влияют на свойство, которое пытается передать нам наше самосознание, — проницательность. Ведь в глубине души ты человек проницательный. Сомнение — это симптом, указывающий на отсутствие контакта между тобой и тем знающим существом, которое находится внутри тебя. Обычно это означает, что, делая свой выбор, ты ищешь ответ не внутри себя, а во внешнем мире. Твое решение будет исходить из внешних факторов. Для большинства людей самым существенным внешним фактором является то, что о них думают окружающие, поскольку такое приспособленчество позволяет нам идти по пути наименьшего сопротивления. Но приспособленчество — это движение по инерции. Общественное одобрение — это наименьший общий знаменатель личности, это ты как единица общества, а не как неповторимая личность. Выясни, кем ты являешься на самом деле. Тебе следует меньше всего думать о том, как ты приспособишься к бытию. Удастся это или нет — в любом случае ты перестанешь сомневаться в себе.

Еще не придумано средство, которое могло бы избавить нас от сомнений, поскольку поиски знающего существа внутри каждого из нас — дело сугубо личное. Ты должен решительно стремиться к тому, чтобы расширить свое представление об окружающем мире. Углубившись в себя, ты пойдешь по пути к своему внутреннему разуму, где тебя будет ждать знающая сущность.

Ищи возможности.  Нам было бы намного легче отпускать от себя последствия наших действий, если бы каждый сделанный нами выбор приводил нас к удаче. А почему бы и нет? В единой реальности не бывает неверных направлений, бывают лишь новые. Но личность, в основе которой эго, постоянно стремится все улучшить. Если сегодня я пришел к финишу вторым, то это лучше, чем было вчера, когда я пришел третьим, но завтра я хочу прийти первым. Такой вид линейного мышления отражает вульгарное представление о прогрессе. На самом же деле развитие личности происходит сразу в нескольких измерениях. То, что с тобой происходит, может отразиться на твоих мыслях, чувствах, отношениях с людьми, поведении в конкретной ситуации, умении приспосабливаться к окружающей обстановке, на восприятии будущего или на восприятии самого себя. Все эти измерения должны развиваться, чтобы мог развиваться ты сам.

Старайся увидеть новые возможности во всем, что с тобой происходит. Если ты не получил того, на что надеялся, чего желал или хотел, спроси себя: «Где же мне следовало искать эти возможности?» Такой вопрос прекрасно помогает освободиться от грустных мыслей. В том или ином измерении любое событие может иметь всего два последствия: оно либо принесет тебе благо, либо поможет понять то, благодаря чему ты впоследствии сам создашь для себя благо. Эволюция — это процесс, в котором нет проигравших. Мы можем это утверждать не из чувства слепого оптимизма, а вновь посмотрев на то, как развивается жизнедеятельность нашего организма. Все процессы, которые происходят внутри клетки, являются либо частью нормального функционирования, либо признаком того, что настало время внести коррективы. Наш организм не расходует энергию случайно или просто чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

Таким образом жизнь сама корректирует себя. Будучи творцом собственного выбора, ты волен поступать, как тебе того хочется. Ты можешь пойти случайным и нерациональным путем. Но основной механизм сознания не меняется. Он продолжает следовать одним и тем же принципам:

 Приспосабливаться к твоим стремлениям.

 Поддерживать всеобщий баланс.

 Приводить в гармонию твою личную жизнь с жизнью Космоса.

 Делать твои действия осмысленными.

 Помогать тебе осознать последствия твоих действий.

 Делать твою жизнь как можно более реальной.

 

Поскольку ты обладаешь свободой выбора, ты можешь полностью игнорировать эти принципы — время от времени все мы это делаем. Но изменить их тебе не удастся. От них зависит жизнь. Они — основа бытия, и в то время, как твои желания приходят и уходят, основа бытия остается неизменной. Постигнув истину, ты сможешь совместить свои устремления с теми возможностями, которые встретятся тебе на пути, сознавая, что вся эта жизнь, которая длится уже несколько миллиардов лет, сплошь состоит из беспроигрышных вариантов.

Найди источник радости.  Мое воображение поразил один эпизод из приключений Карлоса Кастанеды, когда его духовный наставник дон Хуан направил его к ведьме, — та обладала способностью воспринимать ощущения, которые испытывает любое существо. Ведьма предложила Кастанеде почувствовать себя земляным червем. И что же ощущает червь? Огромную радость и мощь. Вместо того чтобы почувствовать себя крошечным слепым существом, Кастанеда в облике червя вообразил себя бульдозером, разгребающим огромные валуны, которые прежде казались ему частичками пыли. Он был могуч и силен. Работа не казалась ему тяжелой, нудной и монотонной. Копаясь в земле, он испытывал бурную радость. Это была радость существа, которое усилием своего тела было способно двигать горы.

И в твоей жизни есть тот же бурный поток естественной и непреходящей радости. Червь не знает ничего, кроме себя, и поэтому он всегда будет следовать в этом потоке. Ты можешь расплескать ощущение себя в этом мире и потерять этот поток из виду. Ты не сумеешь по-настоящему отпустить свое представление о себе и успокоить свое сознание до тех пор, пока без всяких вопросов и сомнений не ощутишь в себе вполне осязаемое чувство радости. Известный духовный наставник Кришнамурти однажды сделал мимолетное замечание, которое меня глубоко взволновало. «Люди не понимают, — сказал он, — насколько это важно — просыпаться каждое утро с песней, которая звучит в твоем сердце». Прочитав эти строки, я проделал с собой эксперимент. Я углубился в себя, чтобы услышать эту песню, и через несколько недель без каких-либо усилий со своей стороны действительно услышал песню. Ее звуки были первым из того, что дошло до моего сознания, когда я проснулся поутру.

Конечно, я понимаю, что Кришнамурти использовал здесь метафору: песня — это радость ощущения бытия. Эта радость свободна от всякого выбора — хорошего или плохого. Подарить себе такую песню настолько же трудно, насколько и легко, но не теряй ее, сколь бы трудной ни была порой твоя жизнь. Представь силой своего воображения, как ты освобождаешь свое сознание, и помни, что в награду за это ты обретешь поток радости.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!