Как изменить свою реальность,



Чтобы согласовать ее с третьей тайной жизни

Найти путь к источнику — значит позволить жизни идти своим чередом. Каждое ощущение имеет явные и скрытые стороны, причем скрытые стороны более тонки, глубоки и значительны. В качестве упражнения старайся замечать те моменты, когда ты касаешься скрытых сторон в своем сознании. Сравни, чем они отличаются от явных сторон. Например:

Любить кого-то сложнее, чем обижаться или отвергать.

Понять кого-то сложнее, чем критиковать.

Способствовать укреплению мира сложнее, чем способствовать распространению злобы и насилия.

Воспринимать человека как он есть сложнее, чем искать в нем слабые стороны.

Когда ты почувствуешь это, скрытые стороны ощущений оставят твой разум в покое. При этом сознание успокоится, а душевное и эмоциональное напряжение спадет. Скрытые ощущения будут спокойны и гармоничны. Ты почувствуешь умиротворение, не испытывая конфликта между собой и другими. Тебе не нужно будет ничего драматизировать.

Когда ты обнаружишь это, старайся уважать скрытые стороны своей жизни. Умей ценить эти чувства — только в таком случае они смогут развиться в тебе. Если же вместо этого ты станешь уделять внимание явным сторонам, твои ощущения этого мира отразятся от него и вернутся к тебе: окружающий мир всегда будет казаться тебе вместилищем раздора, тревог, волнений и угроз. Выбор за тобой, и сделать его ты должен сознательно, поскольку при бесконечном разнообразии мироздания всякое ощущение способствует развитию того мира, в котором оно отражается.

 

Упражнение 2: Медитация

Всякий возможный контакт с безмолвной стороной познания можно назвать медитацией. Ты можешь неожиданно для себя заметить, что какое-нибудь механически выполняемое действие привносит глубокий покой в твое сознание. Если же у тебя пока еще не возникали подобные ощущения, то тебе следует усвоить несколько специальных приемов медитации, которые практикуются каждой духовной школой. Самой простой из них, вероятно, является дыхательная медитация.

Сядь спокойно с закрытыми глазами, расположившись в помещении со слабым освещением, где ты можешь быть уверен, что никто не потревожит тебя телефонным звонком или стуком в дверь. На несколько минут прикрой глаза и следи за своим дыханием. Сконцентрируй свое внимание на том, как спокойно и естественно ты делаешь вдох. Столь же внимательно проследи за тем, как ты делаешь выдох. Ни в коем случае не пытайся придать своему дыханию какой-либо ритм и не заботься о том, чтобы оно было глубоким либо поверхностным.

Следя за своим дыханием, ты стараешься ощутить тот контакт между сознанием и телом, который обеспечивает тонкую гармонию между мышлением и праной — тончайшей энергией, содержащейся в нашем дыхании.

Некоторые люди находят, что им легче поддерживать такое дыхание, когда они повторяют какой-нибудь звук: один слог для выдоха и один для вдоха. Традиционно для этого используют слово «Аб-хам». (Здесь также можно применять Биджа-мантру[2] либо ритуальные звуки, описание которых можно найти в любой книге о духовных школах Востока.)

Занимайся этой медитацией в течение 10 или 20 минут два раза в день. Ты почувствуешь, как расслабляется твое тело. Поскольку большинство людей подвержено сильному воздействию усталости и стресса, в процессе медитации ты можешь даже уснуть. Пусть тебя не беспокоит ни это, ни то, что мысли, неожиданно возникающие в твоей голове, постепенно замедляют свой бег. Положись на природную способность тела освобождаться от стресса. Это очень мягкая медитация. Она не имеет негативных побочных эффектов и не представляет опасности для здорового организма. (Чувство боли в каких-либо частях тела, как и ощущение дискомфорта, может оказаться симптомом болезни, которой ты не предполагал. В этом случае, если неприятные ощущения будут продолжаться, тебе следует обратиться к врачу.)

Продолжая ощущать расслабленность в теле, ты вместе с тем почувствуешь все большую способность к самоанализу. Ты можешь испытать неожиданный прилив вдохновения. Ты почувствуешь себя более сосредоточенным. Также возможны резкие приливы энергии и оживления. Все эти воздействия способствуют превращению одной личности в другую, а поэтому приготовься к любым неожиданностям. Главная цель медитации едина для всех, но все же запомни: ты должен привить себе вкус к познанию, которое есть не что иное, как опыт в чистом виде.

 

Тайна 4

Искомое находится в тебе

 

Когда мне исполнился 21 год (в то время я изучал медицину в Нью-Дели), мне пришлось выбирать между двумя типами друзей. Одни из них — молодые материалисты — вставали с постели около полудня, а по вечерам развлекались на вечеринках, где пили кока-колу и танцевали под записи «Битлз». Они спешили почувствовать вкус сигарет, женщин и контрабандного шотландского виски. Другие мои друзья, идеалисты, поднимались на рассвете, чтобы отправиться в храм, — в это время материалисты как раз возвращались домой, мучась с похмелья, — и пили воду из той же чашки, из которой только что ели рис.

В то время мне не казалось странным, что все материалисты были индийцами, а все, кто следовал духовным путем, оказывались выходцами с Запада. Молодые индийцы не могли дождаться того часа, когда покинут родину и отправятся в те страны, где задешево и в изобилии смогут найти кока-колу, хорошие сигареты и легальный виски. Европейцы же продолжали у всех выпытывать, где еще остались настоящие святые подвижники, которые постигли искусство левитации и умеют исцелять прокаженных одним прикосновением. Получилось так, что у нас на факультете преобладали материалисты, и я примкнул к их числу. Никто из тех, кому суждено было родиться в Индии, не мечтал ни о чем ином, как о том, чтобы стать искателем приключений.

Сейчас я бы не стал делить окружающих меня людей на два разных типа — каждый из них по-своему чего-то ищет. Мне думается, что человек ищущий чем-то сродни охотнику. Моим индийским сверстникам охотиться было гораздо легче, потому что добывать деньги и материальные блага не так уж

трудно. А вот европейцам почти никогда не удавалось обнаружить своих йогов. Тогда я думал, что вся проблема в том, что настоящие святые подвижники встречаются крайне редко; теперь же я понимаю, что они терпели неудачи из-за того, что не умели правильно выбрать способ охоты. Тактика, которая вполне годится для добывания кока-колы и записей «Битлз», оказывается бесполезной, когда добычей должно стать нечто святое.

Здесь действует духовная тайна, которая гласит:

Искомое находится в тебе.

Источник твоего познания — в единстве. Вместо того чтобы вести поиски в окружающем мире, стремись к источнику, чтобы понять, кто ты есть.

Искания — вот слово, которым часто пользуются, когда говорят о духовном пути, и многие с гордостью называют себя ищущими. Нередко это те же самые люди, что еще вчера охотились за деньгами, сексом, алкоголем или успехом. Теперь они с той же одержимостью хотят во что бы то ни стало отыскать Бога, душу или высшее «Я». Проблема в том, что их поиски начинаются с ложной посылки. Я вовсе не хочу сказать, что материализм дискредитировал себя и только в духовности наше спасение. Да, материализм может стать всеобъемлющей философией, но не это главное: все наши искания тщетны потому, что в них мы стремимся выйти за пределы самих себя. И при этом не важно, хотим ли мы обрести Бога или деньги. Наши искания будут успешными только тогда, когда мы отринем от себя всякие надежды найти желанную добычу, извлечь из поисков какую-то выгоду. Это значит, что ты должен действовать без всякой надежды взрастить в себе некий идеал человека, не уповая на то, что когда-то ты станешь лучше, чем теперь. Исходная точка твоих исканий — это ты сам, и в себе же ты найдешь все ответы. Следовательно, ты должен отказаться от мысли о том, что твой путь лежит из пункта «А» в пункт «Б». Нельзя выбрать какой-то определенный маршрут, когда твоя цель находится не где-то, а в тебе самом. Ты также должен отвергнуть все традиционные представления о том, что является высоким и низким, добрым и злым, священным и мирским.

Единая реальность — это сложный лабиринт, состоящий из тропинок жизненных переживаний, и в этом лабиринте нам нужно найти исследователя, который живет в тебе независимо от того, какие чувства ты испытываешь в данный момент.

Глядя на тех, кто носится по миру в тщетных попытках стать идеалом духовности, кто-то придумал для них определение «духовные материалисты», потому что они переносят ценности материального мира на сферу духовности.

 

ДУХОВНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Чего не следует делать ищущему человеку Предполагать конечную цель.

Стремиться достичь ее.

Пользоваться чужой картой.

Заниматься самосовершенствованием.

Планировать свои действия.

Ожидать каких-то чудес.

Чтобы стать человеком поистине ищущим, ты должен прежде всего избегать этих камней преткновения на своем пути.

Не задумывайся о цели своего пути.  Духовное развитие происходит спонтанно. Великие дела вершатся внезапно, поэтому займись малыми. Единый мир поможет тебе раскрыться. Один мимолетный взгляд поможет понять, кто ты есть на самом деле. Путь прозрения нельзя положить на карту. Это скорее похоже на картинку-загадку, которую нам предстоит собрать из отдельных фрагментов, причем мы не можем узнать заранее, что именно будет изображено на этой картинке. У буддистов есть поговорка: «Если встретишь Будду на своем пути — убей его», что означает: если ты следуешь духовному наставлению, которое было написано кем-то заранее, — сожги его. Все, что мы можем предположить заранее, — это лишь образы, а они далеки от реальной цели.

 Не стремись достигнуть своей цели. Если бы в конце наших духовных испытаний нас ожидала награда вроде золотоносной жилы или ключей от рая, каждый лез бы из кожи вон, лишь бы получить заветный приз. Тогда всякая борьба была бы оправдана. Но должен ли двухлетний малыш стремиться к тому, чтобы ему исполнилось три года? Нет, потому что развитие ребенка идет изнутри. С годами мы не получаем денежных премий за зрелость, а просто становимся другими людьми. То же касается и нашего духовного роста. Он протекает естественно, как развитие ребенка, но скорее на уровне восприятия, чем в психологическом плане.

 Не пользуйся чужой картой. Когда-то я был уверен, что глубокая медитация с использованием специальных мантр — это ключ к духовному прозрению. Я строго следовал старинной карте, которую составили почтенные мудрецы — основоположники великих духовных традиций Индии многие тысячи лет назад. Но к таким картам всегда нужно подходить с осторожностью: следуя чужой карте, ты можешь перенять чей-то устоявшийся образ мыслей. А неизменные пути, даже если они ведут к духовным ценностям, не дают ощущения свободы. Ты должен тщательно подбирать крупицы мудрости из разных учений, которые позволяют тебе совершенствоваться и одновременно оставаться открытым для внутренних перемен.

 Не занимайся самосовершенствованием. Самосовершенствование действительно имеет место. Люди попадают в неприятные ситуации и учатся находить из них выход. Депрессия, одиночество и неуверенность в себе — это реальные чувства, которые можно изменить. Но если ты ищешь Бога или духовного прозрения, чтобы с их помощью избавиться от депрессии и забот, и если при этом ты хочешь улучшить свою самооценку или ослабить чувство одиночества, твои искания могут никогда не кончиться. В этой области познания не бывает готовых решений, которые были бы пригодны для всех. Углубляя свое познание, некоторые люди ощущают мощный духовный рост. Но нужно обладать сильным характером, чтобы преодолевать препятствия, которые встречаются на пути. Если ты чувствуешь себя слабым и хрупким, ты можешь оказаться еще более слабым и хрупким, когда столкнешься с теми силами зла, которые присутствуют в тебе. Рост сознания не дается бесплатно — тебе придется отдать за него то, что тебя сдерживает. А у того, кто привык чувствовать себя чьей-то жертвой, эта негативная черта способна укорениться настолько прочно, что может сильно замедлить процесс развития. Этот барьер может оказаться столь непреодолимым, что у человека развивается глубокий внутренний конфликт с самим собой. Лекарство здесь следует искать в самом недуге.

Не планируй свои действия.  Мне приходилось встречать бессчетное множество людей, которые отчаялись продолжать духовные искания вследствие того, что им не удалось быстро достигнуть поставленных целей. Обычно такой человек говорит: «Я посвятил этому десять лет. Что же мне делать? Жизнь проходит. Мне нужно двигаться дальше». Скорее всего он провел в исканиях всего лишь год или месяц, после чего этот «рыцарь на час» просто скис, не дождавшись ожидаемых результатов. Чтобы избежать разочарования, прежде всего не следует строить для себя никаких жестких планов, хотя многим людям бывает трудно заниматься духовными исканиями без всякой мотивации. Но мотивация здесь не поможет. Несомненно, тебе потребуется дисциплина, несомненно, она нужна, чтобы не забывать о систематической практике, чтобы поддерживать форму в занятиях йогой, чтобы читать вдохновляющую литературу и придерживаться своего видения мира. Чтобы упражнения духа вошли в привычку, необходимо быть преданным этому делу. Но поскольку новое видение мира приходит к нам не каждый день, огорчения неизбежны. Вместо того чтобы расписывать свои занятия по часам, лучше постарайся всячески поддерживать в себе стремление к духовному росту. Найди себе личного наставника, запишись в дискуссионный клуб или найди партнера, который разделил бы с тобой тяготы духовных исканий. Старайся регулярно уединяться от общества и веди журнал наблюдений. Тогда ты, скорее всего, не станешь жертвой разочарований.

Не жди чудес . Вовсе не важно, что для тебя означает чудо, — будет ли это внезапный порыв чистой любви, исцеление от опасной болезни, благословение, принятое тобой от знаменитого духовного наставника, или непрестанное и вечное блаженство. Чудо случается, когда ты отдаешь себя на волю Бога. Поскольку существует только одна реальность и эта реальность едина, твоя задача состоит в том, чтобы сломать разделяющие и обособляющие границы. Готовность встретить чудо и ожидание его держит эти границы открытыми. Ты всегда чувствуешь, что Бог руководит тобой и что ты связан с ним своей благодарной мыслью.

Если ты сможешь избежать этих подводных камней духовного материализма, то все реже будешь ставить перед собой недостижимые цели. Это стремление достичь недосягаемого зародилось в людях с тех пор, как они решили, что Бог недоволен ими и желает, чтобы они достигли какого-то идеала. Нам очень трудно представить себе Бога, который не только любит нас, но еще и не сердится, не разочаровывается, не мстит и не наказывает своих детей за то, что они не соответствуют идеалу. Большинство истинно духовных исторических личностей были далеко не во всем хороши, но всегда человечны. Они умели понять и простить. Они не спешили осуждать. Мне думается, умение прощать лучше всего развито у тех, кто принимает этот мир как тщательно продуманное сложное переплетение различных свойств, каждому из которых дана возможность проявить себя. Люди должны раз и навсегда понять, что жизнь всего одна и каждый из нас волен строить ее по своему разумению. Никакие поиски не выведут нас из этого лабиринта жизни, поскольку все в этой жизни — сплошной лабиринт. Единственное, что навсегда останется чистым и непорочным, — это твое восприятие жизни, когда ты окончательно определишься с ним.

Гораздо легче вести нескончаемую войну между добром и злом, между священным и мирским началом, войну «своих» против «чужих». Но по мере того, как развивается наше самосознание, эти противоборствующие стороны перестают враждовать. Вместо этого возникает нечто иное — мир, в котором ты чувствуешь себя как дома. Твое эго оказало тебе медвежью услугу, бросив тебя в мир вражды и противоречий. Противоречия всегда ведут к конфликту, ибо это единственный известный им путь. А разве можно чувствовать себя как дома на поле брани? Изменив свое самосознание, ты найдешь альтернативу вражде и ссорам.

Сегодня ночью я лежал в кровати и видел сны. Обычные, ничем не примечательные образы скользили перед моим внутренним взором. Внезапно я услышал чье-то дыхание. Мгновение спустя я понял, что это моя жена ворочалась во сне, лежа рядом со мной. Я помню, что услышал это, но прекрасно помню и то, что в этот миг я спал. На несколько секунд я оказался одновременно в двух мирах, а затем проснулся.

Я сел в кровати, и тут меня посетило странное ощущение, что между сном и реальностью нет никакой разницы. Состояние бодрствования кажется нам реальней, чем сон, только потому, что мы так решили. На самом деле я слышу дыхание моей жены независимо от того, сплю я или нет. Как же тогда отличить сон от реальности? Кто-то еще, должно быть, следил за нами. Этот наблюдатель созерцал наше присутствие независимо от того, бодрствовал он, глубоко спал или видел сны. Обычно я столь глубоко погружаюсь в бодрствование, сон или собственные сновиденья, что не вижу перед собой ничего иного. А этот молчаливый наблюдатель — простейшее проявление моего «я», которое просто существует.

Если убрать из жизни все, что тебя отвлекает и огорчает, то останется лишь одно — ты сам. Этому проявлению тебя не требуется ни думать, ни мечтать. Ему не нужно ни сна, ни отдыха. Обнаружив это проявление себя, ты ощутишь огромную радость, поскольку это и есть твоя сущность. Она живет, не зная вражды, а война противоположностей идет где-то вдалеке от нее. Если люди называют себя ищущими , значит, к ним обратилась их молчаливая и спокойная сущность. На самом деле искания — это не что иное, как возвращение к собственной сути.

Но чтобы вернуться к себе, нужно максимально приблизиться к нулю. Реальность в глубине своей — это истинное бытие. Найди себя в этой реальности — тогда ты сможешь совершить абсолютно все в своем бытии. Фраза «я есмь» содержит в себе все, что необходимо для сотворения мира, хотя сама по себе — лишь простая и краткая констатация факта.

Тебе уже приходилось смотреть на розу и видеть ее не в качестве материального предмета, а как энергию, которая вибрирует в пустоте. Обратная сторона этого упражнения состоит в том, что и твой мозг можно воспринимать тем же образом. Значит, в момент, когда мы смотрим на розу, «ничто» глядит на «ничто»?

Так можно предположить, но реальность еще более поразительна: в этот момент ты смотришь на самого себя. Одна часть твоего самосознания, которую ты называешь собой, смотрит на тебя, ставшего розой. Ни у предмета, ни у наблюдателя внутри нет твердого ядра. В твоей голове никто не живет. Там лишь бурлит круговорот воды, соли, сахара и еще кое-каких химических элементов вроде калия и натрия.

Тот круговорот, что происходит в мозгу, вращается неутомимо, так что каждое наше новое впечатление уносится вместе с этим потоком, столь же стремительным, как горный ручей. Так где, если не в наших мозгах, живет тот молчаливый наблюдатель?

Специалисты-неврологи сумели определить участки мозга, отвечающие за все разнообразные состояния психики. Не важно, что ощущает человек — депрессию, восторг, творческий порыв, галлюцинации, амнезию, паралич, сексуальное возбуждение или что-то еще, — разные участки мозга проявляют характерные признаки того или иного состояния. Но нет в нем того участка, где могла бы находиться личность, испытывающая все эти состояния. Возможно, эта личность существует «нигде». Во всяком случае, ученым пока не удалось ее обнаружить.

Это ли не повод для радости: ведь если твоя сущность не живет у тебя в голове, значит, ты совершенно свободен, как само сознание. Эта свобода безгранична. Ты можешь созидать все что угодно, поскольку и сам ты обитаешь в каждой частице Мироздания.

И куда бы ни устремилось твое сознание — материя должна покорно следовать за ним. Помни, что ты первичен, а вся Вселенная — вторична.

Воображаю, как возмутятся некоторые: нынешние верующие превозносят себя превыше Бога, и, вместо того чтобы блюсти Его законы, они дерзнули сами выбирать себе судьбу и определять свой жизненный путь. В этой критике есть доля правды, но ее следует понимать в определенном контексте. Представим себе малое дитя, которое в течение нескольких месяцев ползало, прежде чем наконец осознало, что существует новый способ передвижения, который называется ходьбой. Все мы хотя бы раз бывали свидетелями того, как малыш делает свои первые шаги, — лицо ребенка в этот момент выражает смешанное чувство неуверенности и решимости, опасения и восторга. «Смогу ли я? А не лучше ли сесть на пол и продолжать ползать?» Те же чувства, которые мы видим на лице ребенка, можно прочесть на лицах всех, кто окажется на перекрестке духовных дорог. В обоих случаях нам предстоит заново научиться ходить. Мозг отдает приказ телу. Тело снабжает мозг новой информацией. Неожиданные действия возникают сами собой. И, хотя все происходящее вызывает у нас опасения, какое-то радостное возбуждение толкает нас вперед.

«Не знаю, куда я иду, но мне туда нужно».

Наш жизненный опыт варится в одном кипящем котле Мироздания. Каждое мгновение жизни увлекает наше тело туда, куда зовут нас неясные мысли, эмоции, ощущения, действия и происходящие события. Твое внимание переключается с одного предмета на другой. В момент пробуждения сознание так же полно смущения, радости, опасений, тревог и изумления, как и у ребенка, который только что начал ходить. Но у стороннего наблюдателя, или свидетеля  , вся эта странная смесь не вызывает удивления. Ему совершенно ясно: все эти чувства — единое целое.   Снова взгляни на ребенка, который делает свой первый шаг. Когда он шаткой походкой идет по полу, весь мир ковыляет вместе с ним. Нет места, где можно было бы остановиться, язык не поворачивается сказать: «Со мной все в порядке. Вот тот путь, который мне нужен». Этому ребенку не остается ничего другого, как войти в этот мир, который обретает новое состояние.

Но можно ли жить так всегда — постоянно меняя свое состояние? Нет, нам необходима стабильность. С самого детства каждый из нас ищет точку опоры в своем эго.   Мы представляем себе определенное «я», которым можно, хотя бы в какой-то степени, управлять. Но есть и другая, гораздо более прочная точка опоры, — это сторонний наблюдатель  , или свидетель.  

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!