Вопрос 2. Основные направления политической мысли и борьба между ними в период образования русского централизованного государства XIV-XVI в.в.



 

Стяжание – потребительский образ жизни, любовь к роскоши, богатству.

Решался вопрос о церковной собственности. Истоки идейной борьбы лежат о решения вопроса о церковной собственности.

Нил Сорский – основатель нестяжателей. Основал на р. Сорек скит, основанный на физическом труде скитников, монахов. Жили в болотистой местности, тяжелый край.

В основе учения использует школу естественного права, идеи первых христиан. Каждому человеку присуще несколько гибельный пороков:

1. Сребролюбие – наиболее гибельный порок, ведет человека к греху.

2. Чреводеяние,

3. Гнев,

4. Печаль,

5. Уныние,

6. Гордыня.

В условиях скита монах может достичь преодоления всех гибельных помыслов. Жизнь там была суровая, все производилось самими монахами.

Его идея находила воплощение в важной задаче – секуляризация церковных земель – полное отчуждение богатств у церкви – достижении полного нестяжание церковью.

Его идея встретила поддержку у Ивана 3, провел идею о секуляризации. Увидел большую выгоду в этом.

Но на соборе она встретила противодействие, не была реализована..

Вторая идея – проблема соотношения властей – полная автономность и суверенность церковной и светской властей.

Отступление от веры - не преступление, которое подлежит наказанию со стороны государства. Церковь убеждает, государство принуждает.

Церковный Собор 1490 г. – благодаря Сорскому не была применена смертная казнь к еретикам.

Последователем его доктрины является Вассиан Патрикеев. Представитеь боярского старинного рода. Насильственно пострижен. Сослан в монастырь за участие в заговоре.

Сторонник стихийного материализма Эмпедокла. 4 стихий лежат в основе всего мира – огонь, вода и т.д. он отрицает роль бога в сотворении мира. Христос был земной человек, не было никакого участия бога в сотворении мира, мир материален. Отрицается божественная природа Христа, церковь, иконы, кресты – все это появилось позже, т.к. в Библии об этом не говорится.

Патрикеев также придерживался идеи секуляризации.

В 1509 г. Василий 3 возвращает Патрикеева из ссылки. Затем вторично сослан в Кирилло-белозерский монастырь

Феодосий Косой. Автор первой российской социально утопии. Был холопом московского боярина, принявший постриг. Отвергал божественное происхождение Христа, бессмертие души. Выступал за полное социальное освобождение человека, от всех видов социальной эксплуатации: политическая, церковная.

Нужно создать общую единую собственность для всего народа.

Стяжатели или иосифляне – противоположный взгляд.

Иосиф Володский – представитель. Нач. 15-16 в. в 20 лет принял постриг, в 40 лет стал игуменов монастыря, который сам основал.

Сохранение частной собственности церквей и монастырей – из позиция более прогрессивная в тот период, т.к. их деятельность приходит на период образования централизованного государства, борьба против орды, богатая церковь помогала в объединении всей страны.

Православная церковь находилась в трудных условиях, т.к. в золотой орде был ислам, задача православия – сохранить веру.

«Татаре не походили на мавров, они не принесли на Русь ни алгебры, ни Аристотеля» - Пушкин.

Стяжание монастыря, нестяжание отдельного монаха.

Проблема соотношения церкви и государства – «симфония властей». Совмещение властей. Речь идет о том, что обе власти имеют единую цель, связаны единством действий, поэтому государство должно помогать церкви, преследовать еретиков (в 1509 г. к еретикам применили различные наказания), государство не должно покушаться на церковную собственность.

Церковная власть должна поддерживать княжескую.

Основные пава церкви: имущественные права, наличие земель, крестьян, все это нужно для совершения благих дел. Обязанность церкви - поддержка законно власти, если не нарушаются права церкви.

Лучшая власть – наследственная, монархическая власть. Высокий нравственный статус правителя – предпочтенный от бога, но естеству равный всем людям.

Сущность власти должна быть божественной, употребление власти законное, нарушение хотя бы одного из элементов государственной власти – основание протеста против государства.

Не делает особого различия между юридическими и нравственными законами.

Сторонник Володского – Иван Грозный.

Книга Володского «Просветитель» - настольная книга Грозного.

Рассуждения Грозного основаны на том, что бог поручил царю владеть царством и его строить, т.е. быть владыкой над подданными. Могущество стран зависит от повиновения владыки.

Сильвестор и Адашев повинны в похищении государственной власти, а всякая такая попытка ведет к усобицам.

Грозный: священники спасают лишь души верующих, священники могут быть наказаны за свои мирские грехи. Царь же действует и страхом и запрещением и обузданием, заботясь о своих подчиненных. Царя нельзя бесчестить, обвинить в преступлении. Царство выше священство и достойнее его.

К самодержавию не применимо никакое ограничение, даже евангельское, имеет божественное происхождение. Заповеди Христа только для тех, кто призрел мир и ищет загробной жизни.

Царство ставится выше священства. Церковь должна жить по заповедям государства, ибо царская власть от бога.

Для Грозного – показатель преемственности русской самодержавной власти, династическое правление.

Теория «Москва-третий Рим». Основатель – монах Псково-елизарово монастыря Филофей.

Появляется в период объединения страны, в 1453 г. падение Константинополя – центра православия.

Это теория основана на соотношении величия Византии с Москвой.

Все христианские царства попраны от неверных, пришли в упадок и произошло это в осуществление древних пророчеств. Два Рима пали, тритий стоит, четвертому не быть.

Первый Рим – родина христианства, второй – Константинополь, третий – Москва.

Падение Константинополя, как считает Филофей, не является падением христианской веры. Возвышение Москвы, создание единого государства- историческая основа, на которой происходит возвышение Москвы.

Взгляды дворянства представлены Иваном Семеновичем Пересветовым.

В литературе громадный интерес к его работам: около 200 шт. вышло за 30 лет его работ. О его личности нет точных сведений, некоторые думает, что это сам Грозный. Другие – это дворянин, прибывший в Москву из Литвы, чтобы добиться правды, т.к. на родине потерял свое поместье. Пересветов столкнулся с судом кормленщиком, что подвигло его на создание работ. Якобы встречался с Грозный на соборе, передал ему челобитные. Тот дал ему поместье.

Пересветов написал «Сказание о Магамед-Султане и царе Константине» - реальные исторические личности. Магамед-Султан завоевал Византию, Константин – последний византийский император.

Путем сопоставления Византии и Османской империи выходит на анализ российской жизни. Аллегории с различными ассоциациями, параллелями.

Большинство произведений написаны как обращения на высочайшее имя.

В это время русское дворянство выходит на политическую арену, становится политической силой, поэтому в России необходимо произвести реформы, где играющую роль будет иметь дворянство.

Беззаконие опасно не только для подданных, но и прежде всего для царской власти, ибо само царево имя обесценивается. Искоренение всех недостатков он связывает с центральной властью.

Царство Магомед-Султана основано на привлечении народа, наряду с султаном управляет совет, и этот совет является атрибутом всякой законной власти. Совет, опирающийся на закон. В состав совета должны входить судьи, знать, военные, духовенство.

Критика беззакония. Боярский суд критикуется за полное пренебрежение законно, в том, что они богатели незаконно.

Незаконные действия:

1. Незаконные процессуальные средства – лжесвидетельство, лжеприсяга, фабрикация заведомо ложных дел.

 Судьей нужно назначать верховной властью, жалованье судьи должны получать из государственной казны, судебные пошлины должны также идти в государственную казну, осуществление государственного надзора за деятельностью суда.

Соотношение веры в бога и правды. Бог любит не веру, а правду. Некоторые исследователи усмотрели здесь блеск еретической мысли.  

Однако тут нет ничего не обычного, он ссылался на Новый завет. Законной верой не уничтожается, а утверждается. Т.е. вера и закон в концепции Пересветова – два взаимосвязанных понятия. Праведное поведение, т.е. вера в бога, предполагает и уважение к закону. Бездеятельная вера не нужна, т.е. вера без дел мертва. Нужна праведная вера, действенная. Реализация веры в системе праведных дел.

Не уход от мирской деятельности, не погружение в церковные каноны, не ожидание смерти, а нужно совершать добрые дела. Если вера мертвый груз в царстве, то и правда также мертвый груз.

Истинная правда есть Христос и вера в него есть вера в правду. Вера помогает исполнять справедливость, для этого она нужна.

Если такое единство осуществляется, то в таком государстве бог прибывает и помощи своим людям подает.

Есть исторические примеры расщепления веры и правды: в Константинополе быть вера, но нет правды. Царственный град был отмечен деяниями беззаконными, Константинополь лишился своего покровителя и завоеван в 1453 г.

 

 


 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 563; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!