Вопрос 4. Учения Жана Бадена.



 

1530-1596 г.

Жан Баден юрист по образованию, профессор Тулузского университета, адвокат в Париже, прокурор еще где-то, дважды избирался мэром города Анжера (приказа сжечь женщин ведьм).

«Шесть книг о государстве».

Республика – обозначение государства вообще, независимо от формы правления.

Жан Баден - последовательный защитник Королевского абсолютизма.

Происхождение государства выходит из семейных отношений, говоря о том, что семейные отношения, возникающие из родовых отношений.

1 этап возникновения государства- появление общества, стремление к спокойной жизни. Стремление к удобной спокойной жизни приобретает характер общего интереса. Возникает в результате добровольного соглашения. Государство может возникнуть и путем насилия. Родовое общество разрастается в общество политическое, поэтому патриархальная теория возникновения общества (а не государства) стоит у истоков.

Объединение семей – общество – государство путем насилия.

Народ – структурированная общность семей, связанных единством языка, религии, культуры и обычаев.

Что касается народа, там нет закона, нет властных повелений, эти отношения носят горизонтальный характер.

Государство происходит из семейных отношений, происходит увеличение семей.

Семья - это справедливое (правовое) управление несколькими лицами под властью одного или нескольких глав семейств и теми вещами, которые находятся в собственности последних.

Семья – это источник и начало каждого государства. Семья или род – истинное подобие государства.

Государство – это правовой способ управления многими семьями и тем, что им принадлежит сообща.

Признаки:

1. Публичный характер власти.

2. Управление на основе права и закона.

3. Наличие суверенной власти.

Налицо все признаки суверенного государства. Отсутствие территориального признака связано с централизацией государства.

Государство и семья – два схожих института, где существует отношения власти и подчинения. В семье власть главы семьи реализуется в трех видах: супружеская, родительская, господская (над работниками). Рабство развращает личность, подрывает государство. Выступает за отмену рабства путем реформ.

Уделяет особое внимание институту частной собственности. Это важный институт для семьи и государства, укрепляет их.

Суверенитет государства. Суверенитет – верховная, постоянная власть государства. Самый важный признак государственной власти, наличие суверенитета.

Пределы суверенитета. Суверенная власть имеет божественное происхождение, подчиняется богу и естественным законам.

Баден выстраивает последовательность: власть – государь – граждане. Правитель – посредник и выразитель воли государства.

Посредством персоны правителя осуществляется связь между государством и подданными.

Новый взгляд на теорию суверенитета. Носителем суверенитета является народ страны. Он источник всякой власти в государстве. Именно народ самостоятельно распоряжается этой властью, передавая ее лицу или группе лиц. Правитель является как бы пользователем этих суверенных прав народа. Суверенные права народа не могут принадлежать ни группе людей, ни единоличному правителю. Любой суверенный правитель – представитель государства.

Баден совершает мощный прорыв в правосознании того времени, т.е. любая власть ассоциировалась с беспредельностью.

Суверенная власть носит надзаконный характер.

Баден разграничивает пределы суверенной власти правителя, он заявляет о полновластии правителя исключительно в публичной сфере. Действие власти ограничивается публичной сферой и полностью ограничено в частной сфере.

Полномочия правителя:

1. Издания законов. Только суверенная власть является публичной, т.е. распространяется на все общество в целом, в отличие от власти отца или магистрата.

2. Объявление войны, заключение мира.

3. Назначение официальных судей.

4. Помилование.

5. Чеканка монет.

6. Налоги.

Семья, частная собственность семьи, статус членов семьи – та сфера, куда не имеет права вторгаться суверенная власть.

Еще один важный признак государственного суверенитета – его неделимость. Он не может быть передан никакому частному субъекту.

В демократическом государстве, исходя из принципа неделимости государства, эта форма правления не совсем совместима с таким признаком как неделимость.

Теория государственного суверенитета – признак государственной власти посредством суверенитет происходит связь государства с народом.

В зависимости от того, в чьих руках находится суверенная власть, классифицируются формы правления.

Признаки стабильности и нестабильности государственного правления: причины государственного переворота:

1. Неравномерное распределение богатства,

2. Поляризация общества,

3. Ростовщичество,

Правительство должно предвидеть эти негативные процессы и пытаться их нейтрализовать с помощью законов: против ростовщичества, принимать законы о наследовании – ограничиваться наследование больших имуществ с целью укрепления средних классов.

4. Религиозная нетерпимость. Баден близок к идее освобождения церкви от государства.

Концепция политической истории Бадена посвящена основной идее – нейтрализовать негативные политические процессы.

Анализирует отдельные формы правления. Лучшая форма правления – наследственная монархия. Демократия, аристократия (временные явления) – пути к основной цели, монархии.  

Достоинство демократии – стремление к равенству, свободе, скоро становятся недостатками. Демократия и власть вообще не совместимые понятия, т.к. демократические устои подрывают саму власть, государство. Демократия одностороннее увлекается арифметическим равенством, преувеличивает равенство.  

Во власти не может быть никакого равенства, т.к. власть – это управление и подчинение, люди не равны в своих арифметических способностях. Это два несовместимых понятия.

Политическая власть вручается всему народу, а это несправедливо, т.к. народ – это толпа, зверь многоголовый, лишенный рассудка. Толпа не любит все то, что возвышается над ее уровнем, она всегда испытывает неприязнь к уму, знатности, богатству, носителями которых является меньшинство. В результате в государстве выставляется правительство черних во главе с демагогами. Демократия противоречит самому существу власти.

Аристократия. Власть принадлежит достойному меньшинству, но так же не устоячива власть, т.к. постоянно возникают раздоры в аристократическом семействе, всегда выдвигается один тот, который хочет подчинить себе всех аристократов. Аристократы остаются один на один с ненавидящим их народом. Назревает революция.

Монархия – лучшая форма правления. В периоды политических кризисов проявляет себя в лучшем виде. Идеализирует законную или королевскую монархию – это такое государство, в котором подданные, пользуясь личной свободой и собственностью, повинуются законам монарха, а монарх – законам божеским и естественным.

Именно такая монархия способна обеспечить мир, правопорядок и действие в обществе трех правд:

1. Арифметической (распределение поровну),

2. Геометрической (в связи с достоинствами),

3. Гармонической (аристократия, народ, король).

Баден идеализирует эту форму на все времена.

Его теория содержит парадокс: за названием республика (любое государство) скрывается монархическая форма правления.

Наивысшая заслуга – разграничение сфер деятельности государства. Государство – гарант прав и свобод людей, разграничивает публично-властную сферу и частноправовую, в 19 в. к его идее применен термин «либеральная монархия», где подданные превращаются в граждан.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!