Вопрос 3. Политико-правовые учения Реформации.



 

Термин Реформация появляется в 14-15 в.в. он фигурирует у идеологов предшественников Реформации, которые выражали мысль о совершенствовании католической церкви, мирских порядок, совершенствования правовых институтов.

Очаг Реформации - Германия, пик – великая крестьянская война 1524-1526 г.г.

Это обличенное в религиозную форму буржуазная по социальным корням движение против феодализма и католицизма.

Свобода человека от католической церкви – главный тезис. Отрицание утвердившихся законов, установленных церковью, все это заменялось личным отношением к богу.

Мартин Лютер: «по какому праву Папа полагает нам законы? Ни Папа ни епископы не имеют право установить хотя бы единую букву над христианином, если не будет НА ТО его согласия».

Проповедь христианской свободы, освобождение верующего от христианских, церковных догматов (о спасающей роли церкви- католицизм). Пришел новый догмат о спасении личной верой в Христа – протестантство.

Реформация происходила на основе развивающихся капиталистических отношений. Стояла задача объединения страны.

Джон Уиклиф (называл Римского Папу великим антихристом), Ян Гус – основоположники.

Джон Уиклиф отрицал всю церковную иерархию, выступал с идеей секуляризацией церковных земель и имуществ. Обвинял патристов (отцов церкви) в неправильном толковании Библии. Единственный религиозный источник – Библия.

Ян Гус – последовать Уиклифа, сожжен на костре как еретик. Единственный источник – священнописание. Церковь составляет собой общность тез верующих, которые предопределены к спасению. Христиане должен верить только в священнописания.

Высказал тезис о настоящей церкви, не имеющей ничего общего с католической.

Мартин Лютер 1483-1546 г. – идеолог Реформации. Основная работа «время молчания прошло».  

Все христиане – это люди единого духовного звания, не должно быь между ними различия, кроме профессиональной деятельности. А так у всех одно крещение, одно причащение.

Идея всеосвещенства. Она связано с признанием того факта, что каждый христианин – лицо духовного звания, может сам толковать Библию, не нуждается в католической церкви, т.к. сам связан с Богом.

Мартин Лютер выдвигает тезис о двух царствах, оба они установлены Богом: земное и божественное. Устанавливает резкие границы между двумя царствами. Отсутствует термин государство, оно называет его земным царством, и его порядок и далеки от совершенства.

Задачи духовного царства – достижение спасения человека, зачада светского царства- правовая безопасность граждан, достижение мира в государстве. Носители этих двух порядков:

1. В духовном – праповедники,

2. В земном – начальство, политическая администрация.

Средства достижения поставленных целей:

1. В духовном – проповедь,

2. В земном – меч.

Оба царства созданы Богом, авторитет Бога наивысший. Мир состоит из ненастоящих христиан, если бы были истинные христиане, то не нужно было бы ни меча ни права.

Лютер не требует разрушения земного царства, оно нужно для того, чтобы каждый христианин строил свои отношения с богом, живя в государства.

Правители не должны управлять душами людей, их главная задача- управление государством.

Лютер идет по пути идеи веротерпимости, против навязывания веры.

Земные власти не смотря на их ущербность, все-таки устанавливают какой-то порядок на земле. Ради сохранения мира в государстве послушание властям обязательно.

Защищая такой порядок в государстве, Лютер приводит аргументы против мятежа:

1. Мятеж запрещен христианским Богом, никакого возмущения ни в словах, ни в поступках.

2. Мятеж не разумен, т.к. вся тяжесть мятежа падает на невинных, а не на виноватых .

Лютер беспощаден в отношении мятежников, участников великой христианской войны. Единственный случай, когда христианин может не подчиниться – попрание его христианских прав. Государство не должно вмешиваться в дела веры.

Идея Лютера привела к созданию христианской общины по новому принципу.

В результате деятельности Лютера появилась разновидность протестантизма – лютеранство. Основной источник веры Библия. Догмат – идея спасения человека личной верою в Христа. Человек должен свои отношения строить не в бегстве от мира, а должен занимать активную жизненную позицию, в мирской жизни должен искать пути спасения, а не в загробной.

Германия, Эстония, Латвия – основные лютеранские страны.

Крестьянское плебейское крыло реформации – Томас Мюнцер 1490-1525 г. убит.

«Двенадцать статей».

«Статейное письмо».

Его взгляды связаны с таким доминирующим требованием – освобождения люде от всех видов эксплуатации, создание христианского союза и братства, который включает в себя территории все раздробленных германских земель создание царства божьего на земле. Истончик власти должен стать народ. Путь к такому государству – путь к революции.

В этом государстве должно существовать поголовное имущественное равенство. Социалистическая, коммунистическая утопия.

Жан Кальвин 1509-1564 г.

Кальывиниз – третья разновидность протестантизма (англиканство и лютеранство – первые две).

«Наставления в христианской вере». Основная идея – судьбы людей богом предопределены. Одни заранее предопределены к спасению, другие к погибели, люди бессильны изменить волю богу.

Догмат – божественное предопределение судьбы человека.

Долг человека – целиком посвящать себя профессии, быть максимально бережливым, презирать наслаждение, расточительство, роскошь, душ буржуазной бережливости.

Возглавлял Женевскую Консисторию. Фанатически преданный идеологии протестантизма, Консистория сумела подчинить себе магистрат города. За горожанами установлена слежка, процветало доносительство. Он крайне негативно относился ко всякому проявлению инакомыслия.

Кальвин всякую власть объявлял божественной. Требовал от горожан слепого выполнения распоряжения государства.

В результате Реформации сложилась специфическая отрасль – протестантизм.

Кальвинизм распространен в Швейцарии, Женеве, Франции, Шотландии, Англии. 

Протестантская этика:

1. Регламентация общественной и личной жизни. Вплоть до одежды: темные закрытее одежды, белые чепцы и деревянная обувь.

Культы:

1. Культ ответственности за свое будущее.

2. Культ труда.

3. Культ предприимчивости.

Протестантизм подготовит тот мыслительный материал, на основе которого были сформулированы идеи буржуазного идеализма.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 326; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!