Вопрос 5. Политико-правовые учения утопического социализма (Томас Мор, Томазо Компанелло).
Томас Мор вводит термин «утопия». В 1516 г. выпускает книгу «Золотая книга столь же полезная, как и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия».
Утопия (греч.) – место, которого нет.
Утопический социализм – идейный источник марксизма, ленинизма.
Родился в 1478 г., казнен в 1535 г. Родился в Лондоне, воспитывался в доме крупного политического деятеля – кардинала Мортона, его политический наставник.
Поступает в Оксфордский университет, оставляет его по требованию отца, поступает в частную школу права. Становится адвокатом, защищает лондонское купечество, выигрывает. Очень популярен. В 26 лет – член Английского парламента. Выступает против налоговой политики короля. Вскоре на престол встает новый Король – Генрих VIII.
Становится лордом-канцлером. Генрих VIII объявляет себя главой англиканской церкви, Мор отказался присягнуть королю должным образом, казнен за политическую измену.
Его книга написана в эпоху географических открытий: путешественник попадает на неизвестный остов, где есть идеальный порядок. Сравнивает этот порядок с существуют.
Произведение написано в форме диалога. Критика современной Англии. Англия вела активную внешнюю политику, вела монополия на морях. Внутри государства проводилась политика огораживания: «овцы пожрали людей». Все это вело к обнищанию народа.
Мор перечисляет все недостатки государства, вывод общую причину этого – господство частной собственности. Он признает насильственную природу государства.
|
|
Государство представляется не чем иным, как некий заговор богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах.
Ученые изгоняются из страны, отвергается идея попытки реформирования сверху.
Строй, изображаемый в утопии- строй без частной собственности. Детальным образом описывает это совершенное государство, где собственность отсутствует, нет денежного обмена, царит равенство, основа труда – семейный труд. Каждый два года происходит обмен домами между жителями города и деревни, все по очереди занимаются земледелием.
В противовес Платону Мор сохраняется семью, должны быть сохранены патриархальные нравы. Строго наказывается супружеская неверность. Развод разрешается только по решению Сената.
Большая роль уделяется труду. Только одаренные и ДЛ не трудятся, они контролируют труд.
В государстве есть рабы – бывшие военнопленные, осужденные.
В этом государстве нет никакой роскоши, отсутствие товарно-денежного обмена. В этом государстве существуют запасы золота а случай войны. Золотые цепи ля рабов, игрушки – драгоценные камни.
|
|
Все дети, рождающиеся сверх нормы отдаются в бездетные семьи, излишки народа отвозятся на другие острова. Все, что произведено – общественное достояние.
Мор: возможно осуществить распределение по потребностям: означает каждый отец семейства получает на складах столько товара, сколько необходимо его семье. Но это возможно только при наличии изобилия в государстве. Условия:
1. Шестичасовой рабочий день.
2. Полное изживание социального паразитизма: дворянство, прислуга, нищие, женщины, которые работали, юристы.
Если все будут заниматься общеполезным трудом в сфере производства, то можно говорить об изобилии, распределении по потребностям. Если изобилия нет, то распределение по труду.
Политический строй – сочетание непосредственной и представительной демократии.
Представительная: выборность всех ДЛ, во главе государства – князь. Каждые 30 семей избирают пиларха, пилархи избирают 4, а из низ избирается князь, принципс.
Князь избирается пожизненно, можно свергнуть, если он был заподозрен в тирании.
По всем вопросам пилархи советуются с главами семей.
Общая гуманность, веротерпимость – характеризуют остров утопия. Все веры уважаемы, неважно каким богам молятся утопийцы, главное, чтобы была вера.
|
|
Мор осуждал насильственные Реформации в Германии.
Воспитание правителей. Его идеал – мудрый, пресвященный правитель, заботящийся о своем народе, поэтому все правители должны избираться из ученых.
Мор часто цитирует Платона.
Идеи Мора явились источником марксистко-ленинской идеологии:
1. Отрицание частной собственности.
2. Всеобщий производительный труд.
3. Распределение по труду или потребностям.
Томазо Компанелло. 1568-1639 г. Уроженец Италии. Вступл в орден доминиканцев.
В 1598 г. арестован за участие в антиправительственном заговоре. Приговорен к заключению пожизненному. 27 лет провел в тюрьме, где создает свое произведение «Город – Солнце». Путешественник попадает в город с идеальным порядком:
1. Отсутствие частной собственности.
2. Общественный характер труда и распределения.
3. Обязательный труд.
4. Четырехчасовой рабочий день.
5. Трудовое воспитание граждан.
Труд происходит под наблюдением должностных лиц – начальники мастерства, это авторитетные, компетентные лица.
Труд – дело чести каждого человека. остальное время – культура и спорт.
Питание соляриев происходит в общественных столовых, весь день проходит в коллективе, сообща.
|
|
Полное потребительское равенство, аналогично жизни и быту первых христиан.
Просвященные люди – правители. Должны содержать в себе черты жречетсва и …, т.е. духовная элита, учителя, наставники и т.д.
Во главе государства стоит первосвященник – ВДЛ, опирается на 3 помощников: Пон (помощник по военным делам), Син (искусство, культура) и Мор (медицина, деторождение). Входят в состав большого совета, куда наряду с ними входят еще …
Город Солнце – государство, основанное на принципе демократии, сочетающееся с правлением мудрых. Все в этом государстве должны быть равноправные, суд не отделен от администрации, законы просты и малочисленные, основные виды наказанная – бичевание, выговор, отстранение от трапезы, смертная казнь.
Казни исполняют сами солярии.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 315; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!