ИСЛАМ. МУСУЛЬМАНСТВО. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ.



 

Вопросы:

1. Возникновение ислама и его основные догматы.

2. Политико-правовые идеи в исламе.

 

Вопрос 1. Возникновение ислама и его основные догматы.

 

VII в. возникает на Аравийском полуострове, населенном предками современных арабов – кочевые народы, не имевшие своего государства.

Особенность этой мировой религии- параллельно возникновению ислама основано едино государство арабов – 630 г. Арабский Халифат

Источники ислама:

1. Коран. «Кур ам» - чтение, декларация. Коран священная книга.

Мухаммед, основатель ислама, ничего не записывал, записывали его учения последователи.

Около 650 г. после смерти Мухаммеда был составлении Коран. Книга объявлена священной, продиктованной самому пророку Мухаммеду архангелом Джебраилом.

Коран состоит из 114 сур, глав. Наиболее длинные находятся в начале.

Коран – прямая речь Аллаха, обращенная через Мухаммеда к людям.

2. Сунна. Состоит из священных приданий – хадисов о жизни чудесах, поучения Мухаммеда. Сунна – нравственное учение ислама.

На основе Корана и хадисов восстановлена биография Мухаммеда (570-632 г.г.). самая ранняя биография Мухаммеда составлена в VIII в., дола до нас в редакции IX в.

Принадлежал к знатному роду, остался рано без родителей, воспитывался в семье дяди, от нужды родился на богатой вдове. Около 610 г. выступает впервые с первыми откровениями: идеи о скором конце света, о страшном суде, призыв отказаться от почитания языческих богов и поклоняться только Аллаху и его пророку. Вначале его проповеди не встретили положительного отклика, в 622 г. Мухаммед и его сторонники изгнаны из Мекки. Это начало мусульманского летоисчисления – хиджара – 622 г. Мухаммед бежал в Медины. Там ему оказывают другой прием, знать видит выгоды от единой религии, в 630 г. навербовав себе сторонников, Мухаммед прибывает в Мекку.

630 г. – объединение Мекки и Медины под знаменем ислама.

Мухаммед стоял и истоков Арабского Халифата как идейный лидер.

Ускорен процесс централизации государства.

Догматика ислама:

1. Вера в Аллаха,

2. Вера в ангелов,

3. Вера во все книги божьи,

4. Вера в божественное предопределение,

5. Вера в конец света,

6. Вера в посланников Аллаха,

7. Вера в воскрешение мертвых в день страшного суда.

Догматы ислама похожи на догматы христианства.

Коран признает библейский христианских пророков: Адама, Ноя, Моисея, Христа, Авраама. Среди всех пророков, посланников наивысшее значение имеет Мухаммед.

Натурфилософия Корана напоминает библию: мир создан за 6 дней, 7 дней, когда бог отдыхал – это пятница.

Говорится о том, что земля и небо связаны невидимыми нитями, по которым поднимаются и спускаются ангелы, после смерти Аллах каждого будет допрашивать и предопределять, куда он направится.

Царство справедливости: наступит спокойная идиллия, когда бог возляжет с ягненка.

Основные обязанности верующего:

1. Вера в единого бога и пророка Мухаммеда,

2. Обязанность молиться, 5 раз за сутки мусульманин должен совершать намаз,

3. Пост,

4. Паломничество в Мекку (хатш), наивысшая святыня – кааба – здание, в стену которого вмурован метеорит яхонт, сначала был белым, послан богом, а от грехов людей посерел.

5. Добровольные пожертвования на содержание общины - изякат, сначала это был обязательный налог, сейчас это добровольное пожертвования. Саадака (разновидность изяката) – добровольное пожертвование нуждающимся и бедным.

 

Вопрос 2. Политико-правовые идеи в исламе.

 

Отрицает наличие разногласий, провозглашает принцип равенства в вере. Все верующие – единая община – ума, ей противостоит территория войны.

Между двумя полисами есть покровительствуемые – иудеи и христиане.

Джихад – идея священной войны. Идея священной войны имела значение в период становления Халифата. Сейчас это не используется.

Принцип слитности и нераздельности властей: духовной и светской. Как Мухаммед был религиозным пророком, духовным деятелем, так и в исламской общине идея нераздельности.

Власть принадлежит Аллаху, осуществляется через представителя в общине и духовная и светская власть.

Отсутствует термин «государство», есть «имамат» (руководство молитвой) и «халифат» (преемство).

Имамат – есть преемство пророческой миссии в защите веры и руководстве земными делами. Все эти функции сосредлоточены в руках одного челоевка.

Раскол мусульманства на две ветви:

1. Шиитов. Шия – партия Али, сторонники версии, что только кровный родственник Али может возглавить общину. 10-14% мусульман.

2. Суннитов. Любой достойный избранный человек общиной может стоять во главе государства. Выбор халифа общиной. Избранный халиф должен советоваться с общиной, однако часто это фикция, если халиф является ученым богословом (мусштахид), то он может и не советоваться

После смерти Мухаммеда его преемниками стали халифы.

Община осуществляет волю Аллаха, но механизм различен: сунниты: Аллах дает власть общине.

Шииты отрицают рационалистическую версию происхождения государства. Имамат – продолжение пророческой числи Мухаммеда, власть передается не общине, а имаму. Воля имама непогрешима и никак не связана с волей общинной.

Культ имама. Имам – миссия – магди, спаситель, пророк.

«Скрытый имам» - последний имам не умер, он в скрытом состоянии продолжает руководить жизнью людей.

Тот, кто умирает, не знает истинного имама своего времени, тот умирает смертью безбожника – крайний фанатизм. Культ имама – воля имама непогрешима.

Иран, Саудовский Аравия.

Исламский фундаментализм - идеализация исторического прошлого, период становления Халифата.

Исламизм предполагает введение исламского государства с исламским образом жизни, с частичным шариатом, с исламскими организациями.

Исламский терроризм- установление исламского государства только путем террора, войны.

Недавняя попытка – ваххабизм (основан не идее единобожия, только вера в Аллаха, никаких пророков) на территории Дагестана. Абда аль Вахааб.

 


 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 523; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!