Распространение идей либерализма в Западной Европе XIX века. Социальная база, идеология, система ценностей



В своеобразных условиях первой половины XIX в. основным направлением буржуазной политической мысли становится либерализм. Либера­лизм делал основной упор на защиту и обоснование «гражданской свободы», понимаемой как свобода частной инициативы, предпринимательства, договоров, свобода слова, совести, мнений и печати. Государство, согласно

этой концепции, должно лишь обеспечивать безопасность личности, част­ной собственности, охранять общество, основанное на «гражданской свобо­де», отнюдь не ограничивая последней. Особенно настойчиво либерализм отстаивал невмешательство государства в экономическую жизнь.

Одним из наиболее заметных идеологов либерализма является основоположник утилитаризма Иеремия Бентам (1748-183 2).

Еще в первых своих произведениях Бентам отвергал теорию естественного права. Бентам призна­ет реальным правом лишь то, которое установлено государством. Бессмыс­ленным и химеричным является и понятие «общественный договор», так как государства создавались насилием и утверждались привычкой.


Законодательство не должно вмешиваться в деятельность предпринимателей и в их отношения с рабочими. По теории утилитаризма стороны сами определяют условия договора, исходя из «собственной пользы», оп­равдывались любые условия договора, продиктованные капиталистом наемному рабочему и отвергались попытки законодателя взять последнего под свою защиту.

Бентам выступает с острой критикой монархии и утверждает, что учредительная власть (право учреждать основные законы государства) принадлежит народу. Как и многие другие либеральные мыслители того времени, Бентам осуждал агрессивные войны и колониальный режим. Он разрабатывал про­екты международных организаций для предупреждения войн, мирного ре­шения конфликтов между государствами.

Теория утилитаризма была далее развита и несколько видоизменена последователем Бентама Дж.Ст. Миллем (1806-1873).

Индивидуальная свобода, в которую недопустимо вмешательство государства, в трактовке Милля означает абсолютную независимость челове­ка в сфере тех действий, которые прямо касаются только его самого. Именно наличие такой свободы индивида является главным критерием для оценки деятельности государства. Лучшим способом гарантии равновесия государства и личности явля­ется, по мнению Милля, неукоснительное соблюдение самими государством установленных им законов. Нерушимость законов - лучшее обеспечение всех видов индивидуальных свобод.

Наилучшей формой государственности Милль считал правление, основанное на народном представительстве. При этом исследователь отста­ивал идею непосредственной причастности народа к государственному управлению. Порядок, основанный на свободе - вот идеал государственности по Миллю.

Наиболее значительным идеологом либерализма во Франции был Бенжамен Констан (1767-1830). Перу Констана принадлежит ряд сочи­нений на политические и историко-религиозные темы. Констан уделяет ос­новное внимание обоснованию личной свободы, понимаемой как свобода совести, слова, свобода предпринимательства, частной инициативы.

Констан решительно и последовательно высказывался против вмешательства государства в экономические и социальные дела, за ограничение его полномочий. В связи с этим, осуждает Констан и идеи о неограни­ченном народном суверенитете.      

Исходя из этого, Констан по-новому ставит вопрос о форме правления. Он осуждает любую форму государства, где существует «чрезмерная степень власти» и отсутствуют гарантии индивидуальной свободы. Такими гарантиями, писал Констан, являются общественное мнение, а также раз­деление и равновесие властей.

Алексис де Токвиль (1805-1890), развивая идеи Констана, главной целью считал обеспечение индивидуальной свободы всеми правомерными средствами для ее полного осуществления и прочной защиты.

Идеалом государственного устройства, по Токвилю, является демократическая республика. Сердцевиной же демократии Токвиль считает всеоб­щее равенство - сначала политико-правовое, а затем - и имущественное.

Однако свобода и равенство, по Токвилю, - понятия разнопорядковые, наличие всеобщего равенства еще само по себе свободы не влечет. Равенство - только первое условие для достижения свободы каждой конкретной личностью.   Сам Токвиль убежден в следующем: современная демократия возможна лишь при тесном союзе равенства и свободы. Равенство и свобода должны быть между собой сбалансированы, дабы не вызвать взаимоуничтожения.

Государство, по мнению Токвиля, служит для гармоничного сочетания свободы и равенства, которые, будучи взяты порознь, не являются достаточными условиями подлинно человеческого бытия.   

Либеральное движение в Германии представлено трудами Вильгельма фон Гумбольта (1767-1835) и Лоренца Штейна (1815-1890).

Гумбольт подходит к государству с позиций гуманистического индивидуализма. По его концепции, цель государства - служение обществу то есть каждому конкретному индивиду. Поэтому государство в своей деятельности не должно преследовать иных целей, кроме обеспечения безопасности граждан.

Гумбольт - противник активной социальной политики государства, которая, по его мнению, развивает в людях иждивенческие настроения и препятствует полноценному экономическому развитию общества.

Штейну принадлежит теория надклассовой монархии, в соответ­ствии с которой власть монарха должна уравновешивать межклассовые противоречия. Штейн полагал, что если общество делится на классы, то государство должно носить надклассовый характер. Единственной формой государства, независимой от классов, Штейн считал конституционную монархию. Вслед за Гегелем, Штейн различает власти законодательную, правительственную и княжескую (монархическую). Подобно идеологам либерализма, Штейн обосновывает законность, правопорядок, незыблемость прав граждан, понимаемых только как равные возможности членов общества добиваться улучшения своего положения при помощи законных средств.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 893; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!