ТЕМА 8 политическая и правовая мысль новейшего времени
Особенности современных политических и правовых учений
На рубеже Х1Х-ХХ вв. ведущее место в промышленности и торговле перешло от частных предпринимателей к индустриальным, торговым и финансовым корпорациям. В это же время организованный в профессиональные союзы класс наемных рабочих сложился во внушительную силу, с которой вынуждены были считаться предприниматели и на защиту интересов которого стал претендовать ряд политических партий и демократических движений. Значительные изменения претерпевало представительное государство. Расширение избирательного права, все более тесная связь представительных учреждений с политическими партиями и рост воздействия общественного мнения толкали буржуазное государство на путь социальных реформ. С начала XX в. повышается роль государства и в регулировании экономических отношений.
Буржуазная политико-правовая идеология строила теорию права и государства, ориентируясь на развитие гражданского общества по капиталистическому пути. Главными задачами этой идеологии были: сохранение классового деления общества, проведение отдельных реформ для смягчения противоречий между рабочим классом и буржуазией, продолжение демократизации представительного государства и усиление его социальной деятельности.
Социалистическая политико-правовая идеология ставила своей целью ликвидацию капитализма и преобразование общества в интересах трудящихся классов. Однако на рубеже веков в некоторых социалистических теориях обозначилось реформистское направление, обосновывающее лишь социализацию гражданского общества, сближающееся с буржуазной политико-правовой идеологией.
|
|
Значительному обновлению была подвергнута позитивисткая правовая теория. Одним из первых перетолковывать основные положения юридического позитивизма стал английский исследователь Герберт Харт. Он рассматривал право как формально-логическую систему «первичных» и «вторичных» правил, являющихся выражением некой высшей нормы признания. Харт несколько отошел от классических положений позитивизма, сделав ряд уступок естественно-правовой концепции.
Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юрист Ганс Кельзен (1881 -1973). Ему принадлежит большое число работ по общей теории права и государства, по конституционному и международному праву, а также несколько сочинений, посвященных опровержению марксизма. Самая известная его работа - «Чистая теория права».
Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Кельзен был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлений, а нормативным содержанием права.
|
|
По учению Кельзена, право старше государства. Современное ему право Кельзен рассматривает как совокупность государственных правопорядков и децентрализованного международного права.
В национальных правовых системах нормы согласованы между собой и образуют строгую иерархию. На вершине этой пирамиды находятся нормы конституции. Далее следуют «общие нормы», установленные в законодательном порядке или путем складывания традиций.
И, наконец, последнюю ступень составляют так называемые индивидуальные нормы - правоприменительные предписания, создаваемые судебными и административными органами при решении конкретных дел. В изображении Кельзена и его учеников, внутригосударственное право выступает замкнутой регулятивной системой, где каждая норма приобретает обязательность благодаря тому, что она соответствует более высокой ступени.
Политическое учение Кельзена построено на отождествлении государства и права. Аргументируя свою позицию, Кельзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является государством правовым.
|
|
Разновидностью юридического позитивизма в Новейшее время стал прагматический позитивизм. Наиболее известным представителем этого направления стал Джером Фрэнк, изложивший свои взгляды в книге «Право и современный разум» (1930 г.). В основу своей теории Фрэнк ставил опыт юристов-практиков. Он полагал, что в качестве права может выступать только правовая реальность в виде судебного решения.
В конце XIX - начале XX в. Значительное развитие в Европе получили идеи солидаризма. Их теоретической основой была социологическая доктрина, взгляд Огюста Конта на общество как на единое целое. В идеологическом отношении они, противостояли и индивидуализму, и социализму (коммунизму). В противоположность индивидуализму и либерализму солидаристы скептически относились к субъективным правам, поскольку, по их мнению, эти права разобщают членов общества, придают самому обществу атомарный характер. В отличие от социалистов, призывавших к уничтожению буржуазии и освобождению пролетариата, солидаристы считали эти классы взаимосвязанными и равно необходимыми для общественного производства. Наибольший вклад в развитие идей солидаризма внесли Л. Дюги и М. Ориу.
|
|
Творчество Леона Дюги (1859-1928) приходится на период возрождения в Европе идей естественного права (юснатурализма). Дюги предстает в конечном итоге защитником социально-юридического, то есть позитивистского и социологического) понимания права с некоторыми отступлениями в пользу естественно-правовой традиции. В книге «Государство, объективное право и положительный закон» (1901 г.), а также в последующих произведениях Дюги писал, что основой общества является неравенство людей, что приводит к разделению общества на классы, каждый из которых выполняет социально-необходимую функцию. Этим обусловлена социальная солидарность, понимаемая как; факт взаимной зависимости индивидов и социальных групп, соединяющей между собой, в силу общности потребностей и интересов людей в группы, а эти группы - в общество. Поэтому непреодолимых противоречий в обществе нет — консенсус между классовыми и иным интересами в обществе всегда можно и нужно искать, и это - главная цель государства, смысл и причина его существования. Дюги отрицал суверенитет как признак государственной власти. Правовым основанием публичной власти, по теории Дюги, является только осуществление социальной солидарности.
Другим основоположником солидаризма был Морис Ориу (1856-1929), основатель теории институционализма. Он рассматривал общество как совокупность огромного числа институтов, из которых и состоят все государства. Если первоначально тот или иной круг лиц, объединившись для совместных действий, образует организацию, то с момента, когда входящие в нее индивиды проникаются сознанием своего единства, она предстает уже институтом. Отличительным признаком института Ориу считал именно направляющую идею. Ориу выделял два типа институтов: корпоративные (торговые общества, ассоциации, государство, профсоюзы, церковь) и вещные (правовые нормы). Оба вида были охарактеризованы им как своеобразные идеальные модели социальных отношений.
Основное внимание в теории Ориу было уделено корпоративным институтам. Государство, согласно концепции Ориу, должно стать публичной службой либерального порядка. Его задача - направлять и контролировать экономическую жизнь общества, оставаясь в то же время общенациональным институтом, т.е. нейтральной посреднической силой. Государство выступает как наиболее важный из корпоративных институтов. Вопрос о соотношении государства и других социальных институтов Ориу решал по формуле «первый среди равных».
Значительную роль в развитии социологического правоведения в XX в сыграл американский юрист Роско Паунд (1870-1964). Свои теоретические взгляды он изложил в ряде небольших монографий, содержание которых
впоследствии обобщил в пятитомной «Юриспруденции».
Мировоззренческой основой учения Паунда послужили идеи прагматизма - ведущего направления в философии США начала XX в. Краеугольный постулат философии прагматизма гласит: любые теоретические построения необходимо оценивать с точки зрения их практического значения, или пользы (отсюда и название доктрины). Следуя этому принципу, Паунд призывал юристов обратиться к анализу «права в действии». Юридическая наука, считал он, призвана показать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей. Социологическая направленность концепции Паунда наиболее ярко проявилась в трактовке права как формы социального контроля. Деятельность по установлению рационального порядка в обществе представлялась ему «социальной инженерией», где право выступает в качестве главного организующего начала, инженерного плана. Вместе с тем, Паунд специально подчеркивал, что социальная инженерия посредством права исключает активное вмешательство государства в сферу частных интересов.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 541; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!