ТЕМА 6 Политические и правовые учения в странах Европы в период становления и развития гражданского общества (конец XYII-первая половина XIX вв.)



Историческая школа права

Историческая школа права  возникла в Германии в начале XIX в. как возражение на идеи школы естественного права и договорные теории о возникновении государства. Представители исторической школы доказы­вали, что нет естественного права, а есть лишь положительное право, кото­рое имеет свои законы развития, не зависящие от разума. Само право - историческое наследие народа, которое не может и не должно произвольно меняться. Подлинным бытием, источником права является не закон, произвольно принимаемый, изменяемый, отменяемый государством, а обычай, выражающий дух народа.

Основателем исторической школы права был профессор права в Геттингене Густав Гуго (1764-1844).

В книге «Учебник естественного права, или философия положитель­ного права» Гуго оспаривает основные положения теории естественного права. Концепцию общественного договора он отвергает по ряду причин. Во-первых, таких договоров никогда не было - все государства и учрежде­ния возникали и изменялись по-другому. Во-вторых, общественный договор практически невозможен - миллионы незнакомых людей не могут вступить в соглашение и договориться о вечном подчинении учреждениям, о которых они судить еще не могут, а также о повиновении еще не известным людям. В-третьих, концепция общественного договора вредна - никакая власть не будет прочной, если обязанность повиновения зависит от исследования ее исторического происхождения из договора. 

В конкретно-исторических условиях эта концепция была апологией феодального обычного права, сохранявшегося в Германии.

Вторым представителем исторической школы права был профессор Берлинского университета Фридрих Карл Савиньи (1779-1861).

Савиньи стремился доказать ошибочность предположения, что право создается законодателем. Оно, по мнению Савиньи, не зависит от случая или произвола. Право всех народов складывалось исторически также как язык народа, его нравы и политическое устройство. Будучи продуктом народного духа, право живет в общем сознании народа в форме не столько отвлеченных понятий, сколько живого восприятия юридических институтов.

Последователем Савиньи был его ученик Георг Фридрих Пухта (1798-1846). Пухта писал о естественном саморазвитии права, которое растет из народного духа, как растение из зерна, также, как язык и нравы. Для охраны права от нарушений народ образовал государство.

Первоначальной формой права Пухта называл обычай, вытекающий из народного сознания. Затем для выражения обычаев (чего именно требу­ет общая воля народа?) создается законодательство. Следом возникает юриспруденция, раскрывающая юридические положения, лежащие в глуби­не народного духа, но не выраженные ясно обычаем и законом. И законода­тель, и юрист не создают нормы права, а лишь содействуют раскрытию различных сторон народного духа.

Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) представляет собой высшую ступень в развитии классического не­мецкого идеализма. Главное произведение мыслителя по вопросам госу­дарства и права - «Философия права» (1821 г.).

Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государ­ство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах. Свое понимание предмета и метода философии права Гегель выразил в знаменитом афориз­ме, который воспринимался многими последующими теоретиками как квин­тэссенция его социально-политической доктрины: «Что разумно, то дей­ствительно; и что действительно, то разумно».

Идеей права, главной ее целью философ считал всеобщую свободу. Вместе с тем Гегель отверг концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно учению философа, подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля.

Идея права в своем развитии проходит три ступени: абстрактное пра­во, мораль и нравственность.

Первая ступень - абстрактное право. На этой ступени свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), всту­пать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановле­ния своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). Абстрак­тное право, иными словами, охватывает область вещественных отноше­ний и преступлений против личности. Вторая ступень в развитии идеи права - мораль. Она является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные предписания формального права в ней наполняются положительным содержанием. Моральный поступок поэтому может вступить в коллизию с абстрактным правом. На данной ступени свобода проявляется в способности индивидов совер­шать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло).

Третья, высшая, ступень осмысления права человеком - нравственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъек­тивной морали, снимаются противоречия между ними. Гегель достаточно подробно разработал теорию гражданского общества, под которым он понимал систему материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли. В целом гражданское общество представляет собой объединение индивидов «на основе их по­требностей и через правовое устройство в качестве средства обеспе­чения безопасности лиц и собственности».

Гражданское общество, по Гегелю, делится на три сословия: землевладельческое (дворяне - собственники владений и крестьяне), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники).

Учение Гегеля о государстве разработано гораздо менее глубоко, чем его учение о праве. Гегель различает в государстве объективную и субъек­тивную стороны.

Идеалом государственного развития философ считал прусское полицейско-бюрократическое государство. Именно такое государство, способно эффективно регулировать своими предписаниями все без исключения общественные процессы и само жить в соответствии с этими предписания­ми, Гегель и определял как правовое государство, впервые введя в прак­тику этот термин.

В учении о внешнем государственном праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Политическое учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли. Содержащиеся в нем прогрессивные положения послужили теоретической основой и дали мощный толчок развитию либеральных и радикальных концепций. Вместе с тем в учении Гегеля была заложена и возможность его консервативной интерпретации.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 399; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!