Политическое учение Жана Бодена



Религиозный раскол, вызванный Реформацией, существенно мешал нормальной жизни и функционированию государственного аппарата. В этих условиях особое значение приобрело идеологическое обоснование способности королевской власти защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей. Такую попытку предпринял выдающийся французский юрист и политический мыслитель Жан Боден (1530- 1596). Свои взгляды на государство, пути и методы упрочне­ния централизованной монархической власти изложены им в труде «Шесть книг о республике».

Жан Боден впервые в истории юридической мысли ввел понятие суверенитет, под которым он понимал независимость государства. Государство Боден определяет как правовое управление многими се­мьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Первостепен­ное значение он придавал форме государства, не выделяя какой-то идеаль­ной формы, а полагая, что для каждого общества, в зависимости от условий жизни (исторических и природных), предпочтительнее своя. Боден считал наилучшей формой правления королевскую монархию - государство, в котором верховная власть (суверенитет) целиком принадле­жит монарху, а управление страной, (порядок назначения на должности) со­ставное, то есть сочетающее принципы аристократические (на ряд должнос­тей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем).


Политические и правовые идеи социалистических

Учений ХVI-ХVII веков

В 1516г. была опубликована «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». Автор книги - англичанин Томас Мор (1478-1535).

В первой части сочинения остро ставится вопрос о причинах преступности в современном ему обществе. Основная причина вообще всех поро­ков и бедствий, считал Мор, - частная собственность и обусловленные ею
общественные противоречия.       

В укор существующим порядкам, Мор рисует идеальную, с его точки зрения, общественную организацию на воображаемом острове Утопия, где люди смогли избавиться от своих пороков путем отказа от частной собственности и перехода всего имущества (и в первую очередь земли) в собственность всего общества.

Государственное устройство Утопии построено с использованием представлений античных авторов об идеальном государстве народовластия. В Утопии существует широкая веротерпимость.

Коммунистические идеи Томаса Мора получили дальнейшее разви­тие в произведениях Томмазо (Джиана Доменико) Кампанеллы (1568-1639), в частности, в произведении «Город Солнца» (издано в 1623 г.).

При описании общественного строя Города Солнца Кампанелла во многом следует «Утопии» Томаса Мора. Город находится где-то на остро­ве около экватора. Здесь нет частной собственности, все трудятся в соот­ветствии со своими природными склонностями, труд почетен.

Мысли Кампанеллы о наилучшем общественном строе отличаются тем, что он пытался распространить принцип общности на брачно-семейные отношения, производственной ячейкой в Городе Солнца является не семья, а мастерская или бригада.

Законы в Городе Солнца немногочисленны, кратки и ясны, их текст вырезан на колоннах  у дверей храма, где осуществляется правосудие.

Представления Кампанеллы о путях утверждения нового общества туманны. Город Солнца основан неким мифическим народом, сведущим в философии и астрологии. По мере распространения необходимых познаний весь мир придет к тому, что будет жить согласно их (соляриев) обычаям.

Ранние буржуазные революции в Европе

Идеологическим знаменем антифеодальных движений в Голландии, Англии и в других странах было протестантство, в основе которого лежит рационализм, то есть оценка общественных отношений с позиций «здравого разума», применение к ним правил логики.

Классическим воплощением нового мировоззрения явилась теория естественного права, основанная на признании всех людей равными от природы и наделенными естественными страстями, стремлениями, мысля­ми. В этом состоял антифеодальный характер теории, что было возведено в обязательный принцип положительного, т. е. действующего, права.

Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583-1645). Свои взгляды он сформулировал в трактате «О праве войны и мира. Три книги» (1625 г.).

Согласно Гроцию, некогда существовало «естественное состояние», когда не было ни государства, ни частной собственности. Развитие человечества, утрата им первоначальной простоты, стремление людей к общению, их способность руководствоваться разумом побудили их заключить договор о создании государства.

Государство Гроций определял, как совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения закона и общей пользы. Признаком государства является верховная власть, которая должна заниматься изда­нием законов (в области как религиозной, так и светской), правосудием, назначением должностных лиц и руководством их деятельности, взимание налогов,


вопросами войны и мира, заключением международных договоров. Каждая существующая форма государственного правления опирается на общественный договор, считал он, поэтому носителем суверенитета является лицо или группа лиц, или собрание, либо их сочетание, обладающие атрибутами верховной власти. При создании государства народ мог избрать любую форму правления, после чего должен повиноваться правителям и не может без их согласия ее изменить. Ибо договоры, согласно естественному праву должны исполняться. Поэтому Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться хотя бы и несправедливым предписаниям власти.

Основные положения общественного договора о создании государства, по мнению Греция, нашли отражение и закрепление в праве. Гроций первым выделил идею о существовании естественного права, являющегося выражением воли народа.

Другим заметным мыслителем, принадлежащим к естественно-договорной школе, был голландский философ-материалист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677).

Спиноза - сторонник идеи общественного договора, но эта идея понимается им весьма своеобразно. Необходимость государства и законов обусловлена естественной причиной - противоречием между страстями и разумом людей. Человек только тогда свободен и могуществен, когда руководствуется разумом. Однако большинство людей (толпа) не таково - они одержимы страстями и капризами, побуждающими к неразумным поступкам. Главная задача правового государства - не подорвать свою способность руководить поддан­ными, иначе всеобщее возмущение может положить конец общественному со­глашению, приведет гражданское сознание в состояние враждебности. Государство, нарушающее общественное соглашение и присваивающее себе функ­ции, не переданные ему договором, должно быть уничтожено.

Суждения Спинозы о праве и законе основываются на свойственном
рационализму представлении о свободе как подчинении равному для всех
разумному закону. Коль скоро закон, обеспеченный принуждением, соединяет людей в общество и предназначен для того, чтобы обуздывать аффекты и

дурные страсти, в нем должен быть воплощен истинный разум, всегда направлен­ный на общее благо: Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей. При таком подходе наиболее прочным госу­дарством признавалась республика, особенно демократическая.

Концепция Спинозы - первое в идеологии Нового времени теорети­ческое обоснование демократии.

Ведущей партией английской буржуазной революции были индепенденты (independent - независимый). Политико-правовые взгляды индепендентов выражены в памфлетах великого английского поэта Джона Миль­тона (1608-1674). Мильтон защищал свободу совести и равноправие всех религий, кроме католической. Мильтон писал, что государство создано по велению бога, общественным соглашением народа, который, в силу прирожденной свободы людей, имеет право управлять собой и создать тот образ правления, какой ему угодно.

Против компромиссной позиции индепендентов, за республику и демократическую конституцию Англии выступили левеллеры (leveler - уравнитель). Одним из идейных лидеров левеллеров был Джон Лильберн (ок. 1618-1657). В многочисленных памфлетах, петициях, проектах и пись­мах он ссылался на «божье слово», разум и естественное право. Последнее занимает стержневое место в его доктрине, причем толкуется, как прирож­денные права англичан. Прирожденными правами Лильберн и его единомышленники счита­ли: свободу слова, совести, печати, петиций, торговли, свободу от военной службы, равенство перед законом и судом. Левеллеры резко выступали про­тив сословных различий и привилегий. К числу естественных прав они отно­сили частную собственность.


Первостепенное значение левеллеры придавали проблемам демократизации государственного строя Англии. Государство, считал Лильберн, создано взаимным соглашением людей для защиты общих интересов и до­стижения целей общества в целом. Отсюда проистекает неотчуждаемое право народа организовать государство таким образом, чтобы это благо было обеспечено.

В процессе развития революционных движений все более активно обсуждался вопрос о соотношении свободы и собственности, государства и права. В разгар второй гражданской войны своеобразное решение этого вопроса предложили «истинные левеллеры», или диггеры. Наиболее видным теоретиком движения был Джерард Уинстенли (1609). Уинстенли первым сформулировал понятие свободы, выразившее главное отличие социа­лизма от буржуазной идеологии того времени: истинная свобода невозмож­на без экономической самостоятельности, она возможна только там, где человек имеет возможность трудиться и получать достаточные средства для существования, ни от кого не завися.

В этот же период Р. Филмер создал теологическо-патриархальную теорию возникновения государства, в которой причудливо переплелись некоторые идеи Аристотеля и Фомы Аквинского.

Выдающимся мыслителем, сторонником естественно-договорной концепции возникновения государства был Томас Гоббс (1588-1679). Он написал ряд произведений, основное из которых—«Левиафан, или мате­рия, форма и власть государства» (1651 г.).

Томас Гоббс одним из первых сосредоточил внимание на причинах, которые обусловили заключение естественного договора и создание государства. Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстей человека. Эти страсти делают людей врагами, стремящимися разрешить все возникающие между ними конфликты с помощью насилия. Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в «состоянии войны всех против всех».


Пагубность такого состояния понуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния; этот путь указывают естественные законы, предписания разума (по Гоббсу, естественное право - свобода делать все для самосохранения; естественный закон - запрет делать то, что пагубно для жизни). Отказываясь от естественных прав (то есть свободы делать все для самосохранения), люди передают их государству, сущность которого Гоббс определял как  «единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты».

Гоббс, подобно Бодену, признает только три формы государства. Он отдает предпочтение неограниченной монархии (благо монарха тождественно благу государства, право наследования придает государству искусствен­ную вечность жизни и т. д.).        

Переворот в Англии 1688 г., вошедший в историю под названием «Славная революция», оформил становление в Англии конституционной монархии. Политико-правовые итоги «Славной революции» получили теоретическое обоснование в трудах английского философа Джона Локка (1632-1704).

Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходит из представления о том, что государство существовало не всегда, что ему предшествовало «естественное состояние». Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существу­ющих в догосударственном состоянии. К естественным правам относится собственность, которая трактовалась довольно широко - решение право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Однако любой закон нуждается в гарантиях, он был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять этот закон, обуз­дывая его нарушителей, в том числе и в форме применения насилия.


Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии естественных прав и законов как средства их выражения, оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были на­дежно гарантированы. Локк считал правомерным и необходимым восста­ние народа против государственной власти, посягающей на естественные права и свободу народа и нарушающей общественный договор.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 998; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!