ТЕМА 3 ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Падение Западной Римской империи в 476 г. завершило период истории Древнего мира и положило начало истории средних веков. В странах Западной Европы периода раннего средневековья (Y-Х вв.) постепенно складывался феодальный строй. Особое место в феодальном обществе Западной Европы и в общественной мысли того времени занимала католическая церковь. В период феодальной раздробленности католицизм был единственной силой, объединяющей западноевропейский мир. Мировоззрение средних веков было теологическим.
Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
Наиболее заметный вклад в формирование и развитие католической политико-правовой идеологии средневековья внес доминиканский монах, крупнейший идеолог католицизма Фома Аквинский (1225 или 1226-1274). Учение Фомы Аквинского стало завершающим этапом в развитии схоластики- католицистической теологии, ориентированной на обоснование постулатов веры средствами человеческого разума.
Божественный Доктор (как прозвали Фому Аквинского позднее) отметил, что само формирование государства как механизма политической власти является результатом божественной воли. Государство, по Фоме Аквинскому, представляет собой механизм воплощения в жизнь божественной воли, рычаг божественного управления обществом.
Любое государство как организация светской власти должна подчиняться церкви как единственному источнику информации об истинной божьей воле, об истинном благе и действительной справедливости. При условии такого подчинения, государь имеет право распоряжаться, применяя насилие, подданные же обязаны беспрекословно повиноваться, так как такое государство представляет собой механизм воплощения в жизнь божественной воли.
|
|
Большое значение в учении Фомы Аквинского принадлежит положениям о законах. Он выделяет: вечный закон - божественный разум управления миром, лежащий в основе всего сущего; естественный закон - отражение вечного закона в сознании людей; человеческий закон - действующее в стране писаное право; божественный закон – Библия. Человеческий закон должен служить выражением, конкретизацией остальных нормативных систем, он призван силой и страхом принуждать людей к добродетели.
Социальный протест угнетенных классов и социальных групп в средние века, ставшие результатом нещадной эксплуатации, произвола и сословного неравенства нашел свое выражение и в многочисленных политико-правовых идеях, которые тогда называли ересью.
Первый этап еретического движения, пришедшийся на Y-Х вв. (арианство и пр.), не создал каких-то серьезных единых систем государственно-политических взглядов. Первые еретики исходили из необходимости возвращения к раннехристианским идеям о неучастии в государственной жизни, о подготовке к приходу Мессии. Официальная католическая церковь одержала убедительную идеологическую победу над первой волной еретичества, выйдя из этой борьбы еще более окрепшей как духовно, так и организационно.
|
|
Вторая волна еретических учений в Х1-ХIУ вв. не была однородной. Она дифференцировалась по социальному признаку. К Х1У-ХУ вв. в нем отчетливо выделились плебейское (крестьянское) и бюргерское (городское) течения. Плебейско-креетьянские ереси (богомилы, катары, патарены, альбигойцы, вальденсы) не отличались глубиной и проработкой политико-правовых идей. Их программой было возвращение к раннехристианским общинам, всеобщее социальное и имущественное равенство, отсутствие частной собственности, наживы, насилия. Намного более детально разработаны были государственно-правовые концепции бюргерской ереси, отражавшие взгляды зажиточных слоев горожан и примыкавших, к ним социальных групп,
Политический лейтмотив этих учений — «дешевая» церковь, светский характер государственной власти.
Джон Уиклиф( 1324-1384) настаивал на независимости английской церкви от Рима, оспаривал принцип непогрешимости папы и возражал против вмешательства церкви в дела государства. Однако, он обосновывал сословное общественное деление и осуждал уравнительные принципы крестьянско-плебейских ересей. Последователем Уиклифа был теолог и национальный герой чешского народа Ян Гус (1371-1415), учение которого отличало наличие не только антиклерикальных, но и национально-освободительных мотивов.
|
|
В ХIY-ХY вв. крестьянско-плебейские движения стали несколько более идеологически оформлены. Лолларды в Англии выступали за ликвидацию феодальных земельных отношений, феодальных льгот и повинностей и за передачу земли крестьянским общинам. Табориты в Чехии, наиболее радикальное движение последователей Яна Гуса, выступали не только против католического владычества, но и против феодального государства. Они пытались построить свое государство, базируясь на всеобщем самоуправлении, сословном и социальном равенстве. В таборитском движении проступали республиканские тенденции.
Яркое выражение протест против притязаний церкви на светскую власть нашел в учении итальянского философа и медика, ставшего впоследствии ректором Парижского университета Марсилия Падуанского (ок. 1275-ок. 1343). Основной его труд - «Защитник мира» (1324, опубликован в 1522). Основным лейтмотивом учения Марсилия Падуанского выступает необходимость обеспечения светского характера государственной власти и недопущения вмешательства в ее дела церкви. Марсилий Падуанский отрицал церковный суд, инквизиционные трибуналы и любые формы принуждения в религиозной сфере. В этом прослеживаются первые идеи о свободе совести. Возникновение государства, по мнению Марсилия Падуанского, носит вполне объективный характер, без прямого божьего вмешательства. Государство возникло в процессе постепенного усложнения человеческих отношений, форм человеческого общежития — через семью, род, племя, город. Марсилий Падуанский исходит из революционного тезиса о том, что источником государственной власти и источником правовых предписаний является народ.
|
|
Марсилий Падуанский одним из первых начал разделять законодательную и исполнительную власти в государстве. Объявляя монархию наиболее приемлемой формой государственного устройства, он выдвинул тезис о целесообразности введения выборной монархии.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 351; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!