ТЕМА 5 Политические и правовые учения в период кризиса феодализма (XYIII в)



Политические и правовые идеи Европейского Просвещения

Просветительские учения выражали интересы тех социальных слоев, которые надеялись осуществить назревшие преобразования с помощью распространения знаний и постепенных реформ.

Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (настоящее имя - Франсуа Аруэ, 1694-1778).

Мировоззрение Вольтера окончательно сложилось в Англии, где он несколько лет провел в изгнании. По возвращении на родину им были написаны «Философские письма» (первоначальное название - «Письма об англичанах»), принесшие ему европейскую известность.

Вольтер сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти, предоставляя другим просветителям разработку проектов идеального устройства государства.

Теоретически из всех форм правления он отдавал предпочтение республике, но считал, что она мало применима на практике. Вольтер принадлежал к числу идеологов, которые, не создав собственной политической теории, подготовили почву для последующего развития политико-правовых учений.

Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Свои общественно-политические воззрения он изложил в романе «Персидские письма», в историчес­ком очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян», а также в главном своем труде «О духе законов» (1748 г.).

Заимствуя идею естественного (догражданского) состояния, Монтес­кье в тоже время отвергает рационалистические конструкции, в которых образование государства выводилось из требований естественного права. Не принял он и само понятие общественного договора. По его мнению, государство и законы появляются вследствие войн.

Монтескье различает три вида правления: республику (демократию и аристократию), монархию и деспотию. Своеобразие этой классификации в том, что Монтескье наполнил понятие формы государства такими опреде­лениями, которые в последующих доктринах будут обозначены как полити­ческий режим.

В основе правильной государственной организации лежит разделение властей, которое Монтескье детально проработал в своем учении. Он выделяет законодательную, исполнительную и судебную власти. Поми­мо разграничения компетенции, принцип разделения властей предполагает также предоставление им специальных полномочий с тем, чтобы они ограничивали и сдерживали друг друга, то есть Монтескье впервые разработал теорию механизма сдержек и противовесов.

Идеологически теория разделения властей была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованием компромисса буржуа­зии и дворянства, Монтескье заслуженно считается классиком конститу­ционализма.

Социально-политические воззрения Жан-Жака Руссо (1712-1778), выдающегося философа, писателя и теоретика педагогики, положили начало новому направлению общественной мысли - политическому радикализму.

В своем социально-политическом учении Руссо исходил, как и мно­гие другие философы XVIII в., из представлений о естественном (догосударственном) состоянии. Его трактовка естественного состояния, однако, существенно отличалась от предшествующих. По его мнению, естествен­ное состояние представляло собой «золотой век», эпоху гармонии человека с природой. Люди были равны и свободны.

Развитие цивилизации, по его взглядам, было сопряжено с появлени­ем и ростом общественного неравенства, или с регрессом свободы. Пер­вым по времени возникает имущественное неравенство. Согласно учению, оно явилось неизбежным следствием установления частной собственности на землю. Вслед за имущественным неравенством выявляется неравенство политическое. По инициативе имущих была создана публичная власть. Внешне это создание представляло собой общественный договор, однако по своей сути это был обман, направленный на закрепление приоритета иму­щих классов. Наконец, последний этап неравенства наступает с перерожде­нием государства в деспотию. Отдельные лица теперь вновь становятся равными между собой, ибо перед деспотом они - ничто. Круг замыкается, говорил Руссо, народ вступает в новое естественное состояние, которое отличается от прежнего тем, что представляет собой плод крайнего разло­жения. Выход из такого порочного состояния - свержение тирана и восста­новление естественной свободы. Возвращение в состояние свободы предполагает, по Руссо, заключе­ние подлинного общественного договора. В результате образуется ассоциа­ция равных и свободных индивидов, или республика. С его точки зрения, договор является соглашением равных между собой субъектов.

Смысл всех предшествующих рассуждений Руссо о договоре заклю­чался в том, чтобы обосновать народный суверенитет как основополага­ющий принцип республиканского строя. Суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти. Свобода, по определению Руссо, состоит в том, чтобы граждане находились под защитой законов и сами их принимали.

Руссо выступил против разделения властей. Народоправство, считал он, исключает необходимость в разделении государственной власти как гарантии политической свободы. Системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства.

При народовластии возможна только одна форма правления - республика, тогда как форма организации правительства может быть различной - монархией, аристократией или демократией, в зависимости от числа лиц, участвующих в управлении.

К числу теоретиков государственного социализма (коммунизма) относится Морелли (около 1715). Основное произведение Морелли «Кодекс природы или истинный дух ее законов» (1755 г.) содержит теоретическое обоснование строя, основанного на общественной собственности, и нечто вроде проекта конституции будущего общества.


Учреждение частной собственности, по мнению Морелли, стало основным фактором, определившим возникновение государства.

Основная задача государства - охранять законы, не допуская повто­рения ошибок, уже породивших когда-то возникновение частной собствен­ности и связанные с ней бедствия.

Весьма похожая теория была изложена в произведении сельского священника Жана Мелье (1664-1729), вошедшем в историю под названием «Завещание». В «Завещании»  содержится своеобразное понимание естественного права. Одной из центральных идей Мелье является идея трудящегося народа на участие в распределении результатов своего труда.

Неотъемлемой составной частью буржуазной идеологии конца ХVШ в. является политико-правовая идеология якобинцев. Вождями якобинского движения были Максимилиан Робеспьер (1758-1794) и Жан Поль Марат (1743-1793).

Робеспьер проводил различие между конституционным и революционным правительствами. Задача конституционного правления, доказывал он, состоит в том, чтобы обеспечить спокойную жизнь республики на осно­ве конституции. Задача же революционного правления заключается в том, чтобы завоевать свободу в борьбе. Завоевание свободы именно путем радикальных социальных и политических преобразований является одной из
основных тем якобинской политико-правовой идеологии.

    Во взглядах Марата и его единомышленников парадоксальным об­разом совмещаются концепции народного суверенитета, защита принципа разделения властей; мысль о создании системы сдержек и противовесов в механизмах управления государством, апология прав человека и критика произвола и деспотизма с идеями о единовластной диктатуре, беспощад­ном терроре, игнорирований правовых гарантий безопасности индивида в условиях революции.

В начале XIX в. развитие идей утопического социализма во Франции продолжили Шарль Фурье (1772-1837) и Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825), основные труды которых были изданы в 20-30-е гг. XIX в.

Большинство социалистов придавало большое значение промышлен­ному перевороту. Технически более совершенные средства производства создают условия для перехода к новой индустриальной организации, откры­вают «эру ассоциации». Поскольку машины обеспечивают изобилие, рост производительности делает возможным построение идеального общества.

Коммунисты начала XIX в. признавали деление общества на классы и непреодолимость классовых противоречий. Однако они выступали против революций, надеясь консолидировать людей и добиться их объединения в бес­классовое общество, опираясь исключительно на сознательность и убеждение.

5.2. Политические и правовые учения в Соединенных Штатах
    Америки в период войны за независимость

Активное развитие борьбы против колониального господства Англии относится к 60-м гг. XVIII в. Решающее воздействие на формирование политической и правовой мысли в колониях оказала передовая в то время естественно-правовая теория в трактовках Гоббса, Мильтона, Локка, Вольтера, Монтескье, Руссо.

Томас Пейн (1737-1809) относится к числу наиболее радикальных представителей демократической политической и правовой идеологии пе­риода Войны за независимость.

В соответствии с концепцией Пейна, с образованием общества и государства люди передали часть своих естественных прав в некий «общий фонд». Так возникают гражданские права, принадлежащие человеку как члену об­щества. Это те права, которые должно защищать государство. К ним Пейн относил и право собственности - право приобретенное, а не естественное.

 

 


Государство создается людьми по общественному договору - единственно возможному способу образования государства. Поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления, о праве народа на восстание и революцию.

Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743-1826) были близ­ки к политическим взглядам Пейна.

Радикальная и демократическая трактовка естественно-правовой концепции проявилась в представлении Джефферсона об общественном договоре как основе устройства общества, дающей всем его участникам пра­во конституировать государственную власть. Его идеалом была демократическая респуб­лика свободных и равноправных фермеров.

Политические позиции Александра Гамильтона (1757-1804) определились еще в период, предшествовавший Войне за независимость. Его воззрение сложились под решающим воздействием теорий разделения властей Монтескье, на которого, в свою очередь, как известно, большое впе­чатление произвело конституционное устройство английской монархии. Это устройство Гамильтон и считал необходимым положить в основу Конститу­ции США. Однако логика освободительной борьбы колоний вынудила Га­мильтона признать возможность республиканского строя. Но обязательным условием этого он считал создание сильной президентской власти, мало чем отличающейся от власти конституционного монарха.

Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на ос­нове избирательного права с высоким имущественным цензом.

Джон Адамс (1735-1826) по своим политическим взглядам был бли­зок к Александру Гамильтону. По мнению Адамса, все простые формы прав­ления - монархия, аристократия и демократия - являются воплощением деспотизма. Его государственным идеалом является смешанная форма правления, объединяющая элементы монархии (сильная единоличная ис­полнительная власть), аристократии и демократии (аристократическая вер­хняя и демократическая нижняя палаты парламента).

Американские мыслители не внесли существенно новых положений в западноевропейскую естественно-правовую доктрину. Но их зас­луга в ее пропаганде и оригинальной трактовке некоторых положений бесспорна.  


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 394; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!