Особенности развития политических и правовых учений в Германии



Своеобразие немецкой идеологии на рубеже ХУШ-Х1Х вв. определялось спецификой развития капиталистических отношений в Германии. Отражением этого развития явилась примиренческая позиция немецкого бюргерства по отношению к правящим классам, что отразилось в германской политико-правовой идеологии того времени. Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы «Идея все­общей истории во всемирно-гражданском плане» и «К вечному миру», а затем обобщил в трактате «Метафизика нравов» (1797 г.).

В своем поведении моральная личность должна следовать требова­ниям категорического (безусловного) императива. Философ приводит две основные формулы категорического императива. На основе этих понятий Кант строит свою политико-правовую систему, тесно связывая право и мораль.

По определению Канта, право - это совокупность условий, при кото­рых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. В соответствии с представлениями Канта, государство - это соеди­нение множества людей, подчиненных правовым законам. В качестве важ­нейшего признака государства здесь было названо


верховенство закона. Призванное гарантировать устойчивый правопорядок, государство должно строиться на началах общественного договора и народного суверенитета.

 Сочинения Канта содержат ряд положений, которые свидетельству­ют о том, что будущее устройство Германии представлялось ему в виде конституционной монархии.

 Кант соединил политическую программу либерализма с идеями наиболее, радикальных и популярных течений того времени и придал им форму глубоко продуманной теоретической системы, которая с трудом поддава­лась критике.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) в своих политико-правовых взгля­дах исходил из естественно-правовой доктрины. Фихте отрицал какую-либо объективную обусловленность права, отстаивая ее зависимость исключитель­но от внутреннего субъективного мира людей. Необходимость существова­ния права диктуется самосознанием, ибо право необходимо для реализации этого сознания. Стержнем правовой общности людей должен стать юриди­ческий закон, вытекающий из взаимоотношений разумно-свободных существ.

Единственным средством обеспечения правовой свободы выступает насилие. Роль государства - быть инструментом насилия.

Политические и правовые учения в России в ХУП-ХУШ веках

Абсолютистские тенденции в развитии русского государства стали закрепляться во второй половине XVII в. Развитие русской экономики нуждалось в защите и покровительстве со стороны сильной государственной власти. Династия Романовых прочно утвердилась на Российском престоле, а значение Земских соборов стало постепенно падать. Вся полнота власти начала сосредоточиваться в руках верховного правителя, что также указы­вало на формирование абсолютной монархии, хотя это не единственный при­знак (для ее возникновения необходима ситуация перехода от феодализма к капитализму). Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация сословно-представительных органов - все это было присуще и российскому абсолютизму. Однако у него были и свои особенности.

    Самуил Петровский-Ситнианович (1629-1680), принявший монашеский постриг под именем Симеона Полоцкого, выступил с обоснованием правомерности абсолютной монархии в работах «Жезл правления», «Вертог­рад многоцветный», «Рифмологион». Он одним из первых в истории отече­ственной политической мысли дал теоретическое обоснование необходимос­ти установления просвещенной абсолютной монархии. Будучи проводником западной культуры и образованности, он вместе с тем активно возвышал авторитет царской персоны, «равновеликой богу». Симеон Полоцкий открыто защищал социальное неравенство: каждому на земле отведено свое место, каждый должен выполнять свой долг. По мнению Полоцкого, подчинение за­кону укрепляет государство. Он отождествляет «закон» и «правду», не делая
исключений в послушании законам ни царю, ни его детям. Симеон рассуждал о необходимости равного для всех суда, который судил бы невзирая на лица.

Политические и правовые идеи Юрия Крижанича (1618-1683) отражены в трактате «Политика», написанном в ссылке в Тобольске. Он ис­следует вопросы происхождения государства, его цели и задачи. Крижа­нич традиционно признает божественную сущность верховной власти, опи­раясь при этом на ветхозаветные и новозаветные тексты Библии. Цель образования государства Ю. Крижанич определяет как достижение «общей пользы» для всех членов обще­ства: обеспечить веру, суд, мир, дешевизну. Наилучшей формой правления, самым древним и самым крепким Крижанич считал «совершенное самовладство» - абсолютная монархия во главе с мудрым королем-философом. Ю. Крижанич выдвигает гарантии против превращения власти в тираничес­кую. Политическая доктрина Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина (1605-1680)—дипломата при дворе Алексея Михайловича сводится к тому, что он


пред­лагал предоставить городам самоуправление, которое обеспечит наибольшие возможности для развития экономики на местах и не ослабит центральную власть. Он выступил с требованиями развития частной инициативы и всемерного поощрения предпринимательства, считая необходимым перенимать опыт передовых европейских стран. В русской политической литературе принято считать, что Ордин-Нащокин первым в России разра­ботал теорию «меркантилизма», высказал ряд реформаторских идей, каса­ющихся преобразований в армии, внешнеполитического курса.

Сложившаяся в России XVIII в. абсолютная монархия как форма
правления получила свое юридическое обоснование при Петре I. В октяб­ре 1721 г. Сенат и Святейший Синод присвоили Петру титул «Отца Отече­ства, Императора Всероссийского», так Россия стала империей. В связи с этим был существенно изменен государственный аппарат, создана боеспо­собная армия и флот. Все эти преобразования находили свое обоснование в политико-правовых теориях.

Иван Тихонович Посошков (1632-1726) в своих произведениях («Книга о скудости и богатстве», «Завещании отеческом сыну») затронул широкий круг проблем. Анализ проблемы правосудия он связывает с тради­ционным для России представлением о совмещении понятий «правда» и «за­кон». Посошковым был предложен проект устройства «прямого правосудия», которое осуществляется судьями - чиновниками государства, находящими­ся на содержании последнего. Суд должен быть единым для всех, процесс должен вестись по определенным правилам, предусмотренным законом.

Русское самодержавие XVIII в. с его бюрократией, служилыми со­словиями, с периодами «просвещенного абсолютизма», было по существу, чиновничье-дворянской монархией. Теоретическое обоснование процесса централизации русского государства и превращения его в абсолютную монархию нашло отражение в сочинениях многих прогрессивных мыслителей начала XVIII в., в том числе государственного и церковного деятеля Феофана Прокоповича (1681-1736). В его работах «Духовный регламент», «Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей», «Розыск исторический», кото­рые стали самыми выдающимися его трудами времен Петра Великого, получила всестороннее идейное обоснование проблема «просвещенного абсолютизма» в России. Власть монарха ученый рассматривает как воплощение суверенитета самого народа, кото­рый передал государю свой права (доводы от естественного права).

Политические идеи В. Н. Татищева (1686-1750), выдающегося исто­рика, дипломата, изложены в основном в многотомной «Истории российс­кой». В. Н. Татищев развивал идеи естественного права и договорного проис­хождения государства. Рассматривая формы государства, он связывал их с размерами территории, степенью защи­щенности от внешней опасности. По мнению Татищева, «малые» народы могут управляться всенародно (республиканское правлении), а «великие» и «от соседей небезопасные» без самовластного государя сохраниться не могут. В связи с этим наилучшей формой правления для России он считал монархию в ее ограниченном варианте. Последнее предполагало существование двухпалатного выборного органа. Монарх при такой системе является верховным законодателем, издающим законы, соответствующие естественному праву, справедливости и общей пользе. Предварительно эти законы должны были быть обсуждены, в ведомствах и выборных учреждениях.

Среди получивших официальное признание отечественных политичес­ких и правовых мыслителей второй половины ХУШ в. следует назвать, име­на М,М. Щербатова и С.Е. Десницкого. Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790). в основном придерживался основных принципов естественно-правовой теории и концепции договорного происхождения государства. По его мнению, равенство состояния было возможным только в диком состоянии. М.М. Щербатов выделяет такие формы правления как монархия, аристок­ратия,


демократия и деспотия. Формы правления и законы государства он ставит в зависимость от климата, размера территории страны, ее рельефа, плодородия почв и численности населения. Наиболее привлекательной, с точки зрения М.М. Щербатова, является конституционная монархия с раз­делением властей и ограничением государства правом. В республике ему не нравилась «химера равенства», способная разрушить любое государство. Щербатов выступил сторонником суверенитета народа. Все законы М. Щербатов подразделял на божественные, естественные, положительные (позитивные). Законы, издаваемые государством (позитивные), должны соответствовать божественным и естественным». Судебный процесс должен быть открытым и глас­ным; соблюдалась презумпция невиновности; тяжесть преступления соот­ветствовала тяжести наказания.

Семен Ефимович Десницкий (1740-1789) получил докторскую сте­пень в области права в Шотландии, в 1767 г. стал одним из первых профессо­ров юридического факультета Московского университета, видный русский просветитель. Он был противником договорной теории происхождения государства. Причиной образования государства он считал необходимость защи­ты семьи и частной собственности со стороны публичной власти. Причину, почему одни властвуют над другими, Десницкий видел в физической силе, духовной силе, силе богатства. Политический идеал - в теории разделения властей, ее приспособлении к российским условиям. Десницкий обосновыва­ет несменяемость судей, необходимость введения для судей квалификацион­ного экзамена, суда присяжных. Наиболее приемлемой формой организации власти он считал конституционную монархию с четким разделением власти на законодательную, «судительную», «наказательную». Судебная власть дол­жна быть отделена от администрации, представлена судом присяжных, рав­ным для всех сословий. В правовой сфере Десницкий предложил классифика­цию права, выделяя; государственное право, гражданское, судебное, уголов­ное. Основополагающим принципом функционирования государства С.Б. Десницкий считал строжайшее соблюдение законности.

Политические идеи Я.П. Козельского (1729-1795) раскрываются в «Философских предложениях». Теоретической основой для него послужили произведения французских просветителей. Будучи сторонником концепции естественного права и договорного происхождения государства, Козельский подчеркивал, что в случае несоблюдения условий договора, народ име­ет право на борьбу против своих угнетателей. Размышляя о формах правле­ния, он выделял республику, в которой видел наибольшую пользу для всех человеческих добродетелей и законодательств. Его правопонимание связа­но с чётким разделением права и закона. В его концепции выделены четыре вида права: божественное, естественное, всемирное, гражданское. Он обо­снованно противопоставлял идеи своей книги макиавеллизму: «Макиавелли не умрет, проклинать его, будут очень громко, а подражать очень тихо».

Родоначальник социального радикализма в России, писатель и фило­соф А.Н. Радищев (1749-1802), первым поставил вопрос об уничтожении крепостного права, выдвинул идею народной революции и республиканизма, положив тем самым начало русской революционной, антикрепостнической идеологии.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 317; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!