Литературный жанр. Эволюция и взаимодействие жанров



Лит жанрыэто сложившиеся в процессе развития худ словесности виды произведений.

Жанр произведения традиционно определяется по целому ряду признаков – содержательных и формальных, которые объединяют произ одного жанра и носят относительно устойчивый исторически повторимый характер.

Важнейшие признаки:

1) Принадлежность произ к тому или иному лит роду (эпические, драматургические, лирические и лиро-эпические жанры)

2) Стихотворная или прозаическая речь произведения (песня\сказка, поэма\роман)

3) Различия в объеме произ (песня и былина – малые стихотворные формы, рассказ и новелла – средние эпические формы)

4) В драматургии, во многих лирических и некоторых эпич произ деление на жанры связано с видом пафоса (трагедия – трагический пафос, комедия – сатирический, ода-героический).

5) Важны особенности содержания (национально-историческая проблематика или нравоописательная, романтическая).

Эпические жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня… драматические: трагедия, комедия и драма, лирические: ода, элегия, эпиграмма; лиро-эпические: басня, баллада.

Многие жанры уходят корнями в устное коллективное народное творчество, где мало изменялись в вековой традиции. В древних литературах развитие авторского самосознания было очень медленным, поэтому древние лит-ры отличаются большой разветвленностью жанров и большой устойчивостью. С течением времени жанры развиваются, отмирают в первоначальном чистом виде или вытесняют друг друга. Так романтизм выдвинул в противовес классицизму такие жанры, которые давали большой простор выражению субъективных переживаний и классическая ода, героическая поэма, трагедия, сатира уступили место элегии, балладе, лиро-эпической романтической поэме. А с развитием реализма жанры и вовсе освободились от нормативности.  

 

 

Основные системы стихосложения.

Метрическая (античная сис-ма стихосложения): Присуща языкам, в которых гласные звуки резко различаются по долготе и краткости произношения (древнегреческий, латынь, современный арабский). Слоги различались не по силе (ударности), а по краткости-долготе произношения. Ритмично чередовались короткие и долгие слоги. По характеру похожи на тонические стихи древнерусской лит-ры. Также имели музыкально-напевный хар-р и не читались, а пелись под аккомпонемент музыкального инструмента – лиры. Каждый долгий звук равнялся двум кратким. Ритмической единицей стиха у греков был метр, а у римлян – стопа.Стопа, как и метр у греков, состояла из долгих и кратких слогов. Стопы были двухсложные, трехсложные, четырехсложные. Стопа из долгого и краткого слога называлась ямбом. А, например, дактиль – трехсложная стопа, состоящая из одного долгого и двух кратких (Ааа). Гекзаметр – наиболее распространенный размер – это шестистопный дактиль(АааАааАааАааАааАаа).

Силлабическая система: В русской лит-ре была принята в течение 17, 18 веков. Одинаковое количество слогов в каждой строчке, расположение же ударных-безударных слогов не играло никакой роли. Две соседние строчки рифмовались, причем оканчивались женской рифмой (второй слог с конца). Часто состояли из 13 слогов. Таким размером писали Кантемир, Феофан Прокопович, Тредиаковский.

Тоническая система стихосложения: Сис-ма, основанная на равном количестве ударений в каждом стихе (небольшие отклонения возможны). Их ритмическая соразмерность обеспечивается за счет повторений одинакового кол-ва ударений (Не сияет на небо солнце красное, Не любуются им тучки синие). Такими стихами написаны сказки Пушкина. В Русской поэзии такая система уходит корнями в глубокую древность (былины). Русское народное стихосложение по своей природе тоническое.

Силлабо-тонический стих - введен в России В.Тредьяковским и М.Ломоносовым. Система стихосложения, когда учитывается количество слогов, количество ударений и места их расположения в строке. Существует пять основных размеров силлабо-тонического стиха: два двусложных (хорей и ямб) и три трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест).

Драма как жанр

Один из основных жанров (видов) драмы как рода литературы наряду с трагедией и комедией. «Гибридный жанр», в котором равно переплетаются комические и трагические черты.  Как и комедия, драма воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, однако главная ее цель не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. При этом, как и трагедия, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем эти противоречия не столь напряженны и допускают возможность благополучного разрешения.

Литературный и кинематографический жанр получил особое распространение в искусстве XVIII—XXI веков. Постепенно вытеснил другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику.

Драмы изображают, преимущественно, частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

Начала формироваться значительно позже трагедии и комедии. В XVIII веке возникает мещанская драма (Дж. Лилло, Д. Дидро, П.-О. Бомарше, Г. Лессинг, ранний Ф. Шиллер) – борьба буржуазии против феодального строя, усиление демократической тенденции в лит-ре.

Становится ведущим жанров в 19-20 веке. В России – Островский, Чехов, Горький.


16. Метр и ритм

 

Метр – стихотворный размер, заданная схема размещения ударений. В узком смысле – тот принцип, на котором основан ритмический строй стиха. В античном стихосложении таким принципом была долгота слога, в русском силлабическом – равное кол-во слогов, в силлабо-тоническом – правильное чередование ударных и безударных слогов.

Ритмчередование однородных сходных явлений через определенный промежуток времени. В стихотворном произведении каждая строчка представляет отдельную законченную в ритмическом отношении единицу: она отделяется от другой стихотворной строчки паузой и каждая строчка произносится в примерно одинаковое кол-во времени. Ритмическая и логическая единица стихотворной речи могут как совпадать так и не совпадать. (Дом. Улица. Фонарь. Аптека. – 4 логических единицы, одна ритмическая). Ритмическая пауза также может не совпадать с логической. Ритм существует не в отдельной строке, а в сочетании строк. В узком смысле – фактическое размещение ударений.

Перенос или переброс – это когда фраза или законченная ее часть начинается в одной строке, а заканчивается в другой.

 

Разновидности эпитета.

Эпитетхудожественное определение, придающее образность и эмоциональность выражению. Можно обойтись без метафоры, синекдохи, сравнения, но не без эпитета. Подчеркивает один из признаков предмета или одно из эмоциональных впечатлений о нем. Эпитет отмечает только те стороны, свойства и признаки явлений, в которых с наибольшей наглядностью и эмоциональностью представлены типические предметные формы, характерные черты, вызывающие душевные движения читателя.

Может быть образован по принципу метафоры и метонимии. В этом смысле разделяются на две группы.

Метафорические эпитеты образуются, как и метафора, путем обозначения признака предмета по аналогии и сходству вызываемого впечатления: «махровая тьма» (хотя сама по себе тьма не может быть махровой). Так же образованы «седая зима», «пьяный цвет».

Метонимические эпитеты: перенос качества по смежности. Например, «храбры взоры врагов». На самом деле, храбры не взоры, а враги.

Постоянные эпитетыэпитеты, прочно закрепленные в общественном сознании за определенными образами, характерны для фольклора: «красная девушка», «чистое поле». Они вещественны, то есть мало метафоричны и часто выражают совершенные качества.

Эпитет может быть выражен разными частями речи: прилагательным, причастием («что если я, завороженный,…»), наречием при глаголе («море шумело глухо, сердито»), деепричастием «весенний первый гром как бы резвяся и играя», приложением к другому существит («мужчина-деревенщина»), сущ, играющие роль сказуемого («Онегин был… ученый малый и педант»).

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!