Средние эпические жанры (повесть, хроника)



Эпос – род повествовательных произ, в образной форме передающих состояние и быт народа, общественные отношения, картины исторического развития.

Жанры можно классифицировать по объему произ. К средним эпическим жанрам относится повесть и хроника.

Повесть тесно соприкасается с рассказом и романом. По своим размерам занимает промежуточное положение между ними, имеет обычно одну сюжетную линию, более сложную и развернутую, чем в рассказе, но отражает явления жизни в меньшем объеме и многообразии характеров и событий, чем в романе. В отличии от романа самостоятельное сюжетное развитие в повести имеет лишь судьба главного героя («Капитанская дочка» Пушкина).Содержит в себе не отдельный эпизод из жизни героев, а целый ряд эпизодов, изображение характеров дается в некотором развитии. Внимание автора сосредотачивается на одном, двух главных персонажах. Границы провести сложно. Повести бывают и небольшими по размеру, как рассказ («Нос», «Шинель») и крупные («Капитанская дочка» больше «Героя нашего времени, например»).

Хроника - (от греч. χρόνος — время) — временны́е, исторические книги. Распространенный тип исторического произведения периода средневековья, фиксирующего ход событий в их хронологической последовательности. Для хроники типичны подробность и систематичность в изложении исторических фактов, а также авторская оценка описываемых событий. Наиболее распространение хроники. получили в странах Зап. и Центр. Европы. В период раннего средневековья популярными были всемирные, или универсальные хроники, ведущие повествование "от сотворения мира" ("Большая хроника Исидора Севильского", 7 в.). При создании исторических произведений, охватывающих столь широкие временны́е рамки, авторы в качестве источников использовали написанные ранее хроники. До 13 в. хронистами чаще всего были священнослужители и монахи. В Др. Руси большое распространение получили переводные византийские хроники. Исторические произведения, близкие хронике на Руси и в ряде других славянских государств носили название летописи.

 

Понятие литературного рода.

Произведения художественной словесности принято объединять в три большие группы, получившие названия литературных родов: эпос, лирика и драма.

Понятие лит рода сформировалось еще в античной эстетике, в сочинениях Платона и Аристотеля. Аристотель говорит о трех способах подражания: «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных». Эти способы подражания впоследствии и стали называть литературными родами.

Эпосу и драме свойственно: Большая широта познавательных возможностей. Воссоздают события, протекающие в пространстве и времени. Здесь изображаются отдельные лица, их взаимоотношения, намерения и поступки. Хотя всегда присутствует авторское осмысление, читателю часто кажется, что события произошли вне зависимости от воли автора. Создается иллюзия объективности.

Эпос и драма отличаются по форме: Организующим формальным началом эпоса является повествование о события жизни людей и их поступках. Текст драматического произ состоит из высказываний самих персонажей, посредством которых они действуют в изображаемой ситуации. Авторские пояснения к словам героев сводятся к ремаркам. Драма предназначена для постановки на сцене, эта форма возникла на основе развития театрального искусства. (Жанры: трагедия, комедия, водевиль, фарс, скетч, шутка, сценарий)

Слово «лирика» образовано от древнегреческого названия музыкального инструмента лиры, под аккомпанемент которой исполнялись словесные произведения. Отличается от эпоса и драмы объектом художественно познания. Отсутствует развернутое и детализированное воспроизведение событий, поступков, взаимоотношений людей. Лирика художественно осваивает внутренний мир человека как таковой: его мысли, чувства, впечатления. Поэтому речь выступает, прежде всего, в ее выразительной, экспрессивной функции, воспроизводитэмоциональное отношение к жизни носителя речилирического героя. Здесь воплощается субъективное начало человеческой жизни.

А.Н. Веселовский писал о происхождении лит родов. Утверждал, что они возникли из обрядового хора первобытных народов. Из возгласов радости и печали, сопровождавших обрядовую пляску постепенно выделилась лирика. Из выступлений запевал сформировались лироэпические песни и позже эпопеи. А из обмена репликами участников обрядового хора возникла драма.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1449; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!