Композиция литературно-художественного произведения



КОМПОЗИ́ЦИЯ — построение худож. произв., согласованность его частей, обусловл. его содержанием, характером и назначением; организующий эл-т худож. формы. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и цельность.

Композиционное построение включает:

- выяснение центра композиции и подчинение ему других частей произведения;

- объединение отдельных частей произведения в гармоническом единстве;

- соподчинение и группировка с целью достичь выразительности и пластической целостности произведения.

К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия "издателей" (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни (например, Сон Обломова в романе Гончарова "Обломов", письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в романе Пушкина "Евгений Онегин", песня "Солнце всходит и заходит…" в драме Горького "На дне"); все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами.

Создавая произведение, автор сам выбирает принципы компоновки, "сборки" этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом особые композиционные приемы. Разберем некоторые принципы и приемы:

действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной (этот прием применил Н.Чернышевский в романе "Что делать?");

автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой автор использует, например, повтор строф (последняя повторяет первую), художественных описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером), события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.; такой прием встречается как в поэзии (к нему часто прибегали Пушкин, Тютчев, А.Блок в "Стихах о Прекрасной даме"), так и в прозе ("Темные аллеи" И.Бунина; "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль" М.Горького);

автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (например, рассказ автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева "Отцы и дети"); нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе" (исповедь Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в "Преступлении и наказании"; глава 13 "Явление героя" в "Мастере и Маргарите"; "После бала" Толстого, "Ася" Тургенева, "Крыжовник" Чехова);

нередко организатором композиции выступает художественный образ, например, дорога в поэме Гоголя "Мертвые души"; обратите внимание на схему авторского повествования: приезд Чичикова в город NN - дорога в Маниловку - усадьба Манилова - дорога - приезд к Коробочке - дорога - трактир, встреча с Ноздревым - дорога - приезд к Ноздреву - дорога - и т.д.; важно, что и заканчивается первый том именно дорогой; так образ становится ведущим структурообразующим элементом произведения;

автор может предпослать основному действию экспозицию, каковой будет, например, вся первая глава в романе "Евгений Онегин", а может начать действие сразу, резко, "без разгона", как это делает Достоевский в романе "Преступление и наказание" или Булгаков в "Мастере и Маргарите";

композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т.д.) и будет являться зеркальной, как, например, в поэме А. Блока "Двенадцать"; зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип композиции характерен для многих стихотворений М.Цветаевой, В.Маяковского и др.; прочтите, например, стихотворение Маяковского "Из улицы в улицу");

нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии; например, его используют Достоевский в "Преступлении и наказании" и Булгаков в "Белой гвардии" и "Мастере и Маргарите". Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.

Композиция - это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи.

 

Сравнения. Основные виды.

 

Сравнениефигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные для субъекта высказывания свойства, сделать речь образной, обусловить живое и острое восприятие написанного. С помощью сравнения можно замедлить повествование придать ему плавный, величавый характер или придать изображению дополнительные поэтические краски.

В сравнении выделяют: сравниваемый предмет (предмет сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения, предикат), и их общий признак (основание сравнения, сравнительный признак). Предмет всегда бывает один, предикат же может состоять из нескольких членов («Передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты»).

Сравнениеблизко стоит к метафорическому эпитету и является своего рода развитой метафорой. Но метафора выражается одним словом, а сравнение целой фразой или даже несколькими предложениями. (Сравнить: «нива золотая» и «нива, блестящая как золото»).

Сравнение выражается в прямой или отрицательной форме и в связи с этим делится на положительное и отрицательное. Отрицательные сравнения излюбленная форма народной поэзии. «Попытка — не пытка».

Положит сравнение чаще всего передаются придаточными предл с соединительными союзами – как, что, словно, будто.

Прямые сравнения могут иметь предикаты в родительном и творительном падежах: «Иногда любовь горит скорей\ Тонкой свечки в жарком божьем храме» (А.М.Горький), «он ходит гоголем»

Иногда выражается в форме сопоставления без придаточного предл. Такое сравнение называется параллелизмом. Таких много у Шолохова «А девичьи слезы – что роса на восходе солнца», «травой зарастают могилы, давностью зарастает боль».

бессоюзные сравнения — в виде предложения с составным именным сказуемым: «Мой дом — моя крепость»

В зависимости от того, сколькими словами выражаются бываютпростые и сложные.(Простое – «Девушка, прекрасная, как осень», сложное – «умри, мой стих, умри, как рядовой, как безымянные на штурмах мерли наши (Маяковский)»).

 

24. Тема, идея, проблематика литературно-художественного произведения.

ТЕМА -это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении.

Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения. Все явления мира и человеческой жизни составляют сферу интересов художника: любовь, дружба, ненависть, предательство, красота, безобразие, справедливость, беззаконие, дом, семья, счастье, обездоленность, отчаяние, одиночество, борьба с миром и самим собой, уединение, талант и бездарность, радости жизни, деньги, отношения в обществе, смерть и рождение, тайны и загадки мира и т.д. и т.п. - вот те слова, которые называют жизненные явления, становящиеся темами в искусстве.

Задача художника - творчески изучить жизненное явление с интересных автору сторон, то есть художественно раскрыть тему. Естественно, что сделать это возможно, лишь поставив вопрос (или несколько вопросов) к рассматриваемому явлению. Вот этот-то вопрос, который задает художник, используя доступные ему образные средства, и есть проблема литературного произведения.

ПРОБЛЕМОЙ называется вопрос, не имеющий однозначного решения или предполагающий множество равнозначных решений. Многозначностью возможных решений проблема отличается от задачи. Совокупность таких вопросов называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ.

Видение автором решения поставленных проблем и является идеей произведения.

ИДЕЯ (греч. Idea, понятие, представление) - в литературе: основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем. Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в художественных образах называют ИДЕЙНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ художественного произведения.

 

25. Разновидности тропов

 

ТРОПЫ[греческое tropoi] — термин античной стилистики, обозначающий художественное осмысление и упорядочение семантических изменений слова, разнообразных сдвигов в его семантической структуре. См. «Семасиология». Определение Т. принадлежит к числу наиболее спорных вопросов уже в античной теории стиля. «Троп, — говорит Квинтилиан, — есть изменение собственного значения слова или словесного оборота, при котором получается обогащение значения. Как среди грамматиков, так и среди философов ведется неразрешимый спор о родах, видах, числе тропов и их систематизации».

Основными видами Т. у большинства теоретиков считаются: метафора, метонимия и синекдоха с их подвидами, т. е. Т., основанные на употреблении слова в переносном значении; но наряду с этим в число Т. включается и ряд оборотов, где основное значение слова не сдвигается, но обогащается путем раскрытия в нем новых дополнительных значений (созначений) — каковы эпитет, сравнение, перифраза и др. Во многих случаях уже античные теоретики колеблются, куда отнести тот или другой оборот — к Т. или к фигурам. Так, Цицерон относит перифразу к фигурам, Квинтилиан — к тропам. Оставляя в стороне эти несогласия, можно установить следующие виды Т., описанные у теоретиков древности, Ренессанса и Просвещения:

1. Эпитетопределяющее слово, преимущественно тогда, когда оно прибавляет новые качества к значению определяемого слова. Ср. у Пушкина: «румяная заря»; особое внимание теоретики уделяют эпитету с переносным значением (ср. у Пушкина: «дней моих суровых») и эпитету с противоположным значением — так наз. оксюморону (ср. Некрасова: «убогая роскошь»).

2. Сравнение — раскрытие значения слова путем сопоставления его с другим по какому-то общему признаку. Ср. у Пушкина: «быстрее птицы младость».

3. Перифраза — «способ изложения, описывающий простой предмет посредством сложных оборотов». Ср. у Пушкина пародийную перифразу: «Юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном» (вм. молодая талантливая актриса). Одним из видов перифразы является евфемизм — замена описательным оборотом слова, по каким-либо причинам признаваемого непристойным. Ср. у Гоголя: «обходиться с помощью платка».

В отличие от перечисленных здесь Т., построенных на обогащении неизмененного основного значения слова, следующие Т. построены на сдвигах основного значения слова.

4. Метафора — «употребление слова в переносном значении». Классический пример, приводимый Цицероном — «ропот моря». Стечение многих метафор образует аллегорию и загадку.

5. Синекдоха — «случай, когда целая вещь узнается по малой части или когда по целому узнается часть». «Человек должен быть свободен».

6. Метонимия — «замена одного названия предмета другим, заимствуемым у родственных и близких предметов». Ср. у Ломоносова: «читать Вергилия».

7. Антономасия — замена собственного имени другим, «как бы извне заимствованным прозвищем». Классический пример, приводимый Квинтилианом — «разрушитель Карфагена» вместо «Сципион».

8. Металепсис — «замена, представляющая как бы переход от одного тропа к другому». Ср. у Ломоносова — «десять жатв прошло...: здесь через жатву разумеется лето, через лето — целый год».

Наконец выделяется ряд Т., в к-рых изменяется не основное значение слова, но тот или иной оттенок этого значения. Таковы:

9. Гипербола — преувеличение, доведенное до «невозможности». Ср. у Ломоносова: «бег, скорейший ветра и молнии».

10. Литота — преуменьшение, выражающее посредством отрицательного оборота содержание положительного оборота («немало» в значении «много»).

11. Ирония — выражение в словах противоположного их значению смысла. Ср. приводимую Ломоносовым характеристику Катилины у Цицерона: «Да! Человек он боязливой и прекроткой...».

12 Символ – условная замена предмета чем-либо: весы – символ правосудия.

13. Гротеск – просто преувеличения, без фантазерства, этим отличается от гиперболы.

14. Аллегория – предвзятое, нарочитое средство иносказания, в котором изображение сразу показывает свою служебную сущность (животные в баснях).

15. Эмфаза – сужение, часть показывается через сужение: «В институте: можно начинать, народ собрался (хотя пришло, положим, только 7 человек)». Синекдоха наоборот.

 

26. Творческий метод писателя.

Метод художественный - система принципов, управляющих процессом создания произведений литературы и искусства. Поскольку метод художника, складываясь в конкретной социальной и культурной среде, обнаруживает, при всей его уникальности, более или менее глубокую общность с методами др. художников этого же времени, этой же идейно-эстетической ориентации, постольку историк художественной культуры вправе вычленять общую структуру М. х., лежащую в основе целых художественных течений, стилей, направлений; так, говорят о М. х. классицизма, романтизма, критического реализма, символизма и т.д.

М. х. вырабатывается каждым художником самостоятельно, в ходе формирования его творчества, под влиянием всего его миросозерцания (системы его эстетических, этических, религиозных, философских, политических убеждений). Естественно, что серьёзные изменения миросозерцания ведут к преобразованию М. х. (таков был, например, переход А. С. Пушкина от романтического метода к реалистическому или движение М. В. Нестерова от символизма к социалистическому реализму). Естественно и то, что наличие более или менее острых противоречий в миросозерцании художника неотвратимо ведёт к внутренней противоречивости и самого М. х.

Поскольку структура искусства складывается из соотношения четырёх основных компонентовпознания жизни, её оценивания, её преображения и знакового выражения получаемой т. о. художественной информации, постольку М. х. должен необходимо содержать четыре соответствующие установки. Его познавательная установка определяет, в какие области бытия устремляется энергия художественного познания (например, в сферу социальную или биологическую) и как соотносит оно в образе общее и единичное; оценочная установка М. х. определяет характер утверждаемой художником (либо художественным направлением) системы ценностей (религиозной или светской, гражданственной или аполитичной) и тот способ (открыто тенденциозный или скрытый, эмоционально-обнажённый или умозрительный), каким это делается; созидательная установка М. х. определяет принципы преобразования жизненной данности в художественные образы (сохраняющие правдоподобие или нарушающие её и т.д.) и принципы материального конструирования художественные формы; наконец, семиотическая установка М. х. определяет способ превращения данной конструкции в систему образных знаков, в особый "художественный язык". При этом следует иметь в виду, что речь идёт о динамической системе, которая способна менять свое состояния благодаря изменению соотношения составляющих её элементов.

- Творческий метод индивидуален

- Однако зависит от социального окружения

- С течением жизни автора изменяется (Пушкин – романтиз\реализм, Есенин – имажинизм\реализм)

 

Основные лирические жанры

Лирика– род литературы, выражающий переживания, ощущения, настроения человека. Сила лиризма определяется тем, что в нем жизнь предстает прочувствованной, пережитой и обдуманной поэтом.

Жанры:

Заговоры: Возникли в глубокой древности, когда сознание человека было еще ограниченно. Позднее получил распространение среди «темных людей»: колдунов, знахарей. В наше время является пережитком темной старины.

Трудовые песни: На ранней ступени развития люди в целях облегчения труда и объединения усилий коллектива, ритмизации работы сопровождали трудовые процессы песней.

Обрядовые песни: Возникли в древности, носили синкретический характер, ибо всегда соединялись с игрой, с исполнением обрядов, соединяли в себе и лирику и драму и исполнялись коллективом.

Бытовые песни: Отражают различные стороны народного быта: семейные отношения, общественное положение, дружбу, любовь. Частушки, песни, народная, авторская, цыганская…

Пословицы и поговорки – выводы, к которым пришла народная мудрость на основании богатого опыта.

Загадки: краткие определения чего-либо, но в отличие от пословиц дается в нарочито затемненной, иносказательной форме.

Эпиграмма: В Древней Греции – стихотворная надпись на храме, статуе, сосуде…, объясняющая назначение предмета. Позднее – небольшое стихотворение, сатирического характера.

Мадригал – шутливое или любовное коротенькое стих-ие, противоположное эпиграмме, выражающее комплимент, лестную характеристику человека.

Эпиталама – стих-ие на бракосочетание

Эпитафия – надгробная надпись.

Послание – лит произ в стихотворной форме в виде обращения к какому-либо определенному лицу.

Ода – стих-ие на торжественный случай, отличающееся приподнятым тоном.

Элегия – по Белинскому «песня грустного содержания». Грустные лирические раздумья о человеческой жизни.

Романс – музыкально-поэтическое произ для голоса с сопровождением фортепьяно, гитары или арфы.

Дума – Белинский определил как «песню исторического содержания». Народные песни о важных историч событиях и народных героях. Также всякое стих-ие патриотического содержания, выражающее раздумья автора о судьбах родины.

Идиллия – вид античной буколической поэзии, небольшое по объему стих-ие, рисующее легкую, тихую, безмятежну жизнь людей на лоне природы. Феокрит, Вергилий.

Эклога – идиллия, только в сценическом оформлении, имеет вид диалога.

Дифирамб– выражение симпатии в коротком стих-ии к человеку.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 594; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!