Лексический состав языка художественной лит-ры (диалектизмы, архаизмы, неологизмы, варваризмы и др.)



В худ лит-ре автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту, поэтому он использует все возможные средства, чтобы усилить экспрессию языка.

В том числе:

Неологизмы– слова или словосочетания, недавно появившиеся в языке (новообразованные, отсутствовавшие ранее). Свежесть и необычность такого слова или словосочетания ясно ощущается носителями данного языка, поэтому неологизм иногда вводится самим автором: «стушеваться» Достоевского.

Архаизмы – устаревшие слова, которые в процессе развития языка заменились другими, но продолжают использоваться как стилистически маркированные, например, в поэтической речи для создания высокого стиля, для воссоздания исторического колорита, речи героев. Бывают лексические: слово устарело само по себе «где парус рыбаря белеет иногда» (Пушкин «Деревня») и семантические устарело само значение слова «угас как светоч дивный гений» (Лермонтов, «Смерть поэта»).

Диалектизмы – слова или обороты, бытующие в определенной местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный д-м) или профессии (профессиональный д-м).

Варваризм - иностранное слово или выражение, не полностью освоенное языком и воспринимаемое как чужеродное, как нарушение общепринятой языковой нормы. С течением времени это слово может либо выйти из обращения и забыться (например, «комильфо»), либо получить хождение в ограниченных сферах (профессионализмы, сленг) — как нынешние «пейджер» или «хакер», либо стать широко употребимым — как, например, «зонтик», «специальный» или «информация». Практически все иностранные заимствования сначала проходят стадию варваризмов.

Профессионализмы – профессиональные термины.

Жаргонизмы – речь узко круга людей, объединенных совместными интересами, обстоятельствами или времяпрепровождением. Сленг – пласт языка, принадлежащий к некодифицированной его сфере, отражающий фамильярдность или юмористический оттенок: блат, мура, чувак. Арготизмы – условная, засекреченная речь, созданная отдельными соц группами (завязать (с преступностью)).

Экзотизмы – заимствованные слова, в значении которых выражаются отличительные черты общественной жизни, быта и нравов другого народа – сэр, мистер, лорд.

 

Понятие стопы. Основные размеры русского стихосложения.

 

Стопа́ — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определенном порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).

 

Ямб - Один из размеров силлабо-тонического стиха, двусложный размер, где ударение стоит на втором слоге: «Куда ж поскачет наш проказник, с чего начнет он? Все равно…» (А.Пушкин). Хорей - Один из двусложных размеров силлабо-тонического стиха, где в стопе ударение стоит на первом слоге: «Прибежали в избу дети, второпях зовут отца» (А.Пушкин).

Дактиль - Стихотворный размер, где в стопе ударение располагается на первом слоге, а два последующих безударны

Амфибрахий - Форма стихосложения, когда ударный слог стоит посередине трехсложной стопы: «дубовый листок оторвался от ветки родимой\ и в степь укатился, жестокой бурей гонимый» (М.Ю.Лермонтов).

Анапест – форма стихосложения, когда стопа имеет два первых безударных слога, а третий – ударный: «Умерла моя муза. Недолго она Озаряла мои одинокие дни». (С.Надсон)

Пеон (первый, второй, третий, четвертый) – стопа в четыре слога, из которых ударный тот, по которому называется пеон.

Пиррихий - где ударение на слоге потенциально присутствует, но реально почти не слышно: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…» (А.Пушкин), здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием

Спондей - утяжеленная стихотворная стопа, когда в одной стопе соседствуют два ударных слога. Классический пример – начало «Евгения Онегина» А.Пушкина: «Мой дядя самых честных правил…» Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Дольник – соединение нескольких разных стоп, ямбической и анапестовой, например. (Огоньки, огоньки, огоньки\ далеки они и близки).

Фразовик – одна из разновидностей русского свободного стиха, в основе которой лежит свободное членение поэтической речи на стиховые строки, где граница интонационной волны, отмечаемая концевой конструктивной паузой, является определяющим признаком членения.
Стихи в прозе – условный термин, введенный в русскую поэтику Тургеневым. Поэтические произведения в прозаической форме.

Верлибр – представляет собой дисметрическую систему, не имеющую регулярной рифмы, однако постоянным является признак членения речевого потока на стихи.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1790; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!