Соотношение научного и художественного мировоззрения. Образ и понятие



Предмет «Введение в литературоведение».

ЛитВедвключает в свой состав три самостоятельные научные дисциплины: теорию литературы, лит критику и историю лит-ры.

Теория лит-рынаука о художественной лит-ре как одной из форм отражения и познания жизни, художественного освоения мира. Наука о роли и значении худ произведений в развитии общества, о родах и видах худ лит-ры и ее изобразительных средствах. Рассматривает закономерности, связанные с развитием отдельных жанров, языка стиля, стихосложения, композиции, сюжета… Устанавливает принципы анализа произведений. Призвание – укреплять связи лит-ры с жизнью.

Теория лит-ры опирается на совокупность фактов, систематизированных и добытых историей лит-ры. Она изучает худ лит-ру в ее историческом, последовательном развитии, начиная от фольклора (до появления письменности) и кончая худ произведениями нашего времени.

Лит критика всесторонне анализирует лит произведения, дает оценку их художественной, эстетической значимости для современности. Огромную роль сыграли статьи Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Писарева. Критик призван помочь читателю по достоинству оценить произведение и содействовать росту самого автора.

Кроме того ЛитВед включает в себя вспомогательные науки:

Текстологияопределяет канонический текст худ произведения, восстанавливает окончательную редакцию произведения, сравнивает его печатный текст с автографом. Текстологи устанавливают степень завершенности произ, очищают текст окончательного варианта от всех наслоений (ошибок редакторов, цензурных изъятий).

Атрибуцияустановление автора анонимного или псевдонимного произ.

Историография Литведа – это свод материалов об историческом развитии теории, критики и истории лит-ры на протяжении всех эпох, всех истор периодов.

Библиография ЛитВедасовокупность библиографических пособий (указателей и обзоров лт-ры) по худ лит-ре и ЛитВеду. Помогает выявить тексты, статьи, материалы и источники, подлежащие изучению.

 

Большие эпические жанры (роман, эпопея).

Эпос – род повествовательных произ, в образной форме передающих состояние и быт народа, общественные отношения, картины исторического развития.

Жанры можно классифицировать по объему произ. К большим жанрам тогда будут относиться: эпическая поэма, эпопея, роман.

Эпическая поэма –сложное стихотворное произведение повествовательного характера. В эпической поэме основным является повествовательность, в лирической – передача настроений, переживаний героя. Это сложная форма, которая возникла в древние времена, в родовом обществе из лиро-эпических песен, выделившихся из древнего синкретического искусства. На первых ступенях была видом народного творчества. Широкое развитие получила в рабовладельческом обществе. В основе народных поэм обычно лежала какая-либо одна народная песня, к которой певцами присоединялись новые песни. Таким образом, древняя поэма – это цикл песен, посвященных какому-либо значительному событию. В Греции – «Илиада» и «Одиссея» (классический образец эпических поэм), во Франции – «Песнь о Роланде», у немцев – «Песнь о Нибелунгах», в Индии «Махабхарата» и «Рамаяна», на Руси «Слово о полку Игореве».

Эпопея: Высшей формы эпическая поэма достигает в эпопее. Эпопея признана венцом антично искусства. Сложна по своей композиции. Крупнейшие исторические события осложняются отдельными самостоятельными эпизодами (в «Илиаде» не излагается вся история троянской войны, а только «гнев Ахиллеса»). Отличается замедленностью действия. Ход событий и повествование развертываются без непосредственного вмешательства автора. Носит величавый характер. Медленная, размеренная речь, плавная интонация гекзаметров, сложные эпитеты и сравнения, своеобразные метафоры. Позднейшая история выдвигала проблемы, которые требовали эпической формы, но образцов на уровне Гомеровских создано не было. Однако в нашу эпоху качества народной поэмы предстали в своем исторически преобразованном идее в романе-эпопее. («Война и мир», «тихий Дон»).

Романнаиболее многогранный и сложный вид повествовательной формы. В нем обычно воспроизводится жизнь в виде широкой цельной картины. Для него характерны: 1) широта охвата жизни (этим отличается от повести и рассказа, больше действующих лиц); 2) универсальность применения изобразительных средств, 3) многоплановость и многомерность; 4) изображение событий и характеров в развитии; 5) максимальная приближенность к жизни. Часто сложен по композиции. Зарождение относится к античным векам (романы эллинистической культуры эпохи Александра Македонского) – Гелиодор «Эфиопика», Лонг «Дафнис и Хлоя». Средневековый куртуазный роман сложился в 18 столетии, выражал идеологию служилого рыцарства. Становление современного романа относится к концу 18 века. Роман потерял свой авантюрно-плутовской характер и стал социальным. Некоторые романы переходят в романы-эпопеи, основным героем его становится народ, его широкие массы, существовавшие в действительности.

Соотношение научного и художественного мировоззрения. Образ и понятие.

Искусство – один из видов общественного сознания и духовной культуры человечества. Как и другие их виды, в частности наука, оно служит средством познания жизни. Есть такие сферы человеческой жизни, которые может осознать и осмыслить только искусство.

Особенность художественного мировоззрения, отличающая его от научного состоит, прежде всего, в различии тех средств, которыми искусство и наука выражают свое содержание. Наука применяет для этого отвлеченные понятия, а искусство – образы.

Что же такое образы в отличие от рассуждений, доказательств, умозаключений, которые создаются с помощью отвлеченных понятий? Те и другие есть средства отражения реальной жизни в сознании людей, средства ее познания.

Но понятия и образы по-разному отражают жизнь в двух основных ее сторонах. Каждый отдельный человек (здание, растение, орудие) представляет собой единство двух разных сторон: общего и индивидуального. С одной стороны, есть существенные особенности человека, которые свойственны не только одному человеку, но и множеству других людей того же народа, той же эпохи, подобного положения (Тургеневская девушка – дворянка, богата, но осознает несовершенность мира, хочет помочь бедным и в итоге несчастна). С другой, есть индивидуальные свойстваличные качества, которыми человек отличается от других. Во всех явлениях жизни общие и индивидуальные свойства никогда не обособлены, наоборот, тесно связаны. Общее всегда раскрывается через индивидуальное. И индивидуальное всегда заключает в себе общее.

Высокая степень отчетливости и активности выражения общего, родового в индивидуальности того или иного явления делает это явление типом своего рода. Даже некоторая крайность может быть типичной. Так типичным представителем политической власти в конце царствования Александра 1 был военный министр Аракчеев. Для искусства изображение типического всегда является главной и самодавлеющей задачей, а для науки изображение типических явлений имеет лишь служебное и вспомогательное значения. В основном наука познает жизнь не в образах, а в отвлеченных понятиях.

Отвлеченное понятиеэто мысль об общих, родовых, существенных свойствах явлений жизни, абстрагированных от индивидуальных черт каждого отдельного явления. Своей абстрактностью научные понятия отличаются от обычных словесных понятий, которыми люди мыслят в повседневной жизни.

Таким образом, все можно свести к следующему: «Ученые мыслят понятиями, а люди искусства – образами».

Хотя само слово «образ» в ЛитВеде имеет значение не только отражения отдельного явления жизни в человеческом сознании, а воспроизведения уже отраженного и осознанного художником с помощью тех или иных материальных средств и знаков – с помощью речи, мимики, красок, систем звуков, языка.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 924; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!