Основные приёмы сюжетосложения



Сюжетход событий, складывающийся обычно из поступков героев, то есть пространственно-временная динамика изображенного. Лит сюжеты создаются по-разному.

Изображенные события часто являются писательским вымыслом «в чистом виде» - плодом воображения автора («Путешествие Гуливера» Свифта).

Вместе с тем, сюжеты могут иметь свои жизненные прототипы, воспроизводимые достоверно и полно. Во-первых, произ, основу которых составляют исторические события («Война и мир»). Во-вторых, многочисленные автобиографии. В-третьих, сюжеты, созданные по следам уголовных преступлений («Воскресение» Толстого, частично «Братья Карамазовы» Достоевского). В подобных случаях сюжет создается путем обработки известных писателю жизненных фактов.

Еще один основной источник – заимствование. (;)). Писатели широко опираются на уже известные лит сюжеты, обрабатывая их по-новому, дополняя и трансформируя на свой лад.

Заимствованные сюжеты преобладали в словесном искусстве на ранних стадиях его развития, вплоть до Эпохи Возраждения и классицизма. Творчество эпических и драматических писателей являло собой обработку сюжетов, восходящих к предыдущим эпохам, к народному творчеству, к мифологии. В лит-ре последних столетий, особенно в творчестве писателей-реалистов, на первый план выдвигаются вновь созданные, оригинальные сюжеты, отражающие современную писателям эпоху с ее противоречиями.

Порой сюжетной общности литературы разных стран и эпох придавалось слишком большое значение. Представители мифологической школы (середина 19 века, братья Гримм, А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев) все существующие в литературе жанры сводили к немногим повторяющимся мотивам и схемам, существующим на протяжении всей истории словесно искусства, известным уже в эпоху мифотворчества.

Существовала компаративистская теория сюжетосложения, сторонники которой придавали решающее значение межнациональным лит связям, в частности заимствованиям.

Во второй половине 19 века А.Н. Веселовский выступал против крайностей мифологической и компаративистской теории. Он утверждал, что заимствования сюжетов – это не буквальное повторение того, что уже было в лит-ре, а способ оформления нового содержания, диктуемого данными национально-историческими условиями. Но Веселовский игнорировал принципиально новые мотивы, порожденные сдвигами в истории, которые тоже имеют место.  

Аргентинский писатель Хорхео Луис Борхес говорил, что есть 4 основных сюжета: возвращение домой, осада крепости, поиск чего-либо, смерть и воскрешение Бога.

 

Язык художественной лит-ры (художественная речь)

 

Худ лит-ра – один из видов искусства. Все виды искусства объединяет, в отличие от науки, образная форма. Различают язык худ лит-ры, язык музыки, язык архитектуры. Худ образ в лит-ре создается посредством слова, композиции, а в поэзии ритмо-мелодической организации речи.

Т.е. речь, ритм, мелодика, композиция – язык худ лит-ры.

Однако слово – первоэлемент, основной строительный материал лит-ры и играет главную, решающую роль в языке.

Можно различать три вида языка: бытовой, литературный, поэтический.

Бытовой язык: В повседневной жизни человек не задумывается о своей речи; ему важно донести информацию до собеседника, и только. В такой речи много междометий, сокращений, неполных фраз. Значительное место занимает мимика и жесты.

Литературный язык: Язык прессы, науки, литературы, радио, театра. Лит речь, чаще всего, находит закрепление в письменной форме. Даже если носит устную форму, как правило, ей предшествует письменный текст (выступление с докладом). Четко и правильно организована. Отличается точностью, экономичностью и строгостью. Лит язык – это народный язык, «обработанный мастерами» (Горький), вобравший в себя на протяжении столетий все самое лучшее и ценное. Не может быть совершенно подобен разговорному (мы не употребляем в речи причастные, деепричастные обороты, заменяя их на более «водянистое» - «человек, идущий по дороге\человек, который идет по дороге»). Непрерывно обогащается за счет разговорного языка.

Поэтический язык: Язык, которым пишутся  худ произведения. Писатель берет слова, но созданные им произ не повторяют этого словаря. Этот язык 1)образный, 2)эмоциональный, 3)афористичный. Используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Используются тропы. На первый план а художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Характерна инверсия, разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач. Отклонения от структурных норм для выделения автором какой-нибудь мысли, черты, важных для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.

Трагедия как жанр.

 

Трагедиявид драматического произ, построенного на чрезвычайно остром напряженном конфликте, непримиримом противоречии. Отражает жизненную борьбу характеров. В большинстве случаев заканчивается гибелью главного героя или одной из борющихся сторон. Изображает конфликты социально-политические, идейные, психологические. В трагедии часто выражаются крупнейшие исторические катастрофы, смена эпох. Таковы «Отелло», «Гамлет» Шекспира, «Прометей прикованный» Эсхила (борьба против тирании богов). Интересы борющихся сторон действительно непримиримы. Находится в тесной связи с возвышенным.

Возникла в античности в Древней Греции,связана с ритуальными празднованиями Дионисиев.Величайшие представители Софокл, Еврепид, Эсхилл.

Аристотель подчеркивал возвышенность действия трагедии, раскрывающей правду, силу ума и чувств, нравственную красоту человека. Считал, что трагедия, вызывая сострадание, облагораживает. (Катарсис – вовлеченность зрителя)

В Англии трагедия расцвела в эпоху Возрождения (Шекспир). В 18 веке борьба буржуазии с феодализмом отразилась в «Фаусте» Гете.

В эпоху классицизма (Корнель и Россин): тема столкновения страсти и долга, психологический анализ.

В русской лит-ре: классическая трагедия Пушкина «Борис Годунов»; «Моцарт и Сальери». С 19 века переходит в план быта (Частично «Грозу» Островского можно отнести к трагедии)

Трагедия нашего времени изображает не только неразрешимые противоречия, но и такие, которые в исторической перспективе могут быть разрешены.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1580; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!