Новый колониальный натиск. Смертельные восстания 1735-1740 гг. 4 страница



Башкирское восстание, которое началось в середине июля 1662 года в Зауралье Башкортостана и Кунгурском уезде, в скором времени распространилось по всему Башкортостану. Это все говорит о заранее договоренном восстании. Во главе восстания стояли феодалы, то есть старшины, тарханы* и высшие религиозные руководители, но и простые слои башкирского общества были на стороне восстания. Это восстание большой волной подняло народ. Башкиры, когда-то сбежавшие от жестокого деспотизма, стали зачинателями восстания под предводительством Хары Мергена и самыми активными участниками. Повстанцы осадили все крепости, монастыри, укрепления, русские деревни до Невы и верхнего Исета, взяли город Кунгур, атаковали Уфу, вели жестокий бой возле Мензелинска и многое др. Русское правительство, поговорив наедине с руководителями, старалось дезорганизовать повстанцев. Правительство, отправив к повстанцам послов, в том числе 2 Астраханских татар, призывало сдаться. Уфимские власти не жалели обещаний: якобы, они простят участие в восстании, проверят насилие со стороны местных начальников, прекратят различный обман, грабеж и др. В ноябре 1662 года башкиры Казанской и Ногайской дорог решили прекратить борьбу. Некоторые башкиры Зауралья под предводительством Арсланбека согласились сдаться. Три брата Давлетбаевых (тарханы Ногайской дороги) для спасения народа от больших жертв по требованию власти сдали двух предводителей восстания Хауер и Улекая. Но русская власть не выполнила ни одно обещание. Вместо того чтобы простить, они в пытках убили сданных предводителей, повесили заложников, которых держали у себя согласно Грамоте 1557 года, начали убивать повстанцев. Шокированные такой жестокостью и хитростью Давлетбаевы сами встали во главе восстания на Ногайской дороге. После смерти Хары Мергена в начале 1663 года предводителем Зауральских башкир стал Арсланбек. Народ снова поднялся на борьбу.

В Башкортостане были собраны правительственные войска со всей Волги, со всего Урала, с городов, крепостей и укреплений. Руководителем отряда карателей был назначен Казанский воевода Ф.Ф.Волконский. Повстанцы сильно бились с карателями, но их силы были неравными, поэтому они начали проигрывать. Правительственные войска начали грабить, поджигать башкирские деревни, конфисковали имущество, продукты питания, истребляли народ, «убили много людей, вплоть до младенцев, многих привели в Уфу как пленных»[2]. Они разгромили деревню Арсланбека, убили его, зарезали весь дом, не пожалели даже детей. Но восстание не прекратилось. Башкиры бились до последнего, только к концу осени 1664 года все утихомирилось. В результате башкиры заставили русское правительство принять их законные требования. В 1664 году это правительство, еще раз официально утвердив вотчинное право башкир на свои земли, обещало положить конец деспотизму, и велело выполнять данное обещание Уфимскому воеводе Ф.И.Сомову. Но это не было основной целью башкирских восстаний. Башкиры поставили задачу восстановить свое древнее государство, отказавшись от русской зависимости. Им не хватало сил для достижения этой цели.

Большинство советских историков, следуя определениям официальной русской исторической науки, относят происхождение восстаний данного периода и более поздних к высшему феодальному слою. Вот что они говорят: «Усиленный, окрепший с экономической стороны высший феодальный слой башкирского общества тяжело воспринимает даже малые меры царской администрации, которые ограничивают их. Крупные башкирские феодалы стремятся к неограниченной экономической и политической власти, стараются только сами пользоваться правом гнета башкирских рабочих… В конце концов, в процессе борьбы, среди крупных башкирских феодалов возникает политический идеал: освобождение от русской зависимости и поиск другого царя, хана. По-другому, башкирские феодалы, отказавшись от немного притесняющей их сильной власти Русского государства, старались перейти в зависимость кочующих ханов, которые бы смогли дать Башкортостану только свое имя, а высшему феодальному слою башкирского общества естественное, неограниченное экономическое и политическое право. Некоторые башкирские феодалы даже стремились построить самостоятельное башкирское ханство»[3]. В этих словах, пропитанных духом великодержавного русизма и колонизаторства, нет объективной оценки историческому событию. Всем известно, что в феодальном обществе без феодального слоя прожить невозможно, что данный слой с исторической стороны законно эксплуатирует рабочих своего народа. По-другому, в период феодализма право эксплуатации своего народа феодалам было дано законом общественного развития. В тот период русские помещики по данному праву жестоко эксплуатировали своих крестьян. Но историки не держат зла на русских помещиков, но они не приняли право русских на своевольство в Башкортостане. Их возмущают башкиры, не желающие отдавать Башкортостан во власть колонизаторов. Не осмелившись обвинить целый народ, они, отделив феодалов от остального народа, старались враждебно настроить народ против них. Народ – един, в него входят и угнетенные, и угнетатели, кроме классовых интересов, отделяющих эти классовые группы, есть и общий народный интерес, объединяющий их всех вместе. У каждого народа, в данном случае у башкир, феодальный класс «в свой период отвечает за все общество» (Ф.Энгельс) и согласно их социальному положению отражает интерес всего народа. Благодаря этому самые лучшие представители башкирских феодалов, организовав башкирские восстания против колонизаторов, руководили ими. Весь народ, и тарханы, и бедные, эти восстания воспринял одной душой, одним желанием, кроме этого освободительная борьба по сравнению с феодалами больше необходима была народу, испытавшему на себе всю жестокость русских.

Русские историки осуждают желание башкирских феодалов освободиться от русской зависимости. Они не могут простить такой смелый поступок феодалов и объявляют башкирские восстания восстаниями против русских, то есть реакционными, потому что, по их мнению, ничто, направленное против русского правительства, уязвляющее чувство великой русской государственности не может быть прогрессивным. Для того чтобы как-то оправдать оклейменные башкирские восстания некоторые башкирские историки встают на ошибочный путь: придумывают тезис, что у башкир не было цели отделиться от Русского государства. Нет никакой необходимости так искажать историческую правду. Нужно открыто говорить, что все восстания, начиная с восстаний 1662-1664 гг., ставили цель изгнать колонизаторов из Башкортостана, построить самостоятельное, независимое Башкирское государство. По-другому это и не было возможным. Потому что, несмотря на большие беды, принесенные татарской властью, башкиры, сохранившиеся единым народом, не потерявшие национальное достоинство, когда присоединились к Русскому государству, воспользовавшись внутренним управленческим правом, которое предусматривалось в Грамоте 1557 года, восстановили торговые и хозяйственные связи своих земель среди различных губерний, тем самым еще сильнее укрепили национальное единство, вернули былую политическую мощь. Если бы Русское государство, как следует, выполняло условия Грамоты 1557 года, то башкиры может быть долгое время жили бы не беспокоясь, приняв вассальное положение, которое давало в какой-то мере национальное развитие. Но русское правительство в Башкортостане начало вести политику грабежа, жестокого насилия. В таком положении и на уровне достигнутого национального единства сооружение самостоятельного национального государства по законам общего объективного национального развития превратилось обязательную историческую потребность. Исходя из этой объективной потребности, определилась цель башкирских восстаний: эти восстания превратились в национально-освободительную борьбу. Русские историки не желают знать этой правды. Причину восстаний они объясняют «злыми мыслями» «жирных» феодалов.

С началом национально-освободительной борьбы перед башкирами встала задача найти хана на государственный престол. Как известно, престол хана, как и престол царя, заслуживает человек из рода ханов (царей). Весь ханский род башкир убили татаро-монгольские захватчики. По этой причине, башкиры иногда искали ханов среди соседних восточных народов, не потерявших царский род. В то время в этом не было никакого проступка, как и в том, что после смерти Петра I Российский престол занял чужой человек.

С середины 70-х годов русское правительство со всех сторон начало вести прошлую политику и усилило меры по христианизации мусульман Урало-Поволжья. Христианизация мусульман проводилась с середины XVI века, в то время от крещеных татар пошли служивые. В начале 60-х годов XVII века для укрепления христианства в Башкортостане Собрание Церкви вынесло приказ о назначении епископа в Уфу, но башкирское восстание 1662-1664 гг. помешало исполнению этого приказа. В 1674 году высший церковный глава Иоаким серьезно занялся этим делом. Правительство во всем ему помогало. Приказом от 16 мая 1681 года была образована Уфимская епархия и назначен отдельный епископ. Христианизацию решили стимулировать обещанием различных преимуществ и подарков. Но правительство, поняв, что таким путем не достигнет желаемого, встало на путь насильного крещения. Насильное крещение русским правительством было бестолковым нарушением еще одного обещания Грамоты 1557 года, то есть «никогда не заставлять принимать другую религию», и в период гнева народа из-за усиления захвата земель, различного гнета насильное крещение русскими послужило причиной для нового восстания.

С мая 1681 года башкиры различных дорог, организовав народные собрания, начали между собой общаться, создавать вооруженные группы. В середине лета группы Сибирской и Ногайской дорог взяли путь на запад и, объединившись с башкирами Казанской дороги, начали общее наступление. Повстанцы, назначив предводителем одного из самых уважаемых, образованных религиозных руководителей Саита, организовали общее руководство.

Единая борьба началась весной 1682 года. Повстанцы напали на города Заинск, Чишма, Мензелинск, Самара, которые расположены на восточных башкирских землях. В середине лета башкирское восстание охватило весь Башкортостан. Башкиры осадили Уфу, Кунгур, захватив крепости вдоль берегов Чусовой, Исеть и др. сожгли монастыри, церкви, русские деревни, расположенные на башкирских землях. Русское правительство собрало большое войско с близлежащих городских гарнизонов, но в 1682 году не смогли противостоять башкирскому восстанию.

Испугавшись башкирского восстания, которое приняло широкие обороты, русское правительство от имени недавно взошедших на царский престол Ивана и Петра Алексеевича 8 июля 1682 года обратились к башкирам с грамотой. В этой грамоте они призывали прекратить восстание, обещали простить и в конце заявили «у нас, у великих царей, не было указа о насильном крещении и до сих пор нет, в этом вы не сомневайтесь»[4]. Башкиры выиграли многое, заставив русское правительство официально отказаться от своих намерений. Грамота правительства внесла раздор среди повстанцев. Одна группа башкир, написав заявление от имени всех четырех дорог, отправила в Москву, вторая группа во главе с Саитом продолжила борьбу. Поэтому в октябре 1682 года правительство было вынуждено издать новый указ. В этом указе посчитав захват башкирских земель за большой проступок, обещало поставить этому конец. Правительство обещало ликвидировать все, что вызывает недовольство у повстанцев. В то же время в марте 1683 года в Башкортостан отправило дополнительные войска, тем самым насторожило башкир, которые не верили их обещаниям.

В мае 1683 года башкирское движение возобновившись, начало жаркую борьбу на Ногайской и Казанской дорогах. Но проиграв несколько битв, движение не смогло стать как прежде сильным. Правительственным войскам сильно помогли калмыки.

В 1682 году калмыки были на стороне башкир. Они участвовали при атаке крепостей Закамья, осаждении Мензелинска и Уфы. В начале 1683 года Астраханский воевода, пообещав калмыкам многое, настроил их против башкир. Калмыкский тайша Аюка, воспользовавшись беспорядком, думал подчинить башкир своей власти. Захватив Башкортостан с 40-тысячным войском, он начал громить башкирские деревни и летовки, отнимал скот башкир, убивал народ, угонял женщин и детей. Калмыки, целое лето 1683 года грабив башкир, опустошили весь Западный Башкортостан, тем самым расшатали их силы. Башкиры в 1683 году еще раз бились близ Уфы и были вынуждены прекратить борьбу.

Башкирское восстание было подавлено. Самые активные участники были наказаны, в том числе был повешен предводитель башкир Казанской дороги знаменитый Тулекей. Многие были убиты на поле боя, во время разгрома башкирских деревень и летовок русскими и калмыкскими войсками было убито много людей, многие были угнаны в рабство.

 

 [1] Материалы…, ч. I. М.-Л., 1936. – С. 171.

* Старшины в башкирских улусах исполняли административную должность руководителя: участвовали в сборе ясака, выполняли различные обязательства, приказы перед царским правительством, решали мелкие проблемы. Они обычно избирались среди тарханов. Звание тарханов давалось самым знаменитым представителям высшего феодального слоя, иногда батырам за отличия в военной службе. Тарханы были освобождены от выплаты ясака и таможенного налога, вместо этого они несли военную службу. Русское государство, желая сделать тарханов своей опорой, особенно старшин, давали им различные преимущества. Но они не оправдали надежд колонизаторов. Старшины и тарханы были организаторами башкирских восстаний, предводителями в освободительной борьбе народа. Поэтому И.И. Кириллов, руководитель Оренбургской экспедиции 1735 года, писал о тарханах следующее: «… Они служат не нашему указу, а грабежу (то есть сражаются против колонизаторов), поэтому в дальнейшем этот чин не нужен». (Соловьев С.М. История России с древних времен, изд. 3, кн. 4, с. 1536). После восстаний 1735-1740 гг. со всех тарханов, принимавших в нем участие, были сняты эти звания. С середины XIX в. этого звания нет.

[2] Материалы…, ч. 1. М.-Л., 1936, с. 185.

[3] Очерки по истории Башкирской АССР (Далее: Очерки…), т. I, ч. I. Уфа, 1956, с. 106.

[4] Центральный государственный архив древних актов (Далее ЦГАДА), ф. 248, кн. 132, л. 38 об.

Глава I . § 4. Натиск колонизации. Восстание 1704-1711 гг.

После восстания 1681-1684 гг. русское правительство, несмотря на официально данные обещания, еще сильнее начало грабить башкирские земли. Это колониальное зверство было связано с агрессивной внешней политикой Петра I, взошедшего на царский престол в 1682 году. Петр I поставил цель, захватив побережья Черного моря и Балтики, открыть морской путь России для торговли. В 1695 и 1696 года организовав военные походы, он захватил крепость Азов и открыл путь в Черное море. В августе 1700 года Петр I направив все войско на шведскую крепость Нарву, начал 21-летнюю Северную войну. Захватническая война, которая шла на Западе, привела к намерению воспользоваться железными и медными рудами Урала. Начали быстро строиться казенные и частные заводы на старых башкирских рудниках и нетронутых месторождениях. Самыми крупными были заводы Невьянский, Каменский, Уктусский, которые были построены в 1701-1704 гг. Были насильно отобраны большие площади, богатые ископаемыми, строительными деревьями для постройки завода. Каждому заводу в 30 км от него выделили землю «в виде квадрата». С этих земель башкиры были согнаны, на их места были переведены русские крестьяне целыми деревнями и другие народы, прикрепленные к заводу. Заводские не удовлетворившись данными землями, оперевшись на помощь местной русской власти, самовольно расширили «свои владения». Таким образом, ряды помещиков, которые грабили башкирские земли с давних времен, служащих, торговцев и свободных пришлых пополнили новые зверские захватчики – заводские.

Возобновление политики грабежа усилило недовольство башкирского народа. Местами это недовольство принимало вид сильного сопротивления. Башкиры мешали строительству крепостей, громили строящиеся русские деревни, не давали возможности спокойно использовать захваченные земли, отказывались платить ясак, давать лошадь для воза багажа, исполнять приказы русской власти и др. В середине 90-х гг. века мещеряки начали сообщать власти, что башкиры, якобы, собираются начать восстание. В начале XVIII века после того как русское правительство резко повысило налоги, потребовало с башкир дополнительно 5000 лошадей и 100 человек русскому войску, которое было на войне, недовольство народа дошло крайности. В то же время правительство назначило себе новых чиновников под именем «прибыльщики», они, придумавая все новые и новые налоги, должны были заставить народ выплатить их. Двое из этих «прибыльщиков» в 1704 году прибыли в Уфу вместе солдатами и, собрав выборных из волостей, предложили 72 «прибыльную статью». Согласно ей, кроме ясаков, башкиры должны были выплачивать налог за борть, баню, свадьбу, оплаченный калым, шкуру, дугу, хомут, печь, мельницу, мост, прорубь, за имама в мечети, каждого человека, который ходит на базар и намаз и многое др. В «прибыльных статьях» были поставлены требования, которые потихоньку подвели бы башкир к крещению. Религия была самой надежной мерой по подчинению народа, поэтому русское правительство в этой сфере старалось реализовать свою политику. Оно требовало от башкир строить мечети наподобие церквей, открыть кладбище возле мечети, приблизить религиозные традиции к христианским, читать никах перед русским попом. Обложение дополнительными налогами башкир, которые ходят в мечети, к имамам, молятся, делалось для того, чтобы подтолкнуть их к крещению.

Башкиры, после того как выслушали о новых налогах и требованиях, в гневе избили «прибыльщиков» и разошлись по домам. В ответ на это была отправлена карательная экспедиция под предводительством А.Сергеева, которая состояла из 2 конных, 4 пеших войск. В феврале 1705 года каратели прибыли в Мензелинск, по пути они вешали, арестовывали, грабили деревни, пугали народ и двинулись в Уфу, по прибытию в Уфу Сергеев отправил в тюрьмы, жестоко пытал арестованных. Он, собрав представителей с 4-х дорог, приказал найти 20 тысяч лошадей для использования их в рядах. Услышав, что у них нет такого количества лошадей для выполнения приказа, Сергеев велел избить всех собравшихся, после жестокого избиения умерло 3 человека. Оставшихся в живых выборных и пойманных в городе башкир он, избив палками, напоил их водкой, а потом поджег. После такого только в Уфе умерло 9 человек. После этого каратели направились в Ногайскую и Казанскую дороги для того, чтобы грабить, пытать, убивать народ. Эта жестокость, вызвав ненависть в башкирах, вынудила поднять оружие.

Военное движение началось в начале весны 1705 года и, постепенно усиливаясь, охватило от Тубыла до Волги, от северных до южных границ Башкортостана. С тех пор 7 лет не было покоя колонизаторам.

Предводителем восстания был тархан Бурзянской волости Ногайской дороги Алдар и превратился в самого сильного, и знаменитого предводителя. В восстании прославились, как знаменитые предводители, Думей и Кусим из Казанской дороги, Иман батыр из Ногайской дороги, Миндегужа из Сибирской дороги. Предводители уже в начале восстания поставили цель создать самостоятельное государство, освободившись от колониальной зависимости русских. Султаном Башкортостана они объявили башкирского тархана Мурата, тем самым решили возродить ханский род.

В период накала башкирских событий летом 1705 года восстал Астраханский народ. Не было спокойствия и на Северном Кавказе. В этот период Петр I думал успокоить народ различными обещаниями и отправил из Астрахани в Казань фельдмаршала Б.П.Шереметева. Шереметев, прибыв в Казань, выпустил из тюрьмы башкир, отправил послов для того, чтобы уговорить предводителей. Увидев это, многие башкиры поверили в царские обещания и решили достичь своих целей без оружия. Они, написав на имя царя заявление, отправили в Москву 8 человек под руководством Дюмея. Но к лету 1706 года Астраханское восстание было подавлено, положение немного улучшилось. Поэтому Петр I, рассмотрев заявление, вместо того чтобы выполнить свои обещания, сдал делегацию казанским властям. В Казани после долгих пыток Думея повесили, остальных закрыли в тюрьму. Такой поступок по отношению к делегации усилил ярость в башкирах, даже башкиры, верящие в царя, потеряли надежду на мирное решение восстания, весь народ поднялся на борьбу.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!