Новый колониальный натиск. Смертельные восстания 1735-1740 гг. 3 страница



В 1554-1557 гг. на основе данного условия присоединились башкиры под властью Казанского, Астраханского ханств и Ногайской Орды, а башкиры Зауралья приняли русское подданство в период захвата русскими Сибирского ханства. Вдобавок, принятие башкирами Зауралья русского подданства связано со зверством и жестокостью царского войска. Например, в 1596 г. военный отряд под предводительством боярского сына из г. Тюмень, без какой-либо причины, напав на земли каратабынских башкир, убил много людей, захватил в плен женщин и детей. Многие пленные умерли в неволе, оставшиеся в живых были проданы в русские города Сибири. Такие зверства вынудили каратабынских, сенгрянских башкир присоединиться к хану Кучуму и его сыновьям. Несмотря на это, до 20-х гг. XVII века все башкиры перешли в русское подданство. Согласно грамотам, данным Русским правительством, башкирский народ обратно полностью вернул земли, которые занимало Башкирское государство до татаро-монгольского нашествия.

Присоединение к Русскому государству на условии вассалитета в то время считалось большим достижением для башкир. Вместе с этим, башкиры, во-первых, освободились от захвата жестокого русского войска в сложный исторический период; во-вторых, показали себя перед Русским государством, как отдельный народ со своими древними землями, со своими политическими и экономическими интересами; в-третьих, положили юридические основы для защиты своих национальных прав и национальных земель; в-четвертых, несмотря на зависимое положение, восстановили Башкортостостан, как отдельную страну, несмотря на административно-территориальное разделение, его все знали как единую страну.

Башкиры по собственному желанию перешли в русское подданство, но это подданство ограничивалось условием вассалитета. Поэтому Русскому государству пришлось вести жестокую кровавую войну более двух веков, для внесения в свой состав Башкортостан, путем его полного захвата и нарушения условия присоединения и Грамоту 1557 года, подписанную Иваном IV.

В период правления Ивана IV усилилось вторжение русских на север и Сибирь. В подчинении бескрайних чужих земель значительное место занимали такие промышленники, как Строгоновы, купцы и разбойники, воры, используемые купцами. Одну из таких разбойничьих группировок возглавлял знаменитый Ермак. Промышленники, купцы и разбойники жестоко расправляясь с местным коренным народом, изгнав из своих земель, творили ужасные зверства. Этому грабежу были характерны 2 вещи. Во-первых, захватчики, вплоть до простого вора, уже в те времена были вдохновлены духом великой государственности и захватничества, они сначала, до своего прихода, считали все восточные земли законными, природными территориями Русского государства, а коренной народ («страшных шайтанов», «нерелигиозных подлецов»), обязанными платить ясак русскому царю («земли пустые», значит русских нет, и «никогда не выплачивался ясак царской казне с этих земель»); также русский царь поделился правом владения бескрайними землями с купцами. Во-вторых, русские захватчики каждый шаг своего движения закрепляли по приказу царя городами и крепостями («построить город в удобном месте, а к городу приставить пушки», «сильно укрепить различными крепостями»), построили церкви в городах и крепостях и быстро разместили там свой народ. Во второй половине XVI века такие города, построенные на Пермских землях, заняли большую площадь земель северных башкир. Это было самым значительным нарушением условий вассалитета. Поэтому в 1572, 1582 гг., когда народы пермяков на севере, манси, ханты, удмуртов, мари восстали с оружием против постройки городов-крепостей на своих землях, башкиры также принимали в нем активное участие.

В октябре 1582 года после разгрома Ермаком войска Сибирского хана Кусема, русское правительство настойчиво начало продвигаться в Сибирь. В короткий период в Западной Сибири были построены крепости и укрепленные деревни, очень быстро усилился их военный гарнизон. Кроме рабочих, в Сибирь с центральных губерний были переведены крестьяне. Для того чтобы русским было легко проходить в Сибирь, нужно было проложить удобный путь. Известный с давних пор местному народу этот путь проходил через Башкортостан, через устье реки Караидель (Уфа). Русское правительство для освоения этого пути в 1586 году построило Уфу. Сибирскую дорогу, проходившую через Уфу, думали дотянуть до Тобольска. Постройка города Уфа отвечала сразу нескольким задачам: этот город должен был служить опорой для колонизации Башкортостана и дальнейшего продвижения на восток, для укрепления власти Русского государства в Башкортостане и многочисленного переселения русских на башкирские земли. Русское правительство, которое старалось первое время не трогать башкир, сказав, что постройка города нужна для облегчения платежа ясака, для того, чтобы не возить ясак в дальнюю Казань, обмануло башкир. Башкиры, поверив этим словам, дали согласие на постройку города посередине своих земель.

С основанием Уфы в Башкортостане началась настоящая русская колонизация. Первые поселенцы Уфы состояли из артиллеристов, лучников, подьячих, отправленых для постройки и защиты города. За счет новых рабочих население города начало быстро расти. Рабочие, в том числе и лучники, получили земли близ города. Возле Уфы возникло много деревень, названные фамилиями русских купцов и помещиков. Среди помещиков были и татарские мурзы, получившие звание за верную службу царю. Русские крестьяне, переведенные на владения помещиков, начали пахать башкирские земли. Земли близ Уфы были отобраны у башкир. В Уфе расположилась колониальная власть под предводительством воеводы. Воевода держал войско, отвечал за беспрепятственный платеж ясака народом, исполнял судебную обязанность, и самое главное, во вверенной ему территории подавляя различными методами башкир, должен был их притеснять.

В Уфе после укрепления русской власти, в большей части Башкортостана был создан Уфимский уезд подчиненный Приказу Казанского дворца. Уфимский уезд был разделен на 4 дороги (губернии) – на Казанскую, Ногайскую, Осинскую, Сибирскую дороги. Эти дороги совпадали с землями, которые занимали прежние татарские ханы. Северно-восточные башкирские земли были прикреплены к Тобольскому, Верхотурскому и другим уездам. В Башкортостане данная система административного руководство сохранилась до начала XVIII века. Но даже после него он остался в разделенном положении границами различных уездов, губерний, провинций. Административно-территориальное разделение Башкортостана было сделано русским правительством для дезорганизации национального единства башкирского народа, для препятствия усилению единства. Но, несмотря на эту политику, башкиры, воспользовавшись правом, данным Грамотой 1557 года, восстановили свои прежне известные собрания как национальный правительственный орган. Эти собрания хорошо служили для объединения народа, были мерой реализации независимости. На собраниях решались жизненно важные проблемы народа, в том числе, проблема защиты национальных прав. Восстания башкир XVII и начала XVIII вв. всегда начинались по постановлениям открытых или закрытых собраний*.

После основания Уфы, несмотря на несогласие башкир, в различных районах Башкортостана было построено очень много городов, в том числе Оса*, Бирск, Табын. Эти города и крепости превратились в опору по колонизации Башкортостана. Колониальные опоры были построены и на землях башкир Зауралья вдоль рек Исеть, Теча, Миасс.

В колонизации Башкортостана активно принимали участие монастыри. Уже при правлении Ивана IV и его сына Федора, земли вдоль рек Агидель (Белая), Сулман (Кама) монастырям были отданы без согласия башкир. На этих землях вместе со священнослужителями расположились и крестьяне. Монастыри, распространившись в Башкортостане, в скором времени увеличились.

По сведениям исторических материалов и единому мнению современных башкирских историков, после присоединения к Русскому государству, после побега ногайцев, в первое время на землях, занимаемых татаро-монголами, жили только башкиры, не было другого народа. Переселение чужого народа в Башкортостан началось с усилением русской колонизации. Кроме того что русское правительство переселило различных рабочих, крестьян дворцов, поместий, монастырей в города-крепости, в монастыри и земли под их защитой, татар-мишарей, в Башкортостан начали приходить татары, сбежавшие от натиска, чуваши, мари, удмурты, мордва и др. Были и крестьяне, пришедшие с центральных губерний. Башкиры, не найдя силы сопротивляться такому течению народа, обратились за помощью к русским царям. Они написали о том, что на древние вотчинные земли башкир приходят переселенцы целыми деревнями, «пашни вспахали, покосы скосили, леса повырубали», поэтому источники ясака сократились, «не осталось сил для платежа ясака и других налогов»[2]. Но русское правительство, несмотря на то, что взяло на себя обязательство защищать земельное право башкир согласно Грамоте 1557 года, не обратило внимания на эти просьбы. Таким образом, Башкортостан активно колонизировали не только русские, но и татары и другие близлежащие народы. Они практически все взяли башкирские земли самовольством, насилием. Благодаря этому между башкирами и переселенцами часто бывали стычки. Башкиры лишь с немногими переселенцами смогли составить условный письменный договор о платеже одной части ясака за землю и другие природные богатства. Этих переселенцев назвали «кермешек».* Остальной ясак русское правительство взимало с башкир, как с хозяев земли. А в это время большой площадью земли пользовались чужие народы. Тяжелым был платеж ясака, основного налога за занимаемые земли, и дополнительного налога, изъятого с земель, приносящих большую пользу. Временами правительство повышало размер налога. Кроме этого, башкиры обязаны были платить 1/5 часть парнокопытного скота, поминки царя и воевод и другие бесчисленные налоги. Кроме этого, из-за обмана и жестокого грабежа сборщиков ясака, платеж, увеличившись в 2-3 раза, превращался в непосильный груз. Северо-восточные башкиры, не вытерпев, написали об этом правительству: «с наступлением зимы, воеводы отправляют им (башкирам) военных с Верхотура для сбора ясака, а из-за того, что вокруг лес и нет пути для саней, они возят военных на нартах, эти Верхотурские военные в течении зимы по очереди живут у них; а сами (башкиры) зимой платят ясак при помощи охоты, когда мужчин нет дома те военные бьют, издеваются над детьми, женщинами, отбирают деньги, шкуру зверей, требуют ясак намного больше положенного, лишним ясаком пользуются военные и воеводы, и причиняют различный вред башкирам», «когда ложится снег, и невозможно возить сборщиков ясака на лошадях, они собирают по рублю с каждого дома за лошадей, а ходят на лыжах»; «воеводы не показывают им (башкирам) книгу ясака, и берут ясак больше положенного, у кого какую шкуру увидят - все забирают и сами пользуются»; «до этого они (башкиры) Верхотуру платили ясак в год на душу за счет пяти куниц, а теперь Верхотурские воеводы с них (башкир) берут по 10 куниц», «они (башкиры) от такого грабежа обнищали, многие стали должниками, сами разошлись, оставив в заложниках детей и жен, а за виноватых должников долги платят все равно башкиры; из-за лесной местности у них нет полей, питаются летом саранкой, зимой рыбой».[3] Такой деспотизм царил не только на северо-востоке, но и во всем Башкортостане. Русское правительство, подарив помещикам за отличную службу, должность сборщика ясака, само одобрило грабеж башкир. Таким образом, вдобавок сбору обязательного ясака, русское правительство для насыщения своей жадности творило насилие, как хотело, конечно же, не учитывало возможности народа. Людей, во время не платящих ясак, били палками на глазах народа, после этого мало кто выживал. Непосильный налог и жестокий гнет вынудил бежать башкир со своих вотчинных земель на границу древних башкирских земель, на восток и юг. Но там они попали в руки калмыков и казахов. Так как в первую четверть XVII века они захватили башкирские земли. Многие сбежавшие вернулись обратно. Несмотря на то, что русские колонизаторы привели их к тяжелому положению, как и во времена татар, башкиры не бросили свою родину. Несмотря на то, что они жаловались на гнет и несправедливость во время платежа ясака, в основном, они не выражали недовольство относительно ясака, потому что считали, что ясак это крепкое условие для права имения своих вотчинных земель и придавали большое значение исполнению обязанностей Грамоты 1557 года, посчитав ее авторитетным государственным актом.

С периода присоединения к Русскому государству башкиры были привлечены к русским военным походам. Уже осенью 1557 года они участвовали в Ливонской и Крымской войнах, в начале XVII века воевали против польско-шведских войск, участвовали в освобождении Москвы с Мининым и Пожарским. Не было ни одной войны и похода, где бы Русское государство не привлекало башкир. Кроме этого, башкир заставляли строить города и крепости в качестве военнообязанных. Например, в 1594 году большую группу башкир отправили в Сибирь для строительства города Тара. Военная служба башкир за свой счет была тяжелым грузом. Вдобавок, эта служба на многие года отрывала башкир от своего хозяйства, тем самым приводила к нищете и задолжности по ясаку. Но военная служба входила в обязанность согласно Грамоте 1557 года, поэтому они считали и военную службу обязательным долгом.

Кроме платежа ясака и исполнения военной службы, башкиры должны были снабжать конной возницей каждый государственный груз при перевозке. Тяжесть этой обязанности ничем не была меньше военной службы, так как в период захвата новых земель Русское государство перевозило очень много груза, лошадей брали на дальние расстояния, и питание хозяев груза возлагалось на башкир.

Таким образом, освобождение от власти татарских ханов не принесло башкирам никакого облегчения, формы и меры эксплуатации не изменились, с этой стороны русские многое переняли у татар. Вдобавок, «если татары, как в русских областях, никогда не усваивали право земельного владения тем, что земля ничья, она божья»[4]* русские не ограничились жестоким грабежом и насилием, а активно захватывали башкирские земли. Русское правительство, как башкиры, свято не чтило Грамоту 1557 года. Несмотря на то, что Федор Иванович (сын Ивана IV) и другие цари, поправляя Грамоту, делали заявления, русское правительство не считало обязательным эти обязательства. Русский царь считал себя единственным высшим хозяином всех захваченных и не захваченных земель. Поэтому он и его правительственные органы, как настоящие колонизаторы, ни от чего не отказывались. Кроме захвата башкирских земель, это правительство одобряло переселение различных переселенцев и беженцев в Башкортостан, не считалось с коренным народом, с его потребностями и интересами. Все это и деспотизм вызвало большое недовольство среди башкирского народа.

[1] Башкирские шежере. Уфа, 1960, с. 76.

* Указом царя от 11 февраля 1736 г. башкирские собрании были запрещены, вместе с этим было уничтожено внутреннее самоуправление, рассмотренное в Грамоте 1557 г.

* По словам старших, город Юса был основан на месте одноименного древнего башкирского города. Поэтому, возможно, что и другие города основаны месте старых.

[2] Материалы по истории Башкирской АССР (Далее: Материалы…), ч. 1. М.-Л., 1939, с. 82.

* Среди них были Казанские татары, чуваши, мари, удмурты, мордва и даже башкиры, лишенные земли. Группу, состоящую из мусульманских татарских крестьян, звали «тептярями». Когда остальные «переселенцы» сохраняли свои этнические корни, тептяри отделившись от татар, создали собственную этническую группу. В наши дни многие тептяри обратно стали татарами, только немногие записываются башкирами. Во времена башкирских восстаний «переселенцы», в том числе тептяри, активно выступали за русских колонизаторов.

[3] Материалы…, ч. 1. М.-Л., 1936, с. 69, 73.

[4] Историческая записка местности о прежней Уфимской провинции, где был центр древней Башкирии (Далее: Историческая записка…). СПб., 1867, с. 1.

* Поэтому до 1920 года, до образования Татарской АССР, у татар, расселившихся по различным землям во власти Золотой Орды, в действительности не было своей национальной территории. Татарская АССР была построена не по требованиям татар, не знающих что такое бороться за территориальную автономию, а из-за того что не смогли построить Татаро-Башкирскую республику, из-за просьбы башкирских деятелей. При обозначении территории Татарской автономии было одно единственное учтенное условие: среди последних татарских ханств самым сильным было Казанское, город Казань славился среди татар тем, что оказывал сильное сопротивление войску Ивана IV и далее стал центром души татар.

 

Глава I. § 3. Первые башкирские восстания

На усиление недовольства башкир по отношению к русскому правительству указывают их многочисленное участие в восстании 1616 года, если сравнить с восстаниями 1572 и 1582 гг. Восстание 1616 года вспыхнуло среди Казанских татар, чувашей, мари, удмуртов. Повстанцы окружили Казань, захватив города Оса, недавно построенный на берегу реки Сулман (Кама), Сарапул, подвергли в страх колонизаторов. Несмотря на активное участие башкир, это не говорило об их первом самостоятельном выходе. Первое самостоятельное восстание было в 1645 году. Здесь восстали северо-западные башкиры, заявив несогласие с постройкой города Мензелинска на их землях и тем самым указав на нарушение Грамоты 1557 года. Но отношение башкир к русской политике не закончилось лишь выражением недовольства и несогласия, попыткой заставить их выполнить, взятые на себя обязательства. Вместе с усилением активности колониального захватничества и гнета у башкирского народа возникла мысль отказаться от русской зависимости и создать самостоятельное государство. Эта мысль окончательно укрепилась и превратилась в основную цель после жестокого подавления восстания 1645 года, казни предводителей. Башкиры поняли, что русские, так же как и татары, настоящие враги, что в будущем нужно бороться не за вассальное право, а за полную свободу.

В то же время и русское правительство сделало кое-какие выводы. В Соборе уложений 1649 года (сборник Законов) оно отметило, что оно вновь верно условиям Грамоты 1557 года, что готово защищать и охранять вотчинное право башкир на их земли. Но в реальности жизнь башкир вовсе не изменилась. Башкиры, как и прежде, жаловались на притеснения сборщиков ясака и служащих: служащий Никита Юрьевич Оничков «стал хозяином башкирских земель, охотился и во всем сильно притеснял башкир»; служащие Иван Павлов и Иван Кулаков «насильно отбирали у них самых лучших лошадей, скакунов, бобров, шкуры различных животных, грабили их женщин и детей, снимали с них верхнюю одежду» и др.[1] Захват башкирских земель, усилившись, принял систематический характер. В 1651-1656 гг. русское правительство начало строить укрепленную Засулманскую линию, в которую вошли 7 городов, и в том числе и Мензелинск. Эта линия проходила через большую часть башкирских земель, и должна была отсечь огромную башкирскую территорию. В северо-западном Башкортостане продолжала идти работа по постройке новых городов, крепостей, укрепленных деревень.

Кроме грабежа русских, к башкирам с юга и запада пришла большая беда: их сильно начали притеснять казахские мурзы и калмыки с 20-х годов XVII века. Калмыки, постоянно нападая, расширили свои пастбища за счет башкирских земель. В борьбе против калмыков русское правительство в начале защищало башкир, но с 50-х годов, оно, резко изменив свою политику, встало на сторону калмыков и запретило башкирам защищать свои земли. Уфимский воевода получил указание «убить» каждого башкира, который нарушит приказ. В конце 50-х годов южная часть реки Самара между рек Волга и Яик полностью осталась в руках калмыков. Калмыки вошли в состав России. Новая измена русского правительства в напряженный период стала причиной нового башкирского восстания. Началась настоящая заранее запланированная освободительная борьба башкир.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!