Новый колониальный натиск. Смертельные восстания 1735-1740 гг. 1 страница



БИИШЕВ Акрам Гибадуллович

ИСТОРИЯ БАШКИРСКОГО НАРОДА И ЕГО БОРЬБА ЗА СВОБОДУ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Перевод с башкирского выполнен коллективом переводчиков с издания: Бейеш Әкрәм . Башҡорт халҡының тарихы һәм азатлыҡ көрәше. Очерк. Өфө: Башҡортостан «Китап» нәшриәте, 1993. – 352 бит.

Предисловие

Эта работа была написана в 1987 году и передана в ООН с целью ознакомить эту организацию с пронзительной судьбой башкирского народа. После этого, в 1988 году по новым событиям она была вновь переработана. При написании труда не было мысли об его издании, поэтому, несмотря на то, что был приведен богатый новый материал, не ставилась задача обогащения башкирской истории новой информацией. Но некоторые люди, ознакомившиеся с рукописью, посоветовали ее издать. Их мнение подтвердили одобрительные письма, которые пришли после издания работы в газете «Йәшлек» в 1991 году.

Начало пробуждаться национальное самосознание башкирского народа, которое в течении нескольких веков был задавлено и затуманено. Для развития этого самосознания намного большую ценность имеют небольшие работы, одновременно раскрывающие судьбу многих поколений башкир, чем толстые труды, которые подробно описывают каждое событие многовекового исторического пути. Вот почему, наверное, эта работа отвечает требованиям людей и поэтому они желают, чтобы она вышла в виде книги.

Но лишь через выяснение исторической цепочки, историю понять невозможно. Для ее познания надо давать справедливую оценку всем событиям, исходя из справедливой точки зрения. Это самое главное. До этого мы были лишены права давать свою оценку своей истории. С давних времен нашей истории выносили вердикт русские правители, их слово было преобладающим. Тираны, притесняющие народ, объявили борьбу народа за свободу «бунтом», «мятежом», батыров во главе борьбы - «ворами». Так они звались в официальной исторической науке. После революции, особенно после выхода «Постановления Центрального Комитета ВКП(б) о состоянии агитационно-пропагандистской работы в Башкирской партийной организации и мерах по ее улучшению» 25 января 1945 года, руководство партии начало давать указания исторической науке. Закончились правдивое освещение и оценка башкирской истории, остались лишь восхваления русских колонизаторов и унижение, шельмование башкир. И наши историки и писатели были вынуждены писать башкирскую историю согласно требованиям русских шовинистов, возглавляющих партию. Теперь настала пора избавиться от мысленного и умственного рабства. У известного башкирского ученого Ризы Фахретдинова есть слова: «Каждый народ должен писать свою историю сам». Нам тоже надо писать свою историю как мы ее знаем, понимаем. В предложенной работе правильная оценка башкирской истории с точки зрения башкир была поставлена второй и главной целью.

В башкирской истории нет ничего постыдного. Наша история, насыщенная скорбью, слезами и кровью, чиста как серебро. Наш народ никогда не лил кровь, захватывая земли других народов, не заставлял плакать их женщин и детей. Он, наоборот, сам в течении семи с половиной веков тяжело страдал от кровавых зверств захватчиков, боролся за справедливость, за свободу. В основном, история башкирского народа состоит из истории страданий и борьбы. Эти страдания не закончились, и башкирский народ, уже в который раз, стоит на пороге гибели. Для того, чтобы не погибнуть, не исчезнуть, надо бороться, положив огромные силы. Звезда надежды еще не погасла. Зажечь эту звезду настоящим солнцем – священный долг сегодняшнего поколения.


Глава I . ИСТОРИЯ И БОРЬБА БАШКИР ДО 1917 ГОДА

Древняя страна башкир. Татаро-монгольское нашествие

Время прихода башкир на Южный Урал и бескрайние степи западных и восточных отрогов Уральских гор недостаточно известно историкам. По обобщенной гипотезе в области антропологии, археологии, истории, этнографии, языка знаменитого этнографа С.И.Руденко, «в VIII веке до н.э. в эти края начали приходить племена, похожие на монголов, они уже в VII веке до н.э. они составляли один из основных компонентов физического облика народов Башкортостана и побережья Камы… В то время, как видимо, основным разговорным языком народов Башкортостана был древний башкирский язык… Но только с первых веков первого тысячелетия нашей эры, башкир можно считать объединенным племенем»[1]. Без сомнения, в ту эпоху башкиры были сформированы как народ с единым именем «башкиры», с единым языком.

Первые надежные письменные памятники о башкирах относятся к IX веку. Их оставили арабы. Например, по данным Салама Таржемана, который путешествовал по башкирским землям в 842-844 гг., начиная с левого берега Волги, на протяжении 27-дневного пути, везде жили башкирские племена. Выйдя за пределы башкирских степей, его караван достиг зловонных черных земель (видимо, это была болотистая земля Западной Сибири, потому что Салам держал путь к Великой Китайской стене). Арабские источники о бурзянах, являющихся одним из башкирских племен, сообщают следующее: «страна бурзян настолько простирается на север, что длина ночи там сокращается на 4 часа; они постоянно ведут войны с румами, славянами, хазарами, тюрками»[2].О башкирах более подробно написал в 922 году Ибн-Фадлан, который побывал на башкирских землях с посольством Багдадского халифата, отправленного в Булгарское ханство[3]. Ибн-Фадлан, несмотря на то, что боялся башкир и потому негативно о них отзывался, не мог не сказать о большой силе, которая протянулась от Эмбы до реки Саган на юге.

В тот период у башкир было свое государство. Историки стараются не говорить об этом государстве. Они, для объяснения сведений об обширных военных и политических связях башкир, втискивают целый народ в рамки своей модели происходивших событий, но все же не могут отрицать информацию, напрямую указывающую место жительства башкир в те времена. Таким образом, возникают противоречия во мнениях. Для того, чтобы не возникали эти противоречия, не стоит опираться только на древние сведения, нельзя эти сведения использовать в угоду своим пожеланиям. На основе этих сведений можно сказать одно: уже в тот период у башкир было свое государство, и они активно принимали участие в жизни окружающих народов. А когда было государство у других народов, не могло не быть государства и у упомянутых башкир.

Башкирское государство занимало территорию от Великого Иделя (Волги) до Тобола, от Каспия до Перми. Граница, отделяющая его от Булгарского ханства, четко описана в записях Ибн-Фадлана: с переходом реки Черемшан, заканчиваются башкирские земли[4]. Эти бескрайние земли башкиры, как сказал Мухамметсалим Уметбаев, «защищали, оберегали от народов, перетекавших из Азии в Европу как бесконечный поток, и сметающих всё на своем пути».[5]

Во главе башкирского государства стоял хан*. Опираясь на древние источники, предания и слова старших, М. Уметбаев пишет: «башкиры всегда выбирали ханов среди своих, ставка ханов располагалась либо в укрепленных городах, либо в крепостях, когда-то у башкир было не менее семидесяти городов и укрепленных стоянок, в городах жил оседлый народ»[6]. По арабским сведениям XI-XII вв. среди этих городов известны такие, как Каракия, Минжан, Мазира, Казира, Башкурт, Бурзян[7]. Сведения о городах подтверждают следы, сохранившиеся до наших дней, названия земель, образованные со словами «город», «стоянка». Города и стоянки служили не только для обороны, то есть защиты от набегов, но и центрами торговли и культуры.

В те времена основным занятием сельских жителей, составляющих большинство, видимо, было кочевое животноводство. Но вместе с животноводством они занимались и земледелием, потому что в тюркских племенах скотоводы с давних времен занимались земледелием. В хозяйстве северо-западных башкир, ввиду благоприятствования природных условий, преимущество отдавалось земледелию. Кроме этого, в жизни башкир огромное место занимали охота и добыча ископаемых (то есть добыча руды и драгоценных камней), была хорошо развита обработка металла. Среди башкир было много мастеров по выплавке меди, серебра, золота, железа, стали, бронзы. На это указывают археологические памятники, найденные на земле Башкортостана. Эти же памятники говорят и о том, что башкиры вели торговлю от Китая до Византии, от Индии** è Àðàâèè äî ãðàíèö Ñåâåðíîãî Óðàëà.

В «Словаре тюркских языков» Махмуда Кашгари, завершенном в 1073-1074 гг. башкирский язык отнесен к наиболее известным тюркским языкам.

В середине XII века башкиры приняли ислам, но некоторые башкиры были мусульманами уже в X веке. Ибн-Фадлан рассказал об одном из них[8]. Ислам среди башкир распространил глава религиозного общества Туркестана Ахмет Ясави (1105-1166 гг.). Религиозно-просветительская работа, начатая Ахметом Ясави, была продолжена и после его смерти. Большинство религиозных просветителей умерли на землях Башкортостана, исполненяя свой долг. Ранее здесь было много их гробниц. Самая знаменитая из сохраненных – гробница Хусаинбека (XIV в.).

После принятия ислама башкиры начали ездить в мусульманские страны не только по торговым нуждам, но и по религиозным. Они организовывали различные культурные связи с мусульманскими странами, приезжали в эти страны для углубления знаний после окончания своих медресе, открытых религиозными просветителями. В этот же период башкиры стали принимать активное участие в культурной жизни Средней Азии, литературным письменным языком приняли* язык «тюрки», распространенный там, и находились в гуще в литературных процессов этого региона. Данной деятельности способствовали и религиозные просветители, так как они сами были родом из тюрков Средней Азии и были в тесных отношениях с литературой. И Ахмет Ясави был известным поэтом, писавшим на чистом тюркском языке.

В начале XIII века Башкортостан был в союзе с Булгарским ханством. В 1223 году они вынудили бежать непобедимое войско татаро-монголов. В первом натиске Чингисхана, направленном на Запад, это было единственным его поражением.

Татаро-монгольские войска всеми своими силами атаковали Башкортостан в 1229, 1230, 1232 годах, но всегда встречали сильное сопротивление. Лишь при Угедей-хане, занявшего монгольский трон и отдавшего приказ отправить объединенное огромное войско для захвата «северных земель», татаро-монгольские захватчики смогли вступить на земли Башкортостана.

Осенью 1236 года башкиры и булгары выставили сорокотысячное войско против татаро-монгол.** Татары в этой битве победили только благодаря военной хитрости: «Батый и Бурундай, перейдя реку (Яик) ночью, бросились в бой… Бурундай напал одновременно со всем войском. Они, прорвашись к шатру башкирского падишаха Киляра, подрубили саблями веревки. После того, как упал шатер, башкирское войско переполошилось и пустилось в бегство»[9].

С лета 1237 года по конец 1240 года войско хана Батыя разгромило Дешт-и-кипчак (Кыпчакские степи), страны алан, асов, мордвы, подчинило почти все русские княжества, захватило Киев. В 1241 году они разгромили войска венгерского короля, польско-немецких князей, дошли до Восточной Чехии. Практически вся Восточная Европа была под пятой татаро-монгольских войск.

Башкиры продолжали борьбу против захватчиков. «В год смерти хана Угедея (1241 г.), весной, они (сыновья хана) через Мраковские горы направились к булярам* и башкирам… Батый пошел на Стерлю, воевал с башкирским падишахом и монгольское войско их разгромило…»[10].** Но для башкир, конечно, эта битва была не последней. Когда каждое княжество разрозненной феодальной Руси встречало татарское нашествие поодиночке, Башкортостан, как единое государство, был готов сформировать большое войско под единым предводительством и крепко противостоял врагу. Даже после поражения основного государственного войска, воинственные башкиры продолжали борьбу. В башкирском народном творчестве сохранилось немало сведений о борьбе башкир с захватчиками. Возможно, слова «Не жалел он души, лил кровь, но не отдал башкир свой Урал» из древней песни «Урал» остались с тех времен. Башкиры, везде создавая военные группы, во главе с батырами и главами племен, воевали против врагов, не давали им возможности поднять голову. Татары, как и везде, где им оказывали сопротивление, принялись жестоко проливать кровь по всему Башкортостану. Истребление целого народа, разгромив большие области, превращение их в руины – все это военные методы со стороны высшего руководства татар.* Кроме истребления народа, они громили города и стоянки. Из-за этого варварства были стерты с лица земли башкирские города, также как города булгар и других народов. Оставшаяся в живых часть городского населения, превратившись в нищих, была вынуждена перейти к кочевой жизни[11].

Мужчин, женщин, детей, попавших в плен, татары продавали в рабство. Проданные в рабство кипчаки, башкиры и другие были отправлены в Сирию, Египет. Там женщины становились наложницами, а мужчины забирались в армию султана. Египетское войско, в основном, состояло из рабов, то есть из мамлюков. Войско мамлюков разгромило армию крестоносцев, которое пришло из Западной Европы, отразило татарское нашествие, спасло Египет и арабскую цивилизацию от гибели. Слава защитников страны дала силу и власть мамлюкам. Мамлюки, став эмирами в давно знакомом по союзничеству Египте, стали предводителями больших войск. Одним из египетских эмиров был мамлюк Гилмитдин Санжар-аль-Башкорди[12]. Мамлюк Бейбарс был султаном (1260-1277 гг.) и положил начало династии египетских султанов из мамлюков. Мамлюк Калауын и его дети правили в течении 103 лет (1279-1383 гг.). По сведениям арабского историка ал-Айни, Бейбарс и Калауын были из рода боржугли тюркского племени[13]. Боржогли, несомненно, созвучно с именем племени бурзян башкир.* Племя бурзян в то время входило в число самых больших, передовых племен башкир. В арабских источниках бурзянцы упоминаются как отдельный народ со своим царем. Бейбарс и Калауын, как видно, на своей Родине не были людьми из простого народа.**

Башкиры в Египте были известны не только тем, что были предводителями и султанами, но получили славу и в других областях. Например, мамлюк родом из башкир Насретдин ал-Наср был известен как очень умный, справедливый эмир, многосторонне талантливый человек. Он увлекался науками, изучив арабский язык, писал поэтические и прозаические произведения и получил высокие оценки со стороны своих современников. В литературе добился многих успехов и сын Калауына аль-Ашраф Халиль. Современники восхищались его ясным умом, острым словом. Среди турков Танбага славился как известный поэт[14]. Если рассмотреть гласные звуки в его имени, то вполне можно утверждать, что он был родом из башкир*. Остается лишь с удивлением восхищаться духовной и физической силой людей, достигших самых высоких постов, успехов, которые испытали много страданий судьбы рабов в чужой стране, куда были проданы, как товар. Славой и успехами они показали мощь своей Родины и уровень ее развития. Если бы они не были людьми, вышедшими из такой страны, не были бы такими талантливыми для осуществления такой огромной работы.

Об уровне развития башкир в то время можно судить и по литературным памятникам. Вместе с народными произведениями, такими как «Урал батыр», «Акбузат», которые восхищали своим поэтическим совершенством, философской мыслью, была и письменная литература башкир. Среди письменной литературы до наших дней сохранилась поэма «Кисса-и-Йусуф», которая была написана в начале XIII века. Кул Гали был из рода айлы (айулы). Он, получив образование в Средней Азии, многие годы преподавал там, когда началось татаро-монгольское нашествие, вернулся на Родину. Его поэма является самым драгоценным образцом древней башкирской литературы, высокой классической поэзии. Кроме этого, поэма показывает, что башкиры были в тесных отношениях со Средней Азией и Ближним Востоком, что хорошо знали восточную литературу, культуру, науку. Как видно, те мамлюки тоже воспитывались в этой среде, поэтому они «оставили яркий след в мусульманских странах»[15]. Но из-за жестокого истребления, разгрома татарами башкирской страны за оказанное сопротивление, все культурные успехи и памятники были уничтожены, разгромлена основа социально-экономической жизни народа, полностью уничтожено государство.

В 1240 году сыном Чингисхана Джучи было создано государство Золотая Орда. Высшая власть в государстве была в руках сыновей Джучи под предводительством Батыя. Государственные посты, реализующие власть хана, заняли предводители войск, состоящие из монголов и татар.

Некоторые советские историки утверждают, что татары времен Чингисхана разговаривали на монгольском языке, были из монгольских племен. Но нет никаких оснований для такого утверждения. Все древние авторы относили татар к тюркским племенам. У татарского народа были свои племена: тутуклиут, алчи, чаган, куин, терат, баркуй[16]. По словам Рашид-ад-дина, между татарами и монголами долгие годы шла война. В итоге, Чингисхан подчинил себе татар. После этого татары и некоторые другие тюркские народы «для того, чтобы показаться великими и авторитетными» начали называть себя монголами.[17] Значит, мнение, которое относит татар к монголам, возникло намного позже, и оно совсем не касается этнического характера татар. В то же время, монголы отделяли себя от татар. Вильгельм де Рубрук, когда описывал разговор с ханом Золотой Орды, его сыном Сартаком и другими представителями высшего класса монголов, конкретно сказал, что «...Они не хотят зваться татарами. Татары – это совсем другой народ»[18].

Несмотря на то, что в какой-то период татары называли себя монголами, безусловно, они остались тюркским, тюркоязычным народом. Махмуд Кашгари за два века до Западных завоеваний Чингисхана в период работы над «Словарем тюркских языков», в первую очередь, опираясь на языковые факты, отнес татар к одному из тюркских народов, и, конечно, как языковед и составитель словаря не мог ошибаться. Слова в словаре, выделенные как татарские, например, такие как «ҡайың», «ҡат» – тюркские слова. Рашид-ад-дин приводит имена татарских эмиров Ит-кара, Бек-Тимура, Есун-Туа, Бекдаш и ханских жен Буракчин, Турэ-кутлуг, которые служили первым монгольским ханам [19]. Все эти имена тюркские, они отличаются от монгольских. Многие использованные термины в Золотой Орде, например, такие как «оглан», «бек», «баскак», «караул», «битикчи» и др., относятся к тюркской лексике и показывают изначальное активное участие татар в формировании военно-административной терминологии монгольского государства.

На основе сохранившихся исторических сведений можно определить примерное количество татар и монгол. По словам Рашид-ад-дина, Чингисхан каждому своему сыну выделил по 4 тысячи монголов. Большинство монголов, участвующих в нашествии Батый-хана, составляли 4 тыс. людей, относящихся к улусу Джучи, а принцы, назначенные ему в помощь, по существовавшим традициям, на войну брали 1/5 часть своих людей, и от них всего прибавилось 3200 человек. Из такого малого количества монголов не могло образоваться 200-300 тысячное войско* Батый-хана. Значит, остальную часть войска составляли татары.

В 1240 г. прикрепленные на помощь Батый-хану Гуюк-хан, Менгу-хан и другие сыновья хана вернулись со своими людьми в Монголию. В 1252 г. два из десяти монголов в улусе Джучи, были отправлены в войско Хулагу-хана, который начал войну по захвату Ирана. После этого, в Золотой Орде как максимум, осталось 3000 настоящих монголов. В то же время, многочисленный татарский народ, переезжая вслед за войнами, практически полностью пришел из Сибири на захваченные земли, мало кто остался на древних землях. По этой причине татары составляли абсолютное большинство населения ханства, держащего Золотую Орду. Благодаря тому, что их было больше по численности, татары[20], ставшие «надежными людьми», «большими, славными эмирами» во времена Чингисхана, очень скоро начали главенствовать в Золотой Орде, подчинили под свое воздействие монголов, в том числе дворец хана, отатарили их и добились «известности, большого авторитета». Таким образом, татары превратились в самую мощную силу Золотой Орды.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!