Новый колониальный натиск. Смертельные восстания 1735-1740 гг. 2 страница



При создании Золотой Орды русские княжества не попали во владения татар, они были плательщиками ясака. Поэтому, с политической и экономической стороны они были в какой-то мере свободными, сохранили возможность жизни и роста, как сами того желали. Башкортостан полностью входил во владения Золотой Орды, во всех его землях разместилась деспотическая жестокая власть татар.

Золотая Орда не являлась государством, созданным в результате естественного роста народа на своей земле, а была искусственным государством, которое захватив чужие земли, построило на них свою власть. Оно жило за счет грабежа зависимого народа, сбора ясака. Хан, его мурзы из монголов и татар и другие должностные лица пользовались бескрайними правами на каждого своего человека и на скот. Все люди были распределены на душу семьи должностного лица, то есть начальника, у каждого начальника было свое вооруженное войско. Беспрекословное подчинение каждому движению начальника было строгим законом. При неподчинении хотя бы одного человека могла быть разгромлена вся деревня.

Правительство Золотой Орды пересчитывало всех людей, от новорожденных до пожилых, и, не учитывая имеющегося имущества, облагало различными налогами. Работу по сбору налогов осуществлял отдельный аппарат. Во главе его стоял баскак (даруга). Баскак при себе держал военную группу. Эта группа, держащая своей жестокостью в страхе народ, при возникновении необходимости бросалась на помощь сборщикам налога.

Люди под владычеством татар должны были отдать 1/10 часть своего имущества, как дополнительное обязательство. Кроме этого были выплачивались следующие налоги: военный, амбарный, за впаханную землю, скотовой, дымовой, ямской и многие другие. Люди должны были предоставить ханам и его подчиненным кобылу; бесчисленным странникам, путешествующим везде, и гонцам - лошадей, возницу, слуг, охранника, еду, ночлег. Также народ поневоле был привлечен к строительству городов и крепостей и исполнению многих других работ. Но это все было – лишь частью возложенных обязанностей на человека, предусмотренных законом. В действительности, хан и его должностные лица, как полноправные правители, брали и людей, и скот сколько желали, делали все по своему усмотрению. В государстве царило жестокое насилие и грабеж. Людей, у которых нечего было брать, они брали в рабство. Вдобавок, один человек из десяти, обычно молодой парень или девушка, должен был идти в рабство. Кроме этого, превращался в раба один из сыновей человека, имеющего трех сыновей, вдова и вдовец. Рабы использовались в хозяйстве. Но многих продавали в чужие страны. Ал-Гамари об этих событиях писал следующее: «Он (Узбек хан) очень много убивал мужчин, брал в плен женщин и детей, гнал их в рабство в различные страны» [21].

В государстве Золотая Орда был установлен жестокий порядок: народ, выполняющий различные работы в мирное время, должен был превращен в войско, когда начиналась война. Войско было разделено на тысячи, сотни, десятки. В этих рядах у каждого было свое место. С получением приказа, каждый должен был встать на свое место вместе со своим оружием, конем, годовой провизией и другими необходимыми принадлежностями. По приходу проверялось все его имущество, при недостаче хотя бы одной иголки сильно наказывали. Когда мужья уходили на войну, исполнение дел по хозяйству, своевременный платеж налога, выполнение различных обязанностей ложились на плечи женщин, никакие поблажки им не давались.

Тирания и гнет перешли все границы, от тяжелого труда, непосильных налогов народ совсем обессилел.

Золотая Орда и от торговли, товарооборота, товарного налога брала большие проценты. В устье Волги со времен Хазарского каганата (VII-Xвв.) торговля была очень оживленной. Столица каганата Итиль служила крупным торговым центром. После разгромления Итиля в 965 году князем Святославом, построенный на том же месте город Саксин превратился в крупный рынок юго-восточной Европы. Торговлей славился и город Булгар.

Первые ханы Золотой Орды, Батый и Бирке, поняли, что устье Волги, где проходит большой караванный путь, очень удобное место для торговли и приложили все силы для восстановления бывшей торговли на захваченных землях. На путях каравана Золотая Орда восстановила старые города, построила новые. Из крымских городов в Китай, из Булгарии в Среднюю Азию шли бесконечные торговые караваны. Торговые караваны Золотой Орды имели мировое значение. Ханский город Сарай, Астрахань (Хажи тархан), Ургенч (до 1387 г.) и другие города превратились в шумные базары. Количество таких городов достигло двадцати. Шумная торговая жизнь воспитала в татарах страсть к торговле и эта страсть по истечению веков превратилась в их национальную черту.

Те же социальные и географические условия открыли татарам большие возможности к культурному развитию. Татары были в тесных связях со Средней Азией и Египтом со времен Берке-хана (1257-1266 гг.), принявшего ислам благодаря бухарскому шейху ал-Бахерзи и Узбек-хана (1312-1342 гг.), объявившего ислам государственной религией Золотой Орды. Во дворцах ханов Золотой Орды работали религиозные и мировые ученые, мастера из Средней Азии и Египта. Их трудовая деятельность превратила ханскую столицу татар в культурный и научный центр и привила им культурные достижения, которые получили развитие в мусульманском мире. В результате этого татары постепенно начали участвовать в культурной жизни передовых народов и, несмотря на то, что сами ничего не могли добавить, взяли многое из общего богатства, созданного этими народами. Общаясь с культурным миром Средней Азии, приняв их «тюркский» язык, татары начали жить в одной культурной среде с башкирами. В то же время, уничтожив и растоптав башкир, в первую очередь образованных, татары уничтожили все достижения башкирской культуры. Башкирский ученый Риза Фахретдинов в 1914 году писал: «Дети Чингисхана не служили науке, культуре, просвещению; они не восстановили даже одной сотой части, разрушенного ими». Даже мизерная доля культуры, приобретенной от других и восстановленной в какой-то мере, давала преимущество татарам в разгромленном культурном мире Идель-Уральских мусульман.

У монгольского государства не было единого сплоченного народа, единой экономической основы, оно опиралось на жестокую силу оружия. Поэтому, несмотря на то, что как бы они ни старались казаться сильными, они не могли быть крепким государственным сооружением. С момента создания ими государства они уже были обречены на распад, на конец и вскоре начали проявляться первые признаки этого. В 60-е гг. XIII в. западные улусы Чагатай, Джучи, Хулагу Монгольского государства, выйдя из-под власти великого хана, став отдельными государствами, начали враждовать между собой. В то же время после смерти Бирке хана (1266 г.) внутри Золотой Орды началась борьба за трон и в начале XIV века она разделилась на два государства, на Белую и Синюю Орду. Вторая считалась зависимой от первой. Но на этом не прекратилась борьба между детьми Джучи. Иногда, на короткий период, когда к власти приходил сильный человек (например, в 1312-1342 гг. во времена Узбек-хана) казалось, возвращалось единство, но после этого начиналась еще более жестокая борьба.

В Золотой Орде не было жесткого порядка наследования, любой человек из рода Джучи мог претендовать на трон. Но борьба была не только из-за этого. Золотая Орда не была родиной для татаро-монгол, не чувствовали родиной захваченную страну ни сыновья хана, ни мурзы, ни простые люди. Эта земля была для них источником грабежа, обогащения, и каждый старался стать хозяином этого источника, вырвать себе кусок покрупнее. В борьбе за источник богатства дети Джучи, свергая друг друга с трона, убивая брат брата, сын отца, становились ханами либо целой Золотой Орлы, либо одной области, и тут же были свергались или убивались другими претендентами. Среди них царила кровная вражда. Но в единой задаче, в сборе ясака с подчиненного народа, они были едины. Государственный аппарат, делающий эту работу, хорошо исполнял свою службу. Кроме этого, с усилением борьбы за трон усиливался гнет народа, так как каждый претендент старался собрать себе больше налога, и народ вдвойне, втройне был ограблен. На землях под властью татар были разрушены хозяйства, высушены пастбища и выгоны, народ вымирал не только от татарских сабель, но и от голода и холода. Башкортостану, особенно его южным и западным землям, большие потери принесла война между Токтамышем, который взял под свою власть Золотую Орду в 1377-1380 гг., и Хромым Тимуром, правителем государства Мавераннахр Средней Азии. Это война произошла из-за того, что они не смогли поделить между собой земли.

В 1391 году Хромой Тимур вместе с 200-тысячным войском захватил юго-восточный Башкортостан и направился на запад, разгромив все на своем пути. Летом того же года вдоль реки Кондурча на башкирской земле произошла битва, Туктамыш был разгромлен. «… Пешие увели 10-20 лошадей, один конный более 100; об остальном скоте, в том числе и о мелком рогатом скоте нет и речи, им не было числа. Особенно много оказалось у Тимура и его сардаров. Количество взятых в плен для рабства Тимуру превысило 5 000 человек. Войско Тимура не прекратило грабеж и по пути домой»[22]. Среди башкирского народа нашествие Хромого Тимура до сих описывается как самая большая катастрофа, беда. В сохраненной в архиве рукописи «Последний сарт-айлинец» рассказывается о борьбе до последнего человека племени сартай с Тимуром не в войске Туктамыша, а защищая свою родину, о мести оставшегося в живых старика племени за беду страны, за каждого убитого соплеменника.

Из-за беспрерывных кровавых войн Золотая Орда в первой половине XV века разделилась на Великую Орду, Ногайскую Орду, на Казанские, Сибирские, Крымские, Астраханские, Казахские, Узбекские ханства. Границы Ногайской Орды и Казанского, Астраханского, Сибирского ханств пересекали земли Башкортостана.

По устройству, политическим и юридическим нормам, формам эксплуатации новообразованные татарские ханства ничем не отличались от Золотой Орды. Количество налогов, военные и другие нагрузки не то, что уменьшились, а наоборот, увеличились, все собиралось для удовлетворения жадности ханов и мурз. Ханы и мурзы на последнем издыхании показали чрезмерную жестокость и жадность. Страдания народа были бесконечными.

Очень мало сохранилось сведений о борьбе башкирского народа против татар Золотой Орды и ханств, оставшихся после нее. Исторические и литературные источники того периода были уничтожены в пламени вечного огня и войны, до наших дней дошли обрывки и отрывки информации. Например, известно, как казанские татары в 1445-1467 гг. для подчинения башкир несколько раз приходили войной; в шежере башкир «Тысячеколчанный Урзас-бей» говорится, как башкиры племени менле (менулы) воевали против Ногайской Орды. Даже на основании этой малой информации можно утверждать, что свободолюбивый башкирский народ не подчинился тирании татар, не прекратил многовековую борьбу, как и в XVII-XVIII вв., бесконечно боролся против рабства. Неустанной борьбой он еще больше подверг себя истреблению и грабежу. Из-за длительного жестокого истребления и грабежа численность башкирского народа уменьшилась* в 10 раз, оставшись без имущества, они были разорены. П.И.Рычков пишет следующее о башкирах: «После того как они были полностью разграблены их правителями, питались, добывая рыбу и живность… В таком положении они оказались в руках казанских и сибирских ханов, эти ханы еще больше разорили их, наложили непосильные налоги»[23].

 [1] Руденко С.И. Башкиры. – М.-Л., 1955. - С. 351.

[2] Булатов А.Б. Восточные средневековые авторы о башкирах. – «Археология и этнография Башкирии», IV. Уфа, 1971, с. 323; Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и руссах. СПб., 1870, II, с. 126.

[3] Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956, С. 130-131.

[4] Ковалевский А.П. Та же книга. С. 131.

[5] Уметбаев М. Ядкар. Уфа, 1984, с. 196.

*Имена некоторых ханов дошли и до наших времен. Например, Самер хан упоминается в эпосе «Заятуляк и Хыухылу», Масем хан - в эпосе «Бабсак и Кусяк», Тора хан - в шежере, Кусем хан. М.Уметбаев говорит, что «один из независимых последних ханов Ялман бей жил горе Акташ».

[6] Уметбаев М. Та же книга. С. 195-196, 199-200, 235, 239-240.

[7] Булатов А.б. Та же статья. С. 324.

 [8] Ковалевский А.П. Та же книга, с. 130.

* Башкирский язык, несмотря на то, что относится к тюркским языкам, из-за того, что народ рано отделился от тюркского мира, имел огромные особенности. Об этом говорится в словаре М.Кашгари.

* Некоторые восточные историки так называли булгар.

[9] Рашид-ал-дин. Сборник летописей, т. 2. М.-Л., 1960, с. 37.

* Некоторые восточные историки так называли булгар.

[10] Рашид-ал-дин. Та же книга, с. 45.

* Они это проделывали следующим образом: окружив большим войском широкое пространство, истребляли народ, оставшихся в живых, которые были в центре окружения, вплоть до младенцев, раздавали своим воинам, потом каждый воин, привязав каждого человека, доставшегося на его долю, построив в ряд, поочередно отрубали головы.

[11] Уметбаев М. Та же книга, с. 240.

[12] Рамзи М. Тальфик ал-ахбар…, т. 1. Оренбург, 1927, с. 328.

[13] Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, т. 1. СПб., 1884, с. 503.

* Окончание – н в слове бурзян (боржан) (как в словах «сойон», «кидан») из монгольского языка. В этом месте оно соответствует слову «оглы». Бейбарс в своих записях приводит названия родовых племен с данным словом «кангуоглы», «анжоглы», «карабароглы» (Тизенгаузен В. Та же книга, с. 540-541). В наши дни эта форма сохранилась в названии нашего рода «байулы». Может быть названия племен «айле», «менле» произошли от слов «айулы», «менулы».

[14] Амин ал-Холи. Связи между Нилом и Волгой. М., 1962, с. 31-32.

* Если бы это слово внутри имени в других тюркских языках звучало как «буга» (например, как имена ханов Золотой Орды Тулабуга, Сашибуга), то в арабском языке писалось бы через букву «уау», в башкирском языке слово буга из-за отсутствия необходимой буквы, писалось через арабскую «алиф» (как в слове «оглы»).

[15] Тизенгаузен В. Та же книга, с. 503.

[16] Рашид-ад-дин. Сборник летописей, т. 1, кн. 1. М. – Л., 1952, с. 103.

[17] Рашид-ад-дин. Та же книга, С. 101-103.

[18] Вильгельм де Рубрук. Путешествие в восточные страны. СПб., 1911, С. 92.

[19] Рашид-ад-дин. Та же книга, С. 106-107.

* Есть и другие сведения о численности войска Батый хана, но они не относятся на период начала нашествия.

[20] Рашид-ад-дин. Сборник летописей, т. 1, кн. 1. М.-Л., 1952, с. 106.

[21] Тизенгаузен В. Та же книга, с. 231.

[22] Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.-Л., 1950, с. 360-361.

* Уменьшение численности башкирского народа в 10 раз в период 300-летнего татарского гнета можно сравнить таким же уменьшением основного народа в некоторых странах Америки.

[23] Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Оренбург, 1887, с. 58.

Глава I. § 2. События после присоединения к русскому государству

Русские княжества, сохранившие возможность для политического и экономического роста и платящие только ясак, не видели жестокого грабежа и истребления. Они потихоньку собирали силу, противостоящую Золотой Орде, которая постепенно ослабевала от раздора. В 1380 году объединенное русское войско под предводительством Московского князя Дмитрия разгромило на Куликовском поле войско татарского правителя Мамая. Последующие князья также направили свою работу на освобождение от татарского гнета. Но прошло сто лет, как они добились полной свободы. Эту свободу русские получили, когда встали на пути хана Ахмета, который шел на них войной в 1480г., в период правления Московского князя Ивана III. Желание освободиться от татарской зависимости дало возможность Ивану III начать работу по расширению западных и восточных русских территорий. На северо-востоке русские ушкуйники (разбойники), пройдя на Северную Каму, Северный Урал и побережье Северного ледовитого океана, и даже на дальние Югорские земли, подчинив основной народ, как коми, ненцы, ханты, манси, проживающих здесь издавна, заставили платить ясак Москве. В период правления Василия III благодаря объединению Псковских, Рязанских, Смоленских княжеств был завершен процесс объединения всех русских земель и образовалось Русское государство. Это государство очень быстро начало усиливаться. Благодаря жестокой руке первого русского царя Ивана IV, государство централизовалось, укрепилась самодержавная власть. Активную политику грабежа, начатую Иваном III, успешно продолжил Иван IV.

2 октября 1552 года Иван IV вместе с 150-тысячным войском после долгого осаждения захватил Казань, тем самым уничтожил Казанское ханство татар. После захвата Казани, Русское государство усилило захватническую деятельность. Весной 1554 года 30-тысячное войско на кораблях отправилось по Волге к Астрахани и 2 июля без сопротивления захватило город. Астраханское ханство они полностью уничтожили в августе 1556 года, придя войной во второй раз. В 1554 года под впечатлением от побед русских войск, Ногайская Орда объявила себя вассалом русского государства. Но часть татар, не согласная с вассалитетом, перейдя Волгу, создала Малую Ногайскую Орду между Азовом и Кабардой. Эта орда обратилась за помощью к Крымскому хану. Вассалитет Великой Ногайской Орды был окончательно укреплен в 1557 году. Таким образом, в 1552-1557 гг. три из четырех ханств, которые делили между собой земли Башкортостана, оказались в подчинении Русского государства. Правда, Ногайская Орда до сих пор пыталась держать в своих руках башкир, собирать налоги, но после подавления восстания татар, которые хотели восстановить Казанское ханство (1553-1557 гг.), ногайцы полностью оставили земли Башкортостана. Во время побега они пытались силой увести за собой башкир, но башкиры не бросили свою родину, вышли с оружием против ногайцев и победили.

Татары, правящие более 300 лет, даже после падения их государства, остались сильным народом. Но они недолго сопротивлялись русской власти, так как у них не было своих древних земель, и с потерей своего ханства, они не потеряли своей свободы, а потеряли лишь свое господство. Они быстро свыклись с мыслью потери господства. Вскоре они приспособились к новому хозяину, как когда-то приспосабливались к монголам, и стали верными людьми Русского государства. Далее они помогали русским колонизаторам в захвате восточных земель, в подчинении башкир путем их грабежа, захвате их земель. За верную службу русская власть хорошо относилась к ним: дала им высокие должности, различные преимущества, подарила башкирские земли.

После падения татарских ханств, башкиры, с одной стороны, освободились от гнета татар, с другой стороны, оказались перед страхом такого же зверского захвата других захватчиков. У башкир, оставшихся в тяжелом положении после татар, не было сил, противостоять русскому наступлению, защитить родину. Поэтому они решили подчиниться Русскому государству на условии вассалитета, как Ногайская Орда, таким образом получить независимость, ограниченную в какой-то мере. Русское правительство по условию, закрепленному Грамотой 1557 года, признало право наследования собственных земель (вотчинное), взяло обязательство защищать это право от внутренних и внешних захватчиков, также признало внутреннее правление башкир, свободу выбора религии; башкиры в свою очередь обязались платить ясак, служить за свой счет, участвовать в дальних и близких походах, защищать юго-восточные границы государства от нападения кочевых народов. В «Шежере бурзянских, кипчакских, усерганских, тамъянских башкир» сказано: «Составили указную грамоту, в которой особо написали о наших землях и религии, дали слово и поклялись башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию, и чтобы мы, роды, стали нести искреннюю службу; согласившись на эти оговоренные между нами условия, взяв друг у друга подписи, нашу грамоту в городе Казани записали в книгу»[1]. Для обеспечения верности башкир, кроме указанных условий, русское правительство поставило условие предоставить в качестве заложников сыновей известных людей в Москву и Казань. Это условие долгие годы было тяжелой ношей для башкирского народа.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!