РЕВОЛЮЦИОННАЯ ГРОЗА НАД РОССИЕЙ 41 страница
Надо сказать, однако, что Плеханов шел на новое сближение с Лениным очень осторожно. Сказывались и личные амбиции, и различия в оценке движущих сил революции, и сохранявшиеся разногласия по отдельным тактическим вопросам. Плеханов не торопился изменить свое мнение о Ленине как о бланкисте-заговорщике, потенциальном партийном диктаторе и «дубоватом» марксисте 2. Вот почему в июне 1910 г. он писал в одном из писем: «Заключить союз с Лениным? Это было бы нашим самоубийством. Ленина мы поддерживаем всякий раз, когда он поступит умно. Но и только. Более тесное сближение с ним невозможно» 3.
Тем не менее в 1910—1911 гг. сближение Плеханова с Лениным все же шло, хотя о переходе меньшевиков-партийцев на большевистские позиции не могло быть и речи. Споры оставались, но ведь спор есть отец всех вещей, цитировал Плеханов великого грека Эфеса Милетского. А это значит, что можно спорить, но стремиться при этом к одной цели: «укреплению нашей партии и к упрочению ее влияния на широкую рабочую массу» 4.
29 марта 1910 г. были восстановлены после почти пятилетнего перерыва личные контакты Плеханова с Лениным. Последний прислал из Парижа Плеханову письмо, где говорилось, что он одобряет мысль о сближении всех истинно социал-демократических элементов в борьбе с «ликвидаторами» и «отзовистами» и хотел бы приехать в Сан-Ремо, где жил теперь зимой и весной Плеханов. Начиналось ленинское письмо словами: «Дорогой и многоуважаемый
|
|
1 Группа «Освобождение труда». Сб. 5. С. 304 — 305.
2 См.: Плеханов Г. В. Соч. Т. XIX. С. 22.
3 РЦХИДНИ. Ф. 264. Оп. 1. Д. 152. Л. 1-2.
4 Плеханов Г. В. Соч. Т. XIX. С. 23-24.
288
товарищ!», а заканчивалось: «С товарищеским приветом Н. Ленин» 1.
Вскоре на улице Мари-Роз в Париже был получен ответ: «Дорогой товарищ. Простите, что замедлил ответом: я был нездоров. Я тоже думаю, что единственным средством разрешения кризиса, переживаемого теперь нашей партией, является сближение между марксистами-меньшевиками и марксистами-большевиками. И я считаю, что мне с Вами надо лично переговорить. Но я нахожу, что наше свидание будет полезнее, если оно состоится несколько позже, когда лучше выяснится настроение обеих фракций. События идут теперь быстро, и время хорошо воспитывает людей. Меньшевики все более и более склоняются к отпору ликвидаторству. Мне хочется думать, что большевики, со своей стороны, склоняются не только к отпору анархо-синдикализму, но и к отказу от того чересчур прямолинейного отношения к легальным рабочим организациям, которые, между нами сказать, сильно способствовали успехам ликвидаторства. А пока будем расчищать поле для взаимного сближения, каждый в своей сфере. Преданный Вам Г. Плеханов» 2.
|
|
Встреча Плеханова с Лениным состоялась в августе 1910г. в Париже, куда Георгий Валентинович приехал по пути на Копенгагенский конгресс II Интернационала. На самом конгрессе Плеханов участвовал в работе комиссии по вопросу о профсоюзном единстве и международной пролетарской солидарности. Известно, что в дни работы конгресса Ленин и Плеханов встречались и в неофициальной обстановке. Г. Е. Зиновьев вспоминал, что «Плеханов был очень нежен к Ильичу, а Ильич тоже был очень дружествен тогда к Плеханову» 3. Ту же мысль мы встречаем и в письме Зиновьева большевику Виктору Таратуте: «Копенгагенский конгресс был хорош одним: вполне спелись с Плехановым» 4. Одним из проявлений этой «спевки» был и совместный протест Ленина, Плеханова и представителя польских социал-демократов против анонимного выступления Троцкого в немецкой социал-демократической газете «Форвертс» с нападками на большевиков.
Очередное сближение Плеханова с Лениным было закреплено его сотрудничеством в таких большевистских изданиях, как «Рабочая газета» и «Мысль» (1910г.), «Звезда» (1911г. ), «Правда» (1913 г. ),где он опубликовал более 20 статей и заметок по самым разным вопросам, в том числе ряд статей о Л. Н. Толстом.
|
|
Однако в целом Плеханов занимал в то время центристскую позицию, пытаясь встать «над схваткой» и защитить партию как единый революционный организм без деления на «фракционные
1 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 47. С. 243-244.
2 Философско-литературное наследие Г. В. Плеханов. Т. I. С. 151 — 152.
3 РЦХИДНИ. Ф. 12. Оп. 2. Д. 42. Л. 2.
4 Там же. Ф. 17. Оп. 1. Д. 917. Л. 1.
289
курятники», как он иронически выражался 1. Именно поэтому так поддержал Плеханов решения январского (1910 г. ) пленума ЦК РСДРП, который высказался за ликвидацию фракций и прекращение издания большевистского «Пролетария» и меньшевистского «Голоса социал-демократа». Однако решения эти, как известно, остались только на бумаге.
Пытаясь дать оценку своей позиции в партийных делах, Плеханов писал Н. А. Рубакину осенью 1910 г., что его вряд ли можно причислять к меньшевикам. «Я стою на точке зрения идей группы «Освобождение труда», и в каждое данное время я ближе к той из нынешних фракций социал-демократии, которая ближе к этим идеям. Я считаю, что прогресс нашей партии именно состоит в лучшем и лучшем усвоении ею идей группы «Освобождение труда». Такая «формула прогресса» не позволяет зачислять меня ни в одну из фракций» 2. Определяя свое отношение к большевикам, Плеханов подчеркивал, что их объединяет идея партийности 3. Привлекала его и революционность большевиков, хотя их тактические принципы, по его мнению, страдали узостью, что приводило к многочисленным ошибкам 4. Поэтому Плеханов считал справедливым «раздать всем сестрам по серьгам» (так и называлась одна из его статей) и отстаивать партию как целое, а не какую-нибудь одну из ее фракций 5.
|
|
Летом 1911 г. Ленин попробовал привлечь Плеханова к работе организованной большевиками в местечке Лонжюмо под Парижем школы для рабочих и партийных работников разных направлений. В начале июля 1911 г. Георгий Валентинович обещал приехать сюда для чтения лекций о материалистическом понимании истории где-нибудь в начале сентября, но затем отказался от этого плана 6. Сохранились интересные воспоминания меньшевика-партийца Ивана Чугурина о том, как после окончания занятий в Лонжюмо Ленин посоветовал ему и еще нескольким рабочим съездить в Женеву к Плеханову. По словам Чугурина, Ленин высказал мысль о том, что Плеханову хорошо было бы всецело сосредоточиться на разработке теоретических вопросов и занять в РСДРП такое же положение, которое занимал в германской социал-демократии Каутский. При этом Ленин назвал Плеханова «мировым философом», сравниться с которым в то время было некому.
Приехав в Женеву, рабочие пришли к Плеханову. Завязалась оживленная беседа, в ходе которой рабочие просили его поддер-
1 Плеханов Г. В. Соч. Т. XIX. С. 120.
2 Исторический архив. 1956. № 6. С. 19.
3 См.: Плеханов Г. В. Соч. Т. XIX. С. 60.
4 Там же.
5 Там же. С. 358.
6 См.: Исторический архив. 1962. № 5. С. 42 — 43.
290
жать большевиков и Ленина. В ответ Плеханов сказал, что Ленин «большой стратег и тактик», но он неправ, когда «хочет всех выгнать из партии». В дальнейшем Плеханов провел с приехавшими к нему четырьмя учениками школы в Лонжюмо и восемью женевскими эмигрантами пять занятий на философские темы 1.
Состояние партийных дел внушало Плеханову большие опасения. В письмах к Каутскому он характеризовал положение в РСДРП как «отвратительное». «Каждая из обеих фракций нашей партии считает своим долгом не подчиняться постановлениям наших съездов (или конференций), принятых под влиянием противоположной фракции. Если Центральный комитет партии в своем большинстве состоит из меньшевиков, то возмущаются большевики. Если Центральный комитет находится под влиянием большевиков, тогда очередь меньшевиков поднять знамя восстания. И таким образом знать не хотят дисциплины. Скажу больше: дисциплины совсем не существует в партии: она существует только исключительно в пределах фракций. Следовательно, имеются две дисциплины: большевистская и меньшевистская. И каждая из них совсем не хочет повиноваться постановлениям партии, когда дело идет о поражении противной фракции» 2, — писал Плеханов в марте 1911 г.
К осени, когда развернулась работа по созыву очередной общепартийной конференции РСДРП (решение об этом было принято еще на январском пленуме ЦК в 1910 г.), положение стало критическим. Дело шло к новому расколу. Характеризуя ситуацию, Плеханов писал в конце октября Каутскому: «Положение наше таково: каждая из борющихся фракций хочет созвать конференцию, которая будет окрещена партийной. Это будет ложь, но наши feindliche Brüder (враждующие братья. — нем.) убеждены, что ложь в данном случае совершенно обязательна. Вы знаете, как они ведут борьбу друг с другом. Мартов обвиняет (в своей гнусной брошюре) большевиков. Большевики, в свою очередь, издают брошюру Каменева, в которой обвиняют меньшевиков. Хочется прямо плакать со злости! Что до меня, то я стараюсь воздействовать на общественное мнение нашей партии в смысле созыва только одной конференции, которая в самом деле явилась бы партийной, а не только одной из фракций. Я еще не совсем потерял надежду на успех, но в данный момент мне трудно отвечать за что бы то ни было. Если Вам придется писать о нашем положении, то выскажитесь против раскола и за единство, Вы нам окажете большую услугу» 3.
1 См.: РЦХИДНИ. Ф. 264. Оп. 1. Д. 179. Л. 1-7.
2 Группа «Освобождение труда». Сб. 6. С. 283 — 284.
3 Там же. С. 288. Плеханов имеет здесь в виду брошюры Мартова «Спасители или упразднители?» и Каменева «Две партии».
291
Плеханов не только не участвовал в работе Пражской конференции РСДРП в январе 1912 г. 1 (хотя представители его сторонников, так наз. меньшевиков-партийцев из России там были, а Д. М. Шварцмана даже избрали в новый состав ЦК РСДРП), но и отмежевался от ее решений, предложив 27 марта 1912 г. Международному социалистическому бюро, членом которого он, как и Ленин, являлся по постановлению январского пленума ЦК РСДРП 1910 г., взять на себя посредничество в деле восстановления единства партии, нарушаемого Лениным, с одной стороны, и «ликвидаторами» — с другой 2.
Осудил Плеханов и созванную в августе 1912 г. в Вене по инициативе Троцкого конференцию, в которой участвовали меньшевики, бундовцы и некоторые национальные социал-демократические организации России. На конференции был создан так наз. Августовский блок, оказавшийся, однако, рыхлым и недееспособным.
С апреля 1912 г. Плеханов стал издавать на свои средства газету «За партию» 3, но успеха она не имела и в феврале 1914 г. на пятом номере прекратила свое существование.
Однако сложные перипетии внутрипартийной борьбы не могли заслонить для Плеханова интересов, связанных с работой над «Историей русской общественной мысли», очередными статьями и рецензиями для журнала «Современный мир», рефератами. Так, например, в марте 1911 г. он читал в Ницце лекцию «Герцен и крепостное право», приуроченную к 50-летию освобождения крестьян, а в июне 1912 г. — в Париже, Льеже и Цюрихе лекцию «Толстой и Герцен». В апреле 1912 г. Георгий Валентинович принял участие в открытии памятника Герцену в Ницце, где был похоронен великий русский писатель и общественный деятель. В ноябре 1912 г. Г. В. Плеханов читал в Льеже и Париже рефераты на давно уже интересовавшую его тему «Искусство и общественная жизнь». Он обращался к ней еще в своих знаменитых «Письмах без адреса» (1899—1900 гг.), где рассматривал процесс возникновения искусства у первобытных народов, а затем в статьях «Французская
1 Плеханов направил в адрес большевистской конференции письмо, где подчеркивал, что стоит на почве общепартийных интересов и надеется на созыв в скором будущем подлинно всероссийской конференции РСДРП (За партию. 1912. № 1).
2 См.: РЦХИДНИ. Ф. 264. Оп. 1. Д. 157. Л. 1-2 (Опубл. в газ. «За партию». 1912. № 1).
3 От большевиков-примиренцев в редакцию вошли М. К. Владимиров, А. И. Любимов, А. С. Лозовский, а от меньшевиков-партийцев, помимо самого Плеханова, — Х. Раппопорт, М. Я. Бабин и П. Н. Дневницкий. Газета ставила своей задачей борьбу как с «ликвидаторами», так и с большевиками-ленинцами. Плеханов выступал в роли главного редактора газеты и опубликовал в ней несколько материалов, в частности статью «К пятнадцатилетию нашей партии» (№ 4).
292
драматическая литература и французская живопись XVIII в. с точки зрения социологии», «Пролетарское движение и буржуазное искусство» (1905 г.) и в ряде других произведений. На этот раз из рефератов родилась большая статья «Искусство и общественная жизнь», опубликованная в петербургском журнале «Современник» в 1912-1913 гг.
Плеханов развивал здесь широко известный тезис философов-материалистов, считающих, что реальная жизнь является в конечном счете первоисточником всех видов искусства и эстетических идеалов, причем одной из важнейших, хотя и не единственной пружиной в механизме воспроизведения объективной реальности в произведениях искусства служит социально-политическая борьба. Но главное внимание он уделил анализу состояния искусства в начале XX в., попытавшись объяснить определенное снижение его уровня уходом многих писателей, художников и артистов от острых социальных проблем, их равнодушием к великим освободительным идеям нашего времени. Сегодня, в конце XX в., когда можно непредвзято сравнивать современное отечественное и мировое искусство и искусство так наз. «социалистического реализма», крайне жесткие, а в чем-то и прямолинейные оценки Плеханова уже не найдут у нас единодушной поддержки. Однако не нужно забывать, что сам Плеханов предостерегал от излишне упрощенных представлений по этому сложному и в высшей степени деликатному вопросу. Он подчеркивал, в частности, что странно было бы думать, будто нынешние буржуазные идеологи окончательно неспособны дать какие-нибудь выдающиеся произведения. Такие произведения возможны, но шансы на их появление роковым образом уменьшаются. А кроме того, даже и выдающиеся произведения носят на себе теперь печать эпохи упадка 1.
Плеханов признавал, например, талант поэтессы Зинаиды Гиппиус и называл очень талантливым художником ее мужа Дмитрия Мережковского, хотя отрицательно относился к религиозным мотивам в его произведениях. При этом само появление декаданса в России, где капитализм, по мнению Плеханова, был еще далек от своего упадка, он связывал с сильным влиянием на русское искусство со стороны Западной Европы.
Весьма неодобрительно относился Плеханов и к современному ему западному изобразительному искусству, о чем свидетельствуют его заметки с шестой международной художественной выставки в Венеции (1905 г.). Основная их черта — предельная искренность: Плеханов пишет то, что думает, не стараясь сказать что-то «умное», отделаться ничего не значащей дипломатической фразой или просто повторить то или иное общепринятое суждение. Воспитанный на лучших произведениях классического искусства — а он побывал за
1 См.: Плеханов Г. В. Литература и эстетика. М., 1958. Т. 1. С. 193.
293
время эмиграции в лучших западноевропейских музеях, — Плеханов воспринимает модерн сдержанно, иногда с легкой иронией, а некоторые особенно замысловатые по содержанию картины прямо называет «ребусами». Отдавая должное профессиональному мастерству художников, Плеханов был глубоко равнодушен к погоне за внешними эффектами и к разного рода модным вывертам, откровенно недоумевая, почему многие живописцы так часто изображают уродливое, неэстетичное, непонятное зрителю. Он не скрывал своей тяги к простоте и естественности в изображении жизни и горячо одобрял обращение художников к социальным мотивам, что случалось в начале XX в. уже совсем не часто. Не будет преувеличением сказать, что плехановская критика в адрес многих художников сохраняет свою актуальность и сегодня с одной лишь оговоркой: высокая социальная идея сама по себе еще не является гарантией создания высокохудожественного произведения искусства. Впрочем, с этим не стал бы спорить и Плеханов.
Последним мирным летом 1913 г., словно предчувствуя приближение военной грозы, Георгий Валентинович, который недавно тяжело переболел крапивной лихорадкой, повез жену в Италию, где сам уже не раз бывал прежде (Рим, Флоренция, Болонья, Милан). Два дня они посвятили осмотру достопримечательностей итальянской столицы: побывали в соборе Святого Петра, поклонились Аполлону Бельведерскому, фрескам Рафаэля и Микельанджело, творениям Тициана и Тинторетто. А затем был Неаполь, Помпея и остров Капри, куда их пригласили А. М. Горький и Е. П. Пешкова.
Отношения Плеханова и Горького складывались достаточно сложно. Их первая личная встреча состоялась весной 1907 г. на V съезде РСДРП в Лондоне и подробно описана в широко известном очерке Горького «В. И. Ленин» (заметим, что Р. М. Плеханова расценила его как карикатуру на своего мужа 1 и во многом была, безусловно, права). Тогда же в журнале «Современный мир» была опубликована статья Плеханова «К психологии рабочего движения», посвященная разбору новой пьесы Горького «Враги». Плеханов называл там Горького «высокоталантливым художником-пролетарием», а саму пьесу — превосходной2. Его особенно заинтересовала социально-психологическая сторона этого произведения, в котором был хорошо показан коллективизм пролетариата, готовность рабочих жертвовать собой ради общего дела, рост в пролетарской среде революционных настроений. Подчеркивал Плеханов и прекрасное владение Горьким великим, богатым и могучим русским языком. Годом раньше Плеханов одобрительно отозвался о пьесе
1 Архив Дома Плеханова. Ф. 1094. Оп. 1. Д. 33. Л. 18 (воспоминания «Италия и Горький» написаны в 1937 г. ).
2 Плеханов Г. В. Литература и эстетика. М., 1958. Т. 2. С. 496.
294
Горького «Дети солнца», назвав ее автора «знатоком народной психологии» 1.
Таким образом, как художник слова Горький воспринимался в тот момент Плехановым вполне положительно. Однако близость писателя к большевикам, которые и пригласили его на партийный съезд в качестве гостя, не могла не наложить отпечаток на первые впечатления Плеханова от встречи с Горьким. 16 мая 1907 г. он писал жене: «Вчера ко мне подошел Максим Горький, который тоже здесь. Я с ним проговорил довольно долго. Он очень интересный человек. Меньшевиков он ненавидит с фанатизмом ничего не понимающего в политике человека. Мне он наговорил много комплиментов, назвал своим учителем. Просил провести с ним вечер, чтобы поговорить. Я, конечно, согласился» 2.
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!