Сказочные персонажи и их функции в сюжетах Д. Емца



 

В литературе фэнтези сказочные персонажи являются одним из способов построения волшебной реальности.

В сюжете «Тани Гроттер» участвуют разнообразные сказочные персонажи. Представим и кратко охарактеризуем наиболее яркие образы.

Герои, заимствованные из русского фольклора:

1) Баб Ягун и Ягге

Баб-Ягун — сын мага-проходимца и волшебницы. Однако его отец сбежал, мама погибла в схватке с Чумой-дель-Торт. Маленького Ягуна взялась воспитывать его бабушка Ягге, которая заведует магпунктом. Все детство Баб-Ягун провел в Тибидохсе, с бабушкой.

Ягге — бабушка Баб-Ягуна. Древняя богиня. Заправляет в магпунте – специальном медпункте для магов. И хотя Ягге старушка добродушная, но «тот кто назовёт её Ягой имеет все шансы получить костяную ногу в комплект к пустой голове».

Нетрудно догадаться, что персонаж Ягге пришёл из славянской мифологии и фольклора. Баба-Яга – часто антагонист, отрицательный персонаж детских сказок, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Ещё В. Я. Пропп определял в своей работе «Исторические корни волшебной сказки» 3 типа Яги: яга-дарительница, яга-похитительница и яга-воительница; однако, какой бы тип яги не описывал учёный, он отмечал её непосредственную связь с «миром мёртвых». У Емца же Баба-Яга превращается в белую волшебницу Ягге, заведующую магпунктом в школе волшебников и очень любящую своего непутёвого внука. В условиях мира «Тани Гроттер» Яга осуществляет функцию либо героя-дарителя, либо героя-помощника.

2) Бессмертник Кощеев

Глава Магщества Продрыглых Магций – своеобразного правительства волшебного мира. Очевидно, образ соотносится с персонажем Кощея (Кащей) Бессме́ртного, которого изображают отрицательным персонажем в русских сказках и фольклоре. Бессмертник Кощеев, в отличие от своего сказочного протеже, не является абсолютным злом, и даже питает определенные нежные чувства к Медузии Горгоновой (весьма безрезультатно), однако является персонажем, которого можно охарактеризовать как «слабого антагониста» − назойливого и вредоносного.

В ряде русских сказок врагом Кощея выступает Баба-Яга, которая сообщает главному герою информацию о том, как его убить, однако иногда они заодно.

В мире «Тани Гроттер» персонажи Ягге и Бессмертник стоят «по разные стороны баррикад», испытывая друг к другу острую антипатию.

3) Богатыри

Богатыри - былинные образы героев древних славянских племен. Чаще упоминаются: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович. Совокупность воинских доблестей и добрый, честный нрав составляют главнейшие черты русского богатыря.

Богатыри Дубыня, Горыня и Усыня из у Емца напоминают доблестных своих предшественников разве только могучей силой; в остальном же богатыри-охранники не отличаются особыми умственными способностями, что разводит их с персонажами-прототипами.

Персонажи выполняют большей частью атрибутивную функцию, являясь при этом источником множества комических ситуаций.

3) Змей Горыныч

Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой определяет его как «мифическое существо, крылатое чудовище с туловищем змеи, являющееся воплощением зла и насилия (в русских народных сказках». Горыныч, как правило, имел несколько голов и являлся типичным персонажем-антагонистом.

В «Тане Гроттер» Змей Горыныч превращается в самого старого дракона школы Гоярына – своевольного, со свирепым нравом. Гоярын «играет» на стороне сил добра. Его основная функция – быть «воротами» в драконболе.

Таким образом, каноническая функция антагониста сменяется на функцию героя-помощника.

4) Кикиморы

Этот вид нежити у Емца – естественный и распространенный представитель волшебного вида. Кики́мора (Кики́мара, Шиши́мора, Шиши́мара Сусе́дка, Ма́ра) — персонаж восточнославянской и европейской мифологии, относящейся к неведомой или нечистой силе, имеющие по видимому корни в языческих верованиях [http://myfhology.info/monsters/kikimora.html]. Кикимору обычно представляли в виде маленькой, неряшливо одетой старушки. В мифологии белорусов, кикиморы – духи маленьких детей, досаждающих родителям писком, визгом и шумом.

У Емца кикимора превращается в скандальный, откровенно зловредный и пакостливый персонаж: «Когда рука Медузии вновь показалась на поверхности, ее пальцы крепко вцепились в ухо маленькой дамочки с бугристым фиолетовым носом и зелеными волосами. Ступни у шипящей дамочки были престранные – плоские и весьма смахивающие на ласты. Пленница шипела, плевалась, щелкала треугольными зубами и пыталась лягнуть Горгонову то правой ластой, то левой, а то и обеими поочередно. – Убьюга на местюга! А ну отпущуги кому говорюги! Напустюги заклюнюги! Тьфуги на тыги! И на тыги тъфуги! – яростно выкрикивала она». Таким образом, кикимору можно отнести в разряд героев-антагонистов; её функция – противостоять силам Добра.

5) Соловей О. Разбойник

Соловей Одихмантьевич − тренер сборной Тибидохса по драконболу.

В восточнославянской мифологии — лесное чудовище, нападающее на путников и обладающее смертоносным свистом. Побеждён Ильёй Муромцем, который отвёз его на показ князю в Киев, а затем казнил на Куликовом поле. В «Тане Гроттер» Соловей-Разбойник превращается в тренера сборной школы магии и волшебства по драконболу. И вновь Емец переводит сказочного персонажа со стороны Зла на противоположную: прежний злодей перевоспитывается и занимает свою нишу в преподавательском составе школы и переходит в разряд героев-помощников.

Герои, заимствованные из греческой мифологии:

1) Амуры

Амур – иначе - Эро́т (Э́рос, др.-греч. Ἔρως, также Эро́с, Аму́р, у римлян Купидо́н) — божество любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле[http://ru.wikisource.org/wiki/]. Амура представляли красивым мальчиком «с лицом херувима»; его неизменными атрибутами были крылья. Древний Эрот носил с собой цветок и лиру, далее эти артефакты заменились на стрелы любви и факел.

Предназначение Амура – «соединять сердца людей», однако в мире Емца, как говорит академик Черноморов, «…в наш скучный век в любви все чаще объясняются по телефону. Стрелы амура уже больше никого не прошибают – кожа стала больно толстой, вот беднягам купидонам и приходится заниматься разноской почты. Должны же они как-то зарабатывать себе на нектар и амброзию? Так вот, купидончик выжал свои мокрые подтяжки и вручил мне письмо…».

Купидоны выполняют атрибутивную функцию в романах «Таня Гроттер».

2) Атланты.

А́тлас (или Атлант; др.-греч. Ἄτλας) — в греческой мифологии могучий титан, сын титана Иапета и Климены (варианты: Фемиды, Асии), брат Прометея, Эпиметея и Менетия.

За участие в повторной войне титанов против олимпийских богов был приговорён держать на голове и руках небесный свод. В другой версии этого мифа, после поражения в битве с Зевсом к раненому Атланту пришел его внук Гермес и предложил раскачать небосвод и скинуть оттуда олимпийских богов, но это был обман и не смог Атлант отнять рук от небосвода. По другому мифу, Персей с помощью головы Медузы-горгоны превратил Атланта в скалу (гора Атлас в северо-западной Африке).

Атланты в Тибидохсе, фактически, выполняют ту же функцию, что и титан из греческой мифологии – держат своды школы. «Лестница атлантов — выбитая в скале лестница с огромными и жутко неудобными ступенями. По бокам лестницы стоят атланты. Эта лестница соединяет зал Двух Стихий с Башней Привидений».

Атланты – ещё одни персонажи-атрибуты для построения волшебной реальности.

3) Медузия Горгонова

В греческой мифологии известна как Медуза Горгона, которую победил Персей. В романах Емца эпизод с Персеем указан, однако миф изменен: Медузия выжила благодаря академику Сарданапалу, который пришил ей голову и уговорил преподавать в школе магии. Внешний облик античного персонажа также изменился: её волосы рыжего цвета и превращаются в змей только тогда, когда сердится хозяйка. В случае с Медузой Горгоной мы снова видим преображение персонажа-антагониста, его переход на сторону сил Добра и героев-помощников.

4) Циклопы - мифические существа в древнегреческой мифологии.

В мире «Тани Гроттер» циклопы работают неуклюжими охранниками магической школы Тибидохс: «Изредка из широкой боковой галереи показывались марширующие с секирами и дубинками циклопы и, истекая голодной слюной, бросали на быка жадные взгляды. Тогда кто-нибудь из богатырей-вышибал поднимался и грозил циклопам здоровенным, с хороший молот, кулаком. После этого интернационального жеста даже туповатым циклопам становилось понятно, что богатыри не склонны делиться с ними обедом». Особенно среди них выделяется циклоп Пельменник, глаз которого способен наслать на любого неугодного «неснимаемую порчу». Пельменник охраняет главные ворота школы и не пропускает никого без пароля, который меняет каждый день по своему усмотрению.

Циклопы выполняют атрибутивную функцию в текстах романов.

Герои, заимствованные из арабской мифологии:

1) Абдулла

Джинн в серии книг «Таня Гроттер». Заведующий библиотекой, иногда заменяет преподавателей на лекциях.

Джинны относятся в арабской мифологии, и Абдулла – не исключение. Более того, он пишет «труд всей его жизни» - «Поэму тысячи проклятий», которая названием косвенно напоминает нам о сборнике арабских сказок «Тысяча и одна ночь». «Джинн Абдулла сизым туманом вился над конторкой. Огромная чалма сползала на лоб. Само лицо было белое, плоское как блин. С семью крупными бородавками. В отличие от обычных лопухоидных бородавок, бородавки джинна Абдуллы не пребывали в покое, а неторопливо переползали то на лоб, то на нос, то на подбородок». Атрибутивная функция персонажа очевидна.

Помимо образов, соотносимых с определённой мифологической традицией, в романах Емца присутствует синтетический образ нежити. Нежить — собирательное название для всех типов человекоподобных духов: домовой, полевой, водяной, леший, русалка, кикимора и пр. Нежить присутствует в мифологии множества народов.

Толковый словарь Даля даёт нежити более расширенное определение: «Нежить – особый разряд духов, это не пришельцы с того мира, не мертвецы, не привидения: не мара или морока, и не чертовщина, не дьявол; только водяной образует какой-то переход к нечистой силе, и нередко зовётся шутом, сатаной. По выражению крестьян, нежить не живёт и не умирает. Есть поверье, что нежить — сверженное Архангелом Михаилом воинство сатанино. У нежити своего обличия нет, она ходит в личинах. Всякая нежить бессловесна (домовой, леший, водяной и пр.)».

Емец в «Тане Гроттер» персонифицирует нежить, наделяет её и типическими, и индивидуальными чертами: хмырь Агух обладает на редкость отталкивающими и вредными чертами, а русалка Милюля – легкомысленна, капризна, однако, не лишена обаяния. Более того: нежить у Емца опровергает всякие теории о собственной бессловесности: «Если в потустороннем мире к вам прицепится мертвяк, Варило-Тормошило или Синий Дядя, следуйте следующим правилам: ни в коем случае не применяйте против них магию, не отвечайте ни на один из вопросов, которые они будут вам задавать, ничего не берите у них из рук. В случае, если они будут давать вам советы, избегайте им следовать. Нарушение любого из этих правил может стоить вам жизни.»

Герои, заимствованные из авторских литературных сказок:

1) Конек-горбунок – персонаж одноименной сказки Петра Ершова, помогающий Ивану-дураку в его жизненных перипетиях и разговаривающий на человеческом языке. Конёк-горбунок у Емца нашел своё пристанище в Тибидохсе: «единорог раздраженно лягался, пытаясь попасть точеным алмазным копытом по дразнившему его ушастому коньку-горбунку в холщовой попоне, явно перешитой из старой скатерти-самобранки. Во всяком случае, когда конек ловко отпрыгивал от единорога, с его попоны дождем сыпались тарелки, пироги с клюквой и копченые свиные окорока».

Незначительное присутствие персонажа в текстах романов позволяет определить для него атрибутивную функцию.

2) Сарданапал Черноморов

В русском фольклоре известен как дядька Черномор, в подчинении у него находятся 33 богатыря. На имени сходства с фольклорным персонажем заканчиваются. С первого момента появления на страницах книги, академик предстаёт в весьма юмористическом свете: его живая борода воюет с усами, да и с самим академиком происходят регулярные казусы – что, впрочем, не мешает ему быть главой Белого отделения магии. Хотя в облике трансформированного персонажа не осталось ничего от его предшественника, однако в случае ситуаций, когда магическому миру в «Тане Гроттер» грозит опасность, академик всегда берет дела в свои руки и обретает мощь военачальника.

Сарданапал Черноморов совмещает в себе функции и героя-отправителя, и героя-помощника, и героя-дарителя.

 

Итак, для воплощения сказочных образов Емец использует следующие приёмы:

1.    Игра с именами героев традиционной волшебной сказки на словообразовательном уровне;

2.    Использование традиционных для славянского фольклора образов (кикимора и т. д.), наделяя их новыми функциями;

3.    Объединение персонажей античной мифологии и славянской мифологии;

4.    Трансформация героев-вредителей в героев-помощников или героев-дарителей (по В.Я Проппу)

 

Выводы

В третьей главе нашего исследования мы представили теоретический аспект изучения понятий сюжет и сюжетология. Вслед за А. Н. Веселовским определяем сюжет как «комплекс мотивов». Для Веселовского сюжет – нечто вторичное, акт соединения первичных единиц – мотивов.

Количество сюжетов в мировой литературе ограничено. Мы рассмотрели некоторые типологии и определили, что единого мнения по этому вопросу нет.

Применив метод «межсюжетного сравнения» В. Я. Проппа, мы провели «морфологический» структурный анализ сюжета одного из романов в серии Емца, тем самым предприняв попытку доказательства родства сюжета фэнтези с волшебной сказкой. Из 31 перечисленной в «Морфологии волшебной сказки» функции в исследуемом тексте мы выделили 17, что может говорить о достаточно высокой степени родства сюжетов данного произведения со сказочными.

Сходство романов «Таня Гроттер» со сказкой наблюдается

– на уровне развития темы (противоборство Добра и Зла);

− на уровне мотивов (в фэнтези проецируются сказочные мотивы, на которые как бы «наслаивается» интенция автора);

− на уровне персонажей (в «Тане Гроттер» Емец использует семь традиционных сказочных персонажей);

− на уровне героев (для создания волшебной реальности Емец использует образы героев традиционной волшебной сказки)

Мы проанализировали возможные источники сюжетов в тексте романов, среди которых сюжеты:

− славянской мифологии и фольклора (Баба Яга, Избушка на курьих ножках, Кащей Бессмертный, богатыри, нежить);

− восточнославянской мифологии (Соловей-разбойник, Илья Муромец, кикиморы); греческой (Медуза Горгона, циклопы, атланты, амуры);

− арабской мифологии (джинны) европейские легенды (вампиры);

− авторских сказок (повесть-сказка Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч», П. Ершов «Конёк-горбунок, А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»);

− агиографического жанра (жития юродивых), сюжет которого в свою очередь повторяет историю Золушки.

Описали сказочных персонажей, изучили возможности их художественного воплощения в условиях мира фэнтези, кратко охарактеризовали их основные функции в сюжете. В ходе описания, стал очевидным факт, что не все персонажи подчиняются пропповскому делению (герой-даритель, герой-антагонист и т.д.); чаще всего, сказочные персонажи выполняют атрибутивную функцию для построения волшебной реальности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всестороннее осмысление культурно-исторических особенностей рубежа XX-XXI вв. предполагает внимание к фэнтези, составляющей значительный пласт современной русской литературы.

В качестве заметного явления отечественной литературы фэнтези предстала именно в 1990-е гг., сразу обретя широкую читательскую аудиторию, что при тяготении к активному использованию фантастических элементов с неизбежностью предопределило, ее безусловное причисление к массовой культуре.

На формирование отечественной фэнтези оказали опосредованное (через зарубежную фэнтези) влияние мифологии разных стран, фольклорная волшебная сказка, средневековый рыцарский роман, а также традиции романтизма и мистическая литература XIX и начала XX в.

Полноценного и общепризнанного определения фэнтези в литературоведении до сих пор не сложилось. Попытки его формулирования предпринимались неоднократно, но должного результата не принесли. Большая часть определений отличается пространностью и описательностью. Характеризуя основные позиции зарубежных исследователей в интерпретации сущности фэнтези, отметим: Спрэг де Камп пишет, что литература, относимая к жанру фэнтези, базируется на сверхъестественных идеях или предположениях и содержит такие элементы, как демоны, колдуны, духи и магические заклинания. Питер Николе считает фэнтези одним из поджанров научной фантастики, а Дарко Сувин в противоположность ему определяет научную фантастику как малую часть фэнтези.

Одна из наиболее полных характеристик фэнтези представлена в работе Т. Чернышевой («Литературной энциклопедией терминов и понятий»): «Вид фантастической литературы, основанной на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет «логической» мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению. Для фэнтези важен романтический принцип двоемирия. а также романтический герой, как правило, одинокий, отверженный, в одиночку противостоящий выпадающим на его долю бесчисленным испытаниям. Герой обречен совершать Квест (от англ. Quest — «путь», «поиск»), представляющий собой не столько перемещение в пространстве с определенной целью, сколько путь в пространстве души в поисках себя и обретения внутренней гармонии» [Косарева, 2000, с. 162]. В своей работе мы разделяем эту точку зрения.

Фэнтези изучается и в сравнении с жанрами, научное осмысление которых уже состоялось. Комплекс определений соотносит ее со сказкой; мифом или эпосом. Еще в работе 1970 г. С. Лем квалифицировал фэнтези как сказочное ответвление. С. Кошелев, опираясь на работы В.Я. Проппа, обнаружил в фэнтези элементы волшебной сказки. Подобный анализ фэнтези представлен и в работе А. Гусаровой: абсолютизируется фольклорно-мифологическая основа данной литературы.

Ключ к пониманию формально-содержательной специфики фэнтези, на наш взгляд, - изучение вопроса о сюжете.

Материалом исследования послужило творчество Дмитрия Емца. Его произведения не так широко изучаются серьезными учеными, но пользуются вниманием у подрастающего поколения читателей. Д. Емец работает в эпоху постмодерна, активно использует формы и приемы создания художественного образа, предлагаемые постмодернизмом, в то время как поэтика постмодернизма стремится к разрушению категорий, которые являются для литературы основополагающими (персонаж, характер, конфликт, действие, хронотоп, сюжет).

Мы изучили вопрос о типологии сказочных сюжетов, прибегнув к классификациям Борхеса, Кристофера Букера, Жоржа Польти и В. Я. Проппа.

В рамках квалификационной работы мы провели сопоставительный анализ сюжетов серии романов Д. Емца о Тане Гроттер и сказочных сюжетов. В ходе анализа структуры («морфологии») фэнтезийных сюжетов установили, что они состоят из того же набора элементов, что и русская волшебная сказка. Это удалось определить с помощью методики В.Я. Проппа (так называемая «карта» Проппа).

Рассматриваемые произведения представляют собой синтез сюжетов, характерных для русской волшебной сказки (о Бабе Яге, о Кощее Бессмертном, о Змее Горыныче и др.), русской бытовой сказки (о злой мачехе и падчерице), агиографического жанра (жития юродивых), сюжет которого в свою очередь повторяет историю Золушки.

Кроме того, мы попытались описать функции сказочных персонажей в сюжете «Тани Гроттер» и выяснили, что ведущие позиции у Емца занимают герой-даритель, герой-отправитель, герой-помощник. Вопрос о герое важен для понимания авторской концепции мира.

В ходе осуществления задач работы мы пронаблюдали, какое преломление сказочные сюжеты находят в творчестве художника слова начала ХХ1 века. Внимание к сказочному сюжету является для него попыткой возвращения к абсолютному началу, к областям, не затронутым цивилизацией. Сказка у него – часть первозданного мира, исполненного внутренней силы, цельности и энергии. Стиль поведения героя (героини) Емца сближается со сказочным «дураком» или «шутом», чьи действия противоречат обычной логике, эпатируют, демонстрируют нарочитое безобразие, вскрывая пороки и лицемерие «нормального» мира. Отвергая сложившийся порядок вещей, Таня Гроттер становится носителем «сказочной» логики.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!