Типология сюжетов в романах Д. Емца



 

Во многовековой истории всемирной литературы наиболее укоренены, по мнению В.Е. Хализева, сюжеты, где события, во-первых, находятся в причинно-следственной связи между собой и, во-вторых, выявляют конфликт в его устремлённости к разрешению и исчезновению: от завязки действия к развязке.

В.Я. Пропп писал, что сюжет — это совокупность событий, воссозданных в литературном произведении. Сюжет — художественная организация событий в произведении. Сюжет — формальный уровень произведения. Построение сюжета зависит от глубинных уровней, от картины мира пишущего.

Количество сюжетов в мировой литературе ограничено; известно несколько типологий, в которых количество сюжетов твёрдо определено. Хорхе Луис Борхес выделял всего четыре сюжета, связывая их с четырьмя типами героев: 1) история об осаждённом городе (история о трое, герой-мятежник); 2) история о возвращении (история Одиссея, герой – человек, отверженный обществом, странник); 3) история о поиске (герой не является отверженным, но уходит из общества в поисках чего-либо); 4) о самоубийстве бога (герой «гибели богов» − теряющий или обретающий веру). Кристофер Букер в своей книге «The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories» описал семь базовых сюжетов, на основе которых, по его мнению, написаны все книги в мире. Это такие сюжеты, как: 1) из грязи в князи; 2) приключение; 3) туда и обратно; 4) комедия; 5) трагедия; 6) воскресение; 7) победа над чудовищем.

Но наиболее нашумевшим стал список сюжетов, составленный драматургом Жоржем Польти, который включал в себя тридцать шесть пунктов (кстати, первым число тридцать шесть было предложено еще Аристотелем и намного позднее поддержано Виктором Гюго). Тридцать шесть сюжетов и тем Польти охватывают, в основном, драматургию и трагедии. Вокруг этого списка велись споры, его неоднократно критиковали, но опротестовать само число 36 почти никто не пытался. Каждый из сюжетов Польти разделяет на несколько элементов ситуации, указывает необходимый минимальный набор действующих лиц и отношений между ними и приводит примеры, полностью или отчасти соответствующие данному типу. По мнению Польти, в основе тридцати шести сюжетов лежит типология человеческих взаимоотношений и переживаний.

Ключом к пониманию сюжетной специфики романов «Таня Гроттер», на наш взгляд, может стать изучение проблемы героя как основного носителя авторской концепции. Специфика фэнтези ориентирует нас на систематизацию персонажей, в основу которой положена функциональная доминанта. Принцип функциональности детально представлен в труде «Морфология волшебной сказки» (1928 г.) В. Проппа, выделившего среди сказочных действующих лиц антагониста, дарителя, помощника, искомого персонажа, отправителя, героя-искателя или героя-жертву, ложного героя.

В.Я. Пропп в книге «Морфология волшебной сказки» предпринимает «межсюжетное» сравнение сказок, выделяя и сравнивая составные части волшебных сказок по функциям действующих лиц (функция – «поступок действующего лица, определённый с точки зрения его значимости для хода действия»).

Известный исследователь фэнтези и «первооткрыватель профессиональной толкиенистики в России» [Кошелев, 1981] Сергей Львович Кошелев в работе «Жанровая природа Властелина Колец» сделал попытку проанализировать сюжет трилогии «с точки зрения соответствия сказочным функциям действующих лиц» [Там же]. Анализ выявил, что из 31 пропповской функции у Толкина в «Повелителе колец» реализованы 25. Данное исследование позволило точно определить близость фантастического произведения к волшебной сказке.

Вследствие сходства фэнтези с традиционной волшебной сказкой (жанровые признаки, система персонажей, выдуманный мир) нам представилось наиболее верным обратиться к сказочным сюжетам и мотивам, описанным В.Я. Проппом в книге «Морфология волшебной сказки», и воспользоваться предложенным этим исследователем методом анализа сюжета – «методом межсюжетного сравнения». Метод Проппа предусматривает выделение и сравнение составных частей волшебных сказок по особым приёмам.

Очевидно, что большая часть типологий сюжетов настроена на учёт интертекстуальных связей и взаимодействия персонажей. Поэтому, нам показалось целесообразным подходить к изучению сюжета выбранного произведения с точки зрения проблемы героя как основного носителя авторской концепции. Вследствие сходства жанра фэнтези с традиционной сказкой, наиболее рациональной оказалась возможность обратиться к труду В. Я. Проппа «Морфология волшебной сказки». В рамках этой задачи мы рассмотрели сюжет как совокупность мотивов. В тексте романа «Таня Гроттер и магический контрабас» нам предстоит выявить: исходную ситуацию и наличие (или отсутствие) следующих сюжетообразующих функций:

1)   Один из членов семьи отлучается из дома;

2)   К герою обращаются с запретом;

3)   Запрет нарушается

4)   Антагонист пытается произвести разведку;

5)   Антагонисту даются сведения о его жертве;

6)   Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом;

7)   Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу;

8)   Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб;

9)   Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его;

10) Искатель соглашается или решается на противодействие;

11) Герой покидает дом;

12) Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника;

13) Герой реагирует на действия будущего дарителя;

14) В распоряжение героя попадает волшебное средство;

15) Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков;

16) Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу;

17) Героя метят;

18) Антагонист побеждается;

19) Начальная беда или недосдача ликвидируется;

20) Герой возвращается;

21) Герой подвергается преследованию;

22) Герой спасается от преследования;

23) Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну;

24) Ложный герой предъявляет необоснованные притязания;

25) Герою предлагается трудная задача;

26) Задача решается;

27) Героя узнают;

28) Ложный герой или антагонист изобличается;

29) Герою даётся новый облик;

30) Враг наказывается;

31) Герой вступает в брак или воцаряется.

Исследование В.Я. Проппа «Морфология сказки» открыло пути для широкого сопоставления сюжетных структур волшебной сказки и произведений различных жанров повествовательной литературы. Применение «межсюжетного сравнения» позволило реализовать сравнительно-исторический метод, заявленный во введении нашего исследования.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!