К вопросу о жанровом своеобразии романов Д. Емца «Таня Гроттер»



 

Дмитрий Емец – автор придуманного стиля литературы – «хулиганского фэнтези». По его мнению, «хулиганское направление подготовит ребят 12-19 лет к чтению более серьезной и сложной литературы». Сам Емец называет придуманный им жанр «юмористическим фэнтези» или «абсурдным городским фэнтези».

В чём связь между традиционной и всем нам знакомой сказкой, и молодым, но так популярным сейчас фэнтези?

Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. М.Н. Липовецкий определял литературные сказки, как «произведения, в которых аксеологически ориентированный тип концепции действительности, сложившийся в народной волшебной сказке, представлен не как фрагмент художественного мира, а как его основание и структурный каркас и воссоздаётся через систему основных и факультативных носителей «памяти жанра» волшебной сказки» [Липовецкий, 1992, с. 28].

Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках. Сказка не претендует на достоверность своего повествования. Действие в ней часто переносится в неопределенное «тридевятое царство, тридесятое государство». Это подчеркивается и репликами самих сказочников («Сказка – ложь, да в ней намёк…»), которые воспринимают сказку как вымысел, со всеми ее фантастическими образами: волшебной палочкой, шапкой-невидимкой, котом-баюном, молодильными яблоками и т. д. Сказочник переносит слушателя в выдуманный мир, который живет по своим законам. В сказках изображаются не только фантастические лица и предметы, но и реальные явления представлены в фантастическом освещении. В то же время в сказках постоянно присутствует морализирование, пропаганда добра, справедливости, правды.

Почему нас интересуют именно сказочные сюжеты в романах исследуемого автора? Ответ кроется в жанре романов, которые определяются как «Фэнтези / Героическое фэнтези / Городское фэнтези».

Фэнтези имеет своё жанровое деление. Исследователь Свидерская [Свидерская, http://cherfan.ucoz.ru] выделяет следующие разновидности:

1) Героическое фэнтези – по существу, является модернизированной формой средневекового романа. Поджанр описывает приключения героев, как правило не являющихся носителями добра и благородства – пиратов, воров, наёмников и бродяг. В России героическое фэнтези прижилось на почве славянской культуры (представители – М. Семёнова, Ю. Никитин, О. Григорьева, О. Громыко).

2) Эпическое фэнтези – для этого поджанра характерны многотомные эпопеи с описаниями битв и походов, во время которых происходит продолжительная битва героев с врагом, стоящим на стороне зла и обладающим сверхъестественными способностями. Поскольку герои занимают в конфликте определённую сторону условного добра, борющегося со злом, часто (хотя и не обязательно) герои чётко делятся на положительных и отрицательных. Эпическое фэнтези считается самым распространённым видом литературной фэнтези. Классикой поджанра принято считать автора «Властелина колец» Толкина. Крупнейшими представителями современного эпического фэнтези являются Р. Джордан, Т. Уильями, а в России – Ник Перумов.

3) Тёмное фэнтези – «пограничный» поджанр, находящийся на стыке между готикой и фэнтези. Классическим примером считают цикл «Чёрный отряд» Глена Кука.

4) Игровое фэнтези – строится на основе ролевых игр. Произведения игрового фэнтези могут иметь любые признаки других поджанров, но главной особенностью является то, что внимание автора концентрируется на квесте группы героев, стилизованной под партию из ролевых игр. Среди самых заметных произведений этого рода — цикл Dragonlance Маргарет Уэйс и Трейси Хикмена, игровые вселенные Warhammer и Magic, а также романы по многоавторской D&D-вселенной Forgotten Realms — в частности, Роберта Сальваторе.

5) Историческое фэнтези – основа этого поджанра – альтернативная история, где действие происходит в прошлом, на фоне известных исторических мест и событий, но с добавлением элементов магии или мифологических существ. Наиболее известные образцы – серия Г. Тертлдава «Погибший легион, М. Стюарт – серия по мотивам Артурианского эпоса. В последние годы в рамках исторического фэнтези работает Анджей Сапковский.

6) Юмористическое фэнтези и пародии – этот поджанр часто высмеивает штампы фэнтези, выдерживая юмористическое содержание и тон книг. В рамках юмористического фэнтези распространены пародии на произведения классиков жанра. Представители – Т. Пратчетт, С. О. Рокдевятый, Р. Желязны, Д. Емец.

7) Городское фэнтези – в произведениях этого поджанра действие в основном разворачивается в городе, который играет существенную роль в сюжете и атмосфере произведения. К городскому фэнтези исследователь Афанасьева относит «Дозоры» С. Лукьяненко [Афанасьева, 2007, http://www.philosophy.ssau.ru].

Исходя из принципов классификации фэнтези и подходов к его определению: фэнтези – это жанр, выросший на стыке современной фантастики и традиционных сказочных веяний; жанр, вобравший в себя не только нынешние метафизические аллегории, но и мифы, берущие своё начало в древности.

Жанры фэнтези и литературной сказки объединяет:

1.    Общий источник – фольклорная сказка;

2.    Общая природа чудесного;

3.    Чудо в условиях сказочного и фэнтезийного мира не вызывает удивления героев, не требует каких-либо обоснований и является частью действительности.

В силу сходства восприятия чудесного в литературной сказке и фэнтези, некоторые фантастоведы видят не только воспроизведение композиционных признаков фольклорной сказки, но и особый тип сознания – мифологический. К примеру, литературовед М.И. Мещерякова определяет фэнтези как «неомиф», объясняя это тем, что «построение целостной картины мира сопровождается воссозданием мифо-синкретических структур мышления» [Мещерякова, 1997, с. 299].

В фэнтези очень много сказочного, мифологического – необходимыми элементами жанра являются магия и фольклорные персонажи. Т. Степновска, говоря о происхождении фэнтези, утверждает: «Основным источником возникновения фэнтези как особого вида художественной литературы, где свободная игра воображения способна нарушить любой закон реального мира, ввести любое чудо и волшебство в качестве слагаемого содержания и формы, являются миф и сказка» [Степновска, 2000, с. 164]. «Фэнтези моделирует мир, который теряет сказочную обусловленность на уровне экзистенции» [http://www.olmer.ru].

Другой признанный классик жанра фэнтези Джон Рональд Руэл Толкин, посвятивший теории фэнтези эссе «О волшебных историях», писал о «фантазии» для обозначения самого литературного направления.

Исследователь фэнтези Т. В. Печагина отмечает, что «в основе фэнтези лежит «переработанная каноническая система мифов» либо «оригинальная авторская мифоэпическая концепция». В связи с этим, многие исследователи источником жанра считают мифоэпические сказания. Жанр фэнтези также связан и с научной фантастикой. К главной черте жанра относится особый волшебный мир, созданный автором. В этом мире сочетаются магия, мифология (что является составной частью фантазийной картины мира), исторические события, современное состояние мира. Борьба Света и Тьмы - основная тема произведений данного жанра» [Печагина, 2011, www.dissercat.com].

В романах Емца именно сказочные элементы (сюжеты) и мифы выступают как атрибуты для построения волшебной реальности. Обращение автора к мифам усложняет художественный мир произведения: сказочная модель повествования наполняется мифологическими сюжетами и мотивами.

Жанровые показатели серии «Таня Гроттер» можно классифицировать по нескольким параметрам.

Единой общепринятой классификации жанра фэнтези в настоящее время нет. Большая часть из них базируется на проблемно-тематическом принципе. Е. Ковтун выделяет 4 типа: мистико-философская фэнтези, метафорическая фэнтези, «черное» фэнтези и героическое фэнтези [enrof.net]. Р. Шидфар делит фэнтези на героическое, фольклорно-сказочное, героико-эпическое и мифообразующее [enrof.net].

Наиболее интересной нам показалась классификация по Е. Афанасьевой, где использованы разные принципы деления: сюжетно-тематический, принцип национальной специфики, времени действия, аксеологической составляющей, мировоззренческой установки, принцип адресата.

По сюжетно-тематическому принципу романы «Таня Гроттер» можно квалифицировать как мифологическое фэнтези (по использованию в них мифов и сказочных элементов) и романтическое фэнтези (по осуществлению в ходе повествования любовной линии).

По принципу национальной специфики «Таню Гроттер» сложно отнести к определенной территориальной мифологии (как, например, «Корабль во фьорде» Елизаветы Дворецкой относится к фэнтези на германо-скандинавской мифологии, произведения о Святом Граале – к фэнтези на кельтской основе, «По мыслящим королевствам» Алана Фостера – к фэнтези на африканской мифологии). Скорее, в них используется смешение мифологий, синтез мифологических основ (как в серии о Средиземье Джона Р. Р. Толкина) и создание фэнтези на авторской мифологии.

По времени действия серию романов можно отнести к городскому фэнтези, т.к. в сюжете описываются события не предполагаемого прошлого, а «настоящего».

По аксеологической (ценностной) составляющей «Таню Гроттер» можно определить как юмористическое и пародийное фэнтези. Серия книг планировалась как пародия на книги о Гарри Поттере, но после третьей книги серия перестала быть пародией и приобрела статус самостоятельного произведения, не утратив, впрочем, своей юмористической составляющей.

По мировоззренческому началу Афанасьева предлагает деление на христианскую (сакральную) фэнтези, техномагию и «философский боевик». Мы относим романы «Таня Гроттер» к первому разряду, исходя из обнаруженных в них элементов христианских сюжетов.

Адресат произведения романов «Таня Гроттер» – в первую очередь детская аудитория. Однако с каждой последующей книгой персонажи становятся старше, отвечая запросам взрослеющей аудитории: романы не утрачивают элементы «сказочности», но в них появляется своеобразная философия, во многом отражающая мысли современной молодёжи. Сам Емец надеялся создать «литературу без возраста читателя», подходящую как детям, так и их родителям.

Итак, фэнтези – вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. На уровне внешней реализации ближайшими к фэнтези жанрами являются волшебная сказка и приключенческий роман.

Подходы к определению жанра можно сгруппировать на три основные группы: 1) Фэнтези – как одно из направлений фантастики; 2) Фэнтези – как жанр с мифологическим основанием; 3) Фэнтези – как разновидность литературной сказки. Мы идём вслед за определением, предложенным в справочнике «Русская фантастика XX века в именах и лицах»: «Фэнтези – это своеобразное сращение сказки, фантастики и приключенческого романа в единую («параллельную», «вторичную») художественную реальность с тенденцией к воссозданию, переосмыслению мифического архетипа и формированию нового мира в её границах».

Несмотря на то, что общепринятого определения фэнтези ещё нет, в рамках жанра уже выделены некоторые разновидности: 1) героическое фэнтези; 2) эпическое фэнтези; 3) тёмное фэнтези; 4) игровое фэнтези; 5) историческое фэнтези; 6) юмористическое фэнтези; 7) городское фэнтези.

Исходя из принципов классификации фэнтези и подходов к его определению, можно сделать вывод о том, что фэнтези – это жанр, выросший на стыке современной фантастики и традиционных сказочных веяний; жанр, вобравший в себя не только нынешние метафизические аллегории, но и мифы, берущие своё начало в древности.

Дмитрий Емец – автор придуманного им самим стиля литературы – «хулиганского фэнтези». По словам автора, придуманный стиль является пограничным между такими разновидностями фэнтези как «юмористическое фэнтези» и «городское фэнтези».

В классификации Е. Афанасьевой использовались разные принципы деления: сюжетно-тематический, принцип национальной специфики, времени действия, аксеологической составляющей, мировоззренческой установки, принцип адресата. По сюжетно-тематическому принципу мы классифицировали романы «Таня Гроттер» как мифологическое и романтическое фэнтези; по принципу национальной специфики в романах наблюдается синтез мифологических основ; время действия романов определяет «Таню Гроттер» как городское фэнтези; аксеологическая плоскость указывает на юмористическое и пародийное фэнтези; принцип мировоззренческого начала позволяет классифицировать романы как христианское (сакральное) фэнтези. Адресат произведений указывает на отношение «Тани Гроттер» к детской литературе.

 

 

Выводы

 

В первой главе квалификационной работы мы обратились к вопросу о жанре фэнтези в научном осмыслении последнего двадцатилетия. Рассмотрели различные подходы к толкованию понятия фэнтези. Установили, что единого подхода в определении фэнтези до сих пор нет, однако многие фантастоведы формулируют дефиниции на основании противопоставления жанра фэнтези и научной фантастики. В качестве рабочего понятия мы используем определение, предложенное в справочнике «Русская фантастика XX века в именах и лицах»: «Фэнтези – это своеобразное сращение сказки, фантастики и приключенческого романа в единую («параллельную», «вторичную») художественную реальность с тенденцией к воссозданию, переосмыслению мифического архетипа и формированию нового мира в её границах», так как оно кажется наиболее полным.

Мы попытались вычленить основные показатели (жанровые критерии) фэнтези в современной литературе. Становление и развитие жанра пришлось на время расцвета постмодернизма, что выразилось в понимании текста как действительности и действительности как текста, замещении реального мира на вымышленный, идее создания собственного мира из существующих элементов культуры и т.д.

Жанровые критерии фэнтези многими исследователями (Аливердиев А. А., Гусарова А. Д., Олейник В. К. и др.) понимаются довольно чётко:

1)   для фэнтезийного произведения характерно изображение мира, свойства которого невозможны для реальности;

2)   магия и фольклорные персонажи являются необходимым элементом;

3)   авантюрный сюжет;

4)   как правило – средневековый антураж;

5)   противопоставление мира людей и мира магии;

6)   основным объектом описания являются герои, их поступки и переживания;

7)   основной сюжетообразующий элемент – противостояние добра и зла;

8)   наличие потусторонних сил;

9)   полная свобода автора.

Мы рассмотрели вопрос о взаимодействии / противопоставление жанров фэнтези и научной фантастики с целью установить факторы отличий исследуемого фэнтези от остальных жанров литературной фантастики. Основой для разграничения жанров явилась природа фантастического допущения. Для фэнтези характерно допущение, объясняемое исторической легендой или мистикой; для фантастики оно должно быть обязательно подкреплено наукой. Иными словами, научная фантастика изображает возможное и объяснимое, а фэнтези – невозможное, ничем не подкреплённое.

Второй критерий разграничения – по объекту изображения: научная фантастика изображает мир, возможный теоретически – с точки зрения научного прогресса, инопланетного вмешательства и т.д.; в фэнтези конструируются миры, которые не могут существовать с рациональной точки зрения.

Кроме того, мы проанализировали факторы, объединяющие традиционную сказку и фэнтези. Жанры объединяет общий источник возникновения – фольклорная сказка; общая природа чудесного; факт, что чудо в условиях сказочных и фэнтезийных миров является естественной частью действительности.

В завершение главы мы обратились к вопросу о жанровом своеобразии романов Д. Емца «Таня Гроттер». Емец определяет свой стиль как «хулиганское фэнтези», который, по сути, является пограничным между «юмористическим фэнтези» и «городским фэнтези».

Романы «Таня Гроттер» описаны по следующим принципам: по сюжетно-тематическому принципу деления – как мифологическое и романтическое фэнтези; по принципу национальной специфики – фэнтези со смешением мифологий; по времени действия – как городское фэнтези; по аксеологической составляющей – как юмористическое и пародийное фэнтези; по принципу мировоззренческого начала – христианское (сакральное); по адресату – литература, направленная в первую очередь на детское чтение.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 713; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!