ЖАНР ФЭНТЕЗИ В НАУЧНОМ ОСМЫСЛЕНИИ ПОСЛЕДНЕГО ДВАДЦАТИЛЕТИЯ



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….

4
1 Жанр фэнтези в научном осмыслении последнего двадцатилетия………….. 7
1.1 Проблема толкования фэнтези в современном литературоведении………… 7
1.2 Основные жанровые признаки фэнтези в современном литературоведении. 11
1.3 К вопросу о жанровом своеобразии романов Д.Емца «Таня Гроттер»……... 13
1.4 Выводы………………………………………………………………………….. 19
2 Творчество Емца в контексте современной фантастической прозы………… 22
2.1 Выводы………………………………………………………………………….. 28
3 Сюжетология романов Д. Емца………………………………………………... 30
3.1 Источники сюжетов в романах Д. Емца………………………………………. 31
3.2 «Морфология» сюжета в романе Д. Емца «Таня Гроттер и магический контрабас»………………………………………………………………………. 37
3.3 Типология сюжетов в романах Д. Емца………………………………………. 43
3.4 Сказочные персонажи и их функции в сюжетах Д. Емца……………………. 47
3.5 Выводы………………………………………………………………………….. 53

Заключение……………………………………………………………………………

55

Список использованных источников………………………………………………..

58

Приложение…………………………………………………………………………...

65

 


ВВЕДЕНИЕ

По утверждению А.Д. Гусаровой, в последнее десятилетие двадцатого века фэнтези стала самым востребованным жанром массовой литературы [Гусарова 2009, www.dissercat.com].

Актуальным является анализ произведений современной детской фэнтези, являющейся одним из источников формирования ценностных категорий в детском сознании. Нет сомнений в популярности книг Д. Емца у современных подростков. По запросу в поисковых системах «Форум фанатов Дмитрия Емца» Google выдаёт 138 000 ответов, Yandex – 159 000. Традиция изучения творчества автора ещё не сложилась. Тем интереснее попытка проведения параллелей между традиционными сказочными сюжетами и теми, что использует автор «Тани Гроттер».

Изучение фэнтези как специфического жанрового образования, сформировавшегося к концу XX века в России, с точки зрения происхождения основных черт поэтики важно не только для развития литературоведческой базы фантастиковедения (термин А.Д. Гусаровой [Гусарова 2009, www.dissercat.com]), но и для понимания социокультурных процессов, происходящих в современном обществе. «Как это ни парадоксально звучит, но именно фантастика, как хорошая лакмусовая бумажка, очень быстро — быстрее других направлений в современном искусстве — реагирует на появление новых социальных тенденций,  массовых фобий и увлечений» [Ройфе 2006]. Это обстоятельство также обуславливает актуальность избранной нами темы.

Степень научной разработанности темы. Многое уже было сделано в исследовании жанра фэнтези. Рассматривалось определение жанра (С. Алексеев, Д. Лопухов, A.B. Мартыненко и др.), происхождение жанра (В.Л. Гопман, Д. Лопухов, А. Николаева, Е.В. Харитонов и др.), связь фэнтези с научной фантастикой (А. Николаева, O.A. Брилева и др.), характеристики жанра (К.Г. Фрумкин, В. Губайловский, Дж.Р.Р. Толкиен, O.A. Брилева, A.B. Мартыненко, У. Гуин и др.), классификация фэнтези (М.С.Галина, А.А.Богданов, Д.Лопухов и др.). О западной и отечественной фэнтези писали В. Волчонок, В. Гончаров, Н. Мазова. Вопрос о сюжетообразовании русской фэнтези представлен частично в научном труде А.Д. Гусаровой. Связь фэнтези со сказкой рассматривается в работах B.C. Березина, М.С. Галиной, В. Гончарова и др.

Надо заметить, что все перечисленные аспекты анализа жанра выполнялись без привлечения сочинений Д. Емца. Исследований, посвященных изучению поэтики произведений Д. Емца, насколько известно, не существует. Данное обстоятельство представляет новизну нашей дипломной работы.

Цель работы состоит в том, чтобы описать возможности воплощения традиционных сказочных сюжетов в цикле романов Дмитрия Емца «Таня Гроттер».

Для достижения цели в ходе исследования необходимо решить ряд задач:

1) рассмотреть/изучить фэнтези как вид фантастической и сказочной литературы;

2) выявить основные показатели жанра фэнтези в современной литературе;

3) изучить классификации сказочных сюжетов, обратиться к типологии сказочных сюжетов в литературоведении;

4) обратиться к вопросу о жанровом своеобразии сказочной фантастики;

5) изучить классификацию сказочных сюжетов В.Я. Проппа и сопоставить её с сюжетами романов Д. Емца;

6) рассмотреть источники сказочных сюжетов в романах Д.Емца на примере серии романов «Таня Гроттер»;

7) рассмотреть образы и выявить функции сказочных героев/сюжетов в романах Д. Емца.

Объектом исследования выступают произведения детской фэнтези современного русского автора Д. Емца.

Предметом исследования являются сказочные сюжеты в художественных произведениях Д. Емца.

Материалом для анализа послужили произведения детской фентези на русском языке («Таня Гроттер и магический контрабас» (2002), «Таня Гроттер и Исчезающий Этаж» (2002), «Таня Гроттер и Золотая Пиявка» (2003), «Таня Гроттер и трон Древнира» (2003), «Таня Гроттер и посох волхвов» (2003)).

Мы использовали сравнительно-исторический и типологический методы, применяемые как при изучении поэтики фэнтези в целом, так и при рассмотрении конкретных произведений русской фэнтези 90-х годов XX века, ведущие от частного текстуального анализа к поэтико-жанровому обобщению.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении формулируются цели и задачи исследования, обосновывается актуальность поставленной научной проблемы и практическая значимость исследования. Основная часть состоит из 3 глав. В первой главе рассматривается: жанр фэнтези в научном осмыслении последнего двадцатилетия; вопрос о жанровом своеобразии романов Емца; основные показатели жанра фэнтези в современной литературе и вопрос о взаимодействии фэнтези и научной фантастики. Во второй главе рассматривается творчество Емца в контексте современной фантастической прозы. В третьей главе теоретически осмысляется типология сюжетов в контексте романов «Таня Гроттер», выявляется «морфология» сюжета в романе «Таня Гроттер и магический контрабас», определяются источники сюжетов, сказочные персонажи и их функции в сюжетах Д. Емца. В заключении делаются основные выводы и обобщения.

Практическая значимость. Материалы дипломной работы могут быть использованы при подготовке к внеклассным занятиям по литературе, при дальнейшем изучении творчества выбранного автора.

Апробация работы. Отдельные положения дипломного сочинения были представлены в форме доклада на студенческой научной конференции «Филологические чтения» в гуманитарном институте филиала САФУ 17 апреля 2014 года

 


ЖАНР ФЭНТЕЗИ В НАУЧНОМ ОСМЫСЛЕНИИ ПОСЛЕДНЕГО ДВАДЦАТИЛЕТИЯ


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 244; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!