Проблема толкования фэнтези в современном литературоведении



 

Обращение к жанру фэнтези – более чем распространённое явление в современной литературе. Фэнтезийные приёмы порой привлекают писателей, работающих в других жанрах. Некоторые принципы фэнтези можно увидеть в работах постмодернистов.

Фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») — часто определяется как вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. Более исчерпывающее определение жанра не может быть представлено в связи с недавним его появлением.

Первые шаги фэнтези в современной русской литературе совпали с расцветом постмодернизма. Влияние этого направления выразилось в понимании текста как действительности и действительности как текста, замещении реального мира на вымышленный, идее создания собственного мира из существующих элементов культуры и др. Жанр фэнтези привлекает писателей в первую очередь тем, что предполагается неограниченная свобода фантазии, которая позволяет вводить в повествование порою самые немыслимые детали.

Понятие «фэнтези» исследователи рассматривают как в широком, так и в узком аспекте, что позволяет отнести к жанру самые разнообразные произведения. Т. Чернышева отмечает в фэнтези повествование сказочного типа со многими посылками и игровую фантастику. Известный критик фантастики В. Гончаров видит отличие фэнтези от материалистической научной фантастики в том, что оно «описывает мироздание с позиций объективного идеализма» [Гончаров, 1998, с. 218]. Г. Гуревич относит фэнтези к «ненаучной фантастике».

Некоторые исследователи подходят к определению жанра очень широко. Г. Нефагина полагает, что использование автором хотя бы одного из приёмов фэнтези уже позволяет причислить произведение к этому жанру. Той же точки зрения придерживается Е. Ковтун [Ковтун, 2008].

Попытки определения жанра можно сгруппировать относительно некоторых подходов:

1) Фэнтези рассматривается как одно из направлений фантастики.

Эта точка зрения позволяет рассматривать фэнтези как вид фантастической литературы, основанной на допущении в сюжете иррациональных мотивов. Данные предположения, как правило, не имеют в тексте логических мотиваций, предполагая существование в тексте явлений, не поддающихся рациональным объяснениям. Иначе говоря, фантастический элемент фэнтези несовместим с научной картиной мира.

Данный подход демонстрирует широкое определение жанра фэнтези, так как под такое описание могут подойти любые произведения, в которых присутствует явление, не поддающееся рациональному обоснованию.

2) Фэнтези определяется через миф.

Подобная тенденция вполне закономерна, так как мифологическое основание свойственно фантастической литературе.

3) Фэнтези как разновидность литературной сказки.

На уровне внешней реализации ближайшим к фэнтези жанром действительно кажется именно волшебная сказка. Это продемонстрировал исследователь С.Л. Кошелев в своей статье «Жанровая природа «Повелителя колец» Дж. Р.Р. Толкина», который обнаружил в эпопее реализацию 25 сказочных функций Проппа, обозначенных им в «Морфологии сказки». Еще: в работе 1970 г. С. Лем квалифицировал фэнтези как сказочное ответвление: «Когда «детерминистский оптимизм» судьбы превращается в «детерминизм, потрепанный стохастикой случайностей», классическая сказка превращается в фэнтези» [Лем, 2008, lib.rus.ec].

Наиболее чёткое с нашей точки зрения определение фэнтези предложено в справочнике «Русская фантастика XX века в именах и лицах»: «Фэнтези – это своеобразное сращение сказки, фантастики и приключенческого романа в единую («параллельную», «вторичную») художественную реальность с тенденцией к воссозданию, переосмыслению мифического архетипа и формированию нового мира в её границах».

Жанр фэнтези является разновидностью фантастики.

Фантастика — жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей. Современная фантастика включает в себя такие направления как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие.

В энциклопедии фантастики под редакцией Вл. Гакова предложена следующая классификация. Жанр science fiction делится на «твёрдую», «естественно-научную», «научно-техническую» или «мягкую», «гуманитарную»; а также на «фантастику идеи», «утопию», «антиутопию», «роман-предупреждение» и другие. Fantasy делится на «сказочную», «мифологическую», «героическую», «фантастику меча и волшебства», «ужасную», «чёрную» (в противоположность «высокой»), «игровую» и другие (цит. по: [Ковтун, 2008, с. 498]).

Ещё несколько лет назад фэнтези включали в общее понятие «фантастика», приравнивая его к научной фантастике и другим жанрам этого направления (альтернативная история, социальная фантастика и др.). Однако, представлялось очевидным, что исследуемый жанр имеет достаточно много общего с другими жанрами фантастической литературы. Т. Чернышова в своей «Природе фантастики», рассуждая об определении фантастической литературы вообще, отмечает, что дать исчерпывающее определение не представляется возможным из-за разницы во мнениях исследователей.

Вопрос отношений между научной фантастикой и фэнтези не решен до сих пор. С одной стороны, и то, и другое объединяется в одном понятии «фантастика» и воспринимается как ее модификации. С другой стороны, фэнтези явно противостоит той литературе, которую условно обозначают «научная фантастика». Западные исследователи, а в последние годы и большинство отечественных, воспринимают фэнтези как особый жанр, отделяя его от литературы сновидений, литературы ужасов, литературной сказки, мистики.

О недостаточной определенности соотношения фэнтези и фантастики говорят противоречия, найденные в дефинициях первого термина. Так, «Новейший словарь иностранных слов и выражений» определяет фэнтези как научную фантастику [НСИС, 2005, с.847], в то время как «Словарь литературоведческих терминов» С.П. Белокуровой − как фантастику ненаучную [Белокурова, 2006, с. 309], в энциклопедическом справочнике «Фантастика от “А” до “Я”» фэнтези определяется как разновидность фантастической сказки [Осипов, 1999, с. 322], а по данным «Первого толкового БЭС» к фэнтези можно относить произведения разных жанров [ПТЭС, 2006, с. 1021].

Таким образом, мы выходим на разграничение фэнтези и научной фантастики на основании фантастического допущения.

Для фэнтези характерно допущение, объясняемое исторической легендой или мистикой, для фантастики – с точки зрения науки. Если в фэнтези действуют некие высшие, надчеловеческие силы, то в научной фантастике, как правило, их нет. Фэнтези может себе позволить обращаться с законами природы как ей угодно, вплоть до прямого их нарушения. В научной фантастике все чудеса получают научное объяснение, в фэнтези же никакие объяснения не нужны, ибо чудо в ней — нечто само собой разумеющееся. Самое, пожалуй, существенное отличие фэнтези и научной фантастики, по мнению Чернышевой, в том, что научная фантастика изображает возможное и объяснимое, а фэнтези — невозможное. «В fantasy мы встречаемся с явлениями сверхъестественными, НФ (научная фантастика) же их избегает» [Чернышева, 1989, с. 296].

На этом основывается ещё один критерий разграничения: по объекту изображения. В фэнтези конструируются не существующие миры, а в научной фантастике автор пытается изобразить некое неизведанное, но предполагаемое им будущее.

 

Итоги: вопрос о взаимодействии жанров фэнтези и научной фантастики до сих пор является дискутивным, однако на сегодняшний день можно говорить о сложившейся концепции их разграничения. Отличительной особенностью научной фантастики является рациональность, убедительность и обоснованность фантастического допущения. Авторы, работающие в жанре научной фантастики, как правило описывают теоретически осуществимое альтернативное будущее, тогда как фантастическое допущение в фэнтези формирует особенную реальность как некий «идеальный образ чудесного» (по Е. Ковтун), где возможно абсолютно всё, задуманное автором.

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 485; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!