С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 110 страница



Так же естественны были и внешние условия нашей жизни. <...> Жизнь в деревне дала мне любовь к уединению, к спокойствию и дала привычку наблюдать и любить природу. Трём людям я особенно благодарна за своё детство: Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему вас в те условия, в которых мы выросли. Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны, и — Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твёрдых нравственных основ. Среди этих трёх людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло моё детство». (Сухотина. Воспоминания. С. 29).

Первоначальное образование девочка получила дома. Склонности к рисованию проявились ещё в детстве. Сильное впечатление на 9-летнюю Таню произвёл в 1873 г. приезд в Ясную Поляну художника И.Н. Крамского. Толстой пригласил к дочери учителя рисования из Тульского реального училища. С 1882 г. она с перерывами училась (так и не закончив его), в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, где первым её учителем некоторое время был В.Г. Перов, затем художники И.М. Прянишников и Л.O. Пастернак. Кроме того, Татьяна Львовна пользовалась советами И.Е. Репина и Н.Н. Ге, ценивших её способности. Хвалил её умение передать сходство в портретах и Толстой. Требовательная к себе, она понимала, что этого мало для того, чтобы быть настоящим художником. «Моя живопись меня путает — что из неё выйдет? — писала она в дневнике в 1889 г. — Убью много времени, труда, а никогда не дойду до того, чтобы быть в состоянии сказать посредством её что-нибудь хорошее людям. Да я и не довольно хороший человек для этого. Папа вчера написал маленькую статью об искусстве, и по ней я увидела, как мало шансов мне сделаться художником».

  Бóлыпая и лучшая часть жизни T.Л. Толстой (46 лет) прошла вблизи Толстого, под влиянием его могучего авторитета. Вместила эта жизнь кроме счастливого детства, юности, учёбы в училище живописи, и педагогическую деятельность, и работу с отцом на голоде... Много души Танюша Толстая отдала издательству «Посредник», где заведовала художественным отделом. За все годы она так и не отважилась создать живописный портрет отца, исполнив лишь копии его портретов работы И.Е. Репина. Но в рисунке она постоянно обращалась к образу Толстого, сделав большой его портрет углем 1910 г. и многочисленные зарисовки отца за разными занятиями. Портрет Толстого 1910 г., исполненный с натуры, вызвал одобрение Репина. По этому поводу он писал Татьяне Львовне: «Я очень обрадовался, что Вы нарисовали портрет Льва Николаевича; но подержите его у себя до будущего сезона выставок: этот кончается... Уверен, куда бы Вы ни послали это произведение, оно везде будет принято... Кажется, теперь на всех выставках принимают рисунки и акварели и, следовательно, для Вас выбор большой. Повторяю: Вас везде примут с этой интересной работой. С дружеским желанием Вам побольше деятельности. Искренне преданный Илья Репин» (Репин И.Е. Переписка с Л.Н. Толстым и его семьёй. Т. 1. М.; Л., 1949. С. 98-99).

Из работ Сухотиной сохранилось много удачных портретов, живописных и графических, родных и близкого окружения, а также серия портретов яснополянских крестьян. Она автор коллекции (около 30) графических портретов Толстого, исполненных карандашом, углем, сангиной. (Только в ГМТ хранится около 300 художественных работ Сухотиной-Толстой.)

  В 1899 г. Т.Л. Толстая вышла замуж за Михаила Сергеевича Сухотина (1850-1914). В1905 г. у неё родилась дочь Татьяна. В 1919 г. Сухотина переехала с дочерью в Москву, где создала небольшую художественную студию для детей в Лопухинском переулке. Тогда же она написала ряд очерков, объединённых в книге «Друзья и гости Ясной Поляны» (М., 1923) и другие произведения.

В годы революции, Гражданской войны и укрепления в России большевистской диктатуры ей удалось многих спасти от тюрьмы и смерти. В 1923-1925 гг. Т. Сухотина была директором ГМТ. В 1923 г. она познакомилась

 

490

 

со знаменитым австрийским актёром Моисси, поставившим на сцене «Живой труп» Толстого. Он её уговорил покинуть Россию. Благодаря Масарику, президенту Чехословакии, который был знаком с Толстым, она получила необходимые визы и в 1925 г, со своей двадцатилетней дочерью уехала за границу. Она не думала, что покидает Россию навсегда. Надеялась, что всё переменится, что, надышавшись свободой Запада, она вернётся. После триумфального приёма в Праге, затем в Вене, был Париж. Приезд старшей дочери Толстого в Париж стал событием. Приглашения посыпались со всех сторон: Англия, Испания, Италия, Швейцария, Польша, Голландия, США. В течение нескольких месяцев она исколесила эти страны, читая лекции об отце и особенно о том, что больше всего трогало её сердце, об отношениях между родителями. Она нарушила долгое молчание ради восстановления правды. Лекции пользовались огромным успехом.

В 1929 г. в Париже старшая дочь Толстого открыла Русскую академию, пригласив в неё преподавать живших тогда в Париже русских художников, среди них К.А. Коровина, Б.Д. Григорьева, И.Я. Билибина, М.В. Добужинского и др. Со многими из них, даже после того как Академия из-за материальных трудностей была закрыта, она не прерывала дружеских отношений. Последние годы Т.Л. Сухотина жила в Риме вместе с семьёй своей дочери; жизнь её была наполнена интересом к любимому делу: «Если что работаю, то только в связи с отцом», - писала она Н.Н. Гусеву в апреле 1948 г. Умерла Татьяна Львовна в 1950 г. в Риме. Значительную часть её архива дочь её, Т.М. Альбертини, передала в дар ГМТ.

 

Лит.: Жданов В.А. Старшая дочь Льва Толстого И Л.Н. Толстой. Статьи и материалы. - Горький, 1970; Альбертини-Сухотина Т.М. Моя мать // ЯП. сб. 1978. - Тула, 1979; Алексеева В.В., Калинина Н.А. Т.Л. Сухотина-Толстая // Италия и Россия. Русская эмиграция в Италии в XX веке. - М., 2003.

 

 В.В. Алексеева, Н.В. Зайцева

 

СУШКОВЫ. — В Москве, в неприметном переулке Старопименовском, под номером 11 сохранился до наших дней небольшой одноэтажный особнячок с мезонином, построенный ещё в начале XVIII в. и принадлежавший купцу Милютину. Расположенный неподалёку от храма Преподобного Пимена Великого, что в Старых Воротниках (так в то время назывался один из центральных районов старой столицы, близ Тверской улицы), этот дом приглянулся Н.В. Сушкову, который снял его под жильё для своей молодой семьи.

  Сушков Николай Васильевич (1796— 1871), драматург, поэт и журналист, сын симбирского губернатора В.М. Сушкова и писательницы М.В. Храповицкой, до выхода в отставку в 1841 г. занимал пост минского губернатора. Ещё в 1838 г. в Минске он женился на Дарье Ивановне Тютчевой (1806-1874), родной сестре поэта Ф.И. Тютчева, Давней мечтой Сушкова было поселиться где-нибудь в центре Первопрестольной и на покое заняться литературной деятельностью, принимая у себя по вечерам знакомых и друзей. Так оно в конце концов и получилось, и за этим гостеприимным домом с тех пор закрепилось название «Салон Сушковых».

Один из приятелей Толстого, славянофил и учёный Борис Николаевич Чичерин, так вспоминал об этом замечательном доме: «Своеобразным литературным оттенком отличался салон Сушковых. Они много лет жили на наёмной квартире “y старого Пимена”, и весь их быт представлял что-то старомодное и патриархальное. Сам Сушков был литератор, но совершенно особенного рода, возбуждавший всеобщий смех. Одно из первых моих впечатлений в Москве было то, что вечером у Шевырёва, к которому первый раз повёз нас Павлов, кто-то читал помещённую в “Москвитянине” статью Сушкова и все неистово хохотали. Впоследствии он стал ставить пьесы на театре, но и они до такой степени были нелепы и неуклюжи, что их ездили смотреть единственно для забавы. Сам он старался всех залучить к себе и с какою-то простосердечною и болтливою развязанностью прижимал к стене новичков своими разговорами о серьёзных предметах. Жена его, сестра поэта Тютчева, добрая и спокойная женщина, краснела иногда за мужа и старалась освободить его жертвы; однако сама она умела заменять его болтовню только крайне бесцветным разговором о самых обыкновенных предметах, высказывая с весьма приветливым тоном ничего не значащие замечания. Но салон оживился, когда они приняли к себе племянницу, младшую дочь Тютчева, Катерину Фёдоровну, девушку замечательного ума и образования...» (Воспоминания Бориса Николаевича Чичерина. Москва сороковых годов. М., 1929. С. 111). Упоминаемый здесь профессор Московского университета С.П. Шевырёв, историк М.П. Погодин, писатели Н.Ф. Павлов и С.Т. Аксаков и многие другие известные москвичи, представляющие московскую культурную и ли-

 

491

 

тературную элиту, были частыми гостями добродушного Сушкова.

  В конце 1857 г в салоне Сушковых стал нередко появляться молодой писатель Толстой, рассказы которого о героической обороне Севастополя ещё были у всех на слуху. Но очень скоро и Сушковы, и их многочисленные гости распознали, что не разговоры гостей и радушных хозяев часто привлекают сюда интересного молодого человека, хотя даже сам Толстой боялся себе признаться, что ему молодая хозяйка салона «Тютчева начинает спокойно нравиться». И именно Екатерине Фёдоровне («Китти») салон Сушковых в течение нескольких лет был обязан тем, что его часто посещал писатель. С другой стороны, доброе отношение к Китти Тютчевой (даже больше: откровенная увлечённость ею) и к самим старикам Сушковым возникло под воздействием общей атмосферы этого дома.

Много лет спустя, уже на закате лет Толстого, его молодой приятель в своём дневнике 12 июля 1910 г. записал слова писателя о том добром времени, о котором он, оказывается, никогда не забывал: «В Москве был такой дом Сушковых. Я там часто бывал. Там собиралось интересное общество. Впоследствии, когда мои взгляды изменились, я перестал бывать там...» (запись А.Б. Гольденвейзера).

 

 Г. В. Чагин

 

СЫТИН Иван Дмитриевич (1851-1934) — русский издатель, книгопродавец. Сын сельского писаря. В 1866 г. поступил мальчиком в лубочную лавку московского купца П.Н. Шарапова. В 1876 г. открыл в Москве литографию, поставлявшую лубочные картины и книги на Никольский рынок. В 1883 г. Сытин организовал издательское товарищество «И.Д. Сытин и К˚». С 1884 г. взял на себя издание книг «Посредника», основанного при содействии Толстого для выпуска доступных народу книг. В этом начинании издатель увидел громадную перспективу, которую открывало «сближение народной издательской фирмы с интеллигенцией».

  С первых шагов сотрудничества Сытина с «Посредником» Толстой никогда не отказывал ему в помощи и совете. По словам издателя, «Л.Н. Толстой принимал самое близкое участие в печатании, редакции и продаже книг, много вносил ценных указаний и поправок. Любил он ходить ко мне в лавку, особенно осенью, когда начинался “слёт грачей”, как мы называли офеней, которые с первопутком трогались в путь...» (Сытин И.Д. Жизнь для книги. М., 1960. С. 64).

По аналогии с сытинским «Всеобщим русским календарём», продававшимся на Нижегородской ярмарке 1884 г., Толстой решил написать и издать «Календарь с пословицами» (1886). В свою очередь успех календаря Толстого натолкнул Сытина на мысль начать издание отрывных календарей. По словам Сытина, писатель отнёсся к его идее «с чрезвычайным вниманием и ободрил <...> своими прекрасными советами» (там же. С. 72). Горячо откликнулся Толстой на попытку издателя выпускать журнал, рассчитанный на крестьянского читателя. В 1888 г. Сытин купил право на издание журнала «Сотрудник» и обратился к Толстому с просьбой помочь в реализации этого начинания. «Я составил себе в голове ясную программу этого журнала и даже стал готовить матерьял», — писал Толстой (64: 221). Однако писатель сомневался в бескорыстии Сытина. Финансовый конфликт Сытина с «Посредником» усилил эти сомнения, хотя В.Г. Чертков убедил Толстого передать Сытину издание дорогих для него произведений — переработанного «Круга чтения» и книги для ежедневного чтения «На каждый день».

После смерти Толстого был создан специальный комитет, занимавшийся обнародованием неизданных произведений писателя и выпуском посмертного Полного собрания сочинений. В состав комитета вошёл и Сытин. После долгих переговоров с семьёй Толстого и Чертковым он получил права на издание литературного наследия Толстого. «Конечно, никаких барышей от этого издания наше Товарищество не получило, — подводя итоги, писал Сытин. — Мы свели лишь концы с концами» (Сытин И.Д. Жизнь для книги. С. 171). Однако издатель лукавил. В октябре 1913 г, «Товарищество И.Д. Сытина» извещало подписчиков журнала «Вокруг света» о намерении издать бесплатно, в виде приложений, Полное собрание сочинений Толстого — и спрос на журнал был огромный.

Сытин пытался сочетать коммерческие интересы с просветительским делом. Издания Сытина отличались высоким уровнем полиграфии, выходили большими тиражами, были дёшевы; выпускались учебники и учебные пособия. Большое культурное значение имели массовые издания и собрания сочинений русских классиков — А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого и др., а также многотомные издания «Отечественная война и русское общество. 1812-1912» (в 7 т., 1911-1912), «Военная энциклопедия» (в 18 т., 1911—1915). Сытин издавал газету «Русское слово» (1897-1917), журнал «Вокруг света»

 

 

492

 

(1891-1917, с 1916 г. - с приложением «На суше и на море» и «Журнал приложений») и др. В 1916 г. Сытин приобрёл большинство паёв издательства А.Ф. Маркса, в том же году популярный журнал «Нива».

К 1914 г. издательство Сытина выпускало четверть всей книжной продукции России. После 1917 г. типографии Сытина были национализированы. Сытин участвовал в становлении советского издательского дела, был консультантом Госиздата РСФСР.

 

Лит.: Динерштейн Е. А. «Во имя благого дела» (Л.Н. Толстой, И.Д. Сытин и «Посредник»). Книга. Исследования и материалы. – М., 1978.

 Т.В. Белова

 

СЮ Эжен (Sue; 1804-1857) — французский писатель, один из основоположников массовой литературы и создателей романа-фельетона. В молодости отдал дань популярному жанру морского романа (самым удачным в этом ряду стал роман «Саламандра», 1831); именно «морские» сочинения Сю наиболее часто издавались в России 1830-х гг. и в целом сочувственно принимались критикой. Сю пробовал свои силы в историческом романе («Латреомон», 1837), затем переключился на «салонный» социально-психологический роман (переведённая на русский язык в 1852 г. и высоко ценимая Ф.М. Достоевским «Матильда», 1841). Однако наиболее известные его сочинения относятся к социально-авантюрной разновидности романа: «Парижские тайны» (журнальная публикация завершилась 15 октября 1843 г.; русский перевод вышел уже в 1844 г.) и «Вечный Жид» (1845). Активный политик в период Второй республики, Сю после переворота Луи Бонапарта (1851) оказался в опале и последние годы жизни провёл в окрестностях самого живописного из городов Франции — Аннеи (Толстой за несколько месяцев до кончины Сю некоторое время находился совсем недалеко от Аннеи — в Женеве).

Первое (и единственное) упоминание имени Сю в художественных сочинениях Толстого находим в повести «Юность»: Николенька Иртеньев, главный герой автобиографической трилогии, в шестнадцатилетнем возрасте отдал дань увлечению французской беллетристикой. «В то время только начинали появляться Монтекристы и разные “Тайны”, и я зачитывался романами Сю, Дюма и Поль де Кока». Под «разными ‘‘Тайнами”» здесь, очевидно, подразумевалось не только самое знаменитое из сочинений Сю «Парижские тайны» и тем более не созданная позднее писателем монументальная историко-политическая сага «Тайны народа» (1849-1856), а, скорее всего, многочисленные подражания Сю (можно сказать, что «городские тайны» становятся, с лёгкой руки Сю, массовым чтением во Франции, Англии, Италии, России и др. европейских странах). Массовое чтение способствовало развитию воображения юного героя Толстого, который «все самые неестественные лица и события» воспринимал как нечто вполне реальное. И лишь оказавшись в студенческом кружке Зухина, он открыл для себя иной пласт словесности, в т.ч. и французской: «они презирали равно Дюма, Сю и Феваля», предпочитая им, в частности, Лесажа. Таким образом Толстой по праву ставил здесь Сю в один ряд с другими лидерами массовой литературы середины XIX в.

Имя Сю неоднократно появлялось в дневниках Толстого: впервые оно упомянуто весной 1851 г. Воспроизводя свою беседу с неназванным приятелем, который придавал большое значение собственному «положению» и, в частности, костюму, Толстой цитировал его слова: «так же, как герой одного романа Эжена Сю разделял свои дни на ясные и дождливые, я разделяю свои на дни с цельной сорочкой и на дни с пристежным воротничком» (Толстой цитировал по-французски). Здесь имелся в виду один из лучших романов Сю «Артюр (Дневник неизвестного)», опубликованный отдельным изданием в 1839 г. и связанный с традицией романтической интроспекции (самонаблюдения). В дневнике главного героя, графа Артюра, мемуарная часть перемежается отступлениями, написанными по горячим следам тех или иных событий и озаглавленными «солнечные дни».

Годом позже (запись 16 апреля 1852 г.) Толстой во время болезни «читал Вечного Жида, Ермака и предание о Петре Великом» и признавался, что «есть какое-то особенное удовольствие читать глупые книги; но удовольствие апатическое». «Вечный Жид», известный в России под названием «Агасфер», назван здесь в ряду журнальных статей (что нельзя считать случайным, учитывая публицистический пафос этого сочинения Сю, направленного против иезуитов).

2 июля 1854 г. в дневнике записано, что «читал Gilbert и Gilberte» — этот малоизвестный роман Сю «Жильбер и Жильберта» (1853) оказался в поле зрения Толстого вскоре после выхода в свет, но никак не прокомментирован. Между тем речь идёт о совершенно не типичном для автора «Парижских тайн» соединении социально-психологического рассуждения с волшебной сказкой. Негативная оценка

 

493

 

неназванного романа Сю звучит в дневниковой записи 18 августа 1856 г. («читал глупый роман Eugene Sue» - 47: 90).

В беседе Толстого с В.Ф. Лазурским 2 июля 1894 г. речь зашла о французской литературе; Толстой ностальгически вспоминал о нашумевших в своё время книгах: «При мне выступил Eugéne Sue, наделавший много шума, пустивший в ход слово “пауперизм" (“Les mystéres de Paris”)» (Лазурскнй В.Ф. Дневник // ТВС. 2. С. 62). Как видно, «Парижские тайны» теперь воспринимались писателем в первую очередь не как литературный, но как социально-политический феномен.

О «полном забвении» произведений Сю к началу XX в. (вкупе с сочинениями Ж. Санд, Фурье, Канта, Гегеля и Дарвина) говорил Толстой в статье «О Шекспире и о драме». То же записал в своём дневнике Д.П. Маковицкий через год: «Золя через десять лет будет забыт, как Eugene Sue», — заметил Толстой 6 марта 1905 г. Между тем именно в 1904 г. А.С. Суворин выпустил переиздание «Агасфера» — романа, который неизменно привлекал массового русского читателя и в XX в.

 

 К.А. Чекалов

СЮТАЕВ Василий Кириллович (1819-1892) — знакомый Толстого, «крестьянин с радикальными христианскими взглядами» (69: 174), сектант. Считал, что Бог живёт в самом человеке: «всё в табе», как он выражался (79: 89), «где любовь, там и Бог». Толстой признавал совпадение взглядов Сютаева со своими взглядами.

Познакомился Толстой с Сютаевым в 1881 г., заехал к нему в деревню Шевелино в Новоторжском уезде Тверской губ. В январе 1882 г. Сютаев приехал в Москву и некоторое время жил у Толстых в доме. «Это был небольшого роста крестьянин с жидкой русой бородкой и добрыми глазами, опрятно одетый в чёрный полушубок, — вспоминал старший сын Толстых СЛ. Толстой. — Я только впоследствии у духоборов встречал людей такой духовной красоты, каков был Сютаев. В нём были черты Платона Каратаева (“Война и мир”): та же мягкость, незлобивость и благоволение к людям и животным. Но, кроме того, у него был большой ум: он самостоятельно додумался до своей веры, в которой был глубоко убеждён. Она была основана на христианстве, понимаемом как чистая индивидуальная этика. И он свои убеждения применял к жизни, стараясь жить “по-Божьи”. Он отрицал церковное учение и не ходил в церковь, отрицал воинскую повинность. Его сын, призванный по набору, отказался от присяги, за что был заключён в Шлиссельбургскую крепость. Он добровольно не платил податей, но не противился их взысканию и не имел замков в своём доме. <...> При чуждых ему людях, “господах", в барской обстановке, он нисколько не стеснялся, вёл себя с большим достоинством и говорил что думал» (Очерки былого. Гл. «Первая зима в Москве. (1881-1882)»).


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!