С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 107 страница



Знакомство Стороженко с Толстым состоялось осенью 1881 г. Об этом Стороженко писал В.И. Семевскому: «Я недавно познакомился с ним у Олсуфьевых; на меня и жену он произвёл положительно обаятельное впечатление. Главное, что поражает в нём, это его необыкновенная простота, искренность и полнейшее несознавание своего величия. Как раз в этом отношении не похож на Тургенева, в котором при всей его барской любезности столько литературного генеральства. При свидании я Вам расскажу о бесконечных спорах, которые я вёл с ним на тему о задачах искусства и о будущности христианства, последний вопрос составляет его конёк, к которому он постоянно возвращается» (Голос минувшего. 1918, № 4-6. С. 230). Велись споры и о Шекспире: как говорил Толстой, «Стороженко при слове “Шекспир” всеми членами делает на караул, а у него много дрянного есть» (Лазурский В.Ф. Дневник // ТВС. 2. С. 54).

 В ответ на просьбу Толстого, работавшего над статьёй о Шекспире, Стороженко послал книги известных европейских исследователей творчества Шекспира и свои диссертации. Он писал, что Толстой, «порицая Шекспира <…> окажет ему историческую справедливость и бросит новый луч света на его до сих пор не вполне разгаданную личность».

В последние годы жизни Стороженко, библиотекарь Румянцевского музея, часто принимал у себя Толстого и предоставлял ему возможность ознакомиться с самым широким кругом источников по интересующим писателя темам. В.Ф. Лазурский, ученик Стороженко, по его рекомендации учивший сыновей Толстого греческому и латыни, записал в дневнике 10 декабря 1900 г.: «Теперь Лев Николаевич занят Конфуцием. Из Румянцевской библиотеки через Стороженко <...> ему доставили кучу английских книг о Китае» (ТВС. 2. С. 90).

Стороженко — корреспондент и адресат Толстого. Письма (всего их одиннадцать) прекрасно иллюстрируют его отзывчивость на научные интересы Толстого, в них можно найти полную библиографию Аполлония Тианского (1881), и библиографию трудов Амиеля (1893), составленные для Толстого, и толкование понятия «Карма» (1894), а также просьбы к писателю прислать рукопись для того или иного журнала, сборника.

Позднее, в ответ на просьбу племянника Стороженко, работавшего над биогра-

 

477

 

фией профессора, прислать воспоминания, Толстой 9 апреля 1909 г. напишет: «Одно могу сказать — и совершенно искренно — что он всегда возбуждал во мне, кроме интереса общения с высокообразованным человеком, и особенно в области словесности, меня всегда интересовавшей, — он сам, как человек, всегда возбуждал во мне самые хорошие и дружеские чувства, которые, как мне приятно думать, и он питал ко мне».

 

 В.В. Алексеева

 

 

СТРАХОВ Николай Николаевич (1828-1896) — литературный критик, философ, публицист. Из семьи священника. В 1851 г. закончил Главный педагогический институт по естественно-математическому отделению. В 1851-1861 гг. преподавал в гимназии; в 1857 защитил магистерскую диссертацию по зоологии. В 1859 г. сблизился с А.А. Григорьевым, чей метод «органической критики» пропагандировал и развивал. Сотрудничал в журналах «Время» и «Эпоха», фактически возглавлял «Зарю» (1869-1872) и др. С 1873 г, служил в Публичной библиотеке; в 1885 г. вышел в отставку в чине действительного статского советника. Член Учёного комитета Министерства народного просвещения (с 1874 г.), член-корреспондент Академии наук (с 1889 г.).

Основные философские труды: «Мир как целое. Черты из науки о природе» (1872); «Об основных понятиях психологии и физиологии» (1886); «Философские очерки» и др. Объективный идеалист, высоко ценивший метод Гегеля, позднее философию А. Шопенгауэра. Сквозная мысль в его рассуждениях — о границах рационального познания, поскольку наука при всём её могуществе даёт одностороннюю картину мира; высшее знание — религия. Но недопустимо смешение научного и мистического толкования явлений (спиритизм и т.п.). Многие мысли философа живо интересовали Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.А. Фета, B.C. Соловьёва, В.В, Розанова — его читателей, собеседников и корреспондентов.

 

Н.Н. Страхов. 1880-е гг.

 

  Идеолог славянофильства, Страхов видел в «нигилизме» учение, сложившееся под влиянием социалистических, атеистических «западных» теорий и противоречащее основам русской жизни. Он противопо-

 

477

 

ставлял «германо-романскому» культурно-историческому типу мир «славянский».

Один из ведущих литературных критиков 1860-1890-х гг., Страхов писал о А.С. Пушкине, И.С. Тургеневе, Ф.М. Достоевском, А.И. Герцене, Н.Г. Чернышевском, А.А. Фете и др. «Лучшим своим делом» сам он считал «критическую поэму в четырех песнях — Критический разбор "Войны и мира”» (письмо Толстому 26 ноября 1873 г.). О первой статье цикла Достоевский писал Страхову 26 февраля 1869 г.: «Каждый замечательный критик наш (Белинский, Григорьев) выходил на поприще, непременно как бы опираясь на передового писателя. У Вас бесконечная, непосредственная симпатия к Льву Толстому, с тех самых пор, как я Вас знаю» (Достоевский. Т. 29/1. С. 16).

Литературная критика и публицистика Страхова собраны в его книгах: «Бедность нашей литературы. Критический и исторический очерк» (1862); «Заметки о Пушкине и других поэтах» (1888); «Из истории литературного нигилизма» (1890); «Борьба с Западом в нашей литературе. Исторические и критические очерки»: В 3 кн. (1882-1896) и др. Его «органическая» критика отличалась вдумчивостью, корректностью приёмов. Даже в разборах произведений, идейно ему чуждых («Что делать?», «Дым»), он исходил из «принципа понимания» автора и избегал шаржа, при этом чётко выражая своё мнение.

До личного знакомства с Толстым Страхов опубликовал о нём несколько статей. Бывший преподаватель гимназии, он в целом одобрил издаваемый Толстым журнал «Ясная Поляна»; впоследствии также защищал толстовскую педагогику.

В 1866 г. в «Отечественных записках» (№ 12) появилась статья Страхова «Сочинения гр. Л.Н. Толстого: В 2 частях. СПб., 1864». С темой нравственных исканий героев Толстого критик связывал психологический анализ, и «совершенную правдивость», и сюжеты произведений: «...Нехлюдов уходит в деревню, Оленин в казацкую станицу, другие на Кавказ в действующие отряды, или в Севастополь...» (Страхов Н.Н. Литературная критика. М., 1984. С. 238, 244).

О «Войне и мире» Страхов опубликовал в «Заре» четыре статьи: Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы I, II, III и IV. Статья первая (1869. № 1); Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы I, II, III и IV, Статья вторая и последняя (1869, № 2); Литературная новость (1869. № 3); Война и мир. Сочинение гр.

 

 

478

 

Л.H. Толстого. Томы V и VI (1870. № 1). С появлением этой книги Толстой «занял первое место» среди русских и западноевропейских писателей. «Всепобедное неотразимое действие» «Войны и мира» критик объяснял её «объективностию, образностию», в частности тем, что автор рисует события «плотью и кровью» его героев. «Шенграбенское дело описано большею частью по впечатлениям князя Андрея, Аустерлицкая битва - по впечатлениям Николая Ростова...» Это изображение действительности в традициях русского реализма. Но Толстой не реалист-обличитель или фотограф; его «можно назвать по преимуществу реалистом-психологом». Истоки психологического реализма — в руководящей «идее» писателя. Лучшее определение идеи книги Страхов находил в словах Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Экстраполируя теорию Григорьева о «хищном» (преимущественно заимствованном из западных литератур) и «смирном» (коренном, русском) типах на «Войну и мир», Страхов видел заслугу писателя в том, что он «дал нам новую, русскую формулу героической жизни, ту формулу, под которую подходит Кутузов и под которую никак не может подойти Наполеон»; «смирный героизм» воплощают также Тушин, Тимохин; «деятельный» — Растопчин, Долохов и др. Допуская возможность «прекрасного» русского деятельного героизма, критик отмечал «превосходство» людей «смирного» типа: благодаря им «Россия победила Наполеона». «Мы сильны всем народом, сильны тою силою, которая живёт в самых простых и смирных личностях, — вот что хотел сказать гр. Л.Н. Толстой, и он совершенно прав». Страхов восхищался «несравненною фигурою» Каратаева, его «душевной красотой»; этот образ превосходит все прежние опыты изображения простого народа.

Ещё одно положение Страхова, во многом вытекающее из славянофильской доктрины, — трактовка жанра «Войны и мира» как семейной хроники, в традициях «Капитанской дочки» Пушкина. С одной стороны, оно верно отражает сюжетно-композиционное своеобразие «книги» (которую сам автор не считал романом): «хроника, т.е. простой, бесхитростный рассказ, без всяких завязок и запутанных приключений, без наружного единства и связи». С другой — акцентирование «были семейной, т.е. не похождений отдельного лица», соответствовало не столько замыслу Толстого, сколько славянофильскому пониманию ценностных приоритетов русских людей. Воссоздана «не личная эгоистическая жизнь, не история индивидуальных стремлений и страданий: изображена жизнь общинная, связанная во всех направлениях живыми узами», в чём «обнаруживается истинно русский, истинно самобытный характер произведения». Толстому противопоставлен Тургенев как западник. В 1885 г. критик объединил свои статьи об этих, по его мнению, писателях-антиподах в книге «Критические статьи об И.С. Тургеневе и Л.Н. Толстом. 1862— 1885». Единственное, что не вполне удовлетворило Страхова в «Войне и мире», — философская часть эпилога, но не вследствие несогласия с рассуждениями Толстого (они «сами по себе чрезвычайно хороши»), а потому что автор «сделал большую ошибку против художественного такта»: «хроника» и «философия» мешают друг другу.

18 ноября 1870 г. Страхов в письме Толстому просил сообщить название произведения, ранее обещанного «Заре». В ответ 25 ноября 1870 г. писатель пригласил его к себе: «Если бы вы заехали ко мне, я бы был рад, как свиданью с старым другом». В первой половине августа 1871 г. Страхов приехал в Ясную Поляну, ставшую с тех пор его «Меккой» (письмо Толстому 15 марта 1873 г.). Завязалась регулярная переписка (издано 467 писем). «...Ту же радость, которую вы испытали, встретив одни и те же взгляды на жизнь во мне, я испытал, встретив вас», — писал Толстой Страхову 13 сентября 1871 г.; в письме 26...27 ноября 1877 г. Толстой называл его «дорогим и единственным духовным другом». Период их наибольшего сближения — 1870-е гг., до перелома в мировоззрении Толстого.

Писатель ценил литературные мнения и советы Страхова: «Боюсь и не люблю критик и ещё больше похвал, но не ваших. Они приводят меня в восторг и поддерживают силы к работе» (письмо 21...22 апреля 1877 гг.), В то же время между ними было немало расхождений в отношении к славянофильству, политике и др. Страхов с горечью писал Толстому 26 ноября 1873 г., что, несмотря на свою «очень большую способность понимания», всё написанное им «прошло бесследно, так как это была только критика, только анализ, а положительного туг ничего не было, не было — проповеди». У Толстого «проповедь» была.

Отношение Страхова к Толстому можно назвать преклонением. Не только гениальность художника и родственность многих мыслей, но цельность личности, энергически устремленной к добру, покоряли его: «В Ясной Поляне возможны всякие человеческие бедствия, кроме одного — невозможна скука, потому что центр этого мира — человек, непрерывно растущий душою. И

 

479

 

смысл этой жизни я не могу иначе назвать, как святостью...» (письмо 12 сентября 1876 г.); «...Я буду за Вас держаться и надеюсь, что спасусь» (8 января 1880 г.).

По просьбе Толстого Страхов редактировал тексты его сочинений (в 1872 г. — «Азбуку», в 1873 г. — третье издание «Войны и мира»), держал корректуры. Вместе они ездили в Оптину пустынь (июль 1877 г.), слушали лекцию Соловьёва «о Богочеловечестве» (10 марта 1878 г.). Страхов подробно и откровенно писал Толстому о своих впечатлениях от публикуемых в «Русском вестнике» (1875-1877) глав «Анны Карениной» и передавал толки петербургской публики о романе. Его главную «идею» критик видел в трагедии страсти вообще: «Каренина так чутка и хороша душою, что первое разоблачение, первые признаки ждущей её судьбы уже не переносятся ею. Отдавшись всею душою одному желанию, - она отдалась дьяволу, и выхода ей нет. <...> Ваша Анна Каренина возбудит бесконечную жалость к себе, и всякому, однако же, будет ясно, что она виновата» (письмо 1 января 1875 г.). Эта интерпретация побудила Толстого сформулировать в письме Страхову 23 и 26 апреля 1876 г. своё понимание различий между искусством и критикой: «...ваше суждение о моём романе верно, но не всё — т.е. всё верно, но то, что вы высказали, выражает не всё, что я хотел сказать. <…> Для критики искусства нужны люди, которые бы показывали бессмыслицу отыскивания мыслей в художественном произведении; а постоянно руководили бы читателей в том бесконечном лабиринте сцеплений, в котором и состоит сущность искусства, и к тем законам, которые служат основанием этих сцеплений». Поэтика «Анны Карениной» — предпочтение косвенных форм авторской оценки, что отметил Страхов: «...объективность так велика у Вас, что становится страшно за нравственный суд Ваш над лицами; в этом отношении Война и мир понятнее, проще — так это, конечно, и есть» (письмо 21 марта 1875 г.).

В статье «Взгляд на текущую литературу» (Русь. 1883. № 1) Страхов оценивал «Анну Каренину» в свете последующих духовных исканий Толстого. Наряду с трагедией Анны, «принадлежавшей к миражному верхнему слою», критик указывал на трагедию Левина, в финале близкого к самоубийству, хотя его жизнь сложилась внешне благополучно. Невыносимая для Левина фальшь общественной жизни оставляет ему лишь «личную жизнь». «Вот откуда его отчаяние. Если моя жизнь и радость есть единственная цель жизни, то эта цель так ничтожна, так хрупка, так очевидно недостижима, что может внушать лишь отчаяние, может лишь давить человека, а не воодушевлять его. И вот где начинается поворот Левина к религиозным мыслям» (Литературная критика. С. 404, 403). Страхов видел в романе пролог к светлому рассказу «Чем люди живы» (в 1882 г. критик напечатал о нём статью в «Гражданине». № 10-11).

В первом наброске завещания (дневник 27 марта 1895 г.) Толстой распорядился «дать пересмотреть и разобрать» его бумаги С.А. Толстой, В.Г. Черткову и Н.Н. Страхову. Но критик ушёл из жизни раньше любимого писателя и друга.

 

Соч.: Л.Н. Толстой, С.А. Толстая, Н.Н. Страхов. Переписка / Ред. А.А. Донсков, сост. Л.Д. Громова, Т.Г. Никифорова. - Ottawa, 2000; Л.Н. Толстой - Н.Н. Страхов. Поли. собр. переписки: В 2 т. / Ред. А.А. Донсков, сост. Л.Д. Громова, Т.Г. Никифорова. – Ottawa, 2003.

 

Лит.: Чернец Л.В. «Анна Каренина» и её первые читатели // Литературоведение и журналистика. — Саратов, 2000.

 

 Л. В. Чернец

 

СТРАХОВ Фёдор Алексеевич (1861 - 1923) — русский философ-идеалист, один из близких знакомых Толстого, его последователь.

Учился Страхов на юридическом факультете Московского университета. Автор книг «Дух и материя» (1899) и «Искание истины» (1911). Сочинял романсы и пьесы для фортепиано под псевдонимом Ф. Клекотовский (по названию своего имения Клекотки, где он родился), в 1923 г. был принят в Союз композиторов.

Впервые Страхов-студент пришёл в хамовнический дом Толстого (вместе с одним из своих друзей И. Клопским) 1 января 1889 г. «...Страхов с Клопским. Ужинали, дружно, любовно» (50; 19). Вскоре сам Толстой посетил большую и дружную семью Страховых, благо жили они недалеко, на Плющихе. Мать Страхова беспокоилась за судьбу сына, и Толстой, зная об этом, порой заходил к ним, о чём пишет сестра Страхова, Л.А. Авилова Она заканчивает свои воспоминания о брате словами: «И я верю, что благодаря Льву Николаевичу в его жизни было гораздо больше счастья, чем определено на судьбу человека» (Авилова Л.А. Почему Лев Николаевич стал бывать в нашем доме // Авилова Л.А. Рассказы. Воспоминания. М., 1984. С. 216).

Толстой продолжал посещать Страхова и позже, когда тот женился и открыл в своём доме на Плющихе небольшую частную

 

480

 

библиотеку. Первая книга Страхова «Дух и материя» были просмотрена и одобрена Толстым. И в дальнейшем Толстой просматривал и читал сочинения Страхова. 4 февраля 1904 г. он писал ему: «Я прочёл ваши рукописи, дорогой Фёдор Алексеевич, и ваша статья “О разуме" мне особенно понравилась... Рад знать про вашу духовную жизнь. Надеюсь, что и в пашей мирской житии всё хорошо». Страхов при первой возможности стремился посетить Ясную Поляну, общение с Толстым было для него настоятельной потребностью. Толстому нравились в Cтpaxoвe его простота, глубина, доброта, смирение, весёлость, он — «весь ясный».

Ф.А. Страхов

 

  В 1892 г. Страхов принял участие в оказании помощи голодающим крестьянам. Толстой направил его в Рязанскую губ., где было открыто семь столовых. В 1005 г. по поручению Толстого Страхов работал над корректурой «Круга чтения». Толстой был очень доволен, заметив, что Страхов работает основательно, хотя и медленно. Несколько его мыслей Толстой включил в «Круг чтения», значительно сократив и исправил их.

В 1907-1923 гг. Страхов участвовал в составлении и редактировании «Свода мыслей» Толстого, который был задуман Чертковым ещё в 1890-х гг. как систематизированное собрание мыслей писателя, выбранных из художественных и теоретических произведений, дневников, писем. Толстой, очень одобряя эту работу, говорил: «Это настоящая моя биография, биография моей мысли» (Чертков В. Об издании полного собрания мыслей Л.Н. Толстого. М., 1915. С. 9). «Свод» издан не был.

Одобрительное отношение Толстого к писаниям Страхова объяснялось тем, что Толстой, деливший всех философов на тех, кто думает для публики, и самолюбивых мыслителей, думающих для себя, к последним относил и Страхова. Однако Страхов не имел самобытного миросозерцания, он был, скорее, интерпретатором мыслей Толстого, который в книгах Страхова легко узнавал близкие и дорогие для себя собственные мысли.

  Как один из подписавшихся свидетелей Страхов принимал участие в событиях, связанных с составлением завещания Толстого в 1909 г.

  Последние годы Страхов провёл в простой крестьянской избе, его и двух его дочерей приютил крестьянин в подмосковной деревне. Вечерами здесь часто собирались крестьяне, и стареющий Страхов читал им вслух сочинения Толстого, а также свои старые и новые написанные статьи. Так он жил и умер, окружённый любовью и уважением близких.

 

Лит: Страхова Н.Ф. Лев Николаевич Толстой и Фйдор Алексеевич Страхов // Л.Н. Толстой и его близкие. - М., 1986; Страхов Ф.А. Две поездки в Ясную Поляну (публикация Л.С. Дробат) // ЯП. сб. 1988. — Тула, 1988.

 Л. С. Дробат

 

СТРЕПЕТОВА Пелагея Антипьевна (1850-1903) – русская актриса. Артистическая судьба её складывалась драматично. Она не получила театрального образования; современники говорили о ней как об актрисе «большого стихийного дарования». Стрепетова играла во многих театрах, провинциальных и столичных, но нигде не оставалась надолго. Её талант трагедийной актрисы проявился во время работы в Казани (1871), позже она стала актрисой Общедоступного театра в Москве (1873), потом актрисой Пушкинского театра А.А. Бренко в Москве, и наконец в 1881 г. Стрепетова поступила в труппу петербургского Александрийского театра, В этом театре актриса проработала менее десяти лет — в 1890 г. ей дали отставку.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!