С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 89 страница



Толстой познакомился с Полонским в Петербурге осенью 1855 г.; в молодости их объединял один литературный круг, но особенно они сблизились в 1857 г., когда, встретившись за границей в Баден-Бадене, по словам Толстого, «сошлись как родные братья». Полонский тогда очень нуждался в

 

398

 

дружеском совете, он хотел на время оставить службу, заняться литературой и начать серьёзно учиться живописи. Толстой горячо поддержал его в этом выборе. Полонский уехал в Женеву; вернувшись в 1858 г. в Петербург, получил место секретаря в Комитете иностранной цензуры, где прослужил многие годы. Когда в 1863 г. вышла повесть Толстого «Казаки», Полонский откликнулся критической статьёй «По поводу последней повести гр. Л.H. Толстого», где писал, что «ото всей повести веет кавказским воздухом». «Это не поддельный, не подкрашенный, не романтический Кавказ с романтическими героями. Каждый штрих рисует тамошнюю природу верно». Тем не менее в герое повести Оленине критик увидел черты «явно отживающего поколения», что-то «вроде бледного отражения лучших людей пушкинской эпохи». Сложным, перегруженным эпизодами показался и сюжет «Казаков»: «такая сложность разбивает внимание читателя» (Время. 1863. № 3. С. 91-98). Статья Полонского не осталась незамеченной для Толстого. «А Полонский-то бедный как плохо рассуждает во “Времени”», — заметил он в письме к Фету 1-3 мая 1863 г.

  Тесных личных отношений и длительной переписки между Полонским и Толстым не было. В 1876 г. Полонский в письме вспомнил о давней встрече в Баден-Бадене, а Толстой в ответ писал ему: «Вы мне не только старый знакомый, но — надеюсь, что это взаимно, — но один из родственных по сердцу людей и как человек и как поэт». В 1898 г. Толстой подтвердил своё братское отношение к Полонскому: «Я всегда, как полюбил вас, когда узнал, так и продолжал любить».

Но добрые братские отношения друг к другу ни Толстой, ни Полонский не переносили на отношение к творчеству. Здесь они не сходились почти ни в чём. Только дважды Толстой дал высокую оценку стихам Полонского. Первый раз в 1877 г. о стихотворении «Вечная ткань»: «Стихи Полонского прелестны. Я это совершенно искренне говорю» (62: 318). Вероятно, в этом стихотворении Толстого пленили не столько поэтические достоинства, сколько совпадения размышлений Полонского о природе Божественного с мыслями самого Толстого. Второй положительный отзыв Толстого относился к стихотворению «Детство», открывающему последний поэтический сборник Полонского «Вечерний звон». За этот сборник Академия присудила поэту Пушкинскую премию. Экземпляр книги есть в личной библиотеке Толстого с дарственной надписью «Графу Льву Николаевичу Толстому. Я. Полонский» Получив в феврале 1891 г. книгу. Толстой написал автору: «Благодарю вас за книгу и за дружеское письмо, дорогой Яков Петрович. Я прочёл книгу, и больше всего — очень мне понравилось первое стихотворение “Детство”».

Встречались Толстой и Полонский редко, в 1881-1884 гг. было три личных встречи. Летом 1881 г. в Спасском у Тургенева беседа втроём затянулась до трёх часов пополуночи. В Спасском перед Полонским предстал «другой» Толстой: «Я никогда, в молодые годы, не видал его таким мягким, внимательным и добрым, и, что всего непостижимее, таким уступчивым... Так опроститься, как граф, можно не иначе, как много переживши, много передумавши. Я видел его как бы перерождённым, проникнутым иною верою, иною любовью» (Полонский Я.П. И.С. Тургенев у себя в его последний приезд на родину // И.С. Тургенев в воспоминаниях современников. М., 1988. С. 386-387), Весной 1884 г. Полонский дважды приходил к Толстому в Москве в Хамовники. Толстой записал тогда в дневнике: «Вот дитя бедное и старое, безнадёжное. Ему надо верить, что подбирать рифмы серьёзное дело. Как много таких» (49: 89). Больше они не встречались. Полонский резко отрицательно отнёсся к опубликованному за границей трактату Толстого «Царство Божие внутри вас» и в 1895 г. напечатал о нём критическую статью «Заметки по поводу одного заграничного издания и новых идей графа Л.Н. Толстого», выпустив её в следующем году отдельной брошюрой. Полонский собирался напечатать столь же резкую статью по поводу трактата Толстого «Что такое искусство?», но потом по совету друзей смягчил её.

Несмотря на все разногласия, особенно в вопросах веры, Полонский для Толстого оставался «одним из родственных по сердцу людей».

 

Лит.: Дробат Л.С. Из библиотеки Льва Толстого // ЯП. сб. 1998. – Тула, 1998.

 

 Л. С. Дробат

 

 

ПОПОВ Евгений Иванович (1864 - 1938) — близкий друг Толстого, его последователь, посетитель, корреспондент и адресат. Педагог, переводчик. Один из тех «незаметных» помощников, с которыми Толстому было легко и просто, как с самим собой. Принимал активное участие в работе издательства «Посредник». Автор книги «Жизнь и смерть Евдокима Никитича Дрожжина. 1866-1894»; Толстой написал послесловие к этой книге.

 

399

Часто и подолгу жил в Ясной Поляне, сопровождал Толстого в его прогулках и поездках, переписывал сочинения писа­теля. помогал ему в переводах. Вместе с Толстым принимал участие в помощи голодающим, вместе с ним ходил пешком из Москвы в Ясную Поляну и оставил об этом путешествии воспоминания (Попов Е.И. Отрывочные воспоминания о Л.Н. Тол­стом // Летописи. Кн. 2).

Н И. Бурнашёва

 

 

ПОССЕ Владимир Александрович (1864-1940) — журналист, общественный деятель, редактор литературно-научных и политических журналов «Жизнь», «Жизнь для всех», «Библиотека рабоче­го», «Трудовой союз» в Петербурге. Автор статей о Толстом. Издавал собрание сочи­нений Толстого в 27 т. как приложение к журналу «Жизнь для всех».

 

Толстой был вторым властителем дум Поссе (после Ф.М. Достоевского), но здесь «не было преклонения», несмотря на глубо­кое восхищение им как писателем. Знаком с Толстым: с 1895 г. 8 октября 1900 г. вместе с М. Горьким он побывал в Ясной Поляне. Уже не в первый раз намеревался просить у Толстого для журнала драму «Живой труп» или др. сочинение. 9 октября Толстой за­писал в дневнике: «Было много посетите­лей <...> вчера Поссе и Горький. Эти ме­нее приятны». Вернувшись домой, Поссе в письме Толстому изложил свою просьбу, на которую получил отказ: «...очень истинно сожалею, что пока не могу исполнить ва­шего желания» (72: 486). В письме дочери, М.Л. Оболенской, Толстой сообщал, что «последние дни густо шёл литератор. <.. .> Поссе, редактор “Жизни”, потом Горький <...>. Это всё оттого, что прошёл слух, что я написал драму» (72: 487).

В 1902 г. в докладе «Граф Л.Н. Толстой я рабочий народ», прочитанном в Женеве и явившемся откликом на обращение Толстого к «рабочему народу», Поссе вступил в полемику с Толстым. Тогда же, 2 (?) июня 1902 г., в письме В.Г. Черткову Толстой высказал своё мнение о журнале «Жизнь»: «“Жизнь” же, к сожалению, со­всем не удовлетворила меня. Не говоря о несерьёзности тона, главный недостаток – это нелепое, ничем не оправданное предре­шение хода человеческой жизни, должен­ствующей будто бы неизбежно выразиться в социализме. Материала интересного там очень много. Я говорю о перечне стачек и политических наказаний и ссылок. Но в общем я не могу себе представить читателя этого журнала и того влияния, которое он может иметь». 20 февраля 1903 г. он записал в дневнике: «Не работается. Нет охот. Вчера получил статью Поссе об обращении “К рабочему народу”. Очень они огорчены. Явно они загипнотизированы, верующие в теорию, не выдерживающую критики» (54: 157). Толстой прочёл эту статью с опровер­жением своих взглядов, с искажением их и нападками на его жизнь. Он считал, что на эту статью Поссе не стоит отвечать.

В начале 1909 г. Поссе просил Толстого написать для журнала «Жизнь для всех» в связи со столетием со дня рождения Н.В. Гоголя небольшую заметку. 5 марта 1909 г. Толстой ответил, что был бы рад, если бы удалось написать то, что он ду­мает о Гоголе. «Боюсь только, — добавил Толстой, — что то, что думаю, и не юбилей­но и нецензурно». Всё же Толстой 11 мар­та начал писать статью. 24 марта статья «О Гоголе» была напечатана, но не у Поссе, а в «Русском слове» (1909. № 68) под заглави­ем «Толстой о Гоголе».

25 февраля 1909 г. Толстой получил признание Поссе, что тогда «из противни­ка его, читавшего рабочим лекции против него, сделался поклонником его» (ЯПЗ. 3. С. 341). В дневнике 24 июля Толстой запи­сал, что «приехали Гинцбург и Поссе. Пос­се — образец “интеллигенции”. Кажется, хороший, даже наверно». 8 декабря был «получен первый номер (декабрь 1909 г.) нового журнала Поссе “Жизнь для всех”, где появилось “Письмо польской женщи­ны к Л.Н. Толстому” и “Ответ польской женщине” Л.Н. Толстого. Пропуски обо­значены точками. Л.Н.: “Я боюсь, за эти точки его накажут, это возможно. Вот какая фраза” (и Л.Н. цитировал без пропусков)» (ЯПЗ. 4. С. 126).

13 января 1910 г, по свидетельству Маковицкого, когда разговор зашёл о Поссе, Толстой вспомнил, что «Поссе произвёл на него при последнем посещении хорошее впечатление».

20-24 февраля 1910 г. для журнала «Жизнь для всех» Толстой написал пре­дисловие к статье П.А. Буланже «Жизнь и учение Сиддарты Готамы, прозванного Буддой», которое в его записях значилось как «письмо Поссе». Эго сочинение вышло в 1910 г. (№ 3) под заглавием, данным ре­дакцией: «Редактору журнала “Жизнь для всех” В. А. Поссе о значении ознакомления с основами религиозных учений». 16 мар­те 1910 г. был получен журнал «Жизнь для всех» со статьёй Буланже. Толстой «беспо- коился, как бы редактор не поплатился за резкие суждения в предисловии о церкви. — Журнал тем и хорош, — говорил, однако, по­сле Лев Николаевич, — что, как и говорил мне Поссе, он из печатаемых статей не вы­пускает ни одного слова» (Булгаков).

 

400

 

Поссе приезжал в Ясную Поляну и после смерти Толстого. 13 сентября 1911 г. он побывал у С.А. Толстой, беседа с ней дала ему материал для лекции «Любовь в произведениях и жизни Л.Н. Толстого» (вошло в его книгу «Мой жизненный путь»: гл. «Толстой»). В 1912 г. он написал некролог о М.Н. Толстой, сестре Толстого.

 

Соч.: Жизнь Л.Н. Толстого. СПб., 1913; Граф Л.Н. Толстой и рабочий народ. Женева, 1903; Толстой // ТВС. 2.

 

 А.Н. Полосина

 

 

ПОХИТОНОВ Иван Павлович (1850 - 1923) — русский живописец-передвижник. Писал пейзажи, близкие по принципам барбизонской школе, отличающиеся тонкой техникой исполнения. Автор нескольких портретов Толстого и пейзажей Ясной Поляны.

Летом 1905 г. Похитонов гостил в Ясной Поляне. Незадолго до его приезда, 11 июня, Д.П. Маковицкий записал в своём дневнике разговор Толстого с сыном: «Ожидается приезд в Ясную Поляну художника Похитонова. Л.Н.: “Знаешь, Илюша, кто Похитонов? Его у нас не знают. Тургенев рассказывал мне про него года 24 тому назад, что его картины удивили Париж и кто-то купил все. Самородный художник. На маленьком полотне пишет много и чисто. У него так, как у Трубецкого, самобытность не потеряна. <…> Крамской, Репин, Ге говорили, что школа самобытному художнику может очень вредить, нивелировать, а даёт мало» (ЯПЗ. 1. С. 310). 14 июня «после обеда приехал пейзажист Похитонов»; вечером «Л.Н. с Похитоновым говорили о казацких, донских степях, о “ковылях”. Об уральских казаках-старообрядцах» (там же. С. 313). 16 июня С.А. Толстая отметила в дневнике: «Прекрасно пишет Похитонов въезд в усадьбу» (ДСАТ. 2. С. 235). Художник прожил в Ясной Поляне три недели; рассказывал «об ужасах, совершаемых в Конго бельгийцами», с Толстым «говорили о том, что делают американцы с неграми и китайцами» (там же. С. 317); «Л.Н. спрашивал Похитонова подробно о Бельгии, потом сам рассказывал», вспоминая о своём пребывании в Брюсселе в 1861 г. В этот день, 20 июня, Маковицкий отметил в дневнике: «Л.Н. с Похитоновым» (ЯПЗ. 1. С. 318). На следующий день художник рассказывал «об интеллигентных бельгийцах, что они фанатичные огородники и земледельцы». Тема очень близка Толстому, накануне он говорил по этому поводу: «Люди начинают дорожить житьём на земле, всё больше интеллигентов обрабатывают землю» (ЯПЗ. 1. С. 319).

25 июня Похитонов «показывал свои виды Ясной Поляны — маленькие, обработанные, характерные, очень рельефные, особенно полянка, аллеи, фасад дома. Вечером нарисовал Л.Н., играющим в шахматы, нос ему большой нарисовал» (ЯПЗ. 1. С. 322; большинство этих работ Похитонова неизвестны, находятся в частных коллекциях за рубежом). 30 июня «за чаем Л.Н. с Похитоновым долго беседовал» (там же. С. 328). Беседы продолжались и в последующие дни: о путях цивилизации, о том, что «человечество идёт назад», как считал художник. «Нет, наша цивилизация — одна из многих, она идёт к концу. Надо начинать с нового пути», — полагал Толстой (ЯПЗ. 1. С. 331). Говорили и о конституции; в конце июля Толстой вспоминал рассказ гостя: «Похитонов — очень милый человек, жил в Париже 20 лет — рассказывал: выборы в парламент стоят 100 тысяч франков, судьи подкупные» (там же. С. 356).

После отъезда Похитонова из Ясной Поляны 5 июля Маковицкий записал в дневнике: «Похитонов пробыл три недели в Ясной, написал шесть-семь картинок, которые всем понравились. Софье Андреевне подарил один пейзаж, довёл её до восхищения: изображение части леса, где зарыта зелёная палочка. Это место показал ему Л.Н. Похитонов — приятный, добряк. Л.Н. говорил, что он как настоящий художник, имея перед собою идеал, стремится всё к большему и большему совершенствованию своих работ» (ЯПЗ. 1. С. 333). Похитонов подарил С.А. Толстой этюд маслом «Ясная Поляна. Чепыж»: эта картина в настоящее время находится в музее-усадьбе «Ясная Поляна»; осталась у Толстых и картина «Место, где зарыта зелёная палочка», написанная тогда же в Ясной Поляне. Н.Н. Гусев отмечал, что Похитонову Толстой «рассказал про зелёную палочку», после чего художник «сделал зарисовки того места в лесу “Заказ”, где палочка эта будто была зарыта» (Гусев. Материалы. 1. С. 91).

У Толстых не раз вспоминали Похитонова. 13 октября Маковицкий записал в дневнике: «За обедом Л.Н. рассказывал Татьяне Львовне о Похитонове, что он умеет видеть и рассказывать; что он приятный, добросовестный человек; наружностью, походкой на медведя похож. — “Живописцы бывают приятные люди <...>. Жаль, что ты его не застала. Мне о нём рассказывал Тургенев”. Смотрели его картины и хвалили (между прочим, “Столбы”; видно, что солнечный, ясный день)» (ЯПЗ. 1. С. 426).

 

 

401

 

В Ясной Поляне Похитонов сделал и несколько портретов Толстого (ныне находятся в ГМТ, Ясной Поляне, в частных собраниях в России и за рубежом).

В 1911 г. С.А. Толстая посетила выставку картин И.П. Похитонова в Москве и в дневнике записала: «Смотрела Похитонова выставку, где дом, сад, въезд в Ясной Поляне и очень плохие портреты Льва Николаевича».

 

 А.А. Аленина

 

 

ПРАСКОВЬЯ ИСАЕВНА («Прасковья Исаишна», «Прасковья Исавшнна», «Прасковья Савишна», «Прасковья Исавна»; фамилия и дата рождения неизвестны; ум. в феврале 1839 г. в Ясной Поляне) — экономка в Ясной Поляне; часто упоминается в детской переписке мальчиков Толстых из Москвы в Ясную Поляну в 1838 г.: братья спрашивали об её здоровье, благодарили за «посылочки», передавали ей поклоны. Она послужила прототипом Натальи Савишны в повести «Детство». Лучше всех о ней написал сам Толстой в «Воспоминаниях»: «Прасковью Исаевну я довольно верно описал в “Детстве”. Всё, что я об ней писал, было действительно. Не знаю, почему это так было устроено, — дом был большой, 42 комнаты. Прасковья Исаевна была почтенная особа — экономка, а между тем у неё, в её маленькой комнатке, стояло наше детское суднышко <детский горшочек. — Н.Б.>. Помню, одно из самых приятных впечатлений было после урока или в середине урока сесть в её комнатке и разговаривать с ней и слушать. Вероятно, она любила видеть нас в эти времена особенной счастливой и умилённой откровенности. “Прасковья Исаевна, а дедушка как воевал? Верхом?” — кряхтя спросишь её, чтобы только поговорить и послушать.

— Он всячески воевал, и на коне и пеший. Зато генерал-аншеф был, — ответит она и, открывая шкап, достаёт смолку, которую она называла очаковским куреньем. По её словам выходило, что эту смолку дедушка привёз из-под Очакова. Зажжёт бумажку об лампадку у икон и зажжёт смолку, и она дымит приятным запахом.

Кроме той обиды, которую она мне нанесла, побив меня мокрой скатертью, как я описал это в «Детстве», она ещё другой раз обидела меня. В числе её обязанностей было ещё и то, чтобы, когда это нужно было, ставить нам клистиры. Раз утром, уже не в женской половине, а внизу, на половине Фёдора Ивановича, мы только что встали, и старшие братья уже оделись, а я замешкался и только что собирался снимать свой халатик и одеваться, как быстрыми старушечьими шагами вошла Прасковья Исаевна с своими инструментами. Инструменты состояли из трубки, завёрнутой почему- то в салфетку так, что только желтоватая костяная трубочка виднелась из неё, и из блюдечка с деревянным маслом, в которое обмакивалась костяная трубочка. Увидев меня, Прасковья Исаевна решила, что тот, над кем тётенька велела сделать операцию, был я. В сущности, это был Митенька, но случайно или из хитрости, зная, что ему угрожает операция, которую мы все очень не любили, он поспешно оделся и ушёл из спальни. И, несмотря на мои клятвенные уверения, что не мне назначена операция, она исполнила её надо мной.

Кроме той преданности и честности её, я особенно любил её потому, что она казалась мне представительницей таинственной старины жизни дедушки с Очаковым и курением» (гл. VIII).

Отчество Натальи Савишны в повести «Детство» — тоже от «Прасковьи Исавишны» или «Прасковьи Савишны», как называли её в Ясной Поляне.

 

 Н.К. Бурнашёва

 

ПРЕВО Эжен Марсель (1862-1941) — французский романист, начинавший с подражания Э. Золя, впоследствии провозгласивший права «романического романа», свободного от научных идей и социальных вопросов. В своих романах часто обращался к изображению психологии бездельничающих, живущих чувством и чувственностью дам и девушек буржуазного круга.

Толстой был знаком с творчеством Прево, читал его романы как по-французски, так и в русских переводах. Но суждение о Марселе Прево встречается в произведениях Толстого лишь однажды. В IX части трактата «Что такое искусство?» он ставит его в один ряд с Боккаччо и видит в нём писателя, которого занимает прежде всего чувственность. Толстой же считал, что искусство должно быть нравственным. «И действительно, из этих трёх чувств чувственность, как самое низкое чувство, доступное не только всем людям, но и всем животным, составляет главный предмет всех произведений искусства нового времени. От Боккаччо до Марселя Прево все романы, поэмы, стихотворения передают непременно чувства половой любви в разных её видах. Прелюбодеяние есть не только любимая, но и единственная тема всех романов. Спектакль не спектакль, если в нём под каким-нибудь предлогом не появляются оголённые сверху или снизу женщины. Романсы, песни - это всё выражение похоти в разных степенях опоэтизирова-

 

402

 

ния» (30: 88). В дневнике В.Ф. Лазурского 10 шоля 1894 г. есть запись: «За обедом Лев Николаевич обратился ко мне. “А я получил от вашей знакомой, Фоминой, письмо. Она прислала мне книжку Марселя Прево. Пишет, что перевела уже около половины; думает, что роман этот будет иметь нравственное значение; просит меня написать к нему предисловие; говорит, что она хочет издать его для дохода, пока муж пишет диссертацию. Я прочёл роман: грязный и безнравственный. Хочу в письме к ней дать понять как-нибудь в вежливой форме, что она дура”. В продолжение обеда он несколько раз обращался ко мне с вопросами относительно Фоминой; говорит, что он целый день думает о письме к ней» (ТВС. 2. С. 67). Речь здесь идёт о письме 27 июня 1894 г., в котором Н.Д. Фомина сообщала, что посылает Толстому роман Прево «Les demi-vierges» <«Полудевы»>, и, объясняя свой выбор, писала: «Он затрагивает насущный вопрос — воспитание женщины». На следующий день после разговора с Лазурским Толстой отправил Фоминой письмо: «Надежда Дмитриевна, очень сожалею, что то, что я имею сказать о присланном вами мне романе, не может служить ему предисловием. В романе этом автор притворяется, что сочувствует нравственному и хочет обличать безнравственное, но как нельзя утаить в мешке шила, так нельзя в художественном произведении скрыть того, что составляет предмет любви автора, и в этом романе видно, что автор любит только самое гадкое, безнравственное, и потому роман этот не только не может принести никому никакой пользы, но может быть только вреден, как всякое порнографическое сочинение. Советую вам бросить этот перевод...» Роман Прево под названием «Полудевы» был издан по-русски в 1898 г. в нескольких переводах.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!