С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 87 страница



Перфильев («Васенька», как ласково называли его Толстые) интересен не только своей личной близостью к писателю, но и тем, что нашёл отражение в творчестве Толстого. По свидетельству Т.А. Кузминской, некоторыми своими чертами он послужил прототипом Стивы Облонского в «Анне Карениной». Это заметил и А.А. Фет, прочитав первые 14 глав «Анны Карениной», он записал: «Какое мастерство вводить новые лица... Герой Левин – это Лев Николаевич человек, тут и В. Перфильев, и рассудочный Сухотин, все, все...» Эти слова Фета прокомментировал старший сын Толстого С.Л. Толстой в статье «Об отражении жизни в “Анне Карениной”»: «Фет догадывался, что прототипом Каренина послужил его общий с Толстым знакомый С.М. Сухотин, а прототипом Облонского — B.C. Перфильев. О Перфильеве как прототипе Облонского упоминает правитель его канцелярии C. Истомин в своих “Воспоминаниях”». И далее С.Л. Толстой подчёркивал, что художественный образ – это не механическое перенесение черт конкретного человека: Облонский – «тип собирательный. Обыкновенно предполагают, что Облонский списан с Василия Степановича Перфильева, приятеля Льва Николаевича. <...> Общее с Облонским у него было: склонность к удовольствиям и комфорту, добродушие, некоторый либерализм, благовоспитанность и так называемая порядочность. Но такие черты были свойственны и другим представителям высшего круга дворянства, привыкшим к роскоши, разорявшимся и по необходимости поступавшим на службу» (ЛH. Т. 37-38. С. 570). И всё же можно сказать, что именно Перфильева обессмертил Толстой в «Анне Карениной».

 

 М.Е. Суровцева

  ПЕРФИЛЬЕВА Прасковья Фёдоровна («Полина», «Поленька»; рожд. графиня Толстая; 1831-1887) — жена B.C. Перфильева, близкого друга Толстого. Троюродная сестра Толстого — дочь Фёдора Ивановича Толстого, прозванного «Американцем».

С семьёй Перфильевых писатель поддерживал дружеские отношения всю жизнь, особенно близки они были в молодые годы: бывая в Москве, Толстой, как правило, останавливался у Перфильевых. Так, 10 октября 1848 г. он писал Т.А. Ёргольской: «Живу я у Перфильевых, в Николо-Песковском переулке у Собачьей площадки в доме Ивановой» (59: 18). 14 февраля 1866 г., приехав с женой в Москву, он сообщал тётке в Ясную Поляну о жизни своей и московских родственников: «У Берсов тоже всё хорошо. Мы видаемся с ними каждый день, и каждый день кто-нибудь у нас или мы у кого-нибудь бываем. Перфильевы, Горчаковы, Оболенский маленький с женой» (61: 132).

В мае 1849 г. от Перфильевых Толстой привёз в Ясную Поляну немца-музыканта Рудольфа, судьба и образ которого отчасти послужили основой для создания фигуры Альберта в одноимённом рассказе.

Василий Степанович и Прасковья Фёдоровна Перфильевы были посажёнными отцом и матерью на свадьбе Толстого. «Они его и благословили, и сопровождали в церковь» (ДСАТ. 1. С. 491). Столь близкие отношения позволяли Толстому иногда отзываться о своей родственнице и её муже любовно-насмешливо, как в дневнике 18 мая 1856 г.: «Приехал прямо к Перфильевым. Два толстые бутуса» (48: 44), — в этой записи по-свойски доброе и даже умилённое отношение к очень близким и дорогим людям.

Работая над романом «Декабристы», Толстой обращался к своей родственнице с просьбой помочь ему в поисках прототипа одного из персонажей будущего романа. На какое-то время он, видимо, оста-

 

 

390

 

новился на фигуре князя А.И. Одоевского, троюродного брата матери Прасковьи Фёдоровны. По просьбе писателя расспросив мать, Перфильева сообщила ему в письме то, что мать ей рассказала.

Перфильева умерла в 1887 г. В письме А.А. Фету С.А. Толстая сообщала о подробностях её кончины: «Лев Николаевич <...> озабочен очень умиранием Перфильевой, жены губернатора. <...> Хотя Лев Николаевич об этом не говорил, но мне приходит в голову, что это умирание теперь особенно интересует и волнует его, потому что именно этот вопрос о жизни и смерти его интересует больше всего в данную минуту, когда он об этом пишет» (смерть Перфильевой пришлась на то время, когда Толстой работал над трактатом «О жизни»).

 

 М.Е. Суровцева

 

 

ПЕТЕРСОН Николай Павлович (1844—1919) — учитель плехановской и головинской школ, организованных Толстым в деревнях Крапивенского уезда. Учился в Московском университете: был отчислен за участие в студенческих беспорядках в 1861 г. На имя Губернского по крестьянским делам присутствия от 21 февраля 1862 г. за № 36 был представлен Толстым как учитель плехановской школы. В воспоминаниях «Из записок бывшего учителя» он рассказал о своей школьной деятельности, о том, как по субботам приезжал в Ясную Поляну из Плеханова и проводил целый день вместе с остальными сотоварищами, которых было человек 10, в беседах с Толстым и слушая его рассказы.

 

Н.П. Петерсон,

1862 г.

В журнале «Ясная Поляна» Петерсон напечатал две статьи под инициалами Н.П.П.: «Головинская школа» (июнь) и «Плехановская школа» (октябрь). Обе статьи богаты фактическим материалом и дают ценные сведения о школьной работе учителей-студентов под непосредственным руководством Толстого.

В 1868-1869 гг. Петерсон работал в Чертковской библиотеке в Москве и занимался правкой отдельных корректур «Войны и мира». Тогда же он сблизился с Н.Ф. Фёдоровым, библиотекарем Румянцевского музея, стал ревностным последователем его религиозно-философского учения. Уже после смерти Фёдорова издавал его сочинения и работы о нём.

В 1907 г. Петерсон издал анонимную брошюру «Правда о великом писателе земли русской, гр. Л.Н. Толстом, к 55-летию его литературной деятельности». Эту брошюру он послал Толстому, между ними завязалась переписка, полемическая со стороны Петерсона, направленная против учения Толстого о непротивлении злу насилием. Петерсон в статье «Моя переписка с графом Толстым» с благодарностью вспоминал об участии Толстого в его судьбе, увлечении школьным делом. Петерсон много лет служил по судебному ведомству, скончался в Варшаве.

 Н.В. Кудрявая

 

ПИРОГОВ Николай Иванович (1810-1881) – хирург, академик, участник обороны Севастополя. Толстой встречался с ним в Севастополе, был знаком с его сочинениями, упоминал в своих дневниках, письмах. Имя Пирогова всегда произносилось с уважением. Так, уже спустя полвека после Крымской кампании, Д.П. Маковицкий записал 20 февраля 1906 г. в Ясной Поляне короткий разговор писателя с М.С. Сухотиным, рассказавшим о тульском докторе-политикане. «Л.Н. сказал на это, что доктора, ветеринары обращают всё внимание на материальную науку: думают, что в других отраслях всё улажено. — Исключение — Пирогов, — говорил Л.Н. – Как трудно было ему выйти из этого узкого мира!»

8 мая того же года в Ясной Поляне говорили о дневниках Пирогова «Вопросы жизни. Дневник старого врача», напечатанных в «Русской старине» в 1884 г. (№ 9-12) и 1885 г. (№ 1-6). Маковицкий записал слова Толстого: «’’Пирогова части (дневника) читал. Я его знал. В Севастополе он читал лекции по анатомии врачам. <...> Пирогов – умное лицо – секцировал <т.е. рассекал. — В.А.> труп и показывал операцию, которую врачам приходилось делать. Пирогов много доброго сделал”. – Л.Н. говорил о Пирогове с симпатией и уважением». В яснополянской библиотеке хранятся отдельные номера журнала «Русская старина» за 1884 и 1885 гг.

В севастопольских рассказах Толстой описывал перевязочный пункт, размещавшийся в бывшем Дворянском собрании, «докторов, занятых отвратительным, но благодетельным делом ампутаций». Среди этих докторов был и Пирогов: именно в этом здании он работал несколько месяцев во время осады Севастополя.

В. В. Алексеева

 

391

 

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840-1868) – критик, публицист. Родился в селе Знаменском Орловской губ. в небогатой дворянской семье. Окончив историко- филологический факультет Петербургского университета, с 1859 г. регулярно выступал с рецензиями и статьями в журнале «Рассвет». Активно сотрудничал в журнале «Русское слово» (до его закрытия в 1866 г.), стал его ведущим критиком и практически соредактором. Его статьи привлекали внимание читателей остротой мысли, искренностью тона, полемическим духом. В июле 1862 г. был арестован – провёл четыре года в Петропавловской крепости, после года заключения получил разрешение писать и печататься. Творческий путь Писарева оборвался на 28 году жизни: во время отдыха под Ригой он утонул.

Впервые Писарев написал о Толстом в статье «Три смерти» (Рассвет. 1859. № 12, отд. II), в которой указал на талант писателя в его рассказах: психолог, потому что подвергает душу человека глубокому анализу, художник, потому что в его изображении оживают картины природы. Критик считал, что рассказы Толстого – для «читательниц». Позже в статье «Цветы невинного юмора» (1864) он напишет, что «Детство. Отрочество. Юность» — «вещь замечательно хорошая по тонкости и верности психологического анализа», но «проходит почти незамеченною» критикой. В статье «Промахи незрелой мысли» (1864) Писарев признавал собственные промахи: был молод и не смог вдуматься во все типы, характеры, которые изобразил Толстой в своих рассказах. Он подчёркивал серьёзное значение этих произведений для характеристики жизни русского общества и сожалел, что прежде, как и другие критики, не увидел в сочинениях Толстого «что-то очень большое и очень важное». По словам Писарева, Толстой остаётся в тени: «Его читают, его любят, его знают как тонкого психолога и грациозного художника, его уважают как почтенного работника в яснополянской школе; но до сих пор никто не подхватил, не разработал и не подвергнул тщательному анализу то сокровище наблюдений и мыслей, которое заключено в превосходных повестях этого писателя».

Последняя статья Писарева о творчестве Толстого, «Старое барство», задумывалась как первая статья о «Войне и мире» (критик успел прочитать только три первых тома книги). Он рассматривал здесь два противопоставленных характера — Бориса Друбецкого и Николая Ростова, детально разбирая ситуации, в которых проявляются герои. Таких персонажей, как Андрей Болконский, Пьер Безухов и Наташа Ростова, Писарев не подвергал анализу, считая, что нужно дождаться выхода полного текста «Войны и мира». В целом весь роман критик охарактеризовал как образцовый «по части патологии русского общества».

 

 С.А. Хомяков

 ПИСЕМСКИИ Алексей Феофилактович (1820/1821-1881) – прозаик, драматург, публицист. Родился в небогатой дворянской семье с древней родословной. Один из его предков, думный дворянин Ф.А. Писемский, выполнял личные поручения царя Ивана Грозного.

Окончив костромскую гимназию, Писемский в 1840 г. поступил на математическое отделение философского факультета Московского университета. В литературе дебютировал рассказом «Нина» (1848), но громкую известность ему принесла повесть «Тюфяк» (Москвитянин. 1850). В 1850-е гг. он создал роман «Богатый жених», повести и рассказы «Комик», «Питерщик», «Леший», «Фанфарон», «Старая барыня». С откровенностью, окрашенной в тона простонародного пересмешничества, Писемский изображал будничную жизнь провинциальных чиновников и дворян.

Уже известный писатель, познакомившись со вторым севастопольским рассказом Толстого, 26 июля 1855 г. Писемский сообщал А.Н. Островскому: «Вчера вечером слушал я новый очерк Толстого “Июльская ночь в Севастополе” <так ошибочно назвал Писемский «Ночь весною 1855 года в Севастополе», как тогда назывался будущий «Севастополь в мае». - Л.П.> (т.е. Штурм). Ужас овладевает, волосы становятся дыбом от одного только воображения того, что делается там. Статья написана до такой степени безжалостно честно, что тяжело становится читать. Прочти её непременно!» (А.Ф. Писемский. Материалы и исследования. Письма. M.-Л., 1936. С. 82). 6 августа он писал Тургеневу о толстовском рассказе: «На днях я слышал новый очерк Толстого из севастопольской жизни. Он мне понравился меньше того <т.е. «Севастополя в декабре месяце». - Л.П.>, по отношению автора к действующим лицам рассказа. Это какое-то озлобление: он всех выставляет и трусами, и хвастунами и как будто бы всем ставит в вину простое естественное чувство самосохранения... Общая же картина, как и там, превосходна, хотя и составляет повторение». Писемскому принадлежит и значительная фраза по поводу третьего рассказа о Севастополе, дошедшая в передаче

 

 

392

 

И.Ф. Горбунова: «Этот офицеришка всех нас заклюёт. Хоть бросай перо» (Кони А.Ф. Собр. сом.: В 8 т. М., 1968. Т. 6. С. 243).

Толстой познакомился с Писемским 23 ноября 1855 г. на вечере у И.С. Тургенева. В 1856-1857 гг. писатели не раз встречались, но творческой близости между ними не возникло. Толстой ценил некоторые произведения Писемского («Старую барыню», «Горькую судьбину», «Плотничью артель»), но не испытывал к нему большого интереса. Тем не менее фигура Писемского была очень заметна в русской литературе, его имя называли в ряду первых русских писателей.

Бурную полемику вызвали его «антинигилистические» романы «Взбаламученное море» (1863) и «В водовороте» (1871). От Писемского отвернулись революционные и либеральные демократы, выразители «прогрессивных веяний». В пылу спора оппоненты писателя называли его «взбаламученным романистом», не понимающим будущего.

Толстой тоже высказал мнение о последнем романе. В сохранившемся письме, 3 марта 1872 г. отправленном из Ясной Поляны (единственное известное письмо Толстого Писемскому), он писал: «Милостивый государь Алексей Феофилактович! От всей души благодарю вас за ваше письмо <письмо неизвестно. — Л.П.> и присылку книги. Кроме удовольствия вашего письма, это сделало то, что я второй раз прочёл ваш роман, и второе чтение только усилило то впечатление, о котором я говорил вам. Третья часть, которой я ещё не читал тогда, — так же прекрасна, как первые главы, которые меня при первом чтении привели в восторг».

 

 Л.Ф. Подсвирова

 

 

ПИСТОЛЬКОРС Александр Васильевич (ум. в 1879 г.) — офицер, сослуживец Толстого на Кавказе; один из основных прототипов поручика Розенкранца в рассказе «Набег». Узнав себя в этом рассказе, Пистолькорс был недоволен своим литературным изображением, о чём передали автору: «Сулимовский с обыкновенной своей грубостью рассказал мне, что Пистолькорс ругает меня за Розенкранца, — записал Толстой в дневнике 16 декабря 1853 г.; - это сильно огорчило меня и охладило к литературным занятиям...» Пистолькорса узнали в «Набеге» и многие его современники, о чём рассказал военный историк A.JI. Зиссерман в книге «Двадцать пять лет на Кавказе»: «В <...> “Набеге” выведен поручик Розенкранц; до какой степени изображение верно, можно судить по тому, что, когда я в первый раз в Чечне выступил с отрядом и увидел штабс- капитана Пистолькорса, разъезжающего в шикозном черкесском костюме, со всеми ухватками чистокровного джигита, я не мог не подумать: да это Розенкранц, как есть, на чистоту, без прикрас. И некоторые из грозненских старожилов просто мне даже объявили, что Розенкранц Толстого и есть он, Пистолькорс, что с него-то портрет и писан. А таких Пистолькорсов было немало, и увлекались некоторые до того, что готовы были чуть не перейти в мусульманство и совсем очечениться...» (СПб., 1879. Ч. 2. С. 327).

 

 Н.И. Бурнашёва

ПЛЕВЕ Вячеслав Константинович (1846-1904) — министр внутренних дел и шеф жандармов в России. С 1881 г. — директор Департамента полиции, в 1884 – 1894 гг. — сенатор, с 1902 г. — министр внутренних дел. Широко применял полицейский террор, расстрелы демонстраций, карательные экспедиции в районы крестьянских волнений, поощрял еврейские погромы. Убит эсером Е.С. Сазоновым.

Для Толстого Плеве ассоциировался с ужесточением политики государства по отношению к любым проявлениям свободы, это вызвало ответное насилие со стороны общества, что и предопределило трагический итог деятельности Плеве. Толстой в статье «Не могу молчать» обращался к судьбам Плеве и великого князя Сергея Александровича, утверждая, что дела революционеров «по количеству убийств и по мотивам их едва ли не в сотни раз меньше и числом, и, главное, менее нравственно дурны, чем <…> злодейства» главных палачей, к которым Толстой относил Столыпина и Николая II (37: 395). Это не значило, что писатель разделял революционное или анархическое представления о гос. устройстве, а подчёркивало то, что источником всех бед является гос. насилие, осуществляемое под предлогом соблюдения установленных норм жизни. В предисловии к статье В.Г. Черткова «О революции» Толстой писал, что «попытки русских недворцовых революций <...> кончились и не могли не кончиться ничем иным, как только погибелью многих хороших людей и всё большим и большим усилением и озверением правительства», «на место Сипягина – Плеве». Однако трагическая смерть Плеве не только не привела, по мнению Толстого, к изменению политики в государстве, но, наоборот, создала все предпосылки для появления кого-то «ещё вреднее Плеве, потому что после убийства Плеве правительство должно сделаться ещё жесточе» (36: 149-150).

 

 М.Ю. Белянин

 

 

 393

 

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (1858 – 1918) —философ-материалист, атеист, один из основоположников научного социализма в России. Плеханов был участником революционных групп «Народная воля». «Чёрный передел» в России. В 1883 г. в Женеве создал первую марксистскую российскую организацию — группу «Освобождение труда». В 1903 г. на II съезде Российской социал-демократической рабочей партии выступил вместе с Лениным с программой революционного движения социал-демократов. После съезда отошёл от ленинской платформы и возглавил партию меньшевиков. Октябрьскую революцию не принял, но её вооружённых противников не поддержал.

Плеханов придерживался диалектического взгляда на историю. Он считал, что в основе истории лежит действие разума и практическое действие общественного человека. Такой подход к историческому процессу мало схож со взглядами Толстого, для которого субъектом истории являлся народ. Стихийная сила народа выражена через стремления отдельных людей, которых Толстой называл «дифференциалами истории». Если интересы отдельных людей совпадают с интересами общества и государства, то они и выступают в качестве истинных причин исторических событий.

Плеханов остро критиковал взгляды Толстого на человека и историю. В статье «Толстой и природа» (1908) он называл Толстого «одним из гениальных и самых крайних представителей индивидуализма нового времени». Толстой якобы слабо утешался мыслью о бессмертии души — «ему нужно было бессмертие тела». Такой вывод Плеханов сделал после анализа раннего рассказа Толстого «Три смерти», его записок о путешествии по Швейцарии в 1857 г. и др. Плеханов считал Толстого «гениальным художником и крайне слабым мыслителем». По его мнению, «человек, который бы проникся настроением Толстого, сильно рисковал бы не найти перед собой ничего, кроме погибели». Это мнение возникло у Плеханова после прочтения «Исповеди», опубликованной в начале 1880-х гг. Критикуя Толстого как метафизика и утопического мечтателя, считая его «большим барином» русской жизни, Плеханов сам оставался на односторонних метафизических позициях. По его мнению, Толстой должен был бы содействовать уничтожению эксплуататорских отношений, т.е. должен был бы стать революционером. «Отрицательную нравственность» Толстого с её запретами Плеханов объявил выгодной правящим классам, так как она не уничтожает эксплуатации человека.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!