С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 66 страница



  После смерти Толстого Маковицкий до 1920 г. жил в Ясной Поляне, поселившись

 

 

 297

 

в деревне и продолжая лечить крестьян и работать над «Записками», которые назвал «У Толстого. 1904-1910». В сентябре 1920 г. он уехал на родину, в Словакию, оставив все свои книги и рукописи, в т.ч. «Яснополянские записки», в московском музее Толстого. Тяжёлые болезни, нищета (своё состояние он давно употребил на общественные нужды), глухое одиночество преследовали его в последний год жизни. 12 марта 1921 г. в родном городе Ружомбероке, в возрасте 54 лет, несчастный покончил жизнь самоубийством.

 

Лит.: У Толстого (1904-1910): «Яснополянские записки» Д.П. Маковицкого: В 4 кн. М., 1979 (ЛН. Т. 90, кн. 1-4); Маковицкий Д.П. Яснополянские записки // ЯП. сб. Год 1960. Тула, 1960.

 Л.Г. Гладких

МАКОВСКИЙ Владимир Егорович (1846-1920) – художник. Вся его жизнь связана с Москвой, с московским Училищем живописи, ваяния и зодчества, одним из основателей которого был его отец Е.И. Маковский. Училище закончил в 1866 г. с большой серебряной медалью за картину «Литературное чтение» (ГТГ). С именем Маковского В.В. Стасов связывал продолжение в русской живописи традиций П.А. Федотова и В.Г. Перова. В 1882 г. Маковский стал старшим преподавателем в училище, заменив умершего Перова.

Маковский был хорошо знаком с Толстым, часто бывал в его доме в Хамовниках. «Сидели у нас Прянишников и Маковский, — писала Толстому 3 октября 1883 г. С.А. Толстая. – Было очень весело, приятно скорей. Разговор ни на минуту не умолкал» (Толстая С.А. Письма к Л.Н. Толстому. М.; Л., 1936. С. 237).

Толстой интересовался творчеством Маковского, иногда именно на примере его картин высказывал своё отношение к содержанию и целям живописных произведений, говорил об их влиянии на зрителя; так, Н.Н. Ге 18 декабря 1890 г. он писал: «Чертков просил написать или поправить тексты к картинам, и представьте, что, попытавшись это исполнить, я убедился больше чем когда-нибудь, что эти выбранные лучшие по содержанию картины – пустяки. <...> Хоть “Осуждённый” <картина В. Маковского «Осуждённый», 1879 г. ГТГ. — Н.З.> или “Повсюду жизнь” <картина Н. Ярошенко “Всюду жизнь”, 1888 г. ГТГ. – Н.З.> очень хорошие картины, но не нужные, и нечего писать о них. Всякий, взглянув на них, получит своё какое-либо впечатление, но одного чего-нибудь ясного, определённого она не говорит, и объяснение суживает значение её, а углублять нечего» (65: 210). В это время Толстой и В. Г. Чертков напряжённо работали над выпуском книг для народа в издательстве «Посредник». Предполагалось выпустить сериями ряд лучших картин русских художников с подписями Толстого. В число картин, отобранных издательством, вошли и картины Маковского. Тогда, в первой половине 1880-х гг., идея народного книгоиздательства волновала многих писателей, общественных деятелей, художников. И именно Маковский в декабре 1884 г. независимо от Черткова обратился к Толстому по делу издания книг для народа. «Вчера, едучи на железной дороге, — писал Толстой Черткову, — встретил Маковского. Он говорил, что ему нужно меня видеть по делу, точно такое же, как ваше. Я пока доволен» (85: 126).

Позднее картинам Маковского Толстой стал отдавать предпочтение для издания их в «Посреднике»: «В картинах он настаивал, — замечал в своём дневнике В.Ф. Лазурский, — чтобы брали больше из Маковского; хвалил мальчика с калачом <“Свидание”, 1883 г. ГТГ. — Н.З.>, говорил, что это трогательно и глубоко...» (ТВС. 2. 70).

 

 Н.В. Зайцева

МАКСИМОВ Сергей Васильевич (1831-1901) — писатель, этнограф. Занимался изучением быта и творчества (песен, сказок, преданий), особенностей речи народов России. В своих очерках Максимов описывал и систематизировал увиденное.

Литературную известность принесла Максимову в 1854 г. его книга очерков «Крестьянские посиделки в Костромской губернии» (эта губ. была родиной автора). В 1855 г. он совершил своё первое путешествие: пешком прошёл по Владимирской и Вятской губ. – итогом стала книга «Лесная глушь» (1871). Потом начался 14-летний период экспедиций Максимова: в 1850-е гг. — на север, в район Белого моря и Ледовитого океана (книга «Год на Севере», 1859), в 1860-е – на Амур и в Манчжурию, по берегам Каспия, в район Урала и в самое дальнее и длительное путешествие — по Сибири (большая книга «Сибирь и каторга», при жизни автора было три издания: 1871, 1891, 1901 гг.).

  Максимова-писателя интересовала не одна этнография. Он обращал внимание и на социальные различия людей из народа: описанию специфических черт характера и образа жизни странствующего люда посвящена его книга «Бродячая Русь Христа ради» (1877), земледельческое хозяйство и

 

298

 

торговля изображены в книге «Куль хлеба и его похождения» (1873). Но самый большой срез русской жизни у Максимова – каторга: быт и нравы заключённых, каторжан, ссыльнопоселенцев, т.е. всех, кто по тем или иным причинам (есть там и невинно осуждённые) оказался вне условий обычной жизни. В своих книгах Максимов не ограничивался только учёными изысканиями (этнографическими наблюдениями, статистикой), но и выступал как писатель. Он вводил в свои очерки истории и сценки из народной жизни, живые подробности быта, сказки, пословицы и поговорки, народные песни, передавал даже фонетические особенности разных говоров. А в «Сибири и каторге» приведены характерные черты и словечки блатной речи, тюремные песни, рассказано о взаимоотношениях каторжан.

   Толстой был знаком с книгами Максимова, высоко ценил их, даже использовал отдельные эпизоды из его книг для своих произведений. В 1874-1875 гг., работая над «Новой азбукой», в рассказ «Эскимосы (описание)» в «Первой русской книге для чтения» он включил сведения из книги «Год на Севере». Источником толстовского рассказа «За что?» послужила история из книги «Сибирь и каторга»: здесь Толстой нашёл «чудные сюжеты» -- об этом говорит запись в дневнике 22 января 1906 г.: «Вчера и третьего дня писал рассказ из Максимова». В те дни Д.П. Маковицкий записал разговор Толстого с С.А. Стахович: «Читали вы Максимова знаменитую книгу “Сибирь и каторга”? Историческое описание ссылки, каторги до нового времени. Прочтите. Какие люди ужасы делают! Животные не могут того делать, что правительство делает» (ЯПЗ. 2. С. 37). В рассказе «За что?» героиня названа, как и у Максимова, Альбиной Мигурской.

 М.Е. Суровцева

МАЛЬЦОВ (Мальцев) Сергей Иванович (1810-1893) – тесть князя Л.Д. Урусова, друга Толстого. Заводчик, помещик, генерал.

В молодости служил в Кавалергардском полку. Владелец известного Дятьковского хрустального завода в Брянском уезде Орловской губ. и там же чугунолитейного завода в селе Людинове. Встречался с Толстым в Туле в 1884 г. Владел имением Симеиз в Крыму, где в марте 1885 г. несколько дней гостил Толстой, сопровождавший в Крым больного Урусова: по пути в Симеиз он посетил оба завода Мальцева и 8 марта писал С.А. Толстой: «Я ныне уж был на стеклянном заводе и видел ужасы, на мой взгляд. Девочки 10 лет в 12 часов ночи становятся на работу и стоят до 12 дня, а потом в 4 идут в школы, где их по команде учат: ус, оса, оси и т.п. Здорового лица женского и мужского увидать трудно, а измождённых и жалких - бездна» (83: 488).

В другом письме жене Толстой так характеризовал Мальцова: «Старик Мальцов очень самодоволен и бестолков. Тип старого генерала и старого помещика. И поддакивать ему совестно, и противоречить невозможно, потому что он не в силах понимать. Мне тяжело у него» (83: 499).

В 1894 г. Толстой обращался к Н.В. Давыдову с просьбой походатайствовать о более внимательном рассмотрении дела крестьянина В.П. Золотова, обвиняемого в поджоге леса в имении Мальцова.

 В.М. Бокова

 

 

МАРКОВ Евгений Львович (1835 — 1903) — публицист, писатель, критик; увлекался практической педагогикой. В начале 1860-х гг. был учителем, затем инспектором гимназии в Туле, где познакомился с педагогической деятельностью Толстого. Свои взгляды и оценки представил в статье «Теория и практика яснополянской школы» с подзаголовком «Педагогические заметки тульского учителя» (Русский вестник. 1862. № 5). Марков писал: «Яснополянская школа бесспорно лучше всех народных школ, мне известных. <...> Причина в её исключительно счастливом положении; школа эта составляет предмет горячей заботливости образованного, талантливого и вполне обеспеченного человека. <...> Он предаётся ему с вдохновением художника и разрабатывает его всею силой своих практических способностей и знаний». Но, признавая одарённость Толстого, Марков категорически не разделял его педагогических убеждений: «Мне кажется, что гр. Толстой находится в некотором самообольщении; <...> он действует под влиянием заранее составленных взглядов, и притом взглядов той самой педагогии, которую в теории отвергает. <...> Полная свобода школы, как он её понимает, невозможна, а если возможна, то вредна».

В 1865 г. Марков дебютировал как литературный критик со статьёй «Народные типы в нашей литературе», посвящённой повести Толстого «Казаки» (Отечественные записки. Кн. 1 - 2), где давал весьма высокую оценку повести, прослеживая развитие характеров главных героев, доказывая их типичность и жизнеспособность. Статья, правда, завершалась резким выпадом против толстовской идеи превосходства необразованного сословия: «Единицы же,

 

 

 

 299

 

составляющие народ, т.е. мужик, солдат, баба и пр., со всеми их достоинствами, стоят всё-таки ниже образованного сословия со всеми его недостатками, что бы на этот счёт ни думали сторонники гр. Толстого и Ж.-Ж. Руссо».

 

 Г.Г. Коростина

МАРКС Адольф Фёдорович (1838 – 1904) – известный российский издатель и книгопродавец, владелец типографии и глава издательской фирмы «А.Ф. Маркс». Родился в Штетине (Германия); в С.-Петербург приехал в начале 1860-х гг.; до 1865 г. служил приказчиком немецкого отдела в книжном магазине М.О. Вольфа. Первые собственные издания Маркса появились на рубеже 1860-1870-х гг. Это были собрания сочинений и отдельные произведения русских и иностранных писателей, в т.ч. современных. Увеличивая тираж, Маркс стремился сделать книгу дешевле, а значит, доступнее для читателя. Им были изданы полные собрания сочинений Н.В. Гоголя, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, Д.В. Григоровича; его фирма выпустила с роскошными иллюстрациями «Фауста» И.-В. Гёте в переводе А.А. Фета, «Потерянный рай» Дж. Мильтона и др.

Важную роль в русском книгоиздательстве сыграли основанный Марксом еженедельный журнал «Нива» (1870-1917) и издание бесплатных приложений к нему (в виде собраний сочинений), что служило широкому распространению произведений лучших современных русских, а позднее и европейских писателей.

12 октября 1898 г. Толстой заключил с Марксом соглашение об издании своего нового романа «Воскресение» (Маркс посоветовал автору называть своё сочинение не «повестью», а «романом»). За право первого печатания «Нива» обязалась платить автору по 1000 рублей за печатный лист (35 000 знаков). Первые главы «Воскресения» вышли в № 11 журнала «Нива» 13 марта 1899 г. В 1900 г. Маркс выпустил два отдельные издания романа «Воскресение».

На протяжении всего времени печатания романа между Толстым и издателем была налажена тесная связь; «пакеты с корректурами» из Ясной Поляны посылали в Петербург с «багажными кондукторами»; велась оживлённая переписка, посредством которой решались многие вопросы, связанные с цензурой, иллюстрированием, сроками выхода глав, координацией с зарубежными изданиями и др. В письмах к Марксу Толстой сообщал текстовые замены, дополнения, сокращения, исправлял ошибки... В.Г. Чертков обвинял Маркса в коварстве, когда тот сознательно тормозил издание романа в Европе, на что Толстой возражал, считая что Маркс «не коварен, а груб и глуп» (88: 166). Гонорар, полученный за роман «Воскресение», Толстой передал на переселение духоборов в Канаду.

 Н.И Бурнашёва

 

 

МАРКС Карл (1818-1883) – немецкий политик, философ, политэконом. Идеолог социалистического рабочего движения, автор «Манифеста коммунистической партии». В начале 1880-х гг. Толстой обратился к произведениям Маркса. В истории это время зарождения русского марксизма, в биографии Толстого — период работы над статьёй «Так что же нам делать?». В вариантах статьи Толстой указывал, что у него было в прежние годы, по крайней мере, три момента, когда он увлекался чтением сочинений по политэкономии ряда авторов, в т.ч. и Маркса, и теперь он снова «обратился к этой науке и к живым представителям её и к её писателям» для разрешения волновавшего его вопроса. В дневниках Толстого конца 1880 — начала 1890-х гг. не раз встречается имя Маркса. В библиотеке писателя собралось немало книг, касающихся политэкономии и марксизма. В таких книгах, как «Социальная эволюция» Б. Кидда или «The encyclopedia of social reform», есть много материалов о Марксе, дана высокая оценка его работам, помещён разбор «Капитала».

Интересовали Толстого и статьи о марксизме в русской периодике. В 1895 г. беседуя с легальным марксистом В.А. Поссе о его мировоззрении, Толстой сказал: «Меня вот все упрекают <...> что я пишу о том, как лучше устроить жизнь, не зная экономической науки, не зная, что сказал и что открыл Карл Маркс. Ошибаются. Я внимательно прочёл “Капитал” Маркса и готов сдать по нему экзамен» (ТВС. 2. С. 252).

Второй раз Толстой взял в руки «Капитал» тоже в определённых творческих целях: в связи с работой над статьёй «Рабство нашего времени», на рубеже 1890-1900-х гг. К этому времени в толстовской библиотеке появились третье немецкое издание «Капитала» (Гамбург, 1883) и русский перевод книги. Несомненно, интерес писателя к Марксу был в то время закономерен, и появление в доме Толстого «Капитала» не случайно. А потому важен факт пристального внимания писателя к книжке в 200 страниц «Экономическое учение Карла Маркса» (Изложение и критический разбор Л. Слонимского. СПб., 1898). Толстой сделал много помет преимущественно в цитируемых текстах Маркса или в отрывках с изложением их. Он отчеркнул

 

 

300

 

здесь свыше 300 строк, иногда отмечая целые страницы. Многие отмеченные фразы имеют смысловые параллели в текстах толстовских статей тех лет, в частности в работе «Рабство нашего времени».

Широкое цитирование «Капитала» Маркса (по 2-му русскому изданию) встретил Толстой на страницах книги Н. Кабардина «О русских нуждах». 3 июля 1900 г. гостивший в Ясной Поляне А.Б. Гольденвейзер записал в дневнике: «Лев Николаевич хотел эпиграфом к своей новой работе “Рабство нашего времени” взять изречение Маркса о том, что, с тех пор как капиталисты стали во главе рабочих классов, европейские государства потеряли всякий стыд». Толстой, однако, не сделал это изречение эпиграфом, но в текст VIII главы статьи был намерен внести отрывок, отмеченный им на с. 786 немецкого издания «Капитала» и специально выписанный. Впоследствии он встретил этот текст в русском переводе в книге Кабардина и включил его в свою статью. Позднее этот вариант был отложен Толстым. Но в статью вошла другая цитата из «Капитала», в точном изложении по книге Кабардина: «Сельское население сначала насильственно обезземеливали, — говорит К. Маркс, — изгоняли и доводили до бродяжничества, а затем, в силу жестоких законов, его пытали, клеймили калёным железом, наказывали плетьми с целью подчинить требованиям наёмного труда» (34: 157-158). Единственное отклонение от текста Маркса, допущенное здесь Толстым, — введение слов: «говорит К. Маркс».

Осенью 1899 г. Толстой ввёл в пятую редакцию текста романа «Воскресение» фразу о том, что Богодуховская, сойдясь с народовольцами, «прочла “Капитал” Маркса и решила, что она должна работать для революции» (33: 220). Эта деталь в последних рукописях романа была перенесена Толстым в характеристику представителя революционного марксизма из рабочих Кондратьева: «Он теперь изучал первый том Маркса и с великой заботливостью, как большую драгоценность, хранил эту книгу в своём мешке» (32: 395).

Лит.: Брейтбург С.М. Лев Толстой за чтением «Капитала» Маркса. М., 1935; Архангельская Т.Н. Л.Н. Толстой за чтением литературы о марксизме в 90-е годы // Пузин Н.П., Архангельская Т.Н. Вокруг Толстого. Тула, 1988.

 

 Т.Н. Архангельская

МАРТЫНОВ Александр Евстафьевич (1816-1860) – русский актёр, в 1836 г. был зачислен в труппу Александринского театра в Петербурге. С приходом Мартынова театр вступил в новую эпоху своего существования. В его репертуаре помимо водевилей появились постановки пьес Н.В. Гоголя, позже А.Н. Островского, И.С. Тургенева. В театральной среде ходили легенды, связанные с именем Мартынова, от восторженных до анекдотических. Артисты говорили: «Мартынов сделал в театре революцию»; «мы все живём Мартыновым». На спектаклях с его участием зрители устраивали овации.

Знакомый Толстого, А.А. Стахович, любитель театра, сообщает, что впервые Толстой увидел Мартынова на сцене в 1840-х гг. в Казани. Актёр исполнял роль Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, спектакль был поставлен в сезон 1843/44 гг. По утверждению Стаховича, Мартынов «был первым великим актёром», которого видел Толстой. Театровед А.М. Брянский записал воспоминания об игре Мартынова, которыми поделился с ним Толстой: «Мартынов был первым настоящим Хлестаковым, которого до него все изображали или шутом гороховым, или человеком бывалым, себе на уме... У Мартынова Хлестаков был действительно сосулькой, тряпкой, которого только в паническом страхе можно было принять ”за важную птицу” и которого лишь неожиданный случай заставил взять на себя роль ревизора». По мнению Толстого, не могло быть «лучшего исполнения и более верного понимания Хлестакова».

В Петербурге в 1855 г. Толстой дважды видел Мартынова на сцене. В Александринском театре была поставлена пьеса И.С. Тургенева «Завтрак у предводителя», где актёр исполнял роль Мирволина. Опираясь на репертуарную сводку театра, можно предположить, что Толстой был на спектакле 21 ноября 1855 г. О другой роли Мартынова сохранилось ещё одно воспоминание. В декабре 1855 г. вместе с другими писателями из круга журнала «Современник» Толстой смотрел в Александринском театре пьесу А.А. Потехина «Чужое добро в прок не идёт», где Мартынов исполнял роль Михайлы. Толстой рассказывал Стаховичу, «как верно оттенил Мартынов тяжёлое, непривычное для мужика, опьянение ромом»: до этого «“Мишенька” пил только водку и вдруг угостился ромом... ошалел и в неистовстве дошёл до бешенства и до решения убить отца». После этого спектакля Толстой предложил литераторам дать в честь Мартынова ужин.

Торжественный обед, устроенный писателями в честь Мартынова, состоялся спустя несколько лет - 10 марта 1859 г. В ИР ЛИ (Пушкинский дом) в Петербурге

 

 

301

 

сохранилась записка-автограф Тургенева, адресованная Мартынову, с приглашением на обед: «Любезнейший Александр Евстафьевич, ждём Вас обедать завтра в 4,5 ч. Вместе с г. Чернышёвым...» К этому же событию относится предложение в письме Толстого к журналисту С.С. Громеке 10 марта 1859 г.: «Я пишу от Тургенева. Вам предлагают место на обеде Мартынова за 10 р. в половине пятого у Дюссо».

В журналах и газетах за март 1859 г. были опубликованы отчёты и заметки, посвящённые обеду, устроенному литераторами. Собравшиеся писатели торжественно увенчали приехавшего артиста лавровым венком, ленты которого поддерживали Л.Н. Толстой и И.А. Гончаров. Мартынову преподнесли адрес, подписанный всеми присутствовавшими (адрес хранится в Петербургском гос. театральном музее). Толстой позже признавался Стаховичу, что был разочарован Мартыновым-собеседником, но одновременно подчёркивал особое впечатление, которое производило «подвижное и выразительное» лицо актёра.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!