С.А. и Л.Н. Толстые в Ясной Поляне. 43 страница



  Одна из красивейших книг яснополянской библиотеки — прижизненное издание исторической хроники Дюма «Наполеон». В книге имеется единственный след чтения: загнут и разогнут нижний уголок на странице с описанием бегства наполеоновской армии после пожара Москвы, где приводится отрывок из воспоминаний Рене Буржуа. Изданная в 1840 г., книга о Наполеоне имеется в списке книг, которыми Толстой пользовался во время работы над «Войной и миром».

  Толстой был младшим современником Дюма. Личных контактов между ними не было, хотя они могли бы познакомиться, может быть, даже дважды, когда Толстой был во Франции и во время путешествия Дюма в России. В 1860 г. во Франции Толстого и Дюма мог познакомить И.С. Тургенев, в России - Д.В. Григорович. Когда Дюма в 1858 г. с триумфом приехал в Россию как гость аристократа графа Г.А. Кушелева- Безбородко, то Толстой с ним «разминулся во времени и пространстве» всего на несколько месяцев. В книге «Impressions de voyage en Russie» («Путевые впечатления в России») имя Толстого упоминается.

  Толстой много читал Дюма, ценил его «искусство занимательности». В 1868 г. в разговоре с консулом Скайлером он сказал совершенно изумлённому американцу, что высоко ценит романы Дюма и «каждый романист должен знать его сердцем. Интриги у него чудесные, не говоря об отделке; я могу его читать и перечитывать», — откровенно признался писатель (Бирюков. I. С. 225).

 

 

195

 

Лит.: Полосина А.Н. Александр Дюма (По материалам яснополянской библиотеки) // Лицей на Пушкинской. Тула, 1998. №№ 8-10. С. 141-147.

 

 А.Н. Полосина

 

  ДЮМА Александр (Дюма-сын; 1824—1895) — французский писатель, сын известного романиста. Злободневность моральных проблем, поставленных Дюма-сыном, вызывала большую общественную полемику. В романе «Дама с камелиями» (1848), переделанном в пьесу (1852), он, переосмысляя тему реабилитации куртизанки, в дальнейшем отказывался от её оправдания. В брошюре на тему супружеской неверности «Мужчина-женщина» писатель доказывал, что надо убивать неверных жён, ибо они угрожают семье и государству, и требовал права на развод как единственное средство упрочения семьи и нравственности. Психологическая драма «Diane de Lys» (1851) внушена поездкой в Россию за увлёкшей его дамой.

Первое произведение Александра Дюма-сына, которое Толстой прочёл во время путешествия во Францию, был роман «Dames aux perles» «<Дама в жемчугах»> (Paris , 1854): «Читал Dames aux perles. Талант, но грунт, на котором он работает, ужасен» (47: 124) — запись в дневнике 20 апреля 1857 г.

1 марта 1873 г. в письме Т.А. Кузминской Толстой сообщил, что его поразила книга Дюма «L ’Homme-femme» <«Мужчина - женщина»> (Paris, 1871): «Нельзя ждать от француза такой высоты понимания брака и вообще отношения мужчины к женщине». Книга написана как ответ на статью Анри д’Идевиля , напечатанную в парижской газете «Soir». Поводом для ответа Дюма послужил нашумевший судебный процесс об убийстве мужем изменившей ему жены. Точка зрения Дюма-сына на брак — строго традиционная. Брак — освящённое Богом установление, в котором мужчина является как бы выразителем Божественной воли, ответственным за судьбу женщины. Женщина — лишь орудие в руках мужчины, отражение его творческой силы. Брак своей конечной целью имеет усовершенствование человеческой жизни на основе высокого нравственного идеала. Женщину, нарушившую супружескую верность, мужчина, по мысли Дюма, должен стараться всеми мерами воздействия вернуть на путь целомудренной жизни, но если это оказывается невозможным, её следует убить. В этой связи имя Дюма упоминается в вариантах романа «Анна Каренина». В окончательном тексте романа женский вопрос решается на уровне равноправия, а тема, затронутая в черновом варианте, была развита впоследствии в повести «Крейцерова соната».

  23—25 июня 1893 г. Толстой сообщил сыну Л.Л. Толстому, что написал маленькую статью «по случаю двух противоположных и очень характерных писем Золя и Дюма», вырезки которых ему прислал редактор парижского журнала «Revue des Revues». «Я в статье, — писал Толстой, — подчёркиваю глупость речи Золя и провиденье Дюма и высказываю слегка свои мысли и об науке и о том, что только усвоение людьми христианского мировоззрения спасёт человечество...» (66: 358). Речь идёт о статье Толстого «Неделание», написанной под впечатлением полемики между Золя и Дюма-сыном, возникшей во французской прессе. Полемику вызвала речь Золя, обращённая к студентам, и письмо Дюма-сына редактору газеты «Gaulois», которое Толстому очень понравилось. По мнению Толстого, в речи Золя нашла своё выражение «мёртвая сила инерции, стремящаяся удержать человечество на раз избранном им пути», а в письме Дюма - «живая сила разума, влекущая его к свету».

Письмо «даровитого, умного» (36: 356) писателя Дюма «о грядущем торжестве любви человеческой жизни» в сокращении процитировано в XV главе статьи Толстого «О значении русской революции». В сокращённом виде оно приведено в «Круге чтения».

По семейной традиции в доме Толстых афоризмы и мысли из «Круга чтения» читали вслух. Так, 21 апреля 1908 г. читали отрывок из письма Дюма-сына. Толстой заметил: «Он искренен, самобытно мыслящий» (ЯПЗ. 3. С. 69). То же повторилось через год: 22 апреля 1909 г. Толстой дал М.С. Сухотину «прочесть вслух из “Круга чтения”» полюбившийся отрывок из письма Дюма «и слушал с восторгом, тронут» (там же. С. 391). А 2 января 1910 г. он сам читал вслух парижскому журналисту Рене Маршану те же мысли Дюма-сына из «Круга чтения», которые записаны под этой датой.

Многим приезжавшим к нему французским писателям, журналистам, политическим деятелям Толстой говорил, что «Dumas-fils очень хорош, он определёнен, ясен, замечательно доводит свою мысль до конца, логичен...» (Из бесед Толстого с Полем Деруледом / Неизвестные записи Е.Ф. Юнге // ЛН. Т. 75. Кн. 1. С. 538); что он не был с ним знаком, но читал его и продолжает читать с бесконечным удовольствием; что когда Дюма-сын умер, то испытал такое чувство, словно потерял друга.

  В авторе «Дамы с камелиями» Толстой встретил единоверца, прочёл все теорети-

 

 

196

 

ческие предисловия к его книгам, находил, что они гораздо значительней, чем все пьесы, послужившие для них поводом, что «Мужчина-женщина» — одно из лучших произведений о нравственности. А сам Дюма — истинный художник, ибо выражает чувства, которые изведал сам.

  В яснополянской библиотеке сохранились две книги Дюма-сына: «Diane de Lys» (Paris, 1859) и «La Question du divorce» (Paris, 1880).

 A.H. Полосина

 

 

ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович (1872 - 1929) — русский художественный и театральный деятель, активный пропагандист русского искусства в Западной Европе, открывший миру имена многих выдающихся русских художников, музыкантов, танцовщиков, хореографов. Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета (1896), параллельно некоторое время учился в Петербургской консерватории у Н.А. Римского-Корсакова, занимался живописью, изучал театральное искусство. В 1898 г. Дягилев стал одним из основателей объединения «Мир искусства», в 1899 - 1904 гг. совместно с А.Н. Бенуа редактировал журнал с тем же названием. В 1899- 1901 гг. — редактор «Ежегодника императорских театров». В 1906 г. организовал крупнейшую художественную выставку в Петербурге. Автор работ о художниках Д.Г. Левицком и И.И. Левитане. С 1906-1907 гг. ежегодно организовывал в столицах Европы выставки русских художников, выступления русских артистов, симфонические концерты – так называемые «Русские сезоны за границей», более 20 лет представлявшие лучшие образцы русского искусства и ставшие провозвестниками нового искусства XX в. В 1911 г. создал труппу «Русский балет Дягилева» (существовала до 1929 г.).

Ещё в университете Дягилев интересовался творчеством Толстого. Когда в начале 1890-х гг. в связи с тяжелейшей засухой прозвучал на всю Россию призыв писателя о помощи голодающим крестьянам, студенты Петербурга решили собрать средства для крестьян пострадавших от засухи районов. Дягилев со своим двоюродным братом Д.В. Философовым приняли в этой акции живое участие и вызвались отвезти собранные деньги в Москву лично Толстому. Так студент-юрист Дягилев 16 января 1892 г. появился в московском доме Толстых в Хамовниках.

После этой встречи он отправил Толстому письмо, узнав о травле писателя, инициированной газетой «Московские ведомости» из-за публикации в Англии статьи «О голоде». Толстого обвинили в «пропаганде самого крайнего, самого разнузданного социализма», призыве к «социальной революции». Дягилев не верил, что проповедующий непротивление злу насилием Толстой мог призывать к революции, используя иностранную прессу для решения дел в России. Будущий юрист просил писателя разъяснить смысл резких нападок газеты. Толстой ответил Дягилеву, что никаких писем в английские газеты не писал, что «Московские ведомости» исказили смысл его работы и «говорить о самодеятельности народа в смысле экономическом» ему никогда бы не пришло в голову. В заключение Толстой писал: «Очень рад был узнать о том, что вы так верно понимаете меня. (Впрочем, не совсем верно, если могли усомниться.) Желаю вам всего хорошего, полюбивший вас Л. Толстой» (ЛН. Т. 69. Кн. 1. С. 544).

10 апреля 1899 г. Дягилев второй раз посетил Толстого в связи с подготовкой юбилея А.С. Пушкина. Целью визита было пригласить Толстого принять участие в проведении юбилейных мероприятий и желание узнать его мнение «по поводу наступающих пушкинских торжеств». Толстой очень ценил Пушкина, считал его своим учителем («многому я учусь у Пушкина»), но от участия в торжествах отказался, заметив, что «все такие юбилеи совершенно излишни» (Гусев. Летопись. 2. С. 317).

Будучи редактором журнала «Мир искусства», в 1900 г. Дягилев напечатал в журнале работу Д.С. Мережковского «Толстой и Достоевский».

В 1908 г. Дягилев входил в Комитет почина по ознаменованию празднования 80-летия Толстого.

  Общение с Толстым, чтение его сочинений повлияли на формирование личности Дягилева как пропагандиста русской культуры, воплотившего в жизнь идеи Толстого об общедоступности искусства.

 

 А.П. Потапкина

 

197

 

Е, Ё

 

 

ЕГОРОВЫ

Аграфена Яковлевна (1872-?) - ясно­полянская крестьянка. Толстой в декабре 1884 г. описывал жене свою поездку с кре­стьянскими детьми из деревни Телятинки в Ясную Поляну. Аграфена правила лоша­дью. Дети рассказывали сказки. Грушка тоже поведала одну очень добрую сказку. От неё и дети подобрели. От Толстого тоже потребовали что-то рассказать.

Иван Васильевич (1883-после 1957) – яснополянский крестьянин. У Толстых про­служил более 20 лет пастухом, конюхом, кучером. Получил прозвище Жига. Час­то сопровождал писателя на прогулках, чи­тал его статьи. Об этом рассказал в «Вос­поминаниях». Смолоду и до старости хоро­шо пел, видимо, за это его называли Ваня-Дрозд. С детства был дружен с детьми Тол­стых, участвовал в общих играх. До конца своих дней Егоров был связан с музеем в Ясной Поляне: охранял усадьбу в дни фа­шистской оккупации, потом восстанавли­вал её.

 

Матвей Егорович (1814-1891) – из потомственных яснополянских крестьян. Кучер у Толстых и ямщик в Туле. Трижды был женат, имел 16 детей, которые часто именовались Матвеевыми (по имени отца). Водил пчёл. Семья зажиточная. В Ясной Поляне он был человеком авторитетным. Толстой в «Дневнике помещика» назвал Егорова «богатым ямщиком». В «Записках христианина» вновь упоминал его в числе исправных мужиков деревни. В 40-80-е гг. Егоров 33 раза был восприемником и пору­чителем в яснополянских семьях.

12 марта 1861 г. С.Н. Толстой писал брату, находившемуся в Европе: «...у нас теперь время интересное: манифест о воле прочитан, народ ещё ничего хорошенько не расчухал <...> народ ничего ещё не по­нимает, что там написано...» С.Н. Толстой предлагал яснополянским крестьянам «объяснить им кой-что, но никто не по­желал этого» и, сколько тот мог понять из «речей» тех самых крестьян, в т.ч. и Мат­вея Егорова, «то выходит, что нечего, мол, о пустяках толковать, а что будет, про то мы и сами узнаем от попа либо от целоваль­ника, а то от тебя, окромя пустяков, ждать нечего» (ПТСБ. С. 237).

Судьба Егорова осложнилась в конце жизни. Рано умер сын Яков, оставив боль­шую семью. Толстой часто бывал у него в доме, чтобы поддержать старика. Матвей больше всего сокрушался тем, что дом оставался без хозяина.

Пётр Филиппович (1866-после 1924) – яснополянский крестьянин. Учился в шко­ле Толстых в 70-х гг. Толстой отрядил его вместе с Н. Минаевым продавать книги по окрестным деревням. Но дело не очень по­шло: ребят обокрали; дело пришлось оста­вить.

Пётр одним из первых подписал у Толстых «Согласие против пьянства». Дружил с детьми Толстых. Вместе отдыха­ли и читали. Мальчишкой был драчлив, но быстро мирился.

Одним из первых среди яснополянцев написал воспоминания о Толстом. В 1920 г. по поручению крестьян Ясной Поляны вме­сте с И. Кондауровым в Москве хлопотал об освобождении А.Л. Толстой из заклю­чения по обвинению в деле «Тактического центра». Дошли до Председателя ВЦИКа М.И. Калинина, и АЛ. Толстую освободили.

 

Филипп Родионович (1839-1895) – яснополянский крестьянин, прослужил у

 

 

198

 

Толстых более 30 лет. И.М. Ивакин, домаш­ний учитель старших сыновей Толстого, рассказывал в своих «Записках»: «Вот, ес­ли идти дорожкой от господской конюшни, изба Филиппа Родивоныча. В моё время он ещё служил кучером — ездил раз или два в неделю, а то случалось и больше, в Тулу за покупками, почтой, гостем. Сколько бы­вало ему разных поручений от графини, детей, учителей, гувернанток, дворовых: кому письмо опустить, кому купить пря­ников, кому лекарства или чаю четвёртку и т.д. Филипп ничего не забывал, всё испол­нит, бывало, в точности. Когда умер управ­ляющий Ясной Поляной Алексей Степаныч <Орехов, умер в 1882 г. - Н.Ш.>, быв­ший с графом ещё в Севастополе и носив­ший ему судки с супом на батареи, сан управляющего был передан ему. Филипп и тут сумел быть на высоте призвания» («Неизвестный Толстой. В архивах России и США». М., 1994. С. 94-95)

 

Н.И. Шинкарюк

 

ЕЛИСЕЕВ Андриан Павлович (1869 - 1937) – служил кучером у Толстых в 1905— 1919 г., возил почту. Часто бывал с Тол­стым на прогулках, возил его в гости, по окрестностям и по делам в Тулу. В доме Елисеева была открыта народная библио­тека в честь 80-летия Толстого.

Елисеев отвозил Толстого в Щёкино в ночь его ухода из Ясной Поляны в октяб­ре 1910 г. После смерти писателя остался в усадьбе. Репрессирован в 1935 г. Расстре­лян в декабре 1937 г.

 

Н.И. Шинкарюк

ЕЛПАТЬЕВСКИЙ Сергей Яковлевич (1854-1933) – врач, писатель, сотрудник журнала «Русское богатство», корреспон­дент и адресат Толстого, лечащий врач Толстого во время его болезни в Крыму.

Елпатьевский родился в селе Новосёлка-Кудрино Владимирской губ. в семье священника. Окончив Московский уни­верситет (1878), стал земским врачом в Скопинском уезде Рязанской губ. 18 мар­та 1880 г. обвинён в содействии членам партии «Народная воля», сослан в Уфу под негласный надзор полиции. Работал врачом в Благовещенске, в 60 верстах от Уфы. Смело выступал на I-м съезде зем­ских врачей Уфимской губ., за что 11 июня 1884 г. был выслан в Восточную Сибирь без права проживать в городах, где есть средние учебные заведения. Возвратился из ссылки в 1887 г. - в Нижний Новгород, затем переехал в Ялту, где участвовал в по­печительстве о. нуждающихся приезжих больных при Ялтинском благотворитель­ном обществе. В Крыму Елпатьевский продолжал революционную деятельность и в период столыпинской реакции; более года провёл в Петропавловской крепости за статью «Земля и свобода» (1906). Позже много путешествовал по Англии, Франции, Швейцарии, Турции. После Октябрьской революции (1922-1927) — врач-консультант в Кремлевской поликлинике. Продолжал заниматься литературным трудом. Скон­чался в Москве.

Толстой познакомился с Елпатьевским в Гаспре, в имении графини Паниной, куда в сентябре 1901 г. приехал для лечения. Доктор посетил Толстого как представи­тель Ялтинского попечительства о нуждах приезжих больных. При первой встрече Елпатьевский был поражён внешностью Толстого: «Я, конечно, много видел пор­третов Толстого, но такого мужицкого, крестьянского облика я не ожидал встре­тить. Были в старые времена такие старо­сты, бурмистры из крепостных времён. И, очевидно, не мне одному бросался в глаза этот крестьянский облик. Чехов, которому я сообщил своё впечатление, согласился, но сделал поправку — Толстой больше по­хож на десятника-лесника, что мерит в лесу поленницы нарубленных дров» (Елпатьев­ский С.Я. Воспоминания за пятьдесят лет. Уфа, 1984. С. 267). В январе и начале февраля 1902 г. Толстой тяжело болел вос­палением лёгких. В числе врачей, пригла­шённых к нему, был и Елпатьевский. Врачи неотлучно дежурили около Толстого. Не­сколько месяцев, днём и ночью, меняясь с другими врачами, Елпатьевский находился рядом с Толстым. Когда наступало хотя бы маленькое улучшение, они «вели беседы», «сидели у окон дома за чаем»...

25 июня 1902 г. Толстые уезжали из Гаспры: надо было доехать на лошадях до Ялты, а оттуда – на пароходе до Севастополя. Елпатьевский вспоминал: «Я провожал его, когда он уезжал из Ялты. Рубка парохода была полна народа. Толстой увёл меня на корму парохода, мы сидели вдвоём на сло­женных канатах и любовались красивой Ялтой. Туг же на пароходе он взял с меня слово навестить его в Ясной Поляне. В ту же осень я приехал к нему, и первое, чем он меня встретил, - заставил меня при­сесть и сам присел почти до полу и ловко вскочил, лучше меня, видимо наслаждаясь, что его мускулы и кости эластичны, как раньше» (там же. С. 272).

Испытывая чувство искренней симпа­тии к Толстому, Елпатьевский не всё при­нимал в его позднем творчестве. После ужина Толстой предложил прочитать два своих новых рассказа. Один из них - ле­

 

 

199

 

генда «Разрушение ада и восстановление его», над которой он работал с 1 ноября 1902 г. до конца года и которая была за­думана как иллюстрация к статье «К ду­ховенству». Позднее Елпатьевский писал: «Напечатанный рассказ значительно разнится от того, что Толстой тогда читал мне, очевидно, он после работал над ним. Мне не понравился рассказ, и осторожно, со всей деликатностью, но и с полной искрен­ностью, я высказал своё мнение» (там же).

Елпатьевский пробовал себя и на писа­тельском поприще. Он подарил Толстому несколько своих сочинений: книги «Рас­сказы и очерки», СПб., 1899; «Очерки Си­бири». М., 1893; в 1910 г. только что вышед­шую книгу «За границей» (СПб). Эти кни­ги (две из них с автографами) сохранились в яснополянской библиотеке писателя.

20 июля 1903 г., беседуя с П.А. Сер­геенко, Толстой сказал о Елпатьевском-пиеателе: «Человек — ничего, но таланта нет, и разница между ним и Чеховым та, что, читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, вос­хищаюсь, а читая Елпатьевского, ничего не испытываю. Вот определение таланта» (ЛН. Т. 37-38. С. 554).

Известно одно письмо Толстого к Елпатьевскому, в котором он просил крым­ского врача помочь больной туберкулёзом девушке из Харькова. Елпатьевский заве­рил писателя, что его просьба будет выпол­нена.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!